![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оборудование автоцистерн для транспортировки нефтепродуктов
Большая часть автоцистерн, эксплуатируемых на территории Российской Федерации, требует переоборудования или замены для соответствия международным стандартам и требованиям. ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования» соответствует международным стандартам. В нем содержатся требования, направленные на повышение уровня безопасности автоцистерн. Оборудование для автоцистерны представлено в приложении 3. Согласно ГОСТ Р 50913 в зависимости от назначения и транспортной базы устанавливают следующие типы автоцистерн: 1. Транспортные, предназначенные для транспортирования топлива и масла: - АЦ (АЦМ) - автоцистерна для топлива (масла) на базе автомобиля; - ПЦ (ШДМ) - прицеп-цистерна для топлива (масла) на базе автопри - ППЦ (ППЦМ) - полуприцеп-цистерна для топлива (масла) на базе
2. Заправочные, предназначенные как для транспортирования топлива и масла, так и для заправки ими техники: - АТЗ (АТМЗ) - топливозаправщик (автотогогавомаслозаправщик) на - ГТГЗ (ПТМЗ) - прицеп-топливозаправщик (автотопливомаслоза- - ППТЗ(ШПМЗ) - полуприцеп-топливозаправщик (автотопливомас- Максимальные габариты: длина (м) на шасси автомобиля - 12; ГШЦ -15, 5; ГИД — 12; автопоезда (тягач + ППЦ) - 20; полная масса: двухосных полуприцепов и прицепов -18т, трехосных полуприцепов и прицепов — 24 т, автопоездов - 40...44 т. Исходя из этого автоцистерны можно классифицировать: - малой вместимости (до 5 м3); - средней (5... 15 м3); - большой (свыше 15 м3). Цистерны (резервуары) изготовляют из стали, сплавов алюминия, пластиков и композитных материалов. Одной из особенностей автомобильных встроенных цистерн (автоцистерн рамной конструкции, контейнеров-цистерн) является то, что форма поперечного сечения цистерны (резервуара) может быть круглой, прямоугольной, эллиптической и внутри ири вместимости свыше 7, 5 м3 (требование ДОПОГ и ГОСТ Р 50913-96) она должна разделяться поперечными волнорезами на несколько изолированных (сообщающихся) секций или отсеков. Противопожарная защита автоцистерн состоит из активных и пассивных средств (приложение 4). Активные средства предназначены для ликвидации загораний автоцистерн, пассивные средства необходимы для предотвращения вероятности загорания и ограничения пожара посредством различных конструктивных решений. Цистерна. Конструкция цистерны и отдельных ее элементов, позволяет значительно повысить безопасность перевозок нефтепродуктов, что в первую очередь направлено на предотвращение пролива нефтепродукта при дорожно-транспортных происшествиях. Емкость цистерны может состоять из нескольких отсеков, в хоторых могут перевозиться различные марки нефтепродуктов, при этом первый и последний отсек имеют наибольшую вместимость в большинстве полуприцепов. Конструкция цистерны с отсеками представлена в приложении 3, рис. 4. Нижний налив. В процессе верхнего налива происходит разбрызгивание нефтепродукта по мере наполнения цистерны, существует возможность возникновения заряда статического электричества внутри емкости и образование облака паров нефтепродукта. При определенных обстоятельствах, данная ситуация может привести к воспламенению паров нефтепродукта. Эта опасность усугубляется необходимостью присутствия оператора на цистерне. В связи с этим существует опасность возможного падения оператора и вдыхания им паров нефтепродукта. При нижнем наливе, нефтепродукт подается под слой жидкости, что исключает появление статического электричества, и, как следствие, снижает риск воспламенения паров нефтепродукта. При этом оператор находится возле контрольного монитора и способен быстро реагировать на любую нештатную ситуацию. Схема нижнего налива представлена в приложении 3, рис. 5. Система рекуперации паров. Слив и налив нефтепродукта сопровождается вытеснением его паров. Как показывает практика, до 95 % паров могут быть собраны и переработаны при наличии системы рекуперации. При нижнем наливе пары, вытесняемые из цистерны по системе трубопроводов, подаются в резервуар, из которого забирается нефтепродукт, или в установку для утилизации паров. При сливе на АЗС пары из резервуара, в который сливается топливо, поступают в цистерну, из которой топливо сливается. В приложении 3, рис. 6 представлена схема рекуперации паров и схема сбора паров при нижнем сливе. Варианты включения дыхательных клапанов на полуприцепе в систему пневматического управления представлены в приложении 3, рис. 8. Донные клапана на сливной магистрали предотвращают пролив нефтепродуктов даже при прямом ударе в магистральный трубопровод и его разрушении, так как сам клапан находится внутри цистерны и остается гермегичным в данной аварийной ситуации. Дыхательные клапана специальной конструкции предотвращают утечку нефтепродукта при наклоне цистерн на 45" или ее опрокидывании. Это особенно актуально, так как при проливе нефтепродукта на дороге могут произойти следующие ситуации: пожар, взрыв паровоздушных смесей, загрязнение окружающей среды. Верхнее защитное устройство предотвращает разрушение крышки люка и находящегося на ней технологического оборудования при перевороте транспортного средства. Для повышения пожарной безопасности в цистерне предусмотрены, искрогаситель и огнепреградитель на крышке люка цистерны. Антиблокировочная система (ABS). Важным требованием, предъявляемым к шасси автоцистерн, является наличие тормозной системы с антиблокировочными устройствами. Антиблокировочная система предотвращает занос шасси и полуприцепа по мокрой и скользкой дороге. Ее электронный блок сравнивает частоты вращения каждого колеса и, в случае замедления вращения одного из колес, выдается команда на расторма-живание (стравливание воздуха из тормозной камеры через ускорительный клапан) соответствующего колеса. Таким образом, система поддерживает одинаковую частоту вращения колес во время торможения.
|