Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический дар М.Т. Семеновой
Марина Тимофеевна Семенова (1908-2010) – балерина, открывшая новую эру в развитии классического балета. Образ русской женщины – величавой, темпераментной, но вместе с тем сдержано спокойной – всегда присутствовал на сцене, когда танцевала Семенова. Марина Тимофеевна родилась в Петербурге в бедной многодетной трудовой семье. Ее детские и юношеские годы пришлись на время самых тяжелых испытаний голодом, холодом, войной и разрухой. «Когда худенькую невзрачную девочку привели поступать в балетную школу, ее не хотели брать. Но тогда в приемной комиссии находился премьер Мариинского театра Виктор Александрович Семенов, только что получивший повестку о призыве в армию. Когда он услышал, что фамилия девочки Семенова, то настоял, чтобы ее приняли в школу: «если вдруг со мной что-либо случится, пусть в балете останется фамилия Семенова».[74] Спустя годы Виктор Семенов стал мужем своей однофамилицы балерины Марины Семеновой и ее театральным наставником. Окончила училище по классу А.Я. Вагановой в 1925 г., которая отметила исключительные данные девочки и назвала ее «лучшей из лучших». Еще в училище Семенова танцевала в концертах сначала маленькие номера, а затем главные партии. В выпускном спектакле танцевала в балете «Ручей». Свою первую партию Марина Семенова станцевала в тринадцатилетнем возрасте. Это был одноактный балет Льва Иванова «Волшебная флейта». И все же настоящим сценическим дебютом балерины Семёновой следует считать ее выступление в балете «Дон-Кихот». В вечер премьеры вместе с юной Семёновой на сцену вышла великолепная Викторина Кригер – прославленная балерина Большого театра. Марина Семенова обладала выдающимися данными для классического танца: высокий рост, статная горделивость, высокая шея, идеальная стопа и форма ноги, плавная округлость рук, красивое лицо со славянскими чертами. Техника танца балерины была совершенной во всех отношениях: великолепный прыжок, хороший апломб, искрометный бег на пальцах. При этом Семеновой превосходно удавались народные, характерные, эксцентрические танцы. В труппе Ленинградского театра оперы и балета Марина Семенова сразу заняла положение ведущей балерины. В ее репертуаре были такие партии, как Одетта-Одилия, Никия, Аврора, Раймонда, Жизель, Царь-девица. Она считалась лучшей Никией в «Баядерке», которой она дебютировала в Большом театре. Этой ролью танцовщица показала непревзойденный уровень технического совершенства. Семенова танцевала в «Барышне-крестьянке», «Пламени Парижа», «Медном всаднике», «Тарасе Бульбе», в которых с легкостью преодолевала все технические трудности и совершенствовала исполнительство от спектакля к спектаклю. Семенова стала одной из первых советских балерин, которая отправилась на гастроли за рубеж. В 1935-1936 гг. по приглашению Сержа Лифаря, руководителя балетной труппы Парижской национальной оперы, балерина выступила на сцене этого знаменитого театра. Три раза она выступила в «Жизели» и три раза в программе, включавшей фрагменты балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Шопениана», а также участвовала в благотворительном концерте в пользу артистов балета – ветеранов Парижской оперы. Примечательно, что партнером Семеновой во время гастролей в Париже стал сам Серж Лифарь. Марина Тимофеевна пять лет отдала ленинградской сцене (1925-1930 гг.) и более двадцати – сцене московского Большого театра. Она завершила исполнительскую деятельность в 1952 г., перейдя на педагогическую работу. Следует отметить непревзойденный талант Семеновой как педагога: в ее класс стремились попасть многие солисты, и если им это удавалось, они считали себя счастливчиками. Семенова требовательна, бескомпромиссна – угадывается преемственность манеры А.Я. Вагановой. Но ученица смогла методически развить приемы педагога. Семенова ряд лет преподавала в Московском академическом хореографическом училище, длительное сотрудничество ее связывало с кафедрой хореографии ГИТИСа, где она возглавляла педагогическое отделение. А с Большим театром сотрудничество никогда не прерывалось. Ученицами Семеновой считают себя такие выдающиеся артистки, как Н.И. Бессмертнова, Н.В. Тимофеева, Г.О. Степаненко, Н.Д. Касаткина. С 1997 г. она – профессор РАТИ. В 1975 г. балерине было присвоено звание «Народная артистка СССР». В 2003 г. получила Государственную премию России и была награждена призом «Benois de la danse» в номинации «За жизнь в искусстве», в 2004 г. ей вручили премию Президента РФ в области литературы и искусства и премию Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца». Судьба наградила Семенову долгой и плодотворной творческой жизнью. Она народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, Герой Социалистического Труда и профессор хореографии.
|