Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъект и объект управленияСтр 1 из 4Следующая ⇒
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. Понятия «управление» и «Система управления» 2. Субъект и объект управления 3. Принципы организации системы управления 4. Бюрократия как составляющая системы управелния 5. Особенности системы управления в России Литература В.Е. Чиркин Система государственного и муниципального управления, М., Юрист, 2005 г. Пикулькин А. В. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов, М., Изд-во Юнити-Дана., 2007 г О.М. Рой Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие, Изд-во Питер, 2009 г. Киселев А.Г Государственное управление в регионах: новые подходы. Менеджмент в России и за рубежом 1999, №5 К.С. Гаджиев Политология: базовый курс., М изд-во Юрайт., 2011
Центральное место в организационной структуре государства занимает система государственного управления. Главная ее функция — это управление важнейшими сферами общественной жизни, обеспечивающее единство и эффективное функционирование всего общества. Именно система управления играет определяющую роль в реализации внутренней и внешней политики государства.
Понятия «управление» и «система государственного управления»
Действующая в наши дни система государственного управления возникла вместе с появлением национального государства и современной политической системы. Показательно, что сами понятия «система государственного управления» и «теория государственного управления» вошли в политический лексикон лишь в конце XIX—XX в. Прежде всего, возникает вопрос о том, какое содержание вкладывается в понятие «управление». Упрощенно управление можно рассматривать как руководство действиями определенной группы или коллектива людей по достижению какой-либо определенной цели. Поскольку институт управления представляет собой важный структурно-функциональный элемент любой более или менее значимой организации или системы, будь то университет, государственный институт, церковь, деловое предприятие и т.д., его можно рассматривать как универсальный феномен. Управляющая система занимает ключевое место в любой организации. Она имеет главным своим предназначением сохранение и обеспечение единства и целостности организации, ее жизнеспособности и эффективного функционирования. Что касается системы государственного управления, то она представляет собой многогранный и сложный институт. Эта сложность еще более возрастает в связи с происходящими в настоящее время в мире широкомасштабными и динамическими изменениями. Понятие «система государственного управления», или «государственное управление», используется в узком и широком значениях. В узком понимании имеется в виду деятельность исполнительной власти, прежде всего правительства и государственно-административного аппарата всех уровней по организации и управлению различными областями общественной жизни. В широком толковании под управлением понимается деятельность государства в целом — от обеспечения национального суверенитета и защиты национальных интересов на международной арене до решения конкретных повседневных вопросов общественной жизни внутри страны, В этом смысле оно в некоторых аспектах совпадает с политическим управлением, в задачу которого входят разработка, принятие и реализация высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений, определяющих приоритетные направления социально-экономического и политического развития страны. Отличие системы государственного управления от других форм или видов управления состоит в том, что оно охватывает все общество, включая экономику, социальную сферу, культуру, образование, здравоохранение и др. Это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, каждому из которых отведены четко определенное место и функции. Управление нужно рассматривать как основополагающую функцию государства. В этом смысле государство можно было бы назвать формой самоорганизации человеческих сообществ для управления социальными, экономическими и иными сферами и процессами в пределах каждой конкретной страны.
Субъект и объект управления
Управление — это организующая, исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе действующих в стране законов и правовых норм. Оно оказывает упорядочивающее, целенаправленное воздействие на социальные, экономические и иные процессы. Его главная цель состоит в оптимальной организации деятельности объектов управления путем планирования, организации, регулирования и контролирования. В результате обеспечивается согласованность действий работников конкретного структурного подразделения, министерства, государства в целом в интересах всего общества. В этом смысле в функции системы государственного управления входят реализация всего комплекса решений, принимаемых правительством и другими директивными органами, взимание налогов и распределение доходов, формирование и выполнение бюджета, создание и сохранение в надлежащем порядке инфраструктур всех сфер общественной жизни, осуществление связей с иностранными государствами и т.д. Очевидно, что управление предполагает субъект и объект управления, управляющих и управляемых. Оба они представляют собой два составных элемента одной и той же системы управления. Субъекта управления невозможно представить себе без соответствующего управляемого объекта. Под субъектом управления понимается специальный аппарат, включающий в себя систему институтов, органов, учреждений и организаций, в задачу которых входит выполнение широкого комплекса функций по управлению важнейшими сферами общественной жизни и отношений государства с остальным миром. Объект — это то, на что направлено управляющее воздействие. Субъект и объект находятся в постоянных прямых и обратных связях друг с другом. В процессе этих связей выясняется то, как воспринимаются и принимаются объектами распоряжения и приказы субъектов и как эти распоряжения и приказы выполняются. Процесс управления считается состоявшимся при передаче команды со стороны субъекта и ее принятие объектом. Наиболее приемлемой для современных реальностей можно считать ситуацию, когда каждое действие субъекта вызывает адекватную обратную реакцию объекта управления. Как показывают результаты многих исследований, при таком взаимодействии процесс управления имеет наилучшие показатели. В соответствии с полученными результатами политика государства по тем или иным конкретным вопросам или же сам политический курс в целом может претерпеть более или менее существенные изменения. Эта проблема приобретает все более растущую значимость и актуальность в контексте информационной и телекоммуникационной революции, в процессе которой во всех сферах общественной жизни увеличивается роль информации. Возрастает ее значение и в органах государственного управления. На основе информации производится калькуляция имеющихся материальных и финансовых ресурсов, определяются организационные формы, выбираются различные варианты решения соответствующих проблем. В результате приоритетной становится задача обеспечения органического единства информации, знаний и опыта. Отношения между субъектом и объектом нельзя рассматривать исключительно как отношения господства и подчинения, поскольку не менее важное значение здесь имеют отношения сотрудничества, взаимодействия, взаимного влияния и т.д.
|