Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Американская система права и ее особенности






 

История развития права США имеет свои особенности, поскольку история создания самих Соединенных Штатов Америки весьма сложна1.

Как мы отмечали ранее, первые английские поселения на территории современных США возникли в XVII веке: независимые друг от друга колонии были созданы англичанами в Вирджинии, Массачусетсе, Мэрилэнде в период с 1607 по 1632 годы. Колония Нью-Йорк была основана голландцами, а стала английской только в 1664 году, 13 колоний были основаны в 1722 году.

Какому праву подчинялись первые эти английские колонии? Ответ был дан в Лондоне в связи с делом Кальвина в 1608 году. На территории Америки было принято применять общее право и английские законы, но с оговорками. Выработанное феодальным обществом английское право не приживалось на территории Америки, и возникла свобода судейского усмотрения. Как реакция на произвол судей в различных колониях были предприняты попытки кодификации права. В отличие от английского права американцы благожелательно относились к писанному праву и желали чтить букву закона, так как именно буква закона была наиболее понятна всем и это отвечало насущным требованиям того сурового времени. Именно это и отличало американское право от английского, поскольку в Англии уважение к закону должно было идти через уважение судей.

Положение дел изменилось в XVIII веке в связи с определенным улучшением жизни колонистов, с изменением экономики колоний. Существенную роль играло и изменение общественного мнения под угрозой распространения французского права, которое шло от колоний Канады и Луизианы. Колонисты видели в развитии английского права возможность освободиться от королевской монархии, но одновременно оставить право как связующее звено с английским общим правом. Например, в 1677 году было принят закон о мошенничестве по английскому образцу, а в 1771–1772 годах появились комментарии Блэкстона в Филадельфии, которые заметно изменили взгляды на данное преступление.

Независимость, провозглашенная в 1776 году, окончательно установилась в 1783 году и создала для бывших английских колоний, ставших федерацией независимых от метрополии штатов, совершенно новые условия.

Канада и Луизиана после провозглашения независимости стали союзниками, и все чаще возникала необходимость иметь свое, отличное от английского права законодательство – американское право. Казалось нормальным, что Декларация прав и Конституция США (провозглашенная 17 сентября 1787 года) будут дополнены кодексами.

Президент Мэдисон получил предложение юриста Бентама о создании кодексов. Но в основном кодификация права связана с именем Дэвида Дедлея Фильда, которому удалось добиться введения и принятия в ряде штатов уголовных, уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных кодексов. С 1776 года право США и право Англии развиваются независимо друг от друга, однако право США и право Англии относятся к одной семье общего права. Категории «общее право», «право справедливости» понятны и естественны как для английских, так и американских юристов.

Для американского юриста, так же как и для английского, право – это только право судебной практики. Если нет прецедентов, то американский юрист скажет: «По этому вопросу право молчит», даже если существует вполне определенная норма закона, относящаяся к данному вопросу. Право США, таким образом, в целом имеет структуру, аналогичную структуре общего права.

Однако есть одно существенное отличие от норм права в Англии. Это разделение судебной власти на федеральную и власть штатов.

США – федеративное государство, а потому при решении любого дела возникает вопрос о том, в чью компетенцию входит разрешение данного вопроса. Десятая поправка к Конституции США, принятая в 1791 году, совершенно ясно разрешила этот вопрос: «Полномочия, не представленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельным штатам, остаются за штатами или народом». Этот принцип действовал всегда: законодательство относится к компетенции штатов; компетенция федеральных властей – исключение, которое всегда должно основываться на определенной статье конституции.

Весьма существенно, что по тем вопросам, по которым законодательствует конгресс Соединенных Штатов, штатам предоставлена известная компетенция. Это так называемая остаточная компетенция. Штатам разрешается законодательствовать по этим вопросам, но запрещено принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права. Как ни знаменательно федеральное право, а в обычной жизни наиболее важным для граждан и юристов остается право штатов.

Исходя из состояния права, судебная система Соединенных Штатов Америки имеет свою структуру. Она включает с одной стороны – федеральные суды, с другой – суды штатов. В отличие от большинства федераций, где федеральные суды имеются лишь на высшей иерархической судебной лестнице, США создали иную систему: в федеральные суды можно обращаться во многих случаях по первой инстанции. Следовательно, можно говорить, что в США по сути дела существуют две судебные системы одновременно2.

В отличие от некоторых других парламентских органов, сенат и палата представителей конгресса США имеют одинаковые законодательные функции и полномочия (за одним исключением – только палата представителей имеет право выдвигать налоговые законопроекты), поэтому определения «верхняя» и «нижняя» палаты к конгрессу США неприменимы. Конституция США предоставляет каждой палате конгресса право самостоятельно устанавливать регламент своих заседаний. Основной функцией конгресса является разработка и принятие законов. Кроме того, сенат выполняет совещательные функции и утверждает договоры и определенные назначения, производимые президентом.

Внимание прессы всегда привлекают особые случаи из практики конгресса, например дела об импичменте. В случае возбуждения импичмента палата представителей выдвигает обвинения, действуя подобно большому жюри присяжных, а сенат выступает в роли суда, рассматривающего дело об импичменте.

Или, скажем, сложные результаты выборов президента и вице-президента. Обе палаты проводят совместное заседание 6-го января для подсчета голосов после выборов президента. Если ни один из кандидатов не получил большинства общего числа голосов, палата представителей выбирает президента из трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов, а сенат выбирает вице-президента из двух кандидатов на эту должность, набравших наибольшее число голосов.

Источники законодательных идей в США не ограничены, и предлагаемые законопроекты могут рождаться в различных местах3. Разумеется, первым источником являются идеи и законопроекты, предлагаемые членами конгресса. Они могут рождаться в ходе избирательной кампании, во время которой будущий конгрессмен обещает в случае своего избрания выступить с законодательным предложением по определенной теме. На одном или нескольких таких законодательных предложениях может быть построена вся избирательная кампания будущего члена Конгресса. В другом случае конгрессмен, уже приступивший к исполнению своих обязанностей, может на основе своего опыта прийти к выводу о необходимости исправления или отмены действующих законов, или принятия нового закона в совершенно новой области.

Кроме того, избиратели конгрессмена – индивидуально или коллективно, объединенные в группы или ассоциации граждан, ассоциации адвокатов, профессиональные союзы, ассоциации производителей и торговые палаты, – могут воспользоваться своим правом подачи петиции, гарантированным Первой поправкой к конституции США, и направить предложения своему представителю в конгрессе. Таким образом, были рождены многие законы, поскольку некоторые из этих организаций, будучи тесно связанными с различными областями законодательства, обладают значительными юридическими знаниями. В случае согласия с идеей конгрессмен может выдвинуть предложение в той же форме, в которой он получил его, либо может вначале отредактировать его, чтобы выработать юридически грамотную формулировку и форму для представления предложения.

Одним из обильных источников законодательных предложений стали «послания» исполнительных органов власти. Такое послание, обычно в форме письма, с изложением того или иного законопроекта направляется членом правительства, главой независимого учреждения или даже самим президентом в адрес спикера палаты представителей и председателя сената.

Некоторые министерства и независимые учреждения имеют в штате специально подготовленных советников по вопросам законодательства, в обязанности которых входит подготовка законопроектов, направляемых в конгресс с просьбой об их принятии.

Подготовка законопроектов является сложным искусством, требующим огромного мастерства, знаний и опыта. В некоторых случаях проект закона рождается в результате многомесячного исследования какой-либо комиссией или комитетом, назначенным президентом или членом правительства. Кроме того, комитеты конгресса иногда разрабатывают законопроекты после проведения соответствующих исследований и слушаний, которые могут продолжаться в течение года и более.

После обсуждения законопроекта и вынесения по нему окончательного решения он поступает на утверждение президента страны, а затем публикуется. Первая официальная публикация новых законов осуществляется в виде так называемых «законов-листовок» – он издается в виде несброшюрованного «памфлета».

В соответствии с положениями одного закона, принятого в своем первоначальном варианте в 1989 году, все изданные и издаваемые тома «Свода законов» являются достаточными доказательствами действительности содержащихся в них законов и должны приниматься в качестве таковых в любом судебном органе Соединенных Штатов Америки.

В целях постоянного учета законов, принимаемых конгрессом, издаются сброшюрованные тома этих законов – «Свод законов».

«Свод законов» представляет собой хронологически последовательную систему законов, представленных в точно таком же порядке, в котором они были приняты. При этом составители никогда не пытаются расположить все законы в соответствии с их тематикой или показать нынешний статус какого-либо ранее принятого закона, в который были однократно или неоднократно внесены поправки. Именно такое хронологически точное представление законов и является основной функцией «Свода законов».

Существует еще «Кодекс законов США», который представляет собой объединенный и кодифицированный сборник общих и постоянно действующих законов Соединенных Штатов Америки, представленных преимущественно в алфавитном порядке. В этом издании отражается текущий статус законов и все внесенные в них поправки, но при этом обычно не приводится дословный текст каждой такой поправки, за исключением тех мест, где это действительно необходимо. «Кодекс законов США» провозглашен презумпцией доказательства этих законов. Его цель – представить все действующие в настоящий момент законы в краткой и доступной для практического использования форме без обращения ко всем многочисленным томам «Свода законов», содержащим тексты всех поправок к принятым законам.

Подготовкой «Кодекса законов США» занимается советник палаты представителей по пересмотру законов. Новые издания «Кодекса» публикуются через каждые 6 лет, и после завершения каждой очередной сессии конгресса издаются сводные дополнения4.

Интересна организация судебной системы. Поскольку на территории Соединенных Штатов Америки действуют нормы общего права, суды могут формировать эти нормы, равно как и интерпретировать нормы законодательных актов и конституций. В то время как полномочия разных судов различны в зависимости от категории дел, которые они могут рассматривать, все суды ограничены рамками положений конституции США и конституции штата, на территории которого они находятся. Поэтому ни один суд не может применять закон, который противоречит нормам конституции, однако все суды могут интерпретировать положения конституции применительно к рассматриваемым ими делам. Не существует специализированных «конституционных судов», на рассмотрение которым передавались бы подобные спорные вопросы.

 

Существует иерархия судов, место в которой определяется тем, насколько обязательны и какую силу в качестве прецедента будут иметь решения данного суда в других судебных органах. Верховный суд США является последней инстанцией при толковании федеральной Конституции, а высшие суды штатов – конституций своих штатов. Единственным способом изменить их толкование является или последующее принятие тем же судом новой трактовки, или принятие поправки к конституции5.

Несколько необычно отношение США к нормам международного права. Поскольку Соединенные Штаты используют изоляционистский подход к публичному международному праву, то ими ратифицировано незначительное число международных договоров, но и эти подписанные и ратифицированные договора не имеют силу прямого действия для американских судов, пока конгрессом не будет принят, а президентом утвержден специальный законодательный акт о проведении их установлений в жизнь. Но и в этом случае в судах штатов существуют свои подходы к их интерпретации6.

Важнейшие американские центры юридических наук – Колумбийский, Гарвардский, Корнелльский, Йельский, Принстонский и другие университеты весьма серьезно и внимательно анализируют все веяния в юриспруденции и повседневной практике, касающиеся права средств массовой информации и коммуникации, результаты исследований публикуются в многочисленных юридических журналах: «Гарвард лоу ревью» («Гарвардское обозрение законов»), выходящем с 1887 года; «Коламбия лоу ревью» («Колумбийское обозрение законов», выходит с 1901 года); «Йель лоу ревью» («Йельское обозрение законов», выходит с 1891 года) и многих других.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал