Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бегемот. Бегемот - персонаж романа “Мастер и Маргарита”, кот- оборотень и любимый шут Воланда
Бегемот - персонаж романа “ Мастер и Маргарита ”, кот- оборотень и любимый шут Воланда. Имя Бегемот взято из апокрифической ветхозаветной книги Еноха. В исследовании И.Я Порфирьева “Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях” (1872), по всей вероятности, знаком Булгакова, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с женским- Левиафаном- обитающее в неведомой пустыне “на востоке от сада, где жили избранные и праведные”
Сведения о Бегемоте автор “Мастера и Маргариты” почерпнул также из книги М.А Орлова “История сношений человека с дьяволом” (1904), выписки, из которой сохранились в булгаковском архиве. Там, в частности, описывалось дело игуменьи Луденского монастыря во Франции Анны Дезанж, жившей в XVII в. и одержимой” семью дьяволами: Асмодеем, Амоном, Грезилем, Левиафаном, Бегемотом, Баламом и Изакароном”, причем “пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Пребывание его было во чреве игуменьи, а в знак своего выхода из нее, он должен был подбросить на аршин вверх. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками. Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени”.
У Булгакова Бегемот стал громадных размеров котом – оборотнем, а в ранней редакции Бегемот имел сходство со слоном: “ На зов из черной пасти камина вылез черный кот на толстых, словно дутых лапах…” Булгаков учел также, что у слоноподобного демона Бегемота были руки “человеческого фасона”, поэтому его Бегемот, даже оставаясь котом, очень ловко протягивает кондукторше монетку, чтобы взять билет.
По свидетельству второй же6ны писателя Л.Е Белозерской, реальным прототипом Бе6гемота послужил их домашний кот Флюшка- огромное серое животное. Булгаков только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой. В финале Бегемот, как и другие члены свиты Воланда, исчезает перед восходом солнца в горном провале в пустынной местности перед садом, где, в полном соответствии с рассказом книги Еноха, уготовлен вечный приют “праведным и избранным”- Мастеру и Маргарите.
Во время последнего полета Бегемот превращается в худенького юношу- пажа, летящего рядом с принявшим облик темно- фиолетового рыцаря “ с мрачным и никогда не улыбающимся лицом” Коровьевым-Фаготом. Здесь, по всей видимости, отразилась шуточная “легенда о жестком рыцаре” из повести “Жизнеописание Степана Александровича Лососинова” (1928), которую написал друг Булгакова, писатель Сергей Сергеевич Заяицкин (1893 -1930).
В этой легенде, наряду с жестоким рыцарем, ранее не видевшим женщин, фигурирует и его паж. Рыцарь у Заяицкого имел страсть отрывать голову у животных, у Булгакова эта функция, только по отношению к людям, передана Бегемота - он отрывает голову конферансье Театра Варьете Жоржу Бенгальскому.
Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката), когда он без разбора заглядывает все съестное. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных поставщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь.
“Политически вредная” речь Коровьева-Фагота, защищающего бегемота - “бедный человек целый день причиняет примуса; он проголодался…а откуда ему взять валюту?! ” - встречает сочувствие толпы и провоцирует бунт. Благообразный, бедно, но чисто одетый старичок сажает мнимого иностранца в сиреневом пальто в кадку с керченской сельдью.
Сцена, когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в Нехорошей квартире, а тот объясняет, что кот - “древнее и неприкосновенное животное”, устраивая шутовскую перестрелку, восходит, скорее всего, к философскому тракту “Сад Эпикура”(1894) французского писателя, Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо) (1867-1923).
Там приведен рассказ, как охотник Аристид спас щеглят, вылупившихся в кусте роз у него под окном, выстрелив в подбиравшуюся к ним кошку. Франс иронически замечает, что Аристид полагал единственным предназначением кошки ловить мышей и быть мишенью для пуль. Однако с точки зрения кошки, мнивший себя венцом творения, а щеглят - своей законной добычей, поступок охотника не находит оправдания.
Бегемот тоже не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным. Возможно, эпизод с щеглами подсказал Булгакову сцену, когда пришедшие арестовывать Бегемота безуспешно пытаются поймать его сеткой для ловли птиц.
|