Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация спасательных и других неотложных работ
Основными задачами при ликвидации последствий аварий и катастроф на промышленных предприятиях являются: спасение рабочих, служащих и населения, проживающего в районах, примыкающих к этим предприятиям; ведение неотложных аварийно-восстановительных работ. На объекте хозяйствования заранее разрабатывается план мероприятий по ликвидации последствий крупных производственных аварий и катастроф. В нем делается анализ возможной аварийной обстановки с учетом характера производства; определяются: порядок оповещения рабочих, служащих и населения, проживающего вблизи от данного объекта; меры по их защите; силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий аварий и катастроф; порядок взаимодействия с воинскими частями ГО и силами других ведомств; порядок управления и обеспечения действий сил ГО. В зависимости от характера и масштаба аварии или катастрофы руководство силами ГО при ликвидации последствий могут осуществлять либо руководители объектов хозяйствования, на которых произошли события, либо органы власти районов, городов или областей. В особых случаях общее руководство может осуществляться комиссиями по чрезвычайным ситуациям (республики или областей). Руководство работами при ликвидации последствий аварий и катастроф осуществляется с пунктов управления, которые оборудуются на объектах хозяйствования или вблизи от них. Для связи используются проводная система, радио, подвижные средства. Действия сил ГО при ликвидации последствий аварий и катастроф зависят от характера и размеров аварий и катастроф, степени разрушения производственных зданий и сооружений, наличия сил и средств, предназначенных для ведения работ, и других условий. Успех ликвидации последствий аварии или катастрофы зависит от быстроты оценки сложившейся обстановки и своевременного принятия решения, в котором указываются: время, место и характер аварии или катастрофы, выводы из оценки обстановки в образовавшемся очаге разрушения (заражения); порядок привлечения сил и средств для ведения работ по ликвидации последствий; задачи формированиям и воинским частям ГО; объекты (участки, цехи) работ и способы их ведения, время начала и окончания; задачи службам ГО по обеспечению действий сил ГО, меры безопасности при ведении работ; маршруты и места эвакуации пострадавших людей; состав резерва и район его расположения. Спасательные работы начинаются сразу по прибытии сил и средств к месту аварии или катастрофы. Первыми обычно прибывают противопожарные команды, подразделения милиции, медицинские работники. Территория, охваченная бедствием, обычно делится на районы и секторы, а последние - на участки, в каждом из которых назначаются ответственные лица. Создаются пункты управления, которые используют каналы общегосударственной системы связи. Опыт ликвидации последствий стихийных и иных бедствий показывает, что проводные линии связи часто выходят из строя и на устранение их повреждений затрачивается много времени. В таких случаях для осуществления связи используются радио и подвижные средства. Успех предупреждения и ликвидации последствий бедствий в значительной мере зависит от своевременной организации и проведения разведки, учета конкретных условий обстановки. Разведке при постановке задач указывается, какие сведения и к какому сроку необходимо добыть, где и на выполнении каких задач сосредоточить главные усилия, какие силы и средства использовать. Она определяет: границы зоны бедствия; объекты хозяйствования и населенные пункты, которым угрожает непосредственная опасность, места скопления людей, места аварий на коммунально-энергетических сетях, объем СНАВР, пути подхода техники к местам работ. Разведывательные данные обобщают, делают выводы о последствиях бедствий, докладывают в вышестоящие органы и доводят информацию до подчиненных, взаимодействующих сил и соседей. На основании данных разведки и оценки обстановки создается группировка сил и средств, которая выдвигается в район бедствия и организует там работы. Состав группировки определяется с учетом вида и масштаба бедствия, наличия сил и средств, характера и объема решаемых задач, особенностей местных условий. Вначале к спасательным работам приступают воинские части ГО, объектовые и территориальные формирования, расположенные вблизи части Вооруженных Сил. Они составляют первый эшелон. Затем к месту действий могут прибыть формирования соседних объектов (районов), а также части Вооруженных Сил (второй эшелон и резерв). Для сил ГО устанавливаются районы расположения, которые находятся вне опасных для личного состава зон и обеспечивают быстрое их выдвижение к объектам спасательных работ. После окончательного уяснения задач формирования ГО приступают к работам, по завершении которых они выводятся из районов бедствий и, если есть необходимость, готовятся к выполнению новых задач. Выдвижение сил ГО в район действий осуществляется быстрыми темпами. Обычно первыми идут и развертываются силы противопожарной службы, чтобы потушить пожары и создать безопасные условия для работы формирований; вслед за ними или вместе - силы служб охраны общественного порядка и медицинской; затем - формирования и воинские части ГО. Может быть и иной порядок выдвижения сил. В каждом конкретном случае это зависит от характера события, особенностей местных условий и складывающейся обстановки. Характер, объем и способы ведения работ зависят от вида, причин возникновения, масштаба и продолжительности бедствия, степени воздействия его на окружающую среду и людей, погодных условий. В районах бедствий организуется комендантская служба. На нее возлагается: регулирование движения на марш и своевременного принятия решения, в котором указываются: время, место и характер аварии или катастрофы, выводы из оценки обстановки в образовавшемся очаге разрушения (заражения); порядок привлечения сил и средств для ведения работ по ликвидации последствий; задачи формированиям и воинским частям ГО; объекты (участки, цехи) работ и способы их ведения, время начала и окончания; задачи службам ГО по обеспечению действий сил ГО, меры безопасности при ведении работ; маршруты и места эвакуации пострадавших людей; состав резерва и район его расположения. Спасательные работы начинаются сразу по прибытии сил и средств к месту аварии или катастрофы. Первыми обычно прибывают противопожарные команды, подразделения милиции, медицинские работники. Территория, охваченная бедствием, обычно делится на районы и секторы, а последние - на участки, в каждом из которых назначаются ответственные лица. Создаются пункты управления, которые используют каналы общегосударственной системы связи. Опыт ликвидации последствий стихийных и иных бедствий показывает, что проводные линии связи часто выходят из строя и на устранение их повреждений затрачивается много времени. В таких случаях для осуществления связи используются радио и подвижные средства. Успех предупреждения и ликвидации последствий бедствий в значительной мере зависит от своевременной организации и проведения разведки, учета конкретных условий обстановки. Разведке при постановке задач указывается, какие сведения и к какому сроку необходимо добыть, где и на выполнении каких задач сосредоточить главные усилия, какие силы и средства использовать. Она определяет: границы зоны бедствия; объекты хозяйствования и населенные пункты, которым угрожает непосредственная опасность, места скопления людей, места аварий на коммунально-энергетических сетях, объем СНАВР, пути подхода техники к местам работ. Разведывательные данные обобщают, делают выводы о последствиях бедствий, докладывают в вышестоящие органы и доводят информацию до подчиненных, взаимодействующих сил и соседей. На основании данных разведки и оценки обстановки создается группировка сил и средств, которая выдвигается в район бедствия и организует там работы. Состав группировки определяется с учетом вида и масштаба бедствия, наличия сил и средств, характера и объема решаемых задач, особенностей местных условий. Вначале к спасательным работам приступают воинские части ГО, объектовые и территориальные формирования, расположенные вблизи части Вооруженных Сил. Они составляют первый эшелон. Затем к месту действий могут прибыть формирования соседних объектов (районов), а также части Вооруженных Сил (второй эшелон и резерв). Для сил ГО устанавливаются районы расположения, которые находятся вне опасных для личного состава зон и обеспечивают быстрое их выдвижение к объектам спасательных работ. После окончательного уяснения задач формирования ГО приступают к работам, по завершении которых они выводятся из районов бедствий и, если есть необходимость, готовятся к выполнению новых задач. Выдвижение сил ГО в район действий осуществляется быстрыми темпами. Обычно первыми идут и развертываются силы противопожарной службы, чтобы потушить пожары и создать безопасные условия для работы формирований; вслед за ними или вместе - силы служб охраны общественного порядка и медицинской; затем - формирования и воинские части ГО. Может быть и иной порядок выдвижения сил. В каждом конкретном случае это зависит от характера события, особенностей местных условий и складывающейся обстановки. Характер, объем и способы ведения работ зависят от вида, причин возникновения, масштаба и продолжительности бедствия, степени воздействия его на окружающую среду и людей, погодных условий. В районах бедствий организуется комендантская служба. На нее возлагается: регулирование движения на марш рутах эвакуации населения, выдвижения сил ГО к местам ведения работ; поддержание общественного порядка; контроль за соблюдением формированиями, частями ГО и населением установленного порядка передвижения; воспрещение доступа населения в районы бедствий; охрана наиболее важных дорожных сооружений, переправ, государственных учреждений и других объектов хозяйствования. Для несения комендантской службы привлекаются органы внутренних дел и формирования службы охраны общественного порядка объектов хозяйствования. В необходимых случаях в помощь им передаются воинские части ГО. Неотложные аварийно-восстановительные работы включают: - прокладывание колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках; - локализация аварий на газовых, энергетических и других сетях; - укрепление и обрушивание конструкций, угрожающих обвалом, препятствующих безопасному движению и ведению спасательных работ; - ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
ЛИТЕРАТУРА Акимов Н.И., Ильин В.Г. Гражданская оборона на объектах сельскохозяйственного производства. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: «Колос», 1978. Александров В.Н., Емельянов В.И. Отравляющие вещества. М., 1990. Антоненков А.И., Гапанович С.Е. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-практ. пособие / Под общ. ред. И.Я. Гапа-новича. Мн.: БГЭУ, 2001. Атаманюк В.Г., Шаршев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона. М., 1986. Бабовоз С.П., Круглов В.А., Генералов В.А. Гражданская оборона в Республике Беларусь. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1999. Бабовоз С.П., Круглов В.А., Генералов В.А. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мн.: Белорусский негосударственный институт управления, 1999. Бабовоз С.П., Круглов В.А., Генералов В.А. Гражданская оборона в Республике Беларусь: Учебное пособие. Мн.: Амалфея, 2000. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2001. Борушко В.Ф. Белоруссия: люди, события, факты. Изд. 2-е, перераб. и доп. Мн.: Беларусь, 1982. Баранец В., Фалалеев М. Противника поразит дохлая мышь // Комсомольская правда. 17-24 мая 2002 г. С. 6. Виноградов С. Инженерная защита населения в чрезвычайных ситуациях на современном этапе //Гражданская защита. 2002. № 2. С. 28-30. Гражданская защита. 2000. № 2, 3, 4. Гражданская оборона / Под ред. А.Т. Алтунина. М., 1985. Географический энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989. Дик В.Н. Взрывчатые вещества, пороха и боеприпасы: Учебное пособие-справочник. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1996. Дорожко С.В. Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность: Учебное пособие. В 3-х ч. Ч. 1. Чрезвычайные ситуации и их предупреждение /С.В. Дорожко, В.Т. Пустовит, Г.И. Морзак. Мн.: УП «Технопринт», 2001. Дуриков А.П. Оценка радиационной обстановки на объекте народного хозяйства. М.: Воениздат, 1975. Защита от оружия массового поражения / Под ред. В.В. Мяс-никова. М., 1989. Имангулов Р.Г. Медицинская служба и защита от оружия массового поражения в подразделениях. М., 1988. Каммерер Ю.Ю. и др. Защитные сооружения гражданской обороны: Устройство и эксплуатация: Учебное пособие / Ю.Ю. Каммерер, А.К. Кутырев, А.Е. Харкевич. М.: Энергоато-миздат, 1986. Каммерер Ю.Ю., Харкевич А.Е. Аварийные работы в очагах поражения. М.: Воениздат, 1980. Королев А.Ю., Торбин В.Н. Последствия ядерного конфликта и первоочередные мероприятия по восстановлению жизнедеятельности и экономики государства (обзор) // Гражданская оборона за рубежом. 1991. № 7-8. С. 39-48. Криминология. М., 1988. Круглов В.А., Круглова Е.В. Гражданская оборона в Республике Беларусь (альбом схем): Учебное наглядное пособие. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2000. Лазаренко Д.И. Бактериологическая разведка. М.: Медицина, 1968. Максимов М.Т. Нейтронное оружие и защита от него. М., 1989. Максимов М.Т., Оджагов Г.О. Радиоактивные загрязнения и их измерение. М., 1989. Малая энциклопедия стран /Сиротенко Н.Г., Менделеев В.А. Харьков: Торсинг, 2000. Малиновский В. Как уберечь машину от угона //Минский курьер. 2000. № 26(64). 26 июня. Маргулис У.Я. Атомная энергия и радиационная безопасность. 2-е изд., перераб и доп. М.: Энергоатомиздат, 1988. Методические рекомендации по составлению раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства предприятий, зданий и сооружений // Гражданская защита. 2002. № 2. С. 43-45. Методика оценки радиационной и химической обстановки по данным разведки гражданской обороны. М.: Воениздат, 1980. Моисеев А.А., Иванов В.И. Справочник по дозиметрии и радиационной гигиене. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1990. Наставление по защите войск от оружия массового поражения. М., 1964. Николаев Л.А. Основы защиты населения от оружия массового поражения. Мн., 1988. Николаев Л.А. Поражения проникающей радиацией и отравляющими веществами. Мн.: «Вышейшая школа», 1971. О введение в действие гигиенических нормативов: Постановление министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2000 г. № 5. Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1586 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002 г, № 17. 5/9880. О санитарно-эпидемическом благополучии населения: Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. N 2583-ХП // Ведамасц! Вярхоунага Савета Рэспублш! Беларусь. 1993 г. №36. Ст. 451. Основы сельскохозяйственной экологии и радиационная безопасность: Учебное пособие / Под общ. ред. А.В. Кильчевского, Г.А. Чернухи. Мн.: Ураджай, 2001. О радиационной безопасности населения: Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. N 122-3 // Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэспублш! Беларусь. 1998 г. № 5. Ст. 25. Оружие массового поражения и способы защиты от него. М., 1996. Плаксин А.А., Павлов А. НЛО помогли американцам создать супероружие //Комсомольская правда в Белоруссии. 31 мая. С. 26-27. Подготовка подразделений к защите от ядерного, химического, бактериологического (биологического) и зажигательного оружия противника /Под ред. В.И. Бухтоярова. М.: Военное издательство, 1989. Пособие для руководителей занятий с населением /В.В. Лапшин, М.И. Родин, В.П. Чехов, Р.А. Шагисултанов. Мн.: Полымя, 1982. Путешествуйте по Белоруссии: Справочник-путеводитель / И.И. Игнатьева, А.Т. Карпович, Б.И. Лаппа и др. 2-е изд., испр. и доп. Мн.: Полымя, 1986. Радиация. Дозы, эффекты, риск. М., 1990. Рыкунов Б.М., Максимов М.Т., Титов С.Н. Учебное пособие по радиационной и химической разведке. М.: ДОСААФ СССР, 1984. Сборник нормативных, методических, организационно-распорядительных документов Республики Беларусь в области радиационного контроля и безопасности /Под ред. В.Е. Шевчука. Мн.: МЧС Республики Беларусь, 1998. Сильнодействующие ядовитые вещества и защита от них / Под ред. В.А. Владимирова. М.: Воениздат, 1989. Словарь синонимов: Справочное пособие. Л.: Наука, 1975. Справочник практического врача /Под ред. А.И. Воробьева. 2-е изд. М.: Медицина, 1983. Средства индивидуальной защиты работающих на производстве: Каталог-справочник / Под общей ред. В.Н. Ардасенова. М.: Профиздат, 1988. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и экологического происхождения: Временные. В 3-х ч. Ч. 1. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. М.: Гражданская оборона СССР, 1990. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и экологического происхождения: Временные. В 3-х ч. Ч. 2. М.: Гражданская оборона СССР, 1990. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и экологического происхождения: Временные. В 3-х ч. Ч. 3. М.: Гражданская оборона СССР, 1990. Учебник сержанта танковых войск. М.: Военное издательство. 1989. Учебное пособие по медицинской службе Гражданской обороны / Ошеров С.А., Заостровцев И.Т., Фурсов Б.А., Орлов П.Н.; под ред. П.Н. Сафронова. 2-е изд., пераб. и доп. М.: Медицина, 1981. Федоров Л.М., Горохов В.А., Мельник А.С. Радиоактивное заражение и способы защиты от него. Мн.: «Ураджай», 1974. Ширков И. Вновь - о бактериологическом оружии // Гражданская защита. 2002. № 3. С. 28-30. Ширков И. Вновь - о бактериологическом оружии //Гражданская защита. 2002. № 4. С. 33-34. Ядерное оружие: Пособие для офицеров. М., 1969.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1Судебно-жсперщое| нссмрание i веществ i докажи j Словарь-справочник по цммшпм и юридической психологии Книжный магазин издательства «Амалфея» и ООО «Дикта»:
|