Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как любовь начинается… и продолжается






Существует специальный класс высококонтскстуальных коммуникативных сообщений, который мы с коллегами называем «общие поведенческие эквиваленты» («поведенческие» – относящиеся к наблюдаемому поведению, «общие» – относящиеся к взаимосвязанной системе, «эквиваленты» – имеющие одно и то же значение). «Общий поведенческий эквивалент» – это значение, которое человек связывает с каким-либо определенным способом поведения. Общие поведенческие эквиваленты, связанные с паттерном порога – это способы поведения, имеющие специфическое эмоциональное качество.

Одна из возможностей, например, как человек может дать вам знать, что вы любимы, – это мягкое прикосновение, или произнесение имени определенным образом, взгляд в глаза, способ ведения диалога, неожиданный подарок, оставление вас в покое, когда вы работаете, присоединение к вам, когда вы работаете; или партнер может рассмеяться вашей шутке, или простить вам, если шутка неудачна. Эти способы поведения (или другие, которые вам подходят) воспринимаются как нагруженные особым значением. При этом значение не подвергается сомнению, а принимается как истинное: и реакция является автоматической и полной каждый раз, когда такое поведение имеет место. Это и есть «общие поведенческие эквивалента». Общие поведенческие эквиваленты, имеющие общекультурное значение, изучаются антропологами и другими специалистами по общественным наукам, но в то же время уделяется недостаточно внимания идиосинкратиче-ским общим поведенческим эквивалентам, которыми мы все пользуемся, придавая определенные значения поведению друг друга. Один из наиболее важных аспектов общих поведенческих эквивалентов состоит в том, что люди чрезвычайно гибки при их установлении, допуская, что один и тот же способ поведения поразному интерпретируется разными людьми. Например: когда Джонатан разговаривает с незнакомыми или не очень знакомыми людьми, его глаза всегда опущены вниз, он переминается с ноги на ногу и раскачивается взад-вперед, а когда он говорит, что происходит не часто, его слова невнятны. Два различных незнакомых человека могут совершенно по-разному реагировать на поведение Джонатана. Один может принять это как застенчивость; то есть сочтет, что общим поведенческим эквивалентом является застенчивость. Для второго человека это может означать, что Джонатан нечто скрывает, для него это будет указывать на возможную нечестность. Таким образом, первый может реагировать покровительственным чувством, желанием ободрить, второй же почувствует подозрительность и недоверие и может либо выйти из взаимодействия, либо требовать «большей правдивости». Читая описание Джонатана, вы может быть сами сформировали мнение о том, что же означает его поведение – то есть что он за человек (застенчивый, робкий, непритязательный, испытывающий неловкость, несоциабильный, глупый, незаслуживающий доверия, и т.п.). Если это так – вы автоматически реагировали на собственный уникальный набор общих поведенческих эквивалентов.

Особая роль, которую общие поведенческие эквиваленты играют на фазе привлечения в паттерне порога, вызвана их связанностью с критериями, которые есть у каждого человека относительно того, что делает людей привлекательными. Из бесконечного набора возможностей каждый из нас, сознательно или бессознательно, выбирает определенные сочетания критериев, которые составляют для нас представление о привлекательном человеке. Примерами такого рода критериев может быть интеллигентность, наличие личной силы, доброта, чувствительность, приятная наружность, чувствительность, богатство, благородство, чувство юмора, теплота, самоуверенность и пр. Мы также устанавливаем в себе общие поведенческие эквиваленты для каждого критерия. То есть мы определяет для себя, какого рода поведение других людей означает, что они обладают требуемыми качествами или удовлетворяют критериям. Точно так же мы определяем для себя, какого рода поведение не только не удовлетворяет критериям, но удовлетворяет противоположному (глупый, неэмоциональный, жестокий, некрасивая, нечувственная, бедный, холодная, и т.д.).

Чтобы эти понятия обрели для вас более непосредственное значение, представьте себе на минуточку человека, который когда-то давно был для вас привлекательным (может быть, в раннем или позднем отрочестве). Отметьте, что именно так сильно привлекло вас в этом человеке тогда. Воспринимаете ли вы основание для этой привлекательности как качество, как-то проявлявшееся этим человеком, или как то, что вы чувствовали, когда были рядом с ним, или как сочетание того и другого? Обратите внимание на тонкие детали поведения, которые несли для вас это значение. Просмотрев это, покиньте прошлое и вернитесь в свое настоящее. Возьмите кого-нибудь, кого вы сейчас считаете привлекательным (привлекательной). Каковы качества, которые привлекают вас, и каковы специфические способы поведения, передающие эти качества? Эти поведенческие и когнитивные паттерны – формирование автоматических реакций на комплексные поведенческие эквиваленты – та истина, которая лежит за поговоркой «красота находится в глазах смотрящего» (не по хорошу мил, а по милу хорош).

Привлечение. Не могу найти лучше способа ввести вас в стадии паттерна порога, чем рассказать вам о Девиде и Сью. Поначалу Девид находил Сью как раз такой женщиной, какую он хотел. Ее мягкий голос и медленная речь, даже то, как она останавливалась и задумывалась на мгновение, задумавшись, прежде чем говорить, – это было так скромно, так трогательно. У нее была полная, мягкая фигура, но одевалась она консервативно, не привлекая к себе внимания (не так, как иные чувственные женщины, которые его не интересовали). Ему особенно нравилось, как она спрашивала его мнения и совета по самым разным поводам. Это давало ему ощущение, что его уважают и ценят. Это также давало ему чувство, что она признает его ум. Он чувствовал трепет, когда она дотрагивалась до него, что она делала часто, беря его за руку или прижимаясь к нему, когда они были вдвоем. С ней было очень хорошо, она была нетребовательной и неагрессивной. Это было всегда прекрасно, и никогда не было неприятных ссор. Девид находил Сью очаровательной, умной, скромной и милой. И, к счастью, Сью также находила Девида невероятно привлекательным. Он был сильным и энергичным, он на все имел ответ. Он действительно разговаривал с ней и хотела чтобы она слушала, что он хочет сказать. Он был столь решителен и уверен в себе. Она полагала, что он очень сексуален, по тому, как он смотрел в ее глаза; его привычки в еде и в делах подтверждали, что он ответственен и дисциплинирован. Он также не был к ней требователен: она могла спокойно сидеть с ним и не чувствовала необходимости делать что-то специальное при нем.

В то время как Девид и Сью находят друг друга неотразимыми, есть другие люди, которые представить себе не могут, что они друг в друге нашли. Некоторые находят Сью тусклой, скучной и самодовольной, а Девида считают педантичным всезнайкой. Но у Девида и Сью – розовые очки, которые делают все столь прекрасным. Поскольку однажды они обнаружили друг в друге соответствие критериям привлекательности, теперь они видели друг друга исключительно глазами любви. Как мать глядит на своего ребенка, так мы стремимся видеть наших возлюбленных особыми созданиями, совершенно непохожими на других смертных. Мы воспринимаем их как бы сквозь особый фильтр, состоящий из того, как мы их ценим, любим и пр. Они соответствуют всем важным комплексным поведенческим эквивалентам. Это прекрасное время, полное интенсивного возбуждения и романтичности.

Увлеченность. Следующая фаза достигается, если привлечение достаточно и достаточно долго поддерживается (то есть если комплексные поведенческие эквиваленты достаточно долго соответствуют желаемому). Итак, теперь Девид и Сью – пара, может быть они постоянно встречаются, может быть вместе живут, может быть даже они поженились. Независимо от того, каковы их отношения формально, они ощущают себя парой, и им нравится быть вместе. Из всего, что они могут заметить и на что они могут реагировать друг в друге, они воспринимают то, что соответствует желаемым состояниям ума и тела, то, что больше всего нравится. Их фильтры легко пропускают все знаки того, насколько каждый любим, и насколько каждый заслуживает любви. Естественно, что они это чувствуют, потому что они обращают внимание именно на то, что усиливает это переживание. Они принимают друг друга как статическую данность, они способны действительно ценить друг друга. Эта фаза может быть основана на большом спектре иллюзий, или на различной степени понимания желаний и потребностей друг друга. В той мере, в какой имеет место действительное понимание, оно может быть опорой для продолжения этого состояния. (Конечно, некоторые отношения могут длиться долго несмотря на то, что они основаны на иллюзиях; но обычно они кончаются неудовлетворенностью). Основанием понимания является знание важных комплексных поведенческих эквивалентов друг друга и наличие желания и способности соответствовать им. Например, откуда вы знаете, что вы любимы? Как вы выражаете свою любовь? Как ваши любимые действительно узнают, что вы любите? Посредством тех же ли деталей поведения, посредством которых вы выражаете свою любовь? Вы уверены? Или вы просто предполагаете, что так должно быть? Если бы вам нужно было перечислить переживания, которые кажутся вам необходимыми для установления и поддержания приносящих удовлетворение первичных отношений, что бы вы назвали? Включал ли бы ваш список уважение, доверие, любовь, поддержку, заботу, сомнение? Что еще? Если вы включаете уважение в свой список, то что делает ваш партнер, чтобы вы чувствовали себя уважаемым им? Как проявляется неуважение? Что вызывает в вашем партнере чувство, что вы его уважаете? Вы спрашиваете его мнения, делитесь с ним своими мыслями, следуете его советам, храните тайны, или то, что вы позволяете ему не соглашаться с вами, сомневаться, критиковать? Поначалу это может показаться вам само собой разумеющимся, но существует бесконечное разнообразие в том, что люди считают важным, и что – неважным. Однажды я достигла совершенно фантастического результата в работе с парой посредством того, что посоветовала мужчине закрывать крышку унитаза после уринации. Провалившись несколько раз через сидение в темноте, его партнерша решила, что это – крайнее проявление его невнимания и неуважения к ней. Она стала видеть его сквозь фильтр, в котором он выглядел как настоящий женоненавистник.

Если не выяснить значения по видимости случайных моментов поведения, трудно добиться того, чтобы постоянно соответствовать желаниям и потребностям партнера. В то же время, знание о намерениях, лежащих за поведением партнера, дает большую возможность, чтобы понять и оценить его. Важно знать, что он вымыл кухню, потому что выражает этим свою любовь, а не потому, что чувствует себя виноватым; что ее голос звучит резковато, когда она говорит «нет», не потому что она сердится, а потому, что она не любит говорить ему «нет» и в действительности хотела бы дать ему все, о чем он просит. Часто полагают что такого рода знание есть у нас автоматически, что мы будто родились с ним. Но всюду, куда бы я ни пошла, я вижу, что люди трагически не понимают друг друга из-за неправильного понимания комплексных поведенческих эквивалентов.

Вот основные ступени в достижении и поддержании состояния увлеченности в отношениях. Первый – это знать, чего вы хотите, и что вам нужно в отношениях. Второй – знать, что именно соответствует этим желаниям и потребностям. Третий – быть в состоянии вызывать это соответствующее желаниям поведение, с любовью, у своего партнера. Эти шаги относятся к каждому в отношениях. За ними стоит требование необходимой гибкости в поведении; нужно, чтобы у вас были различные способы выполнения ваших желаний и удовлетворения потребностей, также как вы должны быть гибки в удовлетворении желаний и требований партнера. Помощь парам, которые приходят на терапию, актуализации этих ступеней (так же как других, которые будут названы позже в этой главе) составляет хорошо сформированный мета-результат для работы с парой.

Привыкание. Фаза привыкания может быть очень позитивной, если она замкнута на увлеченность и включает возвращение время от времени к привлечению. Привыкание – это переживания привычности чего-то. Если вы пробыли в комнате достаточно долго, вы можете переставать замечать оттенки цветов, форм и фактур того, что в ней находится. Это перестало быть новым или дорогим, это знакомо, и вы можете стать зависимыми от этой знакомости в том, чтобы уделить внимание другим вещам. Тот же процесс происходит и в отношениях. Мы влюбляемся в интенсивном порыве, горим увлеченностью, и нам становится уютно и спокойно, когда все знакомо. Насколько приятна эта фаза, зависит от того, покоя или приключений мы ищем. Если люди ищут приключений, привыкание может быть равно скуке. Если люди ищут безопасности и покоя, привыкание может быть равно исполнению желаний. К лучшему или худшему, но люди привыкают друг к другу. Очки уже не столь розовы, хотя отсвет еще не изчез.

Иногда пара просит о терапии на этой фазе. Нетрудно увидеть, что то, что когда-то было источником восхищения, перестало замечаться. Опасно, если один из партнеров пытается вернуть отношениям остроту, вызывая в партнере ревность, или переживает отношения как тяжелый воз который отныне предстоит долго везти. Возможное средство против этого – направить внимание членов пары на то, что заслуживает восхищения, на новые открытия, на новые возможности увлечения друг другом и доставления друг другу радости. Если вам кажется, что происходящее ближе к апатии, чем к враждебности, рекомендуемые романтические интерлюдии вряд ли существенно изменят положение. В этот момент важно начать возрождение отношений, а не создавать проблемы. Вот задание, которое я находила полезным для пар, которые столкнулись с трудностями на этой фазе. Речь идет о проведении двух уикэндов в течение двух месяцев. Каждый из них должен был составить план на полный уик-энд, придумать, что они могли бы делать вдвоем. Свой план каждый должен был составлять в тайне от другого, так что все переживания в течение выходных могли быть сюрпризом для другого. Единственным ограничением были рамки бюджета, в который оба договорились уложиться. Каждый мог воплотить свои фантазии относительно того, как ему хотелось бы провести время вдвоем. Это оказывалось поучительным опытом для другого в отношении того, какие желания партнера оставались невыявленными или несформировавшимися ранее. Далее я обычно уделяла внимание тому, как интегрировать в их повседневную жизнь те аспекты этих уик-эндов, которые обоим доставляли удовольствие, и как внести чувство юмора и приспособленность к тем аспектам, которые, возможно, не удались. Хотя это может быть единственной терапией, в которой нуждается пара, я должна вас предупредить: это неподходящее вмешательство для пары, которая находится на любой из последующих фаз паттерна порога, и тогда это оказывается удобной возможностью для разочарований и выражения враждебности.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал