Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые технологии и культура






Новейшие виды производства: электроника и информатика, космическое производство, биотехнология, производство услуг и индустрия культуры, приводят к качественному изменению со-вокупной системы производства. Они создают новое отношение общества к природе, так как более приспособлены к требованиям экологической безопасности. Они дают возможность уменьшения роли тяжелой промышленности и массового производства, создавая тенденции его перемещения в менее развитые страны, разукрупнения и диверсификации. Новые виды электронного и информационного производства ориентируются на мелкие серии, требуют высококвалифицированного труда и высоких затрат на оборудование и исследования. Производство становится наукоемким, а наука превращается в ведущую производительную силу.

Производство становится транснациональным, его императив — расширение межгосударственных связей.

От иерархических структур регуляции хозяйственной и общественной жизни совершается переход к сетевым структурам, в которых различные далеко отстоящие друг от друга компоненты вступают в непосредственное взаимодействие друг с другом. В том же направлении действует и переход от национальных экономик к мировой, выражением чего становятся транснациональные компании, совместные предприятия, различные формы глобального взаимодействия хозяйственных структур. Происходит децентрализация производства и не только как процесс территориального рассредоточения, но и как разделение на мелкие единицы, соединенные налаженными системами технологических и информационных связей.

Изменяются и ритмы жизнедеятельности, которые раньше навязывались машинами. Все большее количество предприятий работает по скользящему графику, причем в самых крупных концернах. Результат — повышение производительности труда и антропологизация производства, а вместе с тем — расширение возможностей для повышения квалификации. Растет частичная занятость, что означает и возможность совмещения нескольких занятий и профессий, трудоустройство женщин и молодежи. Значительно расширяется экономика услуг, что приводит и к изменению потребительских привычек: супермаркеты открыты всю ночь, меняется график семейной жизни, распорядок дня и приема пищи и т.д. Огромный масштаб в производстве услуг приобретает туризм, охватывающий многие миллионы людей.

С развитием техники функциональность стала связываться с изменением формы. Техника стала учитывать органические потребности человека, и важное значение приобрел технический дизайн, которому подвергается не только сервисная, но и производственная техника. На новом этапе эстетика обрела в технике новые возможности своего применения, что породило широкие возможности промышленного дизайна.

Информационные и коммуникативные технологии стали наиболее динамичным компонентом производства — как материального, так и духовного, радикально меняющим многие принципы социальности и регуляции общества. Масштабы и темпы «информационной революции» превышают все известные до сих пор в истории сдвиги. Достигаемая на основе компьютерной технологии формализация знаний и накопление данных, а также обеспечиваемый космической связью быстрый перенос информации на огромные расстояния существенно меняют функционирование и

других блоков социальной жизнедеятельности, в том числе экономики и политики.

Для культурологии огромное значение приобретает то обстоятельство, что постиндустриальное общество в некоторых отношениях становится и «постэкономическим», так как в нем наряду с

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 271 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 272 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

сектором производства материальных благ и услуг, который, как и прежде, регулируется рынком, в огромной мере расширяется сектор «производства человека». Этот ранее «третичный» сектор приобретает равноправное, а в ряде отношений и доминирующее значение, сужая сферу рыночных отношений. Духовное производство, общие признаки которого мы выделили в главе III, становится все более определяющим началом в совокупном производстве, подчиняя его структуру, содержание и динамику. Это производство все более поворачивается в сторону «человеческого фактора», который становится и целью и ведущим компонентом. Наряду с прежней частно-корпоративной и индустриально-капиталистической собственностью складывается интеллектуальная индивидуальная и постиндустриальная собственность, измеряемая духовными ценностями. Разрастание сферы «производства человека» приводит к далеко идущей трансформации самого типа совокупного производства. Собственно рыночные отношения в этой приоритетной сфере отходят на второй план, уступая место новым социокультурным факторам: интеллектуальному, творческому и социальному потенциалу личности. Происходит перераспределение расходов на материальное производство в пользу науки, образования, социального обеспечения, здравоохранения и рекреации. Ведущая роль в производстве все в большей степени принадлежит не производственным корпорациям и бизнесменам, а корпорациям исследования и развития, индустриальным и экспериментальным лабораториям, научным центрам и университетам.

Вместе с тем повышается степень самостоятельности каждого функционирующего работника, располагающего своей квалификацией и знаниями как существенным вкладом в процесс произ-водства.

Формирование нового типа человека как носителя постиндустриальной культуры требует огромных затрат: на воспитание детей в семье, на образование, прогрессивные типы социализации и формирования личности. Для этого необходим весь огромный мир культуры — прошлой и современной, но не в качестве незыблемого «наследия», а как предпосылка — и средство — посто-янно идущего духовного производства, основным продуктом которого становится «многомерный человек», способный овладеть миром современных проблем. В интеллектуальной собственности

воплощаются огромные затраты средств, времени и труда, складывающиеся из расходов государства, частных, общественных фондов и собственных усилий человека на самоформирование. Лишь частично эти расходы можно определить в стоимостной форме. По подсчетам американских экономистов, общие расходы на воспитание и подготовку современного работника (молодого человека до 10 лет) составляют приблизительно от 150 до 300 тысяч долларов (в ценах 1981 г.). Что же касается выпускников университетов, то их подготовка обходится примерно в 1 миллион долларов. Исходя из таких расчетов, накопленный человеческий капитал в Америке составляет почти 45 триллионов долларов, что на много превосходит сумму активов всех американских корпораций в 1985 г., которые составляли 12 триллионов 770 миллиардов долларов*.

В конце 80-х гг. сумма ежегодных накоплений человеческого капитала в США оценивалась в 2, 2 триллиона долларов, а вложение капитала в материально-вещественные («опредмеченные») факторы производства составило более скромную цифру — 700 миллиардов долларов.

Это означает, что в постиндустриальном обществе сфера культуры в ее новом состоянии, включая семью, образование, науку, информатику, художественную деятельность, приобретает качественно новую роль, становится все более ведущим сектором производства, его «базисом» и движущей силой.

Это в свою очередь диктует и требования к содержанию остального производства. Содержание труда начинает больше интересовать работника, чем заработная плата, и гуманизация производства становится необходимостью, так как без нее нечего и думать об активизации инициатив и о высоком качестве труда.

Само предпринимательство нередко оказывается не столько средством достижения материального благополучия, сколько способом самореализации индивида и приложения своих способностей.

Все это ведет к перестройке тех основных принципов, которыми ранее руководствовалась западная цивилизация. В их индустриальных универсалиях, распространяющихся на весь мир, в числе основных изменений указывают следующие:

1. Замена стандартизации многообразием и плюрализмом, которые порождаются новыми типами производства, влияют на потребление, политическое поведение, религиозную жизнь, художествен-ные вкусы, соотношение этнических элементов, моду, формы семьи.

* См.: Красильщиков В. Ориентиры грядущего: Постиндустриальное общество и парадоксы истории // Общественные науки и современность. — 1993. — №3.-С. 170.

2. Не только в производстве или в политике, но и в культуре ведущим принципом стала децентрализация структурных и индустриальных связей. Удельный вес столиц падает в пользу многочисленных «периферийных» центров и даже бывшей «глубокой провинции», которая может не только порождать «самородков», но и вмещать в себя научные центры, университеты.

Хотя прежние «культурные столицы» (Париж, Рим, Лондон, Афины, Нью-Йорк и др.) пользуются

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 272 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 273 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

высоким престижем и сосредоточивают в себе самые известные музеи, библиотеки, картинные галереи, издательства, университеты, новейшие сетевые и космические системы информатики обес-печивают распространение знаний, образов и символов по всему духовному полю общества. Это приводит к формированию информационных, а затем и духовных связей, по-иному структурирующих общество.

3. Минимизация все более доминирует над максимизацией или, используя термин О. Тоффлера, «макрофилией», выражавшейся в ставке на увеличенные размеры производства, количественные показатели в технике или уровне жизни. Происходит сокращение размеров предприятий или машин, точность деталей заменяет количество продукции.

4. Падение статуса бюрократизации и иерархизации общества, основанных на поддержании устойчивых и стандартизированных уровней и единиц регуляции, в пользу полифункциональных ячеек, связанных во временные структуры, имеющие целевую и ситуативную связь. Широкая информатизация общества приводит к тому, что прежнее вертикальное деление общества все больше замещается на горизонтальное взаимодействие между самодеятельными группами, непосредственно занятыми решением экономических, социальных, психических, художественных, медицинских или сексуальных проблем.

5. Сокращаются рамки стандартизации в пользу разнообразия, что способствует освоению производством, политикой и культурой локальной специфики. Цивилизация «новой волны» не будет пренебрегать религией, культурой, экологией, сложившимися структурами в угоду единым экономическим моделям. Именно этот принцип даст возможность подключения значительных резервов бывшей периферии и слаборазвитых стран, не ставя перед ними задачу резкого скачка и обременительного развития вдогонку за лидером через имитацию его приемов, структур и достижений.

6. В отличие от индустриального общества, в котором условием развития было вложение огромных средств в базисные отрасли и инфраструктуру (ресурсы, дороги, транспорт, капитальное

оборудование), в новых условиях все большее значение приобретает «человеческий капитал», т.е. подготовленные кадры, владеющие современными технологиями, прежде всего «интеллектуальными технологиями» информатики.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал