Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема специфики общественных законов
Закон - существенная устойчивая связь между явлениями действительности. Общественные законы отличаются от всех других тем, что они существуют в обществе и воспроизводятся в человеческой деятельности. Без деятельности людей этих законов нет. Выделение типов социальности как определенной конфигурации индивидов, вещей и связей, которые могут быть проанализированы и описаны, позволяет перейти на уровень организации групп, которые представляют собой конкретные типы устойчивых связей между И-В-С. Такое представление формирует отношение к закону как к необходимой, устойчивой, повторяющейся связи. Появляется возможность изучать социальные связи, не обращаясь к человеческой субъективности: предпосылка возникновения науки об обществе (сама возможность существования общ. науки определяется возможностью фиксировать общественные законы). Общ. законы (ОЗ) – это необходимые связи и зависимости между подсистемами общества, людьми и условиями их жизни, содержанием деятельности людей и формами их общения. Вопрос об обществ. законах в разных аспектах разрабатывался Гегелем, Марксом, Контом, Дюркгеймом, Вундтом, Поппером, Пригожиным. СФ настаивает на том, что ОЗ регулируют деятельность людей, но сами они историчны, сформировались в результате этой же деятельности. Есть 2 аспекта ОЗ: 1) объективный (ОЗ как объективированный, закрепленный в схемах опыт людей) 2) субъективный (живая деятельность, которая подпитывает эти законы) В архаике не наблюдается изменения законов. Восприятие закона как нечто, что нельзя изменить, что дано самой жизнью. Это фатализм, крайний детерминизм. Эта точка зрения существует до Нового времени, когда появляется натурализм – попытка описать общество через законы природы, что связано с успехом естественных наук. Натурализм и фатализм говорят, что человек зависит от обстоятельств своей жизни. Сам человек – проводник закона, соц. условия формируют человека и человек д. к ним приспосабливаться. Но уже в XVIII-XIX вв. возникли попытки более глубокого понимания законов, социальных связей и сил. Стал обозначаться вектор зависимости условий от деятельности людей новое понимание законов общества. Выявляются необходимость истолкования условий жизни людей как результатов, а следовательно, и форм деятельности людей. Появляется волюнтаризм: ОЗ создаются или кардинально изменяются благодаря действиям сильных личностей, обладающих необходимыми ресурсами В XX в. в постиндустриальную эпоху стало формироваться представление об общ. законах как о законах-тенденциях, как линиях соц. эволюции, выражающих эффект сочетания различных чел. деятельностей, условий их реализации. По-новому зазвучал вопрос о соотношении природных и общ. законов. Природа предстала сложным разнообразием, вынуждающим приспосабливать формы чел. деятельности к ритмам биосферного процесса, а не воспринималась через призму упрощенных схем. Кто реализует закон? Законы в обществе даны или это лишь тенденция? как они сообщаются с деятельностью? Также обозначилось отчетливое различие между общ. законами как необходимыми соответствиями разных аспектов жизни людей и юридическими законами, которые могли способствовать этим тенденциям или препятствовать им. С точки зрения СФ закон не является чем-то внешним, данным, закон пребывает в постоянной динамике, «узаконивании», устанавливается в процессе человеческой деятельности. Любая чел. деятельность осуществляется в определенных условиях и имеет определенный результат: условия – деятельность – результат. - закон отождествляется с условием – получаем внешнюю данность, необходимость (фатализм, натурализм). - закон отождествляем с результатом деятельности (волюнтаризм). Таким образом, можно говорить о «двойственном» характере общественных законов, однако если мы ориентируемся на представление о законе как устанавливающемся в процессе человеческой деятельности, то мы должны говорить, что законов общества как данности быть не может, само общество есть воспроизводство закона.
|