![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проект развивающего обучения. Примеры курсов развивающего обучения».Стр 1 из 3Следующая ⇒
В последние годы со страниц педагогической печати, с трибун разных совещаний можно услышать: «Обучение должно быть развивающим». Напрашивается вопрос разве раньше мы не – учителя не заботились о развитии школьников? Такое впечатление, что слова «развивающее обучение» просто стали модой, а на самом деле ничего не изменилось: та же школа, те же учителя. Поэтому следует прежде разобраться: может быть действительно любое обучение является развивающим? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, конечно обратиться к истокам возникновения теории развивающего обучения – к работам Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Занкова, В.В. Давыдова и их последователей и учеников. У Л.С. Выготского есть такие слова: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» Эти слова выдающегося психолога означают: процесс обучения должен давать результат, который необходим не столько сегодня для решения сиюминутных задач, сколько ориентируется на будущее, определяет стратегию всей последующей жизни ребёнка. Эту мысль Л.С. Выготского прекрасно развивает Д.Б. Эльконин, который утверждает, что обучение не должно опираться на «уже созревшие плоды», иначе оно будет топтаться на месте, наполнять голову ученика, а не совершенствовать качества, необходимые для любой успешной деятельности. Здесь возникает главная идея теории развивающего обучения – в процессе обучения ученик должен выступать как субъект деятельности. Сравним позиции школьника как «субъекта» и «объекта» деятельности.
В этой связи возникает новая функция учителя как ведущего дидактический процесс: он должен организовывать поисковую деятельность учащихся, став одним из её участников. Подводя итог, следует уточнить: чтобы обучение могло претендовать на звание «развивающего», необходимы по меньшей мере три составляющие:
Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать развивающее обучение, развивая теоретическое мышление и воображение, даёт возможность обучать групповому взаимодействию. Проблеме «метода проектов как технологии развивающего обучения» мы посвящаем методическое мероприятие.
Метод проектов возник ещё в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Её решение требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально метод проектов назывался проблемным. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Метод проектов нашёл широкое распространение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Метод проектов в настоящее время приобрёл довольно широкую популярность. Это обуславливается прежде всего наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая и сферу образования. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного заказа, привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности многих, и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А этому нас не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только образования. Теперь как бы сделать, чтобы благое дело не превратилось в крайность? Примером современного подхода в организации современных учебных проектов может являться проект прошлого года «Я – гражданин России», в ходе выполнения которого учащимся удалось высказать свои взгляды и позиции на ряд проблем, существующих в окружающей на социально-общественной жизни.
К критериям оценки проектов следует отнести: ü социальное значение проблемы; ü актуальность и важность поставленных проблем; ü самостоятельность разработки проекта; ü реалистичность; ü экономичность; ü перспективность; ü результаты
ü Подготовка к работе над проектом ü Выбор проблемы ü Сбор информации ü Разработка собственного варианта решения проблемы ü Реализация плана действий ü Подготовка к защите проекта ü Презентация проекта ü Рефлексия (анализ) Представляет интерес каждая позиция. Но для примера остановимся на подготовке к защите.
ü оформление материала на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта); ü подготовка устной презентации проекта (5-6 человек могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмом и прочими техническими средствами); ü подготовка команды для ответов на каверзные и серьёзные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству); ü создание специальной папки документов (портфолио), в котором полно и доказательно представлена логика работы над проектом. Вывод: каждая позиция направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество. Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, следует не забывать, что в её структуру входят: o концептуальная основа; o содержательная часть обучения: ü цели (общие и конкретные) обучения; ü содержание учебного материала; ü содержание учебного материала; o процессуальная часть – технологический процесс: ü организация учебного процесса; ü методы и формы учебной деятельности школьников; ü методы и формы работы учителя; ü деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; ü диагностика учебного процесса.
Концептуализация рассматривается как совокупность взглядов на замысел (идею) и разнопозиционных отношений к нему:
Выше рассмотрены другие базовые этапы.
|