Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания для студентов. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в ходе изучения курса необходимо реализовать следующие основные задачи:
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в ходе изучения курса необходимо реализовать следующие основные задачи: - освоить понятие и характеристики региона как объекта хозяйствования и управления; - изучить методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства; - получить представление об основных задачах региональной экономики и управления, территориальной организации общества; - усвоить региональные особенности хозяйства; - получить представление о межрегиональных связях, закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил, сущности специализации и комплексного развития регионов; - получить представление о природно-ресурсном потенциале России, отраслевой структуре размещения экономики; - усвоить методы определения отраслей рыночной специализации регионов; - освоить критерии и методы оценки экономической эффективности производства; - получить знания об особенностях свободных экономических зон; - получить представление о региональной политике государства, региональной бюджетно-налоговой системе, региональной структуре управления. В результате изучения учебной дисциплины «Антикризисное управление» студент должен знать: · основные теоретические положения и методологию исследования экономики региона, международные и российские проблемы регионального развития; · теоретические и методические подходы к управлению развитием региональной экономики и формированию региональной социально-экономической политики в России и за рубежом; · проблемы экономической регионализации в международном аспекте; · эволюцию административно-территориального устройства и территориально-отраслевой структуры российской экономики; · методологию построения моделей межрегиональных взаимодействий и представление о возможностях использования математических моделей региональной экономики при принятии управленческих решений. · информационную базу региональных исследований, основные статистические показатели и методики анализа социально-экономического положения регионов; · критерии и методы оценки социально-экономического положения региона на основе базовых статистических показателей; · критерии и методы оценки дифференциации регионального социально-экономического развития, степени поляризации социально-экономического положения Центра и периферии; · способы анализа рациональности существующей системы экономического районирования и административно - территориального деления России; · способы анализа социально-экономической структуры конкретного региона и диспропорций регионального развития. · потребность, необходимость и механизмы регионального управления, государственного регулирования развития регионов, способы повышения их антикризисной устойчивости; · содержание стратегии и тактики регионального управления, управления рисками, экономической, инвестиционной и инновационной политики в региональном управлении; · систему и содержание нормативных актов, регулирующих региональное развитие на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, модели, способы и государственные органы, участвующие в управлении социально-экономическом развитии регионов, их функции и полномочия; · сущность и методы предупреждения, регулирования и разрешения кризисных ситуаций, повышения антикризисной устойчивости; · практический опыт регионального управления;
уметь: · проводить критический, сравнительно-исторический анализ основных теорий региональной экономики (теории региональной специализации, теории размещения, теории пространственной организации экономики), анализ международных и российских проблем регионального развития; · давать обоснование теоретических и методических подходов к управлению развитием региональной экономики и формированию региональной социально-экономической политики в России и за рубежом; · выявлять проблемы экономической регионализации в международном аспекте; · проводить сравнительно - исторический анализ эволюции административно-территориального устройства и территориально-отраслевой структуры российской экономики; · владеть методологией построения моделей межрегиональных взаимодействий и представлять возможности использования математических моделей региональной экономики при принятии управленческих решений. · использовать информационную базу региональных исследований, основные статистические показатели и основные методики анализа социально-экономического положения регионов; · рассчитывать абсолютное и сравнительное преимущество регионов и определять перспективные направления их экономической специализации; · уметь проводить оценку социально-экономического положения региона на основе базовых статистических показателей, выявлять наиболее важные проблемы развития анализируемого региона (на примере регионов - субъектов Федерации, экономических районов и макрорегионов); · выполнять оценку степени дифференциации регионального социально-экономического развития, количественно оценивать степень поляризации социально-экономического положения Центра и периферии; · на основе количественных показателей проводить анализ рациональности существующей системы экономического районирования и административно - территориального деления России; · выполнять анализ социально-экономической структуры конкретного региона и выявить диспропорции регионального развития. · использовать механизмы регионального управления, государственного регулирования развития регионов, способы повышения их антикризисной устойчивости; · оценивать и формулировать стратегию и тактику регионального управления, управления рисками, экономическую, инвестиционную и инновационную политику в региональном управлении; · анализировать содержание нормативных актов, регулирующих региональное развитие на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, модели, способы регулирования регионального развития, функции и полномочия государственных органов, участвующих в управлении социально-экономическом развитии регионов; · использовать методы предупреждения, регулирования и разрешения кризисных ситуаций, повышения антикризисной устойчивости; · анализировать практический опыт регионального управления; · вырабатывать и реализовывать тактику регионального управления, принимать конкретные управленческие решения. Анализ учебной литературы по курсу «Региональная экономика и управление» показывает, что в раскрытии содержания данной дисциплины сложилось два основных подхода. В первом случае авторы акцентируют внимание на понятии и характеристиках региона как объекта хозяйствования, методах, используемых для экономического анализа развития территорий, основных задачах региональной экономики; региональных особенностях экономики; закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил; специализации и комплексного использования природно-ресурсного потенциала России и иных экономических аспектах. Во втором случае основное внимание уделяется региональной политике государства; региональной бюджетно-налоговой системе; региональной структуре управления; стратегии и тактике регионального развития, управлению рисками на региональном уровне, выработке управленческих решений. И в первом, и во втором случаях учебная литература лишь частично отражает требования государственного образовательного стандарта. В определенной степени лишен указанного недостатка учебник Фетисова Г.Г. и Орешина В.П. «Региональная экономика и управление» - М.: ИНФРА-М, 2006 г. Однако и в данном учебном пособии опыт регионального управления, его нормативно-правовое регулирование показаны фрагментарно. Особенность изучения курса в его практической части заключается в том, что региональное управление, структура органов государственной власти его осуществляющих, их функции, полномочия, региональная политика детально регулируются действующим законодательством, которое подвержено частым изменениям. Естественной динамикой обладают необходимые для проведения экономического анализа и оценки региональной экономики и межрегионального взаимодействия статистические данные. В результате имеющаяся учебная литература быстро устаревает и неадекватно отражает складывающуюся ситуацию. В этой связи необходимо построить освоение прикладной части курса на изучении, в первую очередь, первоисточников, а именно законодательства и подзаконных актов, регулирующих региональное управление, определяющих содержание региональной экономической политики. Среди подзаконных актов наиболее важную роль в настоящее время играют Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты Минэкономразвития России, постановления и распоряжения высших должностных лиц и Правительств субъектов РФ. Кроме того, необходимо использовать современные статистические материалы, содержащиеся в статистических сборниках, официальных печатных органах, на официальных сайтах органов государственной власти. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, самостоятельная работа студента. В процессе чтения лекций в систематизированном виде излагается основное содержание тем с учетом новаций российского законодательства и практики его применения. Поэтому при освоении курса необходимо учитывать, что содержание учебного материала невозможно восполнить в полном объеме с помощью учебных пособий. Целью семинаров является закрепление, углубление и расширение знаний по рассматриваемым проблемам. На семинарские занятия выносятся наиболее важные проблемы, от глубокого усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объеме учебной программы. С учетом динамичного обновления учебного материала подготовку к семинарам следует проводить на основе изучения первоисточников. В ходе самостоятельной работы формируется практика работы с первоисточниками, а также навыки самостоятельного научного поиска и исследовательской работы. В начале изучения курса студенту необходимо ознакомиться с его программой, усвоить общую логику изложения и освоения материала. Следует обратить внимание на усвоение первого раздела (блока) учебного материала, в котором излагаются общетеоретические основы курса, даются основные понятия и общепринятые классификации. В противном случае возникнут сложности при освоении фактического материала, который излагается в последующих разделах курса. Подготовку к любому виду занятия студент должен начинать с ознакомления с содержанием темы занятия, нормативно-правовыми актами по теме, рекомендованными первоисточниками и учебными пособиями. При подготовке ко всем видам занятий обязательно освоение нормативно-правовых актов с использованием информационно-правовых систем «Гарант» и «Консультант». При подготовке к семинарам (практическим занятиям) по дисциплинестудентам необходимо ориентироваться на рабочую программу курса. В рабочей программе курса содержатся краткие аннотации к каждой из тем, планы семинаров (практических занятий), темы рефератов и докладов, списки обязательной и дополнительной литературы. Для подготовки к каждому из практических занятий необходимо ознакомиться с его планом, в котором отражены ключевые вопросы и проблемы в рамках конкретной темы. Работать с источниками из списка обязательной литературы следует исходя из представленных в плане формулировок вопросов к практическому занятию. При этом особое внимание необходимо уделять определениям ключевых понятий, содержащимся в источниках, теоретическим и методологическим интерпретациям этих понятий, положениям нормативно-правовых актов. Результатом подготовки к семинару (практическому занятию) с использованием обязательной литературы должно быть целостное представление о специфике конкретной темы в рамках курса, знание основных теоретических и практических подходов к решению различных проблем в рамках конкретной темы. При подготовке к семинарам (практическим занятиям) студентам рекомендуется, прежде всего, изучить нормативно – правовые документы по рассматриваемым проблемам и вопросам. Особое внимание следует уделить четкому знанию понятийно – категориального аппарата. Целесообразно составлять словарь терминов и понятий. В ходе рассмотрения вопросов семинаров (практических занятий) обязательна иллюстрация теоретических положений примерами из практики. Семинары (практические занятия) строятся на основе докладов и сообщений студентов по наиболее сложным и актуальным проблемам курса с последующим их обсуждением. Возможно при проведении семинаров (практических занятий) использование методов круглого стола, дискуссии, ролевой игры и др. активных форм обучения. Поощряется использование в ходе выступлений на семинарах (практических занятиях) средств мультимедийной, компьютерной техники, выступлений с сообщениями и докладами, сделанными на конференциях. Ряд практических занятий проводится в форме деловой игры. На таких занятиях студенты получают специальные задания, выполнение которых предполагает умение работать «в команде», максимально «вжиться» в моделируемую ситуацию. Преподаватель заранее оговаривает со студентами организационную и техническую стороны игровых практических занятий. Также заранее определяются тематика, направленность деловой игры и соответствующие роли. В качестве одной из форм самостоятельной работы студентов учебным планом курса предусмотрена контрольная работа. Цель, задачи, требования к содержанию и оформлению контрольной работы изложены в заключительной части методических указаний преподавателю настоящего пособия. При написании самостоятельных работ следует чётко ориентироваться на формулировку вопроса или проблемы и особое внимание уделить последовательно трём позициям: определение ключевых понятий, общая строгая логика изложения, выводы. Для выполнения специальных заданий преподавателя по подготовке к семинарам и практическим занятиям, а также при написании контрольной работы, рефератов или письменных докладов следует использовать не только обязательную, но и дополнительную литературу. Целесообразность использования дополнительных источников должна определяться спецификой избранной темы или проблемы. При подготовке письменных работ необходимо последовательно осуществить ряд процедур: чётко сформулировать тему и проблему, наметить план изложения, определить перечень необходимых теоретических источников, сформулировать цель и задачи. По итогам работы обязательно должны быть чётко сформулированы выводы. Все основные теоретические положения и, в особенности, изложение теоретических концепций и подходов должны быть подкреплены соответствующими ссылками и сносками. При использовании интернет-материалов обязательны ссылки на те сайты, откуда эти материалы были взяты. Любые письменные работы, заимствованные из учебных пособий, публикаций, Интернета, равно как и иные компиляции, воспроизводимые без самостоятельного анализа, оценки и переработки в качестве самостоятельной работы студента не засчитываются. Общая оценка студента осуществляется по балльно-рейтинговой системе, устанавливаемой преподавателем, и производится с учетом оценок, полученных на семинарах (практических занятиях) за выступления, контрольные опросы и т.п., посещаемости занятий, результатов промежуточной аттестации. В случае промежуточной не аттестации студент перед сдачей итогового экзамена обязан отработать пропущенные занятия. Форма отработки устанавливается преподавателем. Заключительный этап изучения курса – экзамен, который проводится по билетам, в устной форме, либо в письменной форме выполнения тестовых заданий.В аналогичных формах проводится по итогам первого семестра изучения курса зачет. В целях активизации самостоятельной работы студентов для части из них, посещавших без пропусков все лекционные занятия, показавших хорошее овладение учебным материалом в ходе семинарских и практических допускается по усмотрению преподавателя выставление зачета по результатам текущей оценки знаний. Вопросы или задания для итогового экзамена формулируются исходя из содержания всего изучаемого курса. Критерии оценки за ответ на итоговом экзамене следующие: умение ответить точно на поставленный вопрос; знание первоисточников по вопросу, полнота раскрытия вопроса, логика изложения, владение категориально-понятийным аппаратом, знание основных теоретических подходов, иллюстрация ответа примерами практики.
|