![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины аварийных ситуаций е автоцистернами для перевозки нефтепродуктов
Автотранспортное средство (АТС) конструктивно объединяет в себе агрегаты, элементы, системы, вещества и материалы, экстремальные режимы эксплуатации которых опасны с точки зрения возникновения и развития пожаров. Развитая и мощная система электроснабжения, топливные магистрали, высоконагретые детали двигателя и его систем, горючая изоляция и пластмассы — потенциальные источники высокой тепловой радиации, токсичных веществ, механических и иных воздействий на человека [11]. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов представляют собой угрозу жизни и здоровью людей и окружающей экосистеме при возникновении внештатной ситуации, одной из которых и является пожар. Тушение таких пожаров является сложной комплексной задачей, требующей четкого планирования с учетом всех рисков и угроз для личного состава пожарных подразделений (рис. 1). Статистика пожаров автоцистерн для перевозки нефтепродуктов изложена в приложении 1 [12]. Рис. 1. Тушение пожара автоцистерны Типичный пример чрезвычайной ситуации с автоцистерной для перевозки нефтепродуктов - дорожно-транспортное происшествие (ДТП) на Дмитровском шоссе в г. Москве. 24 июня 1993 г. днем в час " пик" автомобиль " КАМАЗ" -5210 совершил наезд на автоцистерну " КАМАЗ" -54112 с объемом цистерны 14 м3. Из образовавшегося отверстия в нижней половине емкости цистерны стал разливаться бензин. Водитель не смог полностью ликвидировать течь при помощи ветоши и поролона, и бензин продолжал растекаться под уклон по полотну шоссе и на прилегающие улицы. В зоне разлива оказалось семь АТС: два троллейбуса, бензовоз " КАМАЗ" 54112, контейнеровоз " КАМАЗ" -5210, автобус " ИКАРУС", грузовой автомобиль " МАЗ" -54323, микроавтобус " ЖУК". Приблизительно через 5 минут с момента ДТП от искр в системе электрооборудования троллейбуса произошло воспламенение бензина на площади около 100 м2. В результате пожара 55 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, 12 из них скончались. Горение сопровождалось взрывами топливных баков АТС, попавших в зону горения, большим дымовыделением, Пожар через 31 мин был потушен отделениями трех пожарных автоцистерн (АЦ), автомобиля воздушно-пенного тушения (АВ) и двух пожарных насосно-рукавных автомобилей. Истечение бензина ликвидировали гидравлическим аварийно-спасательным инструментом после ликвидации горения (рис. 2). Рис. 2. Схема ДТП на Дмитровском шоссе в г. Москве: 1 - грузовой автомобиль, 2 -автобус, 3 - автоцистерна с бензином, 4 - горящий разлив бензина, 5 - троллейбус При пожаре опасных материалов действия в течение первых минут имеют важное значение. В этом случае пожарные и скорая медицинская помощь прибыли в соответствие с нормативным временем после получения сообщения об инциденте. Помощь могла бы прибыть через пять минут после возникновения ДТП и начала пролива бензина, при оснащении водителя средствами оперативной связи с пожарной охраной и спасательными службами. Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов могут перевозить отдельно бензин, керосин и дизельное топливо в одной цистерне или бензин и дизельное топливо в различных отсеках одной и той же цистерны. Именно эти технические особенности во многом диктуют организацию и тактику тушения пожара автоцистерн с нефтепродуктами. Комплексный анализ пожаров автоцистерн позволяет оценить эффективность действий специальных служб, задействованных в ликвидации последствий инцидента. Примером этому является инцидент на автостраде, в результате, которого опрокинулась и загорелась автоцистерна емкостью 35 000 л с пятью отсеками [14]. В четырех отсеках находился бензин, в среднем отсеке - дизельное топливо. Пожарные подразделения прибыли к месту вызова, когда горели разрушенные отсеки с бензином, кабина и шины автоцистерны. Руководитель, тушения пожара в пути следования вызвал автомобиль с пенообразователем. После локализации пожара была измерена концентрация паров нефтепродуктов. Температура бензина составляла 97 °С, при нижней предельно допустимой температуре, определяемой температурой качала кипения 30 °С. Под защитой пенных струй было произведено охлаждение отсека с дизельным топливом сухим льдом до температуры 65 °С, а затем осуществлена перекачка его в пустую автоцистерну. В ликвидации последствий инцидента участвовали IS пожарных автомобилей, 6 грузовых автомобилей. Площадь пожара составила около 100 м2, высота пламени достигала 10 м, площадь покрытая некой - 250 м2. Проведен анализ рабочих мест пожарных при тушении пожаров и ликвидации аварий из описаний инцидентов с автоцистернами для перевозки нефтепродуктов, а также опытах по измерению теплового излучения модельных пожаров разлитого нефтепродукта. Определены основные работы при ликвидации подобных инцидентов [19]. Ординарные работы: подача огнетушащего вещества лафетными стволами АЦ и ручными стволами; действия водителя при работе на пожарном насосе в кабине или насосном отсеке; спасение людей из аварийной автоцистерны в условиях разлитого нефтепродукта; ограждение разлива и сбор нефтепродукта; подача пены и воды в ливневую канализацию для избежания взрыва; измерение концентрации паров нефтепродукта. Неординарные работы: закрытие горловины и вентилей автоцистерны при разлитом нефтепродукте из горящей автоцистерны; устранение течи из цистерны; отключение аккумуляторной батареи автоцистерны; работы по подготовке к эвакуации аварийных автоцистерн (откачка нефтепродукта, подача пены в цистерну, создание пенной подушки при подъеме опрокинутой автоцистерны, установка системы тросов для подъема, сопровождение аварийной автоцистерны); работа в тоннеле и другие. Анализ пожарной опасности автоцистерн, а также анализ пожаров на подобных объектах показал, что наиболее вероятными пожарами являются: — горение одного нефтепродукта; - горение одного вида нефтепродукта с переходом на другой вид неф- Типичные места возникновения пожаров: на трассе; на автозаправочной станции; на сливо-наливной эстакаде и др, представлены в приложении 2. При рассмотрении вышеперечисленных видов пожаров наиболее вероятны следующие причины инцидентов [12, 13, 18]: 1. Перелив нефтепродукта при наполнении резервуаров из автоцис 2. Перелив нефтепродукта при заполнении топливных баков транс 3. Разгерметизация участка слива нефтепродукта, расположенного за 4. Разгерметизация патрубка слива нефтепродукта до запорной ар 5. Разгерметизация трубопроводов с нефтепродуктом на транспорт 6. Разгерметизация трубопроводов наполнения во время слива неф 7. Разгерметизация корпуса емкости автоцистерны. 8. Сквозное «проржавление» днища или стенки цистерны, приводя 9. Разливы нефтепродукта при опрокидывании автоцистерны или ее 10.Разряды статического электричества при заполнении емкости. 11.Фрикционные искры при ударах движущихся автоцистерн для пе 12.Высоконагретые поверхности двигателя или выхлопного тракта и Причинами инцидентов могут быть и ошибочные действия персонала при выполнении работ в соответствии с технологическим регламентом, яри обслуживании насосного оборудования, проведении наливных операций, ремонтных работах и при отборе проб. Воздействие тепловых потоков пожара на цистерну с нефтепродуктом может привести к взрыву паровоздушной смеси в цистерне или разрушению конструкции цистерны с проливом горящего нефтепродукта. Поведение автоцистерны в условиях пожара зависит от теплофизических свойств материала оболочки, ее геометрических характеристик, уровня заполнения нефтепродуктом, теплофизических свойств нефтепродукта, процессов тепломассообмена, протекающих на поверхности и внутри емкости, особенностей процесса развития пожара. Особая опасность возникает в случае нагрева цистерны пламенем разлившейся горючей жидкости и тепловым потоком до наступления деформации и разрушения конструкции цистерны и технологического оборудования. Анализ инцидентов показывает, что разрушение и взрыв цистерны может произойти в течении 8-20 минут воздействия пламени. При проведении расчетов (табл. I) температура свободной стенки цистерны, не смоченной топливом, превышает температуру, равную 0, 8-Тсв (самовоспламенения бензина, 350 °С) через 2 минуты воздействия установившегося теплового потока плотностью 50 кВт-м'2, а нарастание давления парогазовой смеси приводит к началу открытия дыхательного клапана на емкости цистерны [15]. Перепад температур в области зеркала со стороны теплового воздействия составляет около 300 °С. При этом, как показали опыты, имеет место изменение знака напряжений обогреваемой поверхности, которое может привести к разрушению емкости, как при воздействии теплового излучения, так и при воздействии охлаждающей струи огнету-шащего вещества. Таблица 1 Процессы при воздействии тепловых потоков на цистерну с нефтепродуктом
В таблице 2 приведены параметры элементов системы " цистерна -нефтепродукт — пожар" позволяющие прогнозировать поведение автоцистерны находящейся в зоне воздействия тепловых потоков пожара для обеспечения безопасных условия работы участникам ликвидации аварии. Параметры элементов системы «автоцистерна - нефтепродукт - пожар» Таблица 2
|