Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и особенности проектного обучения

В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного и проектного подхода.
| Параметры сравнения
| «Знаниевая» педагогика
| «Способностная» педагогика
| | Цель
| Формирование знаний, умений, навыков
| Развитие личности:
ü способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых, нестандартных проблем;
ü создавать в ходе проектной деятельности новые продукты-проекты
| | Интегральная характеристика
| «Школа памяти»
| «Школа развития»
| | Преобладающий тип и характер взаимоотношений
| Субъект-объектный
| Субъект-субъектный
| | Девиз педагога
| «Делай как я»
| «Я вместе с тобой», «Не навреди»
| | Характер и стиль взаимодействия
| Авторитарность, монологичность, закрытость
| Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
| | Формы организации
| Фронтальные индивидуальные
| Групповые, коллективные
| | Методы обучения
| Иллюстративно-объяснительные, информационные
| Проблемные: проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский, рефлексивный
| | Ведущий принцип
| «продавливание»
| «выращивание»
| | Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником
| Репродуктивный, воспроизводящий
| Продуктивный, творческий, проблемный
| | «Формула обучения»
| Знания – репродуктивная деятельность
| Проблемная деятельность – рефлексия – знания
| | Функции учителя
| Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний
| Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся
| | Позиция ученика
| Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту
| Активность, наличие мотива к самосовершенствованию
|
Условия использования метода проектов и определения границ его целесообразности (по Т.И. Шамовой):
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
- глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях;
- гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание
К списку правил работы внутри группы при системном использовании проектного метода необходимо добавить важность ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранной документации, составителя портфолио-папки документов.
|