Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Найти понимание




В монастыре его звали отец Фёдор, ещё говорили «святой старец», а передо мной предстал далеко не старый человек, ничем не напоминающий монаха. Даже одежда на нём сидела, как на университетском профессоре.
– Вы – отец Фёдор?
– Вообще-то Анатолий Фёдорович, но недавно именно так и звался. Старые знакомые ещё и сейчас так называют, правда, чаще в шутку. А пациенты, особенно из прежних, до сих пор не могут принять настоящее имя.
– Я Сергей, о вас давно уже знаю, а когда-то, совершенно случайно, слышал ваш разговор с настоятелем монастыря. Но почему всё-таки Фёдор, а не Анатолий?
– Честно говоря, не знаю. Может, потому, что самого настоятеля звали отцом Анатолием, может, ещё по какой причине, но я не протестовал. В монастырь я пришел потому, что мне было очень нужно скрыться от окружавшей меня травли. Смена имени этому помогла. А когда люди стали искать у меня помощи, это спасало от завистников и недоброжелателей. Семью я потерял, ещё будучи в миру, друзья от меня отвернулись, так что настоящее моё имя не имело никакого значения. А что за разговор вы слышали?
– Настоятель вас упрекал за неправильные молитвы, и требовал, чтобы вы взяли ученика. А вы хотели уйти.
– Верно, был такой разговор, и в таком духе мы не раз общались. Интересно, как он там сейчас.
– А что за травля, если не секрет?
– Теперь уже не секрет. Я ведь по образованию врач, хирург. Окончил университет, адъюнктуру, много практиковал в хороших клиниках. Был даже на хорошем счету. И вот однажды умер у меня на столе пациент. Сами понимаете, какой удар. Переживал сильно. Искал причину, винил себя, а потом вдруг узнал, что профессор, который меня отправил делать эту операцию, неправильно поставил диагноз. Этому пациенту не то что операцию нельзя было делать, ему даже легкий наркоз был крайне противопоказан. Я был просто шокирован. Как человек с таким званием, опытом и с таким количеством научных трудов, мог ошибиться? И, самое главное, почему он ни словом не обмолвился о своей ошибке, а напротив, постарался свалить вину на мою неопытность. Я так доверял ему, так гордился тем, что светило доверяет мне сложные операции, а выходит, был просто подставной фигурой. Сначала я сомневался, но когда мои выводы подтвердились, и не только моим примером, но и примером ещё одного молодого хирурга, попробовал поговорить с самим профессором. Что из этого получилось, думаю, догадываетесь сами. Был обруган, опорочен и уволен с весьма бесперспективной характеристикой. Хорошо ещё время было смутное, характеристики никого особо не интересовали, но из столицы всё же пришлось уехать. Нашел работу в провинциальной клинике. Хирургическую практику, правда, потерял, но зато пациентов стало больше, расширилась практика диагностирования. Семья в провинцию ехать не захотела, а вскоре жена и вовсе нашла себе лучшую партию. Слава Богу, детей у нас не было, жена не хотела, а то бы им наш развод всю жизнь попортил. Правда, развелись без скандалов. Всё оставил супруге. Да мне ничего и не нужно было. Я в это время занимался серьёзными исследованиями. Помните, какое огромное количество целителей в то время развелось? Конечно, большинство из них шарлатаны, но были и удивительные личности. Мне попадались факты исключительно грамотного целительства и диагностирования. Перелопатил огромное количество литературы, в том числе эзотерической, занимался саморазвитием, искал в себе неординарные способности. И, вы знаете, понял, что в человеке есть такие неоткрытые возможности, которые не только позволяют диагностировать заболевания, но даже дают возможность направленного воздействия на пораженные органы. Проверил на практике свои открытия, собрал огромную картотеку работы с посетителями. В конце концов, решил опубликовать свои изыскания в научном журнале. Написал статью, переслал отчёт о работе в медицинский журнал и стал ждать публикации. Почти год ни слуху, ни духу. На мои звонки отвечали, что работа рассматривается. А напряжение кругом всё росло. Стали придумывать какие-то проверки, отправлять пациентов к другим специалистам, придираться к чему угодно, даже к чему я отношения не имел. Наконец, предложили уволиться по собственному желанию. Кое-как, через старых знакомых, узнал, кто консультировал журнал по поводу моей статьи, и понял, что не только нет надежды, что напечатают, но и вряд ли обратно вернут. И, что интересно, сейчас, когда столько лет прошло, Олег нашел в Интернете довольно много ссылок на статью какого-то чуть ли не Иван Иваныча Иванова, полностью повторяющую мои тогдашние мысли. Олег у нас ведущий специалист по вопросам Интернета.
– Да, кстати, с самого начала хотел спросить, как вы познакомились?
– Это он меня нашёл, и вместе с Фёдором вытащил из той трясины, в которой я погряз.
– Вас просто нельзя было не найти, – включился в разговор Олег. – Вы были настолько заметной и настолько неординарно мыслящей личностью, что людей к вам просто как магнитом тянуло. Правда, я тогда сошёл с поезда, совершенно ничего о вас не зная. Но что-то заставило меня сойти именно там. Об отце Фёдоре я узнал чуть ли не в первый день, как приехал. Но мое отношение к религии было настолько отрицательным, что я принял это целительство за очередное шарлатанство. Поначалу я поселился далеко от монастыря, у пожилой женщины в частном доме. Я, как мог, старался облегчить ей одинокую старость. Даже, когда заговорил об оплате за жилье, чуть мокрой тряпкой по роже не получил. Она относилась ко мне как к собственному сыну, которого у неё уже не было. Постепенно я начал осваиваться с жизнью в провинции, даже открыл свою небольшую фирму. Но каждый день и дома, и в городе я то и дело слышал о чудесах, творимых отцом Фёдором.
– Скажешь тоже, ничего чудесного в моих действиях не было.
– Однако священники и прихожане считали совсем иначе. Да и мне многое из творимого тогда вами казалось просто чудом. Это сейчас я, зная ваши методы, понимаю, что все дело в глубоком знании строения человека, всех функций его внутренних органов, психологии, психики, и некоторых еще не до конца исследованных возможностей человеческого организма. А тогда… Тогда я твёрдо был уверен, что должен вывести все эти чудеса на чистую воду. Я пошёл в церковь, простоял три часа на службе, и ничего не понял. Я был уверен, что нудное повторение молитв – не что иное, как гипнотическое воздействие, с помощью которого людям внушают, что они выздоравливают, что у них ничего не болит. А когда увидел, как отец Федор что-то нашептывает на ухо некоторым прихожанам, подумал, что это сговор. Было только непонятно, почему люди во время службы не были похожи на загипнотизированных сомнамбул, и почему, уходя, иногда сразу направлялись в поликлинику. Я бывал на службе ещё не раз, даже сам решил пожаловаться на несуществующую болезнь. Выучил ее симптомы, пришёл, и получил по полной программе. Я даже не передам, что конкретно мне тогда сказал отец Фёдор, но мне почему-то вдруг стало так невыносимо стыдно, что так и простоял до конца службы красный, как рак. Хорошо, что в конце отец Фёдор сам подошёл и попросил подождать его после службы.
– Помню-помню, – добавил Анатолий Фёдорович, – мне тогда показалось удивительным, что люди могут так краснеть, да еще и так надолго. Я даже засомневался, может, я и правда ошибся, и у парня все же есть какое-то заболевание. Ну, конечно, не то, симптомы которого он мне назвал. А что меня в нем подкупило? Первое, что он сделал при нашей следующей встрече – извинился и честно объяснил свой поступок. Можно сказать, именно с того раза мы и подружились, несмотря на разницу в возрасте.
– Точно, именно в тот раз я почувствовал, что между нами есть понимание, и совсем нет обмана. Я просто физически не мог врать. А когда мы стали засиживаться по вечерам в моей избушке и вести довольно щекотливые, интересные и любопытные разговоры, желание обманывать, и даже что-либо скрывать, пропало совсем. Казалось, мы понимаем друг друга с полуслова, с полумысли. И когда встретили Фёдора Ивановича, тоже испытали не страх, а любопытство.
– Я всё слышу, хоть и на кухне, – вставил свое слово Фёдор Иванович, вынося на стол кушанья. – Зато мне в тот момент страшновато было. Такой реакции, как у вас, на внезапное появление с падением, грохотом и треском, я в жизни не встречал.
Мы с Олегом принялись помогать накрывать стол. На ужин были простые и легкие блюда, что позволяло вести спокойную беседу, не сосредоточиваясь на еде.
– Скажите, а что все-таки вас объединило и заставило уехать в такую даль, к таким трудностям?
Я думал, первым скажет Олег, и даже повернул к нему голову, ожидая ответа, но заговорил Анатолий Фёдорович:
– Понимаете, Сергей, это так не просто объяснить, что даже не знаем, с чего начать. Переезд был нашим общим решением, а вот куда именно поедем и что будем делать, обсуждали долго. Не хватало времени, не было условий, и очень мешало всё окружающее. Как-то оно не очень гармонировало с нашими мыслями и идеями. И когда к нам подключился Фёдор Иванович, стало особенно очевидно, что надо перебираться куда-нибудь подальше от людей.
– Но ведь вы здесь сейчас не одни.
– Верно, но к нам перебираются только близкие по духу люди. Здесь не так-то просто жить, как кажется. Несмотря на все удобства, что нам создал Олег, одним нам со всем этим было не справиться. Постепенно привлекали знакомых и родных, не желающих мириться с несправедливостью окружающего. Находили людей, стремящихся к нормальной, активной жизни. Начал расти наш хутор. Поначалу построили дома тем, в ком были уверены, потом дома для временного проживания тех, к кому хотелось вначале присмотреться. Некоторые, пожив так, возвращались. Вот так и закрепилась небольшая группа с полным взаимным доверием. Без этого вместе сосуществовать невозможно.
– А что за мысли такие принёс вам Фёдор Иванович, что вы до сих пор не можете прийти к единому мнению?
– Я-то? Да вы их знаете. Мы с вами ещё тогда, на рыбалке, на эту тему беседовать начали.
– То есть, о смысле жизни и вечности?
– Ну, в общих чертах да.
– И в чём же не сходитесь?
– В вечности души.
– Как это?
– Ну, я, например, думаю, что вечная душа, даже если она существует, теряет свою индивидуальность. В том смысле, что становится частью того, кто в нас её вложил при создании. У Олега другое мнение, а Анатолий Фёдорович вообще с нами обоими не соглашается.
– Интересно.
– Я почти согласен с Фёдором Ивановичем, – начал Олег. – Опыт и знания, накопленные за всё время существования человека, слишком ценный материал, чтобы им вот так просто разбрасываться. Я только не принимаю потерю индивидуальности. Зачем делать людей настолько индивидуальными, чтобы потом смешать всё в одну кучу? К тому же, многие души покидают тела в таком малополезном состоянии, что использовать их просто не представляется возможным. Логичнее было бы, оставляя индивидуальность, обучать их дальше. Доводить до некоего другого состояния. Я говорю о том, что тело – первый этап обучения и роста души, но существует и второй, и, возможно, третий, и так далее.
– А вы, Анатолий Фёдорович, в чём с ними не согласны?
– Я так думаю, что мы не единственные разумные существа во Вселенной. И условия существования для разума во всей Вселенной далеко не одинаковы. Создателю мало пользы от нашей освободившейся души. Наши знания слишком малы и однобоки. Думается, есть планеты с другими условиями, и душа наша возрождается в телах на тех планетах, чтобы продолжить постигать мироздание в новых условиях. Это происходит многократно, пока не достигнет уровня, пригодного создателю для его целей, которые мы своим слабым умом постичь не в состоянии.
– Если так рассуждать, то мы вообще не должны мыслить, – вмешался Олег. – «Не в состоянии постичь целей создателя» – очень церковное выражение. «Пока не смогли» – это я ещё могу понять, но «не в состоянии» – не принимаю.
– И ещё, – вставил Фёдор Иванович. – Получается, что на тех планетах, с другими условиями, должна отсутствовать рождаемость. Душа должна получать готовое тело, чтобы не начинать всё заново.
– Ясно. Но почему вы так далеко забрались? Всё же близость цивилизации в некотором роде помогает. Да и круг общения можно расширять свободно.
– Круг общения – это, наверное, и есть основная причина, заставившая нас выбирать уединение, – снова начал Анатолий Фёдорович. – Общаться можно только на равных, при наличии одинакового интереса и доверия. В противном случае это уже не общение, а обучение. Давление с целью навязать свою точку зрения. В городе, и вообще в большом коллективе, настоящее общение в принципе невозможно. Нет единомыслия. Есть авторитеты, их все слушают и приводят в пример. А есть и просто горлопаны, которые пропагандируют свою, а чаще всего чужую, точку зрения, заставляя окружающих её принимать, пусть даже силой. У Олега, правда, были и другие причины удалиться от общества, но для нас с Фёдором Ивановичем они были далеко не основными. Хотелось понимания и осмысления при общении.
– Меня лично на переезд толкнуло не только это, – продолжил Олег. – Я уже говорил вам, что почувствовал в себе раба. И это чувство усугублялось, несмотря на переезд в глубинку. Давление на личность и стремление закабалить человека процветает в провинции, пожалуй, даже больше, чем в столице. Каждый начальник, даже самый мелкий, здесь мнит себя чуть ли не царём, безнаказанности гораздо больше. Всюду круговая порука. Как раньше говорили, «рука руку моет». Искать правды и справедливости негде, а о понимании и говорить нечего. А попытки проявлять самостоятельность просто пресекаются. Я же мечтал о свободе. Где её искать, если не вдали от людей?
– А я вообще вёл отшельническую жизнь, вы видели. Так что для меня нынешнее житьё просто рай. – Фёдор Иванович говорил это с нескрываемым чувством радости в голосе. – А с такими удивительными людьми рай вдвойне, ведь теперь я могу делиться своими мыслями, и меня понимают. Кстати, о понимании. Я ведь только здесь, общаясь, до конца понял ваши слова о куколке души. Ведь они объясняют и старость с её лишениями и трудностями, и болезни пожилого возраста.
– Каким же образом?
– Да таким, что как всякая куколка, тело должно разрушиться, чтобы выпустить на волю бабочку. Душе становится тесно в теле, она готова выпорхнуть, а тело её ну никак не хочет отпустить, ведь без неё существование невозможно.
– Да, пожалуй, это объяснение. Неужели вам хватило для таких размышлений одного сказанного мной тогда слова?
– Слово слову рознь. Бывают слова-открытия, слова-озарения. Примерно такими и были те слова, сказанные вами напоследок. Я ведь тогда сразу на ещё один свой вопрос сумел ответить. Никогда не понимал, почему все религии так категорически не приемлют самоубийства, даже не хоронят самоубийц вместе с остальными. Оказывается, всё просто. Разрушьте куколку до того, как бабочка сформировалась, и бабочке конец. Вот вам и одно слово.
– Спасибо за оценку. Честно говоря, я рад, что вы меня так поняли. К сожалению, в жизни меня чаще не понимают. Вроде бы говоришь простым языком, русскими словами, неужели трудно понять высказанную мысль? Ан нет, чаще выхватывают из контекста отдельную фразу, искажают её смысл, а потом набрасываются с обвинениями в некомпетентности и необразованности. Даже читая мои рассказы, люди редко доходят до смысла написанного. Сразу начинают учить, как правильно писать, правильно говорить и излагать мысли, как сделать написанное увлекательным для чтения, пусть даже и не содержащим никаких мыслей вообще.
За разговором мы засиделись до утренней зари, не замечая времени, нам было весело и интересно. Когда заметили, что на востоке посветлело, решили всё же немного поспать, а беседу продолжить на другой день. И таких дней было немало. Мне показывали, как устроено поселение, знакомили с новыми людьми, рассказывали, кто и чем предпочитает заниматься. Было удивительно наблюдать за общением людей, к участникам разговоров возникало тёплое родственное чувство. Они были так открыты и откровенны, как будто на земле не существовало лжи и корысти. С каким удовольствием люди принимали участие в общих делах, даже если это заставляло забросить на время любимое занятие. Но и тех, кто по какой-то причине отказывался, никто не упрекал, и даже нельзя было заметить намёка на недовольство, до такой степени все стремились по-хорошему понять друг друга.
Уезжая через две недели, душой я так и остался с этими людьми. Вынужденный вернуться, я особенно остро стал замечать фальшь и ложь в общении с окружающими. Пока у меня нет такой возможности, но я всё же вернусь туда, на берег прекрасной реки, к замечательным людям. Меня там тоже ждут, мы продолжаем общаться даже на таком далёком расстоянии, благо есть Интернет. Я вернусь, когда не останется сил терпеть рабское существование, когда иссякнет вера в то, что я здесь всё-таки нужен, когда пропадёт желание писать. Вернусь, чтобы хоть под конец жизни почувствовать себя по-настоящему вольным. Убить, наконец, прижившегося во мне раба.

06.02.2012, г. Томск


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал