Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма выявления и анализа проблемы
Фамилии членов группы ______________________________ Дата _______________________________________________ Проблема ___________________________________________ Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности? Почему? ____________________________________________________ ____________________________________________________ Какие органы власти ответственны за ее решение? ____________________________________________________ Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы? ____________________________________________________ Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы: - какова ее эффективность? ____________________________ - каковы ее недостатки? _______________________________ Каким образом ее можно совершенствовать? ____________________________________________________ Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти? ____________________________________________________ Где можно получить информацию по данной проблеме? ____________________________________________________
Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы? ____________________________________________________ После проведения этой работы каждая группа представляет свои ответы и аргументы всему коллективу учащихся класса. В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического опроса определенного контингента респондентов. Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним. (Для индивидуального интервью можно использовать ту же матрицу вопросов, которые применялись для выявления и анализа проблемы малой группой). При выборе проблемы можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени. Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов средств массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории. При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как: - посильность задачи для школьной команды; - ее соответствие возрасту и возможностям учеников; - сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта; - ожидаемые результаты. В ходе активного выбора проблемы учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников. Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Как можно решить проблемы, изменив уже существующие на данной территории программы? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, школьникам предстоит применить аналитические навыки и конкретные знания, полученные на уроках обществознания. Успешность работы на этом этапе во многом зависит от активной роли педагога, его способности организовать командную работу, осторожно, и в то же время твердо, направлять деятельность учащихся в оптимальном для решения данной задачи направлении. Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории. Большинством голосов учащимися выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.
|