Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Молодежная политика в Саратовской области






Молодежная политика в Саратовской области

(информационно-аналитический обзор)

 

 

Саратов – 2007

 

 

УДК 32.01 – 053.81 (470+571)

ББК 66.0 (2 Рос)

М 27

 

 

Молодежная политика в Саратовской области (информационно-аналитический обзор). Утенков Г.Н., Федин С.А., Чекмарев Э.В. Под ред. профессора Дорофеевой Е.С. – Саратов: Издательство Полиграф-экспресс,
2007.

 

 

ISBN

содержит обязательную программу, планы семинарских занятий,

Данная работа представляет собой аналитический обзор основных направлений молодежной политики в Саратовской области. Особое внимание уделено развитию законодательной базы молодежной политики, проблемам образования молодежи и ее социально-нравственного становления. В работе содержится статистический материал, отражающий количественные и качественные показатели молодежного социума.

Книга предназначена для специалистов управленческих структур, преподавателей, аспирантов, студентов, всех, кто интересуется проблемами молодежи.

 

Рекомендуют к печати:

Кафедра социально-политических наук

Саратовской государственной академии права,

Доктор исторических наук, профессор Бичехвост А.Ф.

 

ISBN

 

 

УДК 32.01 – 053.81 (470+571)

ББК 66.0 (2 Рос)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….    
2. НОРМАТИВНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…..    
3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САРАТОВСКОЙОБЛАСТИ…………………………………..    
4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………..    
5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ…………..    
6. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖНОГО СОЦИУМА……………………………………………………………………….    
7. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………    
8. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ И МОЛОДЫХ СЕМЕЙ……..    
9. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ……………………………………    
10. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА………………………..    
11. ПОДДЕРЖКА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ……………………………….    
12. ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА……………………………    
13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ………………………………….  
14. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ    
15. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ…………………………………...    
16. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ……………………………..    
17. ПРОФИЛАКТИКА АССОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ…………………...    
18. ПРЕСТУПНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ……………………………………………………………………………..    
19. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………………..    
20. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………    
21. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..    

Введение

Проблемы молодежи в современных условиях приобретают исключительно важную значимость. Открытость современного российского общества, его радикальная модернизация диктуют необходимость выработки такой молодежной политики, которая ограничивала бы «утечку мозгов», открывала простор индивидуальному творчеству, расширяла возможности формирования прочного человеческого капитала в России.

Общие тенденции развития мировой цивилизации показывают, что инвестиции в молодежь окупаются многократно.[1] А если иметь в виду увеличение доли молодого поколения в общей численности населения, то в принципе даже при экстенсивном развитии производства возможен экономический бум. Ныне в мире насчитывается более 6, 5 миллиардов человек. Из них молодые люди в возрасте 12-24 лет составляют 1, 5 млрд. человек.[2] Тенденция роста молодежи в составе общества характерна и для России. На 1 января 2002 года, здесь проживало 36 млн. молодых граждан в возрасте 14-29 лет, а к концу 2005 года их число достигло 39, 6 млн. человек или 27% от общей численности населения страны.[3]

В современных условиях молодежь все чаще рассматривается как важнейший стратегический ресурс страны. Именно в этой категории граждан фокусируются перспективы не только экономического роста, но и суверенитета, устойчивого развития страны, осуществления государственной внешней и региональной политики, развития духовно-нравственного потенциала. Инновационный путь развития российского общества также в значительной степени будет зависеть от молодежи. И, наконец, молодые люди – это родители в будущем. От того, как они будут относиться к своим обязанностям по воспитанию детей во многом будет зависеть качество человеческого капитала.

Следовательно, молодежная политика современной России представляет собой важнейшее стратегическое направление общей политики государства. К сожалению, ее современное состояние не позволяет решить целый ряд молодежных проблем, не может способствовать эффективной социализации молодого поколения. Более того, продолжает сохранятся противоречие, при котором формирование содержания и направлений деятельности в молодежной среде происходит на общегосударственном уровне, а условия для воспитания, развития, самоорганизации молодежи создаются в основном в регионах.

Региональный фактор молодежной политики становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Вместе с тем, региональные аспекты формирования молодежной политики продолжают оставаться малоизученными. В этой связи нами предпринята попытка выявить проблемы и перспективы развития молодежной политики в Саратовской области. Нами обозначены основные слагаемые региональной политики в регионе: правовые основы региональной государственной молодежной политики, финансовое обеспечение, образование, здоровье, политическое участие молодежи. Значительное внимание уделено воспитанию гражданских и патриотических качеств молодежи. Авторы предприняли также попытку обоснования важнейших проблем реализации молодежной политики в Саратовской области.

При обосновании специфики молодежной политики, авторы исходили из следующего понимания молодежного социума. Молодежный социум не является саморазвивающейся системой, его жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями.

Молодежный социум включает в себя различные категории молодежи, которые имеют различные возрастные и профессиональные характеристики, а также различные ценностные установки и жизненные ориентиры. К ним относятся:

· школьная молодежь в возрасте до 18 лет;

· студенческая молодежь системы среднего профессионального образования;

· студенческая молодежь системы высшего образования;

· молодежь допризывного возраста;

· молодежь, уволенная с военной службы;

· работающая молодежь;

· семейная молодежь;

· этнические группы молодежи.

Субъектами правоотношений, возникающих в сфере молодёжной политики являются:

· молодые граждане (молодежь);

· молодежные парламентские структуры;

· молодежные и детские общественные объединения;

· органы государственной власти области, реализующие молодежную политику;

· органы местного самоуправления;

· специализированные учреждения по работе с молодежью;

· иные юридические и физические лица, принимающие участие в реализации молодежной политики области.

В настоящем исследовании используются следующие основные понятия:

· молодежь (молодые граждане) - лица в возрасте от 14 до 30 лет;

· молодежный социум – совокупность индивидуумов и коллективов, действующих в соответствии со своими личными или коллективными интересами в рамках сложившихся системы ценностей и правового поля;

· молодая семья - семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, если один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

· молодежная политика - деятельность органов государственной власти области, направленная на создание необходимых условий для самореализации молодых людей, выбора ими жизненного пути, ответственного участия их во всех сферах общественной жизни области;

· молодежные общественные объединения - молодежные объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившиеся на основе общности интересов;

· детские общественные объединения - объединения, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности;

· специализированные учреждения по работе с молодежью - учреждения, осуществляющие деятельность по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, образовательных и правовых услуг, проведению психологической адаптации и реабилитации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал