Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан






Работа по содействию занятости несовершеннолетних граждан из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.96 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в 2006году проводились согласно[18]:

- постановлению Правительства Саратовской области от 1 апреля 2004 года №80-П «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Саратовской области в 2004 году»;

- приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ 29.07.2005г. № 485 «Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан».

Работа с несовершеннолетними гражданами из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей проводится в тесном контакте с инспекторами по охране прав материнства и детства, социальными педагогами и воспитателями учебных заведений, где обучаются такие дети. Специалисты, директоры центров занятости (например, в Марксовском, Екатериновском районах) входят в состав попечительских советов, где рассматриваются вопросы материального обеспечения, проблемы обучения, трудоустройства несовершеннолетних.

Департамент проводит работу по программе «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан» в тесном взаимодействии с министерством образования области, Министерством здравоохранения и социального развития области, администрациями муниципальных образований, комиссиями по делам несовершеннолетних, работодателями.

В целях информирования подростков центры занятости проводят ярмарки вакансий для несовершеннолетних граждан. В 2004 году проведено 17 таких ярмарок в 14 районах области и г. Саратова: Базарно - Карабулакском, Дергачёвском, Красноармейском. Балаковском, Духовницком, Ровенском, Саратовском и других. В общей сложности их посетили 2147 подростков. Свои вакансии предложили представители 115 предприятий.

В течение 3-х месяцев, с марта по май 2004 года, в области по инициативе Департамента занятости проходил «Фестиваль профессий». В рамках данной акции прошло около 600 мероприятий во всех районах и городах области, в которых приняли участие свыше 80 тысяч выпускников школ. Фестиваль завершился театрализованным представлением, которое прошло в областном центре. На него были приглашены самые активные участники акции из всех муниципальных образований.

В 2004 году в программе временной подростковой занятости приняли участие 16058 человек. Особое внимание уделялось содействию трудоустройства «трудных» подростков. Работа с ними проводилась в соответствии с областной целевой программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних на 2001-2006 годы».

Главы администраций объединённых муниципальных образований области приняли на местном уровне постановления по организации временного трудоустройства подростков в 2004 году, уделив особое внимание состоящим на учёте в органах внутренних дел подросткам. Например, ГУ «Энгельсский городской центр занятости населения» для обеспечения занятости подростков совместно с управлением образования, отделом ОППН УВД, МКДН разработал план мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних на временные работы во время каникул, где предусмотрена работа по организации занятости «трудных» подростков. План мероприятий согласован с администрацией Энгельсского ОМО, в результате заключено 52 договора с 40 учреждениями и организациями.

Из общего количества направленных на временную работу подростков 3864 человека относятся к «группе риска». В том числе: 631 человек состоит на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и органах внутренних дел; 2582 подростка состоят на внутри школьном учёте (у социальных педагогов) или проживают в семьях, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения; 651 человек - сироты, оставшиеся без попечения родителей.

В отчётном периоде несовершеннолетние граждане выполняли следующие виды работ: ремонт мебели; уборка и благоустройство территорий; выращивание рассады; прополка и обработка сахарной свеклы; расклейка объявлений; курьеры; подсобные работы по ремонту помещений; помощники архивных работников; пошив изделий; уборка снега; помощь в обслуживании одиноких престарелых граждан и инвалидов; изготовление мелкого рабочего инвентаря; технические работы на ПК; участие в мероприятиях по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Подростки работали при школах, администрациях муниципальных образований, в учреждениях дополнительного образования и культуры, на территориях больниц и детских домов, комитетах и советах территориального общественного самоуправления, лесхозах, сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности, в различных акционерных обществах, товариществах, частных и муниципальных предприятиях. В общей сложности подростки работали на 625 предприятиях области.

Имеются положительные примеры работы по трудоустройству подростков. Так, Волжским центром занятости населения г.Саратова заключены договоры с различными учреждениями и организациями. Ребята работают рекламными агентами, курьерами, техническими работниками архива, операторами ПК, расклейщиками объявлений, помощниками воспитателей. Всего Волжским центром занятости был трудоустроен 641 подросток.

Интересные формы работы внедряются ГУ «Балашовский городской центр занятости населения». К созданию временных рабочих мест привлечены новые работодатели. Заключен договор с индивидуальным предпринимателем КФК «Сигалаев и К», где работали 40 учащихся села Терновка. На базе мастерских ПУ№15 и ПУ№47 отработали 198 человек: парикмахерами, швеями, автослесарями, поварами, кондитерами. Подростки работали по получаемым профессиям, оказывая услуги престарелым, одиноким гражданам, инвалидам.

Некоторые работодатели использовали различные возможности поощрить подростков за работу. Например, ЗАО «Новоузенский мясокомбинат» организовал подвоз детей к месту работы и обратно и бесплатное горячее питание в столовой мясокомбината, к 1 сентября подростки получили подарки - наручные часы.

Руководители Балаковской АЭС, ОАО «Балаковский порт», ГУП «Волга» и ОАО «Мрамор» Балаковского МО перечислили средства в сумме 18 тыс. руб. на счёт центра занятости в порядке дарения на цели организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, о чём был составлен соответствующий договор. Деньги израсходованы по назначению.

В 33 муниципальных образованиях созданы отряды «Милосердие», где 1933 подростка работали при центрах социального обслуживания населения, социально-реабилитационных центрах с приютами для несовершеннолетних, в Доме престарелых, центре социальной помощи семье и детям «Семья». Они помогали социальным работникам, обрабатывали приусадебные участки инвалидам и престарелым людям, ветеранам войны и труда.

Например, ГУ «Заводской районный центр занятости населения г.Саратова» в рамках программы трудоустроил 65 подростков в социально-реабилитационный центр несовершеннолетних с приютом «Возвращение» и 103 человека в Центр социального обслуживания населения.

ГУ «Балаковский городской центр занятости населения» трудоустроил помощниками социальных работников в центр «Семья» 61 несовершеннолетнего, в центр социального обслуживания населения 124 чел. в центр социальной реабилитации несовершеннолетних с приютом «Забота» - 40 чел. Школьники Октябрьского района г. Саратова помогали социальным работникам в Доме престарелых, там работали 13 человек. Несмотря на трудности финансирования, в некоторых районах центры социального обслуживания изыскали возможность произвести оплату труда из средств организации. Например, в ЦСОН г. Петровска 47 подростков получали заработную плату в размере 660 руб. Пропорционально отработанному времени получали заработную плату 10 учащихся, работавших в Центре социального обслуживания населения г. Аткарска. ГУ «Красноармейский городской центр занятости населения» по программе временной занятости трудоустроил 82 учащихся в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Нежность». Подростки работали помощниками воспитателей, кухонных работников и прачек при обслуживании группы дневного пребывания детей в приюте. Ещё 90 учащихся работали в центре социального обслуживания населения. Также 6 подростков работали на благоустройстве детского дома №2.

В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, центры занятости активно участвовали в реализации мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Подростки приводили в порядок памятники, обелиски и мемориалы погибшим воинам, очищали и благоустраивали территории вокруг них, благоустраивали парки Победы и улицы, носящие имена героев войны, сажали деревья, благоустраивали места захоронений погибших и умерших защитников Отечества. За 2004 год в этих работах приняли участие 1664 подростка. В подсобных строительных работах по реставрации памятников погибшим защитникам Отечества принимали участие 65 подростков. 69 подростков помогали выверять списки ветеранов войны в архивах военных комиссариатов, участвовали в создании летописи Великой Отечественной войны, совместно с Саратовской региональной общественной организацией «Фонд Книги Памяти» готовили к изданию очередные тома «Книги». В ЗАТО пос. Светлый 5 подростков принимали участие в съёмках фильма.

В учреждениях социальной защиты населения в качестве помощников социальных работников более тысячи подростков помогали в уходе за ветеранами, вдовами, инвалидами войны. Они помогали благоустраивать жилье и приусадебные участки, вручали поздравления и подарки ко Дню Победы 9 мая. Всего в 2004 году в перечисленных мероприятиях приняло участие 2799 несовершеннолетних.

Заслуживает внимания опыт работы по данному направлению ГУ «Балаковский городской центр занятости населения». По направлению центра 104 подростка из отряда «Милосердие» вместе с социальными работниками помогали на дому 75 ветеранам Великой Отечественной войны и 30 вдовам участников и ветеранов войны. 50 подростков из поискового отряда «Набат-2» занимались благоустройством аллеи Героев и Обелиска Памяти балаковцам, погибшим в годы войны; участвовали в военно-археологических экспедициях «Вахты памяти».

У участвующих в программе временного трудоустройства подростков развивается чувство ответственности к порученному делу. Привлечение несовершеннолетних к общественному труду носит не только воспитательный характер, но и приносит материальную поддержку семьям.

Вместе с тем, в реализации программы временной подростковой занятости остаётся ряд проблем, главная из которых - отказы работодателей в приёме на работу и правильном оформлении документов несовершеннолетних граждан.

Работа по содействию занятости несовершеннолетних, освобождённых из исправительных колоний, трудных подростков, состоящих на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и органах внутренних дел, ведётся во взаимодействии с органами внутренних дел. В центрах занятости населения определены специалисты для работы с данной категорией граждан. Директоры, специалисты центров занятости населения входят в состав комиссий по делам несовершеннолетних, созданных в администрациях муниципальных образований. Накоплен опыт совместной работы. Например, ГУ «Фрунзенский РЦЗН г. Саратова» совместно с районной комиссией по делам несовершеннолетних организовал гарантированное собеседование «Моя первая работа» для учащихся старших классов. Каждый старшеклассник получил информацию о рынке труда, мог получить консультацию юриста о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Участники получили буклеты «Подросток идёт работать», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда». Также было организовано участие несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДН, в «Дне открытых дверей» колледжа радиоэлектроники им. Н.П.Яблочкова СГУ. Совместно с Центром социального обслуживания населения Фрунзенского района проведён «День выбора профессии» для выпускников из числа детей-сирот. Все участники прошли тестирование, посмотрели фильм «Азбука профориентации». Специалисты ГУ «Энгельсский городской центр занятости населения» совместно с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Надежда» в течение года работали с подростками. Было организовано выездное мероприятие «Я выбираю профессию» со старшеклассниками сёл Шумейка, Красный Яр, где участвовал около двухсот человек. Проведён «День выбора профессии» в пос. им. К.Маркса и селе Безымянное для 149 человек. Организован диспут «Я и моё профессиональное будущее» с 16 учащимися, состоящими на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних[19].

В Вольском районе составлен план совместных мероприятий по трудоустройству подростков, состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и органах внутренних дел. В соответствии с планом центр занятости проводил работу с незанятыми подростками, привлекая их к участию во временных работах. Также за истекший период проведены две встречи с привлечением комиссии по делам несовершеннолетних для 10 незанятых подростков. В результате 4 подростка трудоустроено и 1 направлен на обучение профессии «плотник».

Балаковский, Вольский, Пугачёвский, Ртищевский, Энгельсский, Заводской, Фрунзенский г. Саратова, ряд других центров занятости выработали механизмы взаимодействия со структурами, ответственными за реализацию Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В течение последних лет имеются положительные результаты по трудоустройству и переобучению данной категории несовершеннолетних граждан. Всего за 2004 год в органы службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 129 «трудных» подростков. Признано безработными 59 человек, трудоустроено 39 человек, направлено на обучение конкурентоспособным на рынке труда профессиям 26 человек. Состоят на учёте на конец отчётного периода 19 человек данной категории[20].

На территории Саратовской области в 2005 году при школах области работали 142 лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием, где отдыхали и работали 10580 подростков. В трудовых и ремонтных бригадах по благоустройству школ и училищ работали 42039 школьников, 2072 учащихся работали летом в 37 школьных лесничествах. За школами области на лето 2005 года было закреплено 1017, 47 га земли (в 2004 году – 2340 га). К сельскохозяйственным работам привлечено 32592 учащихся 6 – 10 классов. 26426 подростков были трудоустроены: через центры занятости – 8398, 17766 – индивидуально.

Из общего количества направленных на временную работу подростков 3864 человека относятся к «группе риска». В том числе: 631 человек состоит на учёте в комиссиях по делам несовершеннолетних и органах внутренних дел; 2582 подростка состоят на внутришкольном учёте (у социальных педагогов) или проживают в семьях, состоящих на учёте в органах социальной защиты населения; 651 человек – сироты, оставшиеся без попечения родителей.

Временная занятость подростков способствует формированию у них трудовых навыков, является материальной поддержкой для малообеспеченных семей и одной из действенных мер профилактики правонарушений среди молодёжи.

Показала свою эффективность такая форма работы, как отряды «Милосердие». 38 районах области на должности помощников специалистов по социальной работе принято 919 подростков, которые обслуживали 817 ветеранов. Успешно реализуются социальные программы трудовой занятости подростков из малообеспеченных семей в сфере социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Лысогорском, Перелюбском, Саратовском центрах социального обслуживания[21].

Таблица 1. Численность молодежи в возрасте 14-29 лет (включительно), состоящих на учете в службе занятости:

  на 01.01.2002 на 01.01.2003 на 01.01.2004 на 01.01.2005 на 01.01.2006
Численность молодых людей, состоящих на учете в службе занятости, тыс. чел            

 

Таблица 2.Средняя продолжительность поиска работы для молодежи в возрасте 16-29 лет (включительно):

  на 01.01.2002 на 01.01.2003 на 01.01.2004 на 01.01.2005 на 01.01.2006
Средняя продолжительность поиска работы, месяцев 4, 6 4, 7 4, 6 3, 6 3, 7

 

Таблица. 3 Организация временной занятости молодежи:

  на 01.01.2002 (чел.) на 01.01.2003 (чел.) на 01.01.2004 (чел.) на 01.01.2005 (чел.) на 01.01.2006 (чел.)
Охвачено программами временной занятости          
В том числе в рамках программ: «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»                    
«Молодежная практика» (временное трудоустройство для выпускников учебных заведений)     -       -
«Организация временного трудоустройства безработной молодежи в возрасте до 18 лет»   -        
«Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»     -     -     -     -    
Охвачено программами трудовой сезонной занятости молодежи          

 

13. Политическое участие молодёжи

Важной характеристикой положения молодежи является ее политическая и общественная активность. Это особенно актуально, учитывая осознанную как необходимость и названную Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным в числе наиболее приоритетных, задачу построения в России гражданского общества. Переходный период в этом отношении оказался достаточно сложным и противоречивым. Определенная апатия, характерная для середины 90-х годов ушедшего в историю ХХ века в последние годы заметно преодолена. Ныне все большее число молодых людей предпочитают не стоять на обочине демократических преобразований современного российского общества, а внести посильный вклад в улучшение жизни молодежи, и в первую очередь, за счет повышения своей политической активности, участия в какой-либо общественной или политической организации. Именно на это указали 56 процентов респондентов Балаково и 63 процента молодых респондентов Аркадака. Характерно, что желание непосредственно участвовать в работе органов местного самоуправления высказали более 56 процентов из числа опрошенных юношей и девушек.

Решение сложных задач по дальнейшему преобразованию российского общества на демократических началах немыслимо без активного сознательного участия всех слоев населения и особенно молодежи. Современная молодежь – это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в новой, постсоветской России. Это поколение росло в сложной обстановке разрушения стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходившей социально-экономической и общественной трансформации. В то же время, при всей тяжести нынешнего положения молодежи, нельзя не отметить, что молодые люди обрели большую меру свободы как необходимое условие для плодотворной деятельности, самоопределения и самоутверждения, экономическую свободу, свободу политических убеждений, гражданские свободы, свободу вероисповедания. Как и большинство молодежи страны, молодые саратовцы принимают идеи демократии.[22] В то же время, как показывают дискуссии организованные в 2006 году в муниципальных образованиях области[23], более 50% молодых людей, участвующих в этих дискуссиях отмечали, что демократия в России нуждается в некоторых ограничениях. Усиление авторитарной тенденции в обществе, с точки зрения участников дискуссий, никоим образом негативно не влияет на возможности реализации молодыми людьми своих планов и интересов. Более того, многие из них подчеркивали, что «вседозволенность середины 90-х, начала ХХI века нужно прекратить и усиливать влияние власти на регулирование процессов, происходящих в обществе».

Определяя понятие – «политическое участие молодежи», важно проанализировать проявления молодыми людьми политической активности, воли, интереса, организаторских способностей в разрешении политических задач, конфликтов, в поддержании политической системы или ее совершенствовании.

При анализе проблем политического участия молодежи необходимо структурировать две возрастные группы: 14-22-х летние и 23-30-летние. Если участие в политике первой группы строится, как правило, на эмоционально-ролевой основе, то вторую группу можно охарактеризовать как социально-зрелый слой, поведенческие мотивы которого строятся на конкретном знании, определенном уровне профессиональной подготовки, социальной зрелости, а нередко и на опыте политической деятельности. Именно вторая группа, как свидетельствует сама практика общественной жизни, представляет собой мощный человеческий фактор политического участия.

Одной из форм политического участия молодежи являются общественно-политические объединения. Они соединяют в себе такие черты политики, как власть, авторитет, руководство, лидерство, представительство, выражение специфических социальных интересов. От их деятельности во многом зависит легитимность политической системы. Через общественные организации передается опыт политической деятельности другим поколениям, открывается возможность выхода из региональных рамок политического участия на всероссийский. Организации молодежи играют важную роль и потому, что они помогают формировать мировоззрение, преодолевать узкоклановые интересы, отстаивать базовые ценности государства, умело сочетать их с личными.

Важными формами вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь Саратовской области являются Молодежный общественный совет и Молодежный парламент. Первые идеи создания Молодежного парламента в нашем обществе, как формы самоуправления молодежи в том или ином виде начали проявляться еще в СССР. Но только с 1995 года молодежное движение выходит на новый качественный уровень - начинают создаваться собственно «молодежные парламенты» на уровне городов и субъектов Российской Федерации[24].

В нашей области названная форма молодежной организации была создана 31 октября 2000 года. При поддержке органов законодательной и исполнительной власти Молодежный парламент области развернул активную деятельность по вопросам молодежной политики в регионе. Основными целями его деятельности являлись содействие в реализации законных прав и интересов молодежи при выработке решений органами государственной власти и местного самоуправления, создание механизма подготовки кадрового резерва для всех звеньев законодательной и исполнительной органов власти. Не меньшее значение придавалось формированию правовой культуры и правового сознания молодежи, внедрению лидерских программ, направленных на повышение социальной активности молодежи, выработку у молодых граждан активной гражданской позиции, участие в разработке законопроектов по вопросам молодежной политики, создание и координацию деятельности клубов молодых избирателей, пропаганду положений и выводов, содержащихся в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.

К сожалению, в силу разного рода причин, и, прежде всего, субъективного характера, впоследствии позитивные моменты деятельности молодежного парламента (первых лет) были утрачены. Молодежный парламент в 2003-2005 годах не стал тем органом, который аккумулировал и реализовывал бы идеи молодых и для молодых, что не могло не отразиться и на активной части молодых людей. Так, например, заметно снизилась доля юношей и девушек, принимавших участие в тех или иных политических кампаниях как регионального, так и федерального уровней. Подобное состояние дел среди молодежных организаций области и предопределил тот факт, что в ноябре 2005 года Постановлением Губернатора П.Л. Ипатова был упразднен существовавший ранее Молодежный парламент и Постановлением Губернатора №265 (11 ноября 2005 г.) был создан Молодежный Совет Саратовской области, главной целью которого, как отмечается в «Положении о Молодежном Совете Саратовской области» является:

- привлечение молодежи к активному участию в социально-экономическом развитии области;

- содействие решению проблем детей и молодежи области.

Как и его предшественник, Совет состоит из трех палат: палата представителей муниципальных образований области (молодежные общественные советы ныне образованы в каждом из районов области), палата представителей детских и молодежных организаций, палата учащейся и работающей молодежи. Расширился состав Совета: теперь сюда вошли делегаты от молодежных советов предприятий и средне-специальных учебных заведений. Изменилась и миссия молодежного органа – прежде всего это практическая работа по привлечению молодежи к участию в социально-экономическом развитии области, а также решение существующих в молодежной среде проблем. Другими словами, главная задача Совета – представление и защита интересов молодежи области, реализация их конституционных прав на образование, труд, достойную жизнь, социальную адаптацию в обществе.

Не умаляя роли вновь созданного молодежного органа по активизации молодежи, следует все же заметить, что идеи иметь свой молодежный парламент не угасли в сердцах некоторых юношей и девушек. Как подчеркивал в своем приветственном слове к участникам II-го Всероссийского форума молодых парламентариев (Рязань, февраль 2005 год) Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов «Молодежное парламентское движение является одной из самых эффективных форм взаимодействия молодежи и органов государственной власти. Оно помогает молодым людям приобщаться к парламентской деятельности, развивать свой профессиональный и деловой потенциал, реализовывать свои гражданские и патриотические качества, дает возможность активно участвовать в управлении делами нашего государства»[25]. В приветствии тому же форуму Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко отмечал, - «Сегодня молодежное парламентское движение доказало свою состоятельность и необходимость. Молодежные парламенты в регионах несут в себе мощный инновационный потенциал перспективных молодых лидеров, новых методов работы с молодежью и форм взаимодействия с ней государства и общества. Сегодня это актуально и в свете новой инициативы Президента РФ В.В. Путина по созданию общественных палат в регионах России и на федеральном уровне».[26] Столь высокая оценка региональных парламентов молодежи со стороны органов законодательной и исполнительной властей, да и сами материалы II Всероссийского форума молодых парламентариев побудили наиболее активных юношей и девушек Саратовской области обратиться к председателю областной Думы П.В. Большеданову о целесообразности воссоздания именно парламентской молодежной структуры – молодежного парламента. Примечательно, что в год 100-летия парламентаризма в России, Постановлением областной Думы от 22 февраля 2006 года №51-2022 был воссоздан Молодежный парламент при Саратовской областной Думе.

В положении определено, что парламент состоит из 59 представителей: по одному представителю от каждого муниципального района, городского округа и районов города Саратова, а также по одному представителю от региональных отделений политических партий, представленных фракциями в Государственной Думе РФ. В молодежном парламенте функционируют пять комиссий: - по вопросам образования и студенчества,

- по пропаганде здорового образа жизни,

- по вопросам молодой семьи,

- по вопросам трудоустройства и занятости молодежи,

- по связям с общественностью и СМИ.

Уже одно название комиссий дает основание судить о широте спектра проблем, которые постоянно будут стоять в центре внимания нового парламента молодежи области. Первым законопроектом областной думы «отданным на растерзание» молодым парламентариям, стал проект закона «О молодежной политике в Саратовской области». От членов молодежного парламента поступило большое количество поправок, причем таких, над которыми пришлось серьезно задуматься депутатам областной Думы.

Содержательную деятельность демонстрировали и многие другие молодежные общественные организации и объединения региона. При этом значительная часть молодых людей верила в то, что молодежные организации являются важной формой их политического участия, институтом становления в России подлинного гражданского общества, определенным рычагом влияния на власть. Подтверждением этого могут служить данные анкетированного опроса участников дискуссий, проведенных в городе Саратове и муниципальных образованиях области в 2005 году[27]. На вопрос: «Могут ли молодежные организации стать институтом гражданской инициативы?» - «да» ответили 90% респондентов; «нет» - 9, 2 процента; 0, 8% анкетированных написали «нет варианта ответа». На вопрос: «Считаете ли вы для себя необходимым политическое участие?» - «да» ответили 73%; «нет» - 12, 5%; «не знаю» - 14, 5%. Отвечая в на вопрос - «Какие формы политического участия Вы считаете эффективными?» - 49, 5% респондентов ответили – работа в общественной (политической организации), 30% - участие в выборах и только 12% выделили возможным участие в акциях протеста. В то же время, более 20% молодых людей, участвующие в дискуссиях в городах Хвалынске, Петровске, Марксе и Воскресенском районе считают для себя наиболее эффективными формами политического участия – акции протеста. Соответственно сегодня можно говорить о политической и радикальной нейтральности молодежи в целом (и особенно активной ее части). В этом видится залог ухода молодежи от радикализма, ее стремление создавать подлинно гражданское общество на основе баланса социальных сил и социальных групп страны.

Представляет интерес точка зрения молодых активистов региона относительно возможностей влияния нынешней молодежи на содержание деятельности властных структур различного уровня. На вопрос: «Может ли молодежь в современных условиях влиять на властные структуры?» - «да» отметили 57%, «нет» - 43%. В то же время нельзя не отметить и того факта, что молодежь слабо представлена в управленческих структурах законодательной и исполнительной власти области. Так, на выборах в органы местного самоуправления, которые состоялись в области 9 октября 2005 года, было зарегистрировано 517 молодых людей в возрасте до 30 лет, на 4006 депутатских мест. Из них стали депутатами органов местного самоуправления в возрасте до 30 лет - 223 молодых человека или 6% из общего числа депутатских мест.[28] Проблема заключается не столько в численности молодых людей в структурах власти, которая, к сожалению не велика, сколько в представительстве интересов молодежи перед государством и обществом. В целом это представительство остается, как и отмечалось ранее в докладе Правительству Саратовской области «О положении молодежи» 1998 года неудовлетворительным.[29]

Наиболее четким и показательным индикатором политической активности или неактивности населения является участие в выборах. Проводившиеся в рамках дискуссий опросы показывают, что многие молодые люди понимают роль выборов в формировании институтов власти, а, следовательно, и их влияние на качество жизни населения. Активизировалось участие молодых людей в избирательном процессе, причем, как удалось выяснить, не только в качестве голосующих, но и членов команд кандидатов в депутаты, наблюдателей и даже в качестве кандидатов.

В прошедших выборах в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации четвертого созыва на территории области приняли участие 21447 впервые голосующих избирателей из 30096 включенных в списки, то есть 71, 3%, а также 305 151 избиратель, чей возраст не превышает 30 лет, из 551 164 человек включенных в списки, то есть 55, 4 процента. В выборах Президента Российской Федерации приняли участие 8589 впервые голосующих избирателей из 10777 включенных в списки, то есть 79, 7%, а также 319081 избиратель в возрасте до 30 лет из 553018 включенных в списки, то есть 57, 7%. Общая явка избирателей при этом соответственно составила на выборах депутатов Государственной Думы – 60, 45%, на выборах Президента Российской Федерации – 72, 05%[30]. И хотя данные по участию молодых людей в выборах депутатов Государственной Думы ниже, чем итоги голосования за Президента, они являются весьма показательными, прежде всего потому, что свидетельствуют о способностях молодых людей разбираться в политическом курсе не только главы государства, но и в многообразной палитре интересов политических партий.

Заметим, что согласно данных фонда «Общественное мнение» в Президентских выборах 14 марта 2004 года по стране приняло участие 57% молодых людей в возрасте 18-35 лет[31]. То есть, доля участия молодых саратовцев в президентских выборах весьма незначительно превышала соответствующий показатель по стране в целом. Истины ради хотелось бы подчеркнуть и другое, - приведенные выше данные касались выборов федерального уровня куда ниже эти показатели, когда речь идет о местных муниципальных выборах. Даже среди участников дискуссий, а мы их назвали активистами молодежи, на вопрос: «Собираетесь ли вы принимать участие в выборах органов местного самоуправления?» - «да» ответили 58%, «нет» - 40, 7%.

Характерна и мотивация нежелания принимать участие в выборах местного самоуправления. Так, 28, 4% не хотели участвовать в выборах, полагая, что выборы будут нечестными, поскольку результаты все равно подтасуют. 17, 4% не видели кандидата, который отражал бы их интересы. 9, 8 % решили подождать, пока появится другой политик, а 6, 6% заявили, что вообще они не верят никому из политиков. 17, 2% честно признались, что они не интересуются политикой.

Последний показатель не может не вызывать определенной озабоченности, поскольку среди молодежи в целом он еще выше. Это присуще как молодым людям Саратовской области, так и юношам и девушкам всей страны. По данным опроса фонда «Общественное мнение» (опрос проводился в январе 2004 года в населенных пунктах 44 областей, краев и республик РФ) интересуются политикой 37% молодежи, а почти две трети наших молодых сограждан (62 процента) не проявляют интереса к этой сфере[32].

Не менее актуальным представляется и отношение молодежи к деятельности политических партий на территории Саратовской области. Так отвечая, на вопрос «Какие партии по Вашему мнению способны оказать положительное влияние на обстановку в регионе, стране?» - партию «Единая Россия» выделили более 58% процентов респондентов, «КПРФ» - 3, 4%, «ЛДПР» – 9, 1%, «Родина» - 4, 3%, СПС – 1, 1%.

В свою очередь практическая деятельность политических партий на территории региона разнопланова как по масштабам деятельности, так и по практическим результатам. Так, например, даже на инициативу авторов о предоставлении информации о деятельности партий откликнулись лишь молодежные политические организации представленные ниже.

Наиболее ярко молодежная политика в 2005-2006 годах была представлена в деятельности партии «Единая Россия» и молодежной организации «Молодая Гвардия».

Молодежная организация при Саратовском региональном отделении ВПП «Единая Россия» (далее МО) является общественным, коллегиальным, совещательным органом при Саратовском региональном исполкоме ВПП «Единая Россия» по вопросам реализации молодежной политики.

Целями деятельности организации являются:

- консолидация и управление молодежным потенциалом для реализации молодежной политики Партии «Единая Россия»;

- содействие в решении проблем молодежи;

- формирование кадрового потенциала для Партии «Единая Россия».

Задачами являются:

- положительное позиционирование Партии «Единая Россия» в молодежной среде;

- привлечение в ряды сторонников и в ряды Партии «Единая Россия» молодых граждан;

- поддержка молодежных инициатив в общественно значимых областях и обеспечение возможности реализации интеллектуального и творческого потенциала молодежи;

- теоретическая и практическая подготовка членов МО к социально-значимой деятельности;

- совершенствование механизма взаимодействия лидеров Партии «Единая Россия» с молодежью области;

- осуществление взаимодействия с молодежными организациями и объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления по работе с молодежью Саратовской области, других регионов РФ, других государств

Наиболее крупными мероприятиями, проведенными Молодежной организацией Саратовского регионального отделения Партии " Единая Россия" в 2006 году были:

1. Молодежный фестиваль «Побережье – 64», прошедший на центральной площади города. Основной целью фестиваля было привлечение молодежи к различным видам творческих и спортивных направлений, позиционирование положительного имиджа партии среди молодежи. В мероприятии было задействовано около 300 участников и более 2000 зрителей.

2. Поликультурный фестиваль народов Поволжья «Ворота мира». Данное мероприятие было направлено на формирование толерантного отношения к представителям различных культурно-национальных сообществ у подрастающего поколения.

3. Благотворительные праздники, посвященные встрече нового 2007 года в детских домах-интернатах, детских больницах.

4. Дискуссионные столы «Быть политически активным – это модно», направленные на повышение политической и гражданской активности молодежи.

Крупными мероприятиями, проведенными Молодежной организацией Саратовского регионального отделения Партии " Единая Россия" в 2007 году были:

1. Благотворительная «Елка Единой России»

2. «Вечеринка в белом», мероприятие посвященной празднованию Дню студента и старту Года Молодежи в ПФО.

3. Встреча ветеранов и молодежи, посвященная 27 январю - Дню снятия блокады Ленинграда.

4. Благотворительная акция в детском интернате №4.

Союз коммунистической молодежи в свою очередь в 2006 году сделал акцент в своей деятельности на:

1. Участии в предвыборной кампании по выборам депутатов Саратовской городской Думы 12 марта 2006 года. Кандидатами в депутаты было выдвинуто 3 члена СКМ.

2. Принимали активное участие во всех мероприятиях, которые организовывала и проводила политическая пария КПРФ. Это и митинги, и пикеты, и различные концерты и т.д.

3. Организовали и самостоятельно провели ряд субботников.

4. В августе был проведен «Саратовский межрегиональный комсомольский слет 2006».

5. 7 ноября был проведен рок-концерт, посвященный 89-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал