Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджет региональный - территориальный бюджет одной или нескольких крупных административно-территориальных единиц. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Бюджетные ассигнования - бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Валовой национальный доход (ВНД) - сумма первичных доходов единиц-резидентов; численно он близок показателю валового внутреннего продукта (ВВП), однако термин «доход» подчеркивает, что показатель получен на стадии распределения, а не как сумма добавленной стоимости на стадии производства. Количественная разница между ВНД и ВВП равна чистому доходу, полученному от операций из-за границы.
Валовой национальный продукт (ВНП) - один из широко распространенных обобщающих макроэкономических показателей, представляющий исчисленную в рыночных ценах стоимость произведенного страной в течение года конечного (готового) продукта. В ВНП включается стоимость продукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. ВНП может быть рассчитан по аналогии с ВВП методом суммирования добавленных стоимостей, методами потока затрат и потока доходов. Если весь произведенный в стране продукт реализован, то есть продан и оплачен, то ВНП равен валовому национальному доходу. ВНП определяется так же, как сумма чистого национального дохода (вновь созданной стоимости) и амортизационных отчислений на реновацию изношенных основных средств. Валовой национальный продукт (ВНП) - совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны (ВВП - валовой внутренний продукт), так и за ее пределами. Таким образом, ВНП = ВВП + САЛЬДО расчетов с зарубежными странами. Если взять за базу отсчета национальный доход, то структура национального продукта будет выглядеть так: ВНП = национальный доход + амортизация основного капитала + косвенные налоги. Рассчитывается тремя методами: 1) по доходам; 2) по расходам; 3) методом добавленной стоимости (производственным). По первому методу суммируются все доходы частных лиц, акционерных обществ, государства от предпринимательской деятельности. По второму - учитываются расходы на личное потребление, государственные закупки, капиталовложения и сальдо внешней торговли. Производственный метод означает суммирование стоимости условно чистой продукции всех сфер экономики. Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести соответствующий товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.
Государственная граница Российской Федерации - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом.
Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования -Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, объединения граждан по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу. Расходы, связанные с проведением государственной экспертизы проекта документа территориального планирования, несут лица, по инициативе которых проект документа территориального планирования направлен на государственную экспертизу. Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования Российской Федерации проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением. Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, за исключением проектов документов территориального планирования Российской Федерации проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, или подведомственным ему государственным учреждением. Срок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования не должен превышать шесть месяцев. Результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение). Направление проекта документа территориального планирования на государственную экспертизу или получение отрицательного заключения государственной экспертизы проекта документа территориального планирования не является препятствием для утверждения документа территориального планирования. Заключение государственной экспертизы проекта документа территориального планирования может быть оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке. Порядок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, размер платы за проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Государственные нужды - потребности Российской Федерации, субъектов РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального, регионального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Государственный или муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
Государственный контракт - договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Дельфийский метод (метод «Дельфы») - метод экспертной оценки будущего, т.е. экспертного прогнозирования. Разработан американской исследовательской корпорацией РЭНД. Д.м. предназначен для получения относительно надежной информации в ситуациях ее острой недостаточности (например, в задачах долгосрочного научно-технического комплексного прогнозирования). Суть Д.м. состоит в организации систематического сбора экспертных оценок - мнений специально подобранных экспертов, их математико-статистической обработки, корректировки экспертами своих оценок на основе каждого цикла обработки. При этом используется строгая процедура обмена мнениями, обеспечивающая по возможности беспристрастность выводов.
Депрессивный регион - регион, территория, экономическое состояние которых в силу объективных, исторических условий существенно ниже среднего в стране.
Депрессия - фаза развития экономики, следующая за экономическим кризисом. Характеризуется застойным состоянием хозяйства, низким уровнем цен, слабым спросом на товары, массовой безработицей и т.д. В фазе Д. создаются предпосылки для перехода к фазе оживления и следующему за ней подъему.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
Дефлятор валового национального продукта - средневзвешенный индекс или уровень цен на товары и услуги, формирующие валовой национальный продукт (ВНП). Он позволяет определить, сколько бы стоил текущий объем производства, если бы сохранились цены предшествующего периода. Валовой национальный продукт, исчисленный в ценах, приведенных с помощью Д. ВНП по ценам базисного года, называется реальным, а в текущих ценах - номинальным ВНП. Дефлятор используется для анализа динамики ВНП, а также в качестве индекса цен, характеризующего темп инфляции, наряду с агрегатным индексом потребительских цен (ИПЦ). В отличие от последнего Д. ВНП рассчитывается по более широкому кругу цен, а не только потребительским. Построенные на столь различной базе показатели часто дают неодинаковые оценки уровня инфляции. Применяется также аналогичный Д. валового внутреннего продукта (ВВП). В странах, подобных России, где внешние экономические связи не играют большой роли, применение последнего предпочтительнее.
Директивные методы управления - методы, основанные на том, что субъект управления, управляющий орган вырабатывает директивы, команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны объекта управления, подчиненных субъекту лиц. Директивные методы управления называют также административными, распорядительными, командными.
Документы территориального планирования муниципальных образований: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с Градостроительным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются Правительством Российской Федерации. Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.
ЕАСТ (Европейская Ассоциация Свободной Торговли) - региональная экономическая группировка из шести западноевропейских стран (Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция). Образована в 1960 г. на основе Стокгольмской конвенции, состав стран-участниц менялся. Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли: во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако единый внешний тариф отсутствует; каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам и товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС, так как ЕС со всеми членами ЕАСТ заключил соглашения о создании зоны свободной торговли промышленными товарами). Высший руководящий консультационный орган - Совет, в котором каждая страна имеет один голос. Совет обслуживается секретариатом.
Европейская система национального счетоводства - система соглашений стран - участниц Европейского союза (ЕС), направленная на создание единых форм, методов, показателей учета экономических процессов в региональном масштабе. Система национального счетоводства разработана в 1970 г. как базовая для построения счетов ЕС и участвующих в нем стран. Разработка такой системы обусловлена тремя основными факторами: опытом действующих систем, стремлением создать достаточно жесткую систему, обеспечивающую реальную однородность национальных счетов стран-участниц, и в то же время достаточно гибкую, чтобы обеспечить возможность последующего внесения изменений и дополнений, а также обеспечить сопоставимость экономических показателей с международной системой. Основой системы является интегрирование счетов, по которым распределяются операции. Таких счетов выделяется шесть: производство, хозяйственная деятельность, доход, использование дохода, использование капитала, финансовые операции. Все операции в Европейской системе национального счетоводства, подобно международной системе счетоводства, учитываются по месту их совершения. В настоящее время система широко используется во всех странах - участницах ЕС.
Европейский парламент (Европарламент) - консультативный и рекомендательный орган Европейского Союза. Формируется путем всеобщих и прямых выборов в количестве 518 парламентариев. Местонахождение - Страсбург (Франция).
Европейское экономическое пространство - новое расширенное экономическое объединение в Западной Европе, соглашение о создании которого было одобрено представителями 19 стран, входящих в ЕС и ЕАСТ, 22 октября 1991г. Главная цель соглашения - обеспечение свободы перемещения капиталов, товаров, рабочей силы и услуг между 19 странами. Для этого странам-участницам ЕАСТ предстоит внести в свое законодательство многие т.н. «европейские директивы» ЕС. Намечается создать специальный суд, который будет контролировать соблюдение правовых актов. Ныне действующие двусторонние соглашения должны быть заменены комплексным договором. Дата рождения «Е.э.п.» - 1 января 1993г. В итоге рамками благоприятного сотрудничества и обменов будут охвачены страны с общей численностью населения в 375 млн.чел. и ежегодным ВНП в размере 5, 7 трлн.долл. Создается «гигантский» суперрынок, представляющий 42% объема мировой торговли.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - интеграционная группировка, включающая 12 западноевропейских стран (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия); основана в 1957г. В конце 60-х создан единый таможенный союз; отменены таможенные пошлины, количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. К концу 1992г. завершен процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. сняты ограничения на пути свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Ведется работа по созданию экономического и валютного союза. Процесс создания свободного экономического пространства был долгим: формирование единого рынка потребовало принятия более трехсот законодательных актов, направленных на ликвидацию технических и налоговых барьеров, на отказ от таможенного надзора на границах между двенадцатью странами. Несмотря на отмену таможенных пошлин, после подписания Римского договора единство европейского сообщества вплоть до 1993г. оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур. Продолжали существовать границы между странами-членами и многочисленные ограничения: административные формальности; таможенный надзор; различие технических спецификаций и норм в разных странах; протекционизм в некоторых сферах. Все это тормозило развитие экономики и обходилось в несколько миллиардов ЭКЮ в год. Согласно результатам исследования Комиссии ЕЭС, на пограничные формальности уходило около 9 млрд. ЭКЮ, или 1, 8% суммы всех торговых операций между странами - членами Сообщества. А в промышленности все эти формальности плюс отсутствие единой системы нормативов и другие торговые ограничения обходились в 40 млрд. ЭКЮ. Так, например, французский автомобиль нельзя было зарегистрировать в Бельгии или Испании без соответствующей модификации: требования, предъявленные национальными законодательствами этих стран к цвету фар и оснащению машин, отличались от принятых во Франции. Итальянское лекарство не могло попасть на рынок Великобритании, так как не были унифицированы процедуры официальной регистрации медикаментов и т.п. Упрощение правил товарооборота между странами Сообщества позволяет упразднить 50-60 млн. таможенных документов в год. С 1 января 1993г. ликвидирована таможня на внутренних границах Сообщества. Отменен контроль за всеми товарами при их перевозке из одной страны ЕЭС в другую. Исключение составляют военная техника и оружие, новые автомобили и произведения искусства. Гражданин ЕЭС имеет право трудиться в одной из 12 стран; для них открыта и государственная служба - кроме полиции, армии и магистратуры. Упрощены деловые, коммерческие и учебные поездки; он также может хранить свои сбережения в той с ране, которая гарантирует наивысший процент с наименьшими налогами. Поэтому в последнее время наметилось массовое перемещение капитала в такие «финансовые раи», как Люксембург. Существует единая финансовая система. Любой банк одного из государств ЕЭС имеет возможность создавать филиалы в странах «12-ти» без какого-либо предварительного разрешения. При этом такой филиал действует под контролем своей страны, а не той, на территории которой он расположен. Разрабатывается единый тип визы для 120 стран. Одновременно полицейские службы ЕЭС создают в Страсбурге единую информационную систему безопасности, в которую будут включены имена всех персон нон грата. Сообщество станет проводить общую политику в отношении предоставления политического убежища. Несмотря на ликвидацию внутренних границ, благодаря усилению полицейского контроля на внешних границах «стены» европейского дома окажутся «непроницаемы». Единое экономическое пространство - территория нескольких государств, которые в соответствии с многосторонним договором осуществляют у себя единую экономическую политику и образуют Экономический Союз. Проведение единой экономической политики предполагает: 1) совместную разработку перспективных прогнозов экономического и социального развития Союза, формирование и реализацию крупных программ общесоюзной значимости; 2) реализацию согласованной кредитно-денежной и валютной политики; использование единой валюты в пределах единого экономического пространства; недопущение ограничений на движение денежных ресурсов внутри Союза; 3) разработку и введение единых таможенных правил; недопущение использования квот, ограничений или таможенных барьеров; 4) регулирование цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами Экономического Союза; 5) разработку единой стратегии внешнеэкономической политики; 6) разработку и осуществление мер по обеспечению экологической безопасности населения; 7) разработку и осуществление мер по реализации политики в сфере социальной защиты и обеспечения граждан; 8) организацию единой патентной и метрологической служб; службы единого времени, мер и весов, установление общесоюзных и внедрение международных стандартов, организацию общесоюзной статистики и единой системы бухгалтерского учета; 9) управление теми сферами деятельности и целевыми программами, которые по своему характеру требуют единого в масштабах Союза руководства (оборона, единая энергетическая система, космос и др.)
ЕС, Европейский союз - интеграционная группировка, включающая 12 западноевропейских стран (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ). Официально называлась Европейским Сообществом, ЕЭС. Образованное на основе Римского договора 1957 г. ЕЭС (или «Общий рынок») ставило наиболее широкие цели, играло заметную роль на мировой арене и фактически выступало от имени ЕС. К началу 90-х гг. на долю ЕС приходилось около 1/3 ВНП и более 1/2 экспорта промышленно развитых стран. В конце 60-х гг., в результате переговоров в рамках ЕС, был создан таможенный союз, отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Положено начало проведению единой внешнеторговой политики. ЕС стало вести от своего имени переговоры и заключать соглашения по торгово-экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству. Широко используется дифференциальный подход к торговым партнерам. В то же время во внешней торговле применяются контингентирование импорта, соглашения о «добровольном» ограничении экспорта в ЕС, антидемпинговые меры. В 1986г. страны-члены ЕС приняли Единый европейский акт (вступил в силу в 1987г.), в соответствии с которым к концу 1992г. должен быть завершен процесс создания единого внутреннего рынка. Планируется ликвидировать остающиеся барьеры на пути свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и людских ресурсов из одних стран ЕС в другие, снять препятствия для деятельности компаний и граждан и, тем самым, существенно продвинуться в образовании экономического и валютного союза. С этой целью на основе разработанного графика отменяются оставшиеся таможенные формальности во взаимной торговле в виде досмотра товаров и проверки сопровождающих их документов; интенсифицируется разработка и внедрение общих европейских стандартов для ряда товаров и разрешается свободный допуск во все страны остальных товаров, если они произведены в соответствии со стандартами и нормами одной из стран-членов; сближаются системы налогообложения; отменяются сохраняющиеся валютные ограничения; облегчается доступ национальных компаний стран-участниц на рынки сферы услуг; обеспечивается равноправное участие компаний из стран-участниц в торгах на получение правительственных заказов в любом государстве-члене ЕС; отменяются все ограничения при приеме граждан из других стран ЕС на работу и учебу. Однако к концу 1993г. не все планируемые мероприятия были осуществлены. См. также Совет Министров ЕС (Совет); Комиссия Европейских сообществ; Европейский парламент (Европарламент); суд ЕС.
Задача размещения и развития производства - математическая модель выбора варианта расположения и развития технико-экономических объектов, в которой оптимизируется некоторый экономический показатель, характеризующий результативность размещения. Закон возрастающих вмененных издержек - закон, гласящий, что по мере увеличения производства продукта вмененные издержки (предельные издержки) производства каждой новой единицы продукта возрастают. Вмененные затраты/издержки или оценочные/расчетные затраты/издержки - альтернативные издержки фирмы на использование ресурсов, которыми она сама владеет, для производства продукции. Например, фирма занимает здание, которым владеет. Она не использует возможность сдачи части этого здания в аренду какому-либо другому предприятию. Таким образом, вмененные затраты представляют собой отказ от дохода, который можно было бы иметь от сдачи в аренду или от продажи ресурсов фирмы кому-либо. Для того чтобы подсчитать точное значение общих затрат на производство товаров и услуг, фирма должна условно начислять арендную плату самой себе, используя теневую цену, основанную на текущей рыночной цене на сдачу в аренду ее имущества.
Закон убывающей предельной полезности - выражается в том, что по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного продукта его полезность для потребителя будет постепенно уменьшаться. З.у.п.п. выражает обратную зависимость между предельной полезностью и объемом потребляемых экономических благ. При этом предполагается, что вкусы потребителя постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества потребляемого блага соответствует прирост общей полезности. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность последней единицы в ряду потребленных благ неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, в которой предельная полезность равна нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность, поскольку полезность блага - это его способность удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность отрицательна. Следовательно, чем большим количеством блага мы располагаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Цена же блага согласно З.у.п.п. определяется не общей, а предельной полезностью блага для потребителя. З.у.п.н. лежит в основе определения спроса и более широко - потребительского поведения на рынке. Основы теории предельной полезности были впервые сформулированы немецким экономистом Г. Госсеном в 1854 г. Им были сформулированы два закона потребления, известные под именем законов Госсена. Первый закон Госсена гласит: величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы благ данного вида уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения. Второй: для максимального удовлетворения потребностей в условиях, когда запаса благ недостаточно для полного насыщения, необходимо остановить потребление всех благ в точках, где интенсивность удовольствия от потребления становится одинаковой. Однако работа Госсена осталась незамеченной. И только после появления работ представителей австрийской школы, предложивших аналогичные подходы и положивших их в основу рыночного ценообразования, идеи Госсена получили широкое распространение. В качестве основы рыночной цены предельная полезность и закон ее убывающей отдачи были противопоставлены трудовой теории стоимости классической школы и Маркса. Однако подход к проблеме ценообразования исключительно с позиций предельной полезности отличается односторонностью, т.к. учитывает интересы только потребителя, но не продавца. Другим существенным недостатком этой теории является субъективно-психологический характер и невозможность объективного количественного измерения полезности. Тем самым представителям австрийской школы не удалось осуществить непосредственный переход от предельной полезности к рыночной цене. З.у.п.п. играет ключевую роль (наряду с ценой экономических благ и денежными доходами покупателей) в объяснении поведения покупателя на рынке.
Закон убывающей производительности труда и капитала - концепция политической экономии, в основе которой лежит принцип падающей эффективности последовательных затрат труда и капитала. Истоки этой концепции лежат в теории убывающего плодородия почвы. Но если в рассуждениях сторонников теории убывающего плодородия постоянным фактором производства является земля, а переменным - труд и капитал, то сторонники универсального закона падающей производительности считают возможным рассматривать в качестве постоянного любой фактор производства. На этом основании Дж.Б.Кларк в 80-х гг. 19 в. установил два основных закона, которые, по его мнению, имеют всеобщее значение для любого общества, - закон убывающей производительности труда и закон убывающей производительности капитала. Первый закон формулируется так: если к постоянной по своей величине рабочей силе прибавлять дополнительное число рабочих, то каждый последующий рабочий будет производить убывающее количество продуктов. Другой закон выражает снижение производительности капитала в результате того, что возрастающее количество капитала используется постоянным числом рабочих. Аргументы Кларка сводились к следующему. Один рабочий, по его мнению, не может хорошо обработать данный участок земли. Если прибавить второго и третьего, то благодаря их усилиям обработка земли улучшится и может значительно увеличиться количество продукции, полученной с этого участка. Но четвертый и пятый рабочие, если участок земли недостаточно велик, могут оказаться не столь полезными, и объем продукции увеличится на незначительную величину. Еще более заметное уменьшение эффективности использования дополнительных вложений труда будет наблюдаться с приходом шестого работника, седьмого и т.д. Более отчетливо сформулирована аргументация З.у.п.т. и к. Т.Карвером. Он считал, что в производстве какого-либо продукта, где используются различные факторы, обычно классифицируемые как труд, земля и капитал, количество продуктов зависит не от одной или двух групп, а от всех трех групп этих факторов. Вследствие этого если одна или две группы изменяются в своих размерах, а остальные группы останутся неизменными, то количество продукта изменится, но не в точном соответствии с изменившимися факторами. Во всех нормальных случаях, т.е. там, где различные факторы были комбинированы в наиболее выгодных пропорциях, если один из этих факторов возрастает, увеличение продукта не будет столь значительным, как увеличение этого фактора. Среди современных экономистов приверженцем З.у.п.т. и к. является П.Самуэльсон. По его мнению, если расширяется использование одного какого-либо фактора производства и сохраняются при этом неизменными затраты всех других факторов, то физический объем предельного продукта, производимого с помощью переменных затрат указанного фактора, станет, по крайней мере начиная с какой-то определенной стадии, убывать. По мере роста дополнительных вложений труда происходит, по мнению Самуэльсона, прогрессирующее снижение предельного продукта и неизбежен такой момент, когда дополнительные затраты труда вовсе не дадут прироста продукции. Иначе говоря, существуют предельные затраты труда, по достижении которых предприниматель вынужден прекращать дополнительную покупку рабочей силы. Таким же образом Самуэльсон оценивает результаты действия и других факторов производства - земли и капитала. Закрытое административно-территориальное образование - имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан. Является административно-территориальной единицей.
Зона экономическая особая (ОЭЗ) - в РФ в целях Закона об ОЭЗ - определяемая Правительством РФ часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской (в том числе внешнеторговой) деятельности. ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Типы ОЭЗ: 1)промышленно-производственные ОЭЗ (площадью не более 20 кв. км); 2) технико-внедренческие ОЭЗ (не более чем на двух участках территории общей площадью менее 2 кв. км). На территории ОЭЗ не допускается: 1) размещение объектов жилищного фонда; 2) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство; 3) переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; 4) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). См. также Режимы осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности особые; Зона таможенная свободная.
Зона, свободная от таможенного контроля - часть территории государства, на которой любые материальные ценности, являющиеся предметом внешнеторговых сделок, не подлежат таможенному контролю и не облагаются импортными пошлинами и сборами. За импортно-экспортными товарами в свободной зоне осуществляется лишь таможенный надзор. Для ввоза товара в свободную зону не требуется таможенная декларация. Коммерческая свободная зона создается в целях поощрения внешнеторговой деятельности в условиях значительных национальных различий в системах таможенных процедур, предусматривающих сбор налогов и пошлин. В такой зоне создаются условия лишь для сохранения потребительских свойств импортно-экспортных товаров. В промышленной свободной зоне товары могут подвергаться обработке или на их основе изготовляться новые изделия и продукты.
Изменение принадлежности территории - все наиболее крупные и существенные изменения государственной принадлежности населенной территории должны происходить на основе принципа самоопределения народов и наций. Каждому народу, имеющему право на самоопределение, принадлежит определенная территория, которой этот народ распоряжается, решая вопросы своего самоопределения. Сравнительно небольшие и малозаселенные или совсем незаселенные участки территории могут передаваться одним государством др. государству по договору между ними. Старые способы приобретения территории - оккупация, давность приобретательская и цессия - в значительной мере утратили свое значение и могут применяться в той мере, в какой они не противоречат основным принципам и нормам современного международного права. Завоевание как способ приобретения территории в прошлом запрещается современным международным правом.
Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые на долгосрочной основе в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Частные инвестиции, как правило, сосредоточены на получении прибыли; государственные могут осуществляться также и с целью регулирования экономики. Государственные И. финансируются за счет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег либо путем выпуска внутренних и внешних займов. Источником финансирования частных вложений служат собственные средства компаний (нераспределенная прибыль, отчасти амортизационные и другие фонды), привлеченные извне средства, полученные от продажи акций, облигаций, других ценных бумаг, а также в виде долгосрочных кредитов и займов. Различают И. реальные - вложенные в какую-либо отрасль экономики, результатом которых является приращение реального капитала (здания, оборудование, товарно-материальные запасы и т.п.); и финансовые - вложения капитала (частные или государственные) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Во втором случае прироста реального капитала не происходит, суть дела состоит в покупке титула собственности (то же происходит при покупке земли, любой другой недвижимости). Во всех сделках подобного рода налицо трансфертные, т.е. передаточные операции.
Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Информационное пространство - совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. И. п. складывается из следующих главных компонентов: информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания; организационные структуры, обеспечивающие функционирование И.п., в частности сбор, обработку, хранение, поиск, распространение информации; средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в т.ч. программно-технические средства и нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам с помощью соответствующих информационных технологий. Формирование И.п. в развитых странах проводилось и проводится, как правило, по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так, в США со времени окончания второй мировой войны 1939-1945 гг. развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем велось по инициативе администрации президента и при весьма значительной финансовой поддержке средствами федерального бюджета. В 90-х гг. по инициативе президента Б.Клинтона были развернуты и активизированы работы по развитию Национальной информационной инфраструктуры; они ознаменовали новый этап формирования И.п. страны, призванный укрепить позиции США как наиболее передового информационного общества в мире. Формирование и развитие И.п. России - проблема межотраслевая и межрегиональная. Она требует решения сложных организационных и технико-технологических вопросов и значительных затрат. При этом необходимы комплексный учет социально-экономических, правовых и политических аспектов информатизации общества, всестороннее использование опыта развития И.п. ведущих стран мира. В процессе формирования И.п. России не только создается техническая и технологическая структура информатизации, обеспечивающая взаимодействие производителей информации и ее потребителей, распространение знаний, накопленных в информационных банках данных, но и учитываются социальные, экономические и политические аспекты, возникающие при его интеграции в мировое И. п. Информационная деятельность, объединяющая информационные процессы в обществе, определяет его экономический потенциал наравне с материальным производством. Поэтому объективные знания, хранящиеся в информационных банках данных, только тогда становятся фактором прогрессивных социально-экономических изменений, когда они находят заинтересованного в них потребителя и доступны ему. Для этого в первую очередь необходимы правовые и экономические основы: законодательные и нормативные акты, определяющие и гарантирующие права и обязанности юридических и физических лиц по формированию и использованию информационных ресурсов, средств их обработки и доставки; экономические регуляторы, стимулирующие активное создание и использование информационных ресурсов. Основным политическим и экономическим аспектом формирования И. п. России является преодоление информационного монополизма управленческих (властных) и коммерческих структур. Именно информационный монополизм служит питательной средой бюрократизма и коррупции. Еще один существенный аспект формирования И. п. России заключается в сопряжении новых информационных технологий с традиционными средствами распространения информации и организации доступа к ней - печатными и электронными средствами массовой информации (СМИ), журнальными и книжными изданиями, библиотеками и архивами, почтой и телеграфом. Таким образом, целями формирования и развития И. п. России являются: обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенное Конституцией РФ; создание и поддержание такого уровня информационного потенциала, который необходим для устойчивого развития общества; обеспечение контроля со стороны граждан и обществ, организаций за деятельностью федеральных и местных органов власти; повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления им равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой общественно-политической, научно-технической, экономической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т.д.; защита авторских (и смежных) прав и прав имущественной собственности на информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения; создание и использование информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности путем формирования полноценного информационного рынка и здоровой конкурентной среды, проведения эффективной антимонопольной политики.
Инфраструктура региональная - организационно-экономическая система, обслуживающая комплексы территориально и способствующая их адаптации к изменениям рыночной конъюнктуры, обеспечивающая свободное внутри- и межрегиональное перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов. Основная функция И. р. - создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса производства и воспроизводства его факторов (средств производства, рабочей силы, финансово-кредитных и природных ресурсов), в соответствии с которыми выделяются укрупненные элементы инфраструктуры (производственная, социальная, институциональная, рыночная, информационно-инновационная инфраструктура). В РФ современное состояние И.р. несет на себе отпечаток экономического кризиса. Развитие рыночных форм И. р. во многом носит стихийный и неравномерный по регионам характер, что обусловлено несовершенством законодательной базы, неоднородностью кризисных явлений в различных регионах страны, слабой интеграцией региональных воспроизводственных систем. В силу этого вновь создаваемые институты И. р. концентрируются главным образом в крупных экономических центрах. Перспективы И. р. непосредственно зависят от траектории движения к макроэкономической стабилизации, а также от переноса центра тяжести реформ на уровень регионов и предприятий. При этом ключевая роль принадлежит системам информатизации, в которой чисто инфраструктурные функции сочетаются с инновационными. Оба взаимосвязанных функциональных компонента способствуют распространению рыночных реформ с макроэкономического уровня на вертикально-горизонтальный, т.е. на территорию, где реально функционируют производительные силы, создаются товары и услуги. Территориальные центры информатизации призваны обеспечивать распространение (на возмездной и безвозмездной основах) инноваций, повышающих технический уровень производства и ведущих к его структурной перестройке. Та часть инноваций, которая осваивается успешно, становится ориентиром для массы предпринимателей и определяет магистральное направление экономического подъема. Таким образом, инновации образуют емкий информационный рынок, важной составляющей которого выступает распространение заимствованных инноваций по организации работы предприятий в рыночных условиях. Информационный эффект такого рода носит системный, межрегиональный характер. Инновационная составляющая эффекта региональной информатизации дополняется эффектом, который может быть получен вследствие интеграции на основе информационных технологий основных элементов регионально-отраслевой инфраструктуры. Интегрированная инфраструктура обеспечивает обслуживание всех стадий производства продукции и ее продвижения на рынок, взаимодействие производителей, специалистов маркетинговых служб и разработчиков новой техники, возможность контроля ситуации со стороны системы административно-хозяйственного управления. Эффект создания интегрированной регионально-отраслевой инфраструктуры, охватывающей производство, сбыт продукции и сферу управления проявляется в его возможностях реагировать на текущие и отдаленные изменения рыночной конъюнктуры. В более широком плане составляющая эффекта региональной информатизации заключается в создании единого информационного поля, которое позволит властным органам всех уровней оценивать и прогнозировать степень сбалансированности структуры производства и рынка, выявлять наиболее перспективные направления привлечения инвестиций, индикативно воздействовать на экономические процессы. Кроме того, значительный эффект заключен в информатизации социальной сферы, поскольку от оперативности и полноты информации о социальных процессах зависит политическая и экономическая стабильность как отдельных регионов, так и страны в целом. Понятие И. р. имеет высокий содержательный смысл: все отрасли И.р. должны быть в определенном соответствии как с обслуживаемыми объектами, так и между собой, если не сказать «в комплексе» (хотя «инфраструктурный комплекс» - термин, используемый в литературе), и быть управляемыми на уровне региона. Если И.р. управляется из центра, то это реальная предпосылка к возникновению диспропорций, а в чрезвычайных ситуациях - к потере оперативности.
Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Климат инвестиционный региональный - условия для долгосрочного вложения капитала в промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и другие предприятия, расположенные на территории субъекта федерации. Степень благоприятности К. и.р. характеризуется показателями эффективности и степенью риска капитальных вложений в данном регионе по сравнению с другими регионами. К.и.р. определяется воздействием пяти факторов. а) Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в т.ч. для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов. Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автаркизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капитальных вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов. Инвестиционная привлекательность добывающих регионов обусловлена их высоким экспортным потенциалом, а в качестве основных инвесторов наряду с государством выступают наиболее крупные российские и иностранные корпорации и финансово-промышленные группы. Активность мелких инвесторов в этих регионах проявляется лишь в форме финансовых инвестиций и зависит от уровня развития рынка ценных бумаг. б) Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для инвестора являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными «нишами» на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. в) Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее институтов, как банки, биржи, оптово-посреднические фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др. От наличия этих рыночных институтов зависят формирование региональных рынков капитала, возможность мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, выпуска ценных бумаг, кредитных ресурсов банков. Влияние этой группы факторов особенно велико в условиях перехода к рыночной экономике. г) Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Федерации располагают широкими возможностями влияния на К.и.р. путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхования частных инвестиций за счет средств бюджета субъекта федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования. д) Внеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, федеративных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, неблагоприятная экологическая ситуация, проявляющиеся в повышенном уровне политической активности населения, забастовочного движения, резко ухудшают инвестиционный климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все экономические факторы. Дифференциация регионов по степени благоприятности инвестиционного климата весьма существенна, но неустойчива ввиду значительные изменения степени влияния отдельных факторов в условиях активного реформирования экономической системы.
Количественная теория денег - впервые была выдвинута философом Дэвидом Юмом (1711-1776), утверждавшим, что уровень цен (price level) пропорционален количеству обращающихся в экономике денег. Эта идея была формализована в уравнении MV=PT, где М - количество денег, V - скорость обращения, Р - уровень цен, Т - количество сделок за данный период времени. Милтон Фридман (род. 1912) превратил данное уравнение в краеугольный камень монетаризма (monetarism), дополнив его предположением, что V является относительно постоянной величиной. Таким образом, для данного числа сделок между М и Р возникает непосредственная связь. В результате любое увеличение денежной массы (money supply) в обращении ведет к росту уровня цен, то есть к инфляции.
Комиссия Европейских сообществ - один из главных органов Европейского Союза (Европейских Сообществ); состоит из 20 членов и председателя, назначаемых 15 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента, является исполнительным органом. За каждым членом комиссии закреплена определенная сфера деятельности, он опирается на небольшую группу политических советников и консультантов («кабинет»), поддерживаемую административным аппаратом (генеральные дирекции, специальные службы и т.д.). Решения принимаются большинством голосов. Комиссия в качестве блюстительницы договоров следит за корректным применением их норм и решений органами Европейского Союза, представляет Европейскому совету предложения по развитию политики в различных отраслях, претворяет в жизнь политику Европейского Союза на основе решений Совета Европейского Союза или путем непосредственной реализации принятых им установлений. Члены Комиссии независимы от указаний своих правительств и контролируются Европарламентом (вотум недоверия). Административный орган, обладающий широкими полномочиями: готовит предложения для Совета Министров ЕС (Совета); осуществляет контроль за выполнением постановлений Совета; принимает самостоятельные решения по отдельным вопросам. В своих действиях КЕС призвана руководствоваться интересами ЕС в целом. Штат КЕС - около 11 тыс. человек, местонахождение - Брюсель (Бельгия). См. Европейское сообщество.
Компетенция органа государственной власти – вся совокупность полномочий органа государственной власти, установленная Конституцией, законодательством Российской Федерации и ее субъектов, иными нормативными актами.
Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
Кредит - 1) Ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента; выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком. К. может быть коммерческим (фирменным) - при предоставлении К. самой фирмой-поставщиком или банковским - в случае предоставления К. банком на основе соответствующей документации. В зависимости от срока выплаты К. могут быть краткосрочными (до 1года), среднесрочными (2-7 лет) и долгосрочными. Для осуществления операций по страхованию внешнеторгового К. в отношениях с другими странами и предоставления гарантий по ним создаются специальные банки (например, экспортно-импортный банк в США). К. льготный - предоставляется в основном развивающимся странам по ставкам ниже рыночной, часто на период более длительный, чем обычно принято.К. отзывной - предоставляемый под переводный вексель; К., который может быть отозван в любое время без предварительного уведомления. К. револьверный - кредитная линия, по которой средства могут быть заимствованы в любое время с последующими регулярными платежами в погашение заранее обусловленной минимальной суммы. К. вексельный - предоставляемый акцептной фирмой экспортерам и импортерам под их переводный вексель или тратту, акцептованную ею. 2) правая сторона бухгалтерского счета, на которой отражается увеличение или уменьшение учитываемых сумм в зависимости от характера счета. В активных счетах, предназначенных для учета движения хозяйственных средств, в К. записывается уменьшение средств; в пассивных счетах, предназначенных для учета источников средств, в К. отражают начальное сальдо и его увеличение. В активном счете дебет больше К. или равен ему, в пассивном - К. больше дебета или равен ему.
Кризисов теория - часть общенаучной парадигмы, объясняющая сущность, предпосылки, характер, последствия периодических кризисных фаз в динамике систем. Общая К. т. в динамике систем разработана А.А.Богдановым и изложена в его труде «Тектология». Он понимает кризис как смену организационных форм комплекса (системы), перелом в ходе его развития; выделяет два типа кризисов - соединительные (образование новых связей) и разделительные (разрыв существующих связей). По Богданову, кризис есть нарушение равновесия и в то же время переход к новому равновесию. Современной разновидностью общей К. т. является теория катастроф. Теория экономических кризисов начала разрабатываться во второй половины 19 в. Опубликован ряд работ, связывающих кризисы с конъюнктурными колебаниями спроса, потреблением, природными циклами. Фундаментальная разработка циклических экономических кризисов и материальной основы их периодичности содержится в «Капитале» К. Маркса. Кризисные фазы долгосрочных экономических циклов исследовал Н.Д. Кондратьев. Исследованием теории и истории экономических кризисов занимались И. Шумпетер, Е. Варга, И. Трахтенберг, Л. Мендельсон, С. Меньшиков и др. Глубокие кризисные потрясения конца 20 в. дали толчок новым подходам к К. т., которые широко обсуждались на IV Междисциплинарной дискуссии «Прогнозирование кризисов в ритме цикличной динамики» (март 1991 г.). Основные положения этих подходов: кризисы неизбежны в развитии любой системы, в т.ч. экономической. Они являются непременной фазой жизненного цикла системы. Надежды на то, что удастся уничтожить кризисы или предотвратить их, утопичны; кризисы выполняют три функции в динамике систем - подрывают основы устаревших элементов, открывают дорогу для становления новых, сохраняют и обогащают наследственное ядро (генотип) системы; кризисы завершаются либо переходом системы в новое качественное состояние, либо ее распадом, заменой иной системой; кризисы проходят несколько этапов - латентный период (скрытое накопление предпосылок); обвал; депрессию (нижнее равновесие); оживление, завершающееся достижением докризисного состояния на новой основе; кризисы в смежных сферах взаимодействуют - либо резонируют, усугубляя падение, либо демпфилируют, сглаживая падение, смягчая последствия; кризисы преодолеваются с помощью базисных инноваций; кризисы в ритме цикличной динамики поддаются прогнозированию, общество может воздействовать на них, сокращая длительность и уменьшая потери.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями.
Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом.
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Маркетинг стратегический региональный - элемент системы общегосударственного маркетинга, связующее звено между маркетингом общегосударственного уровня и маркетингом предприятий (фирм, организаций), позволяющее осуществить практическое согласование интересов хозяйствующих субъектов различных уровней в рамках единого коридора целей. В России необходимость М.с.р. обусловлена процессами передачи ряда функций управления от центра на места (что характерно для подобных процессов и в мировом масштабе). Функциональная роль М.с.р. - обеспечение оптимального развития региона (с учетом его места в общественном разделении труда) в направлении коридора социально-экономических целей, задаваемых стратегическим маркетингом общегосударственного уровня. С помощь М с.р. создается среда, в которой функционируют предприятия, фирмы, граждане и которая стимулирует их действовать в общем направлении к стратегической цели, но без административного принуждения. Условиями формирования М.с.р являются: а) четкое распределение управленческих функций и ответственности между центром и регионами и соответственно изменение пропорций в распределении финансовых средств; б) четкое распределение объектов собственности на территории (включая собственность на природные ресурсы); в) предоставление права регионам иметь самостоятельно реализуемые программы развития. При этом важно, чтобы соблюдалась общность экономических и правовых основ на всей территории страны. Разработка М.с.р. предполагает определение цели и необходимых ограничений, прежде всего ресурсных, учет национально-исторических особенностей, специализации региональной экономики, наличие трудовых ресурсов, их подготовку и др. Выбор главной стратегической и частных целей, их приоритетность, построение «дерева целей» определяются, с одной стороны, местом региона в экономике страны (что фиксируется, в частности, в федеральных программах), с другой - спецификой самого региона, его обеспеченностью ресурсами. Исходя из конкретной ситуации, приоритетными целями на данном этапе могут быть стабилизация общества, обеспечение занятости населения, решение проблемы выживания населения и др. Формирование М.с.р. встречается с опасностью двоякого рода: а) местные интересы могут возобладать над интересами государства, б) центр может не позволить региону достичь разумной степени самостоятельности в экономическом и социальном развитии территории. Поэтому важнейшим условием формирования М.с.р. является отработка экономического механизма балансировки интересов центра и региона, включая такие аспекты, как отношения собственности всех уровней, правовые, кредитно-налоговые отношения, рациональное природопользование, охрана окружающей среды, контроль вывоза и
|