Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выдающийся педагог классического танца А.М. Мессерер.






Асаф Михайлович Мессерер (1903-1992) – достойный представитель известнейшей театральной династии, к которой принадлежат актеры Азарий и Рахиль Мессереры, танцовщица и педагог Суламифь Мессерер, Майя Плисецкая и сын Асафа, художник Борис Мессерер. Он начал серьезно заниматься классическим танцем лишь в шестнадцать лет, после того как увидел спектакль «Коппелия», невероятно его восхитивший. У юноши были неплохая спортивная подготовка и уникальная природная координация. В частной студии Шаломытовой на Петровке он встре­тился с А.А. Горским, который сразу отметил способности юноши и взял его в стар­ший класс балетной школы при Большом театре. Мессерер за три года (с 1919 по 1921 гг.) преодолел весь курс обучения и стал премьером труппы. Рано пробудился и его педагогичес­кий дар, и уже в 20-е гг. Асаф Мессерер давал уроки классического танца кол­легам.

Мессереру принадлежит заслуга внедрения в практику балетной сцены многих виртуозных комбинаций и движений, ранее не практикуемых в мужском исполнительстве. Именно он открыл дорогу будущим виртуозам балетного танца поколения В.В. Васильева, тем более что все они занимались в его классе – так называемом «звездном классе» солис­тов и солисток Большого театра. Мессерер официально вел «звездный класс» с 1946 г. до самой смерти. У него занимались все солисты Большого балета – от Г.С. Улановой до М.М. Плисецкой (племянница Мессерера).

Свой богатейший педагогический опыт он обобщил в фундаментальном труде «Уроки классического танца», вышедшем в 1967 г., содержа­щем описания оригинальных красивых и рациональных комбинаций. Комбинации Мессерера столь совершенны и эстетичны, что любую из них можно вставить в классический балетный спектакль, выдав за танцевальные фрагменты из шедевров наследия.

Мессерер первым в московском балете проторил дорогу спортивно-виртуоз­ному, а подчас и трюковому мужскому танцу. Он увеличил количество пируэтов, ввел в практику двойнные со де баски, двойные перекидные жете, двойные ассамбле, перекидные жете с фуэте.

В балете «Красный мак» он исполнял, в частности, вставной танец Китайского божка, где содержалась сложнейшая прыжковая комбинация. Она исполнялась трижды в разных направлениях, создавая фантастическое впечатление. В «Медном всаднике» появлялся в роли Конькобежца, в «Бахчисарайском фонтане» танцевал экзотического татарского воина Нурали, в постановке «Саламбо» (редакция И.А. Моисеева) для Мессерера была предназначена партия Фанатика. Большую известность получил номер «Футболист» – миниатюр­ный шедевр Мессерера – танцовщика и сочинителя; он изображал вратаря, владеющего мастерски ударом-батманом, футболиста с характером иронич­ным, остроумным. Партнершами Мессерера в танце были: Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Раиса Стручкова, Суламифа Мессерер (сестра), Ирина Тихомирнова (супруга).

Высокий профессионализм Асафа Михайловича позволял ему легко справляться с задачей хореографа-постановщика. Среди его концертных шедевров были: «Мелодия» К.В. Глюка, «Весенние воды» С.В. Рахманинова, четвертый акт «Лебеди­ного озера» П.И. Чайковского и некоторые другие.

Асаф Михайлович написал замечательную книгу воспоминаний «Та­нец. Мысль. Время», пережившую два издания (последнее – в 1990 г.) и отразившую советскую эпоху в балетном театре.

Имя Асафа Мессерера и понятие «московский балет» — абсолютные синонимы. Ярких звезд, украсивших и развивших хореографическое искусство Большого театра, великое множество. Но не было другого человека, в чьей деятельности на протяжении чуть ли не всего ХХ века это самое искусство концентрировалось бы во всей полноте и фундаментальной основательности. Разработанная Мессерером уникальная система преподавания классического танца до сих пор считается одной из самых интересных и востребованных.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал