Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.






Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интере­сам.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и озна­чает контроль за людьми с помощью применения или угрозы при­менения физической силы.

Принудительную власть не следует отож­дествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность послед­ней.

Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее члена­ми; между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

 

· Особенности политической власти

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

1) легальностью использования силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью реше­ний для всякой иной власти, способностью проникновения в лю­бые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

3) публичностью, т.е. всеобщнос­тью и безличностью. Это означает, что политическая власть в от­личие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего об­щества с помощью права ко всем гражданам;

4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

5) многообразием ресурсов. По­литическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-ин­формационные ресурсы.

· Соотношение властей в обществе

Различные общественные власти на­ходятся в сложном взаимодействии.

Многие политологи, в том числе мар­ксистской ориентации, считают важнейшей среди них экономи­ческую власть, власть собственников средств производства и дру­гих общественных богатств.

В рыночном обществе, где почти все имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и избира­телей.

Концентрация экономической власти у крупных собствен­ников создает опасность установления плутократии — прямого политического правления небольшой группы богатеев.

В современ­ных западных государствах всевластие крупного капитала сдержи­вается конкуренцией между собственниками, политическим вли­янием многочисленного среднего класса и общественности, де­мократическим устройством государства.

 

При определенных об­стоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная .

Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.

 

Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти.

Он проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние же в свою очередь улучшают возможности в занятии лидирующих политических позиций и повышении дохода.

Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах.

Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике — наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике — разделение властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на зако­нодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере — плюрализм СМИ и других источников знания и информации.

 

Как уже отмечалось, типологии власти разнообразны.

В зависи­мости от субъектоввласть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (власть всех членов группы или организации).

По сферам проявления власть де­лится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п.

По широте распространения выделяются: мегауровень — международные организации, например ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — организации (областные, районные и т.п.), подчиненные центру, и микроуровень — власть в первичных организациях и малых груп­пах.

 

Возможна классификация власти по функциям ее органов, например законодательная, судебная и исполнительная власти государства;

по способам взаимодействия субъекта и объекта вла­сти — демократическая, авторитарная и т.п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал