Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие общества и природы. Социально-философский аспект проблемы.
В разных типах общества отношение между людьми и окружающим миром складывается по-разному. Проблема природы и общества зависит от того, в контексте какого общества ее рассматривать. Раз отношения складываются по-разному, значит, мы имеем дело с разными природами, либо же разными сторонами одной природы. Двигателем изменений является деятельность людей. Проблема природы и общества динамична. Задача СФ – изучить проблему природы в ее социальной постановке и отношении к обществу. Природа – то, что существует независимо от человека, то, что человек не создавал. Но есть вторая природа, которая зависит от нас, внутри культуры человека тоже есть природа. Хаотическое превращается в культурное посредством человеческой деятельности, природа подгоняется под человека, потому что она ему послушна. В архаических и традиционных обществах человеческая деятельность задается природными циклами, сливается с природной. Отношения общества и природы меняются. Уже в Средневековье человеческий дух стремится преодолеть любые пределы. Природа в человеке должна быть обуздана, чтобы человек сохранил свое достоинство. По мере развития традиционного общества вопрос о свободе становится более актуальным. Возникает философская проблема необходимости и свободы. Вновь намечается конфликт между человеком и природой. Свобода как преодоление природы и познание необходимости, подчинение природе. Человек все больше воздействует на окружающий мир. Наиболее характерна для этой эпохи концепция гуманизма: в центре не Бог, а человек, в котором воплощается замысел Бога. Природа – средоточие всех сил, которые помогают человеку быть совершенством. Человек – в центре мироздания, все остальное существует для человека. Антропоцентризм оказывается также агрессивной основой отношения к окружающему миру в практике индустриального общества. В индустриальном обществе бурно развиваются естественные науки – природу можно изучать как закономерный процесс. Порядок в человеческом обществе нужно строить по образцу изучения природы. В 18 веке сформировалась идея о том, что человек от природы наделен естественными правами + люди от природы равны. Правовая форма ориентации на природу лежит в основе гражданского, правового, буржуазного общества. Также природа оказывается источником всякого человеческого благополучия, тк она является источником всяких ресурсов. Индустриальное общество часть природы превращает в сырье, таким образом человек наращивает свои технические возможности. Т.о. продукты человеческой деятельности подчинены не естественным законам, а схемам деятельности, вложенным в них человеком. Человек должен приспосабливаться к вещам, так как он сам находится между ними. Вещь оказывается мерой всех людей. С точки зрения СФ обычное понимание природы весьма упрощенное – существует некоторая природа вообще и она одна. Но природы как минимум 3: 1.независимая от людей; 2.созданная человеком (культура, среда); 3.находится внутри самого человека. Отношение человека к природе изменяется в ходе развития общества. Индустриальное общество радикально меняет отношение человека к природе: отношения эти определяются в основном машинным производством. Все, что есть в природе, может стать переработанным товаром, сырьем. В ИО на 1 план выходит природа №2, созданная самим человеком. Человек перестает быть мерой всех вещей, вещь становится мерой всех людей. Товары навязывают человеку его потребности. В вещи определены навыки людей. Природа в этих вещах присутствует уже не в своем первозданном виде, а в переработанном. Также и человеческие качества в вещах лишены своего первозданного вида, это уже стандартизованные качества. Машина становится мерилом всех вещей. Это мир второй природы, подчиненной законам производства. Личность исчезает. Человек и природа живут по законам экстенсивной экономики. Нормально на эту ситуацию реагировали позитивисты, многие же относились негативно (Риккетр: предложил делить все знания на 2 части – науки о природе и науки о культуре). Природа и культура не существуют сами по себе. Природа – это то, что выражается человеком с помощью обобщающей методологии. В противоположность – культура, которая зависит от другой методологии (сохранение конкретности, цельности, уникальности предмета). Любой предмет в зависимости от используемой методологии можно рассмотреть и как природу, и как культуру. Риккетр говорит о природе, которая выявилась в классической физике – совокупность объектов, которые лишены индивидуальности и подчиняются общим законам. Природа, таким образом, антиисторична. В сер. 19в. В немецкой классической философии Гегель, Шеллинг и Маркс пытаются показать, что природа имеет свою собственную историю. Шеллинг ввел понятие «природная система» - каждый элемент обладает своим индивидуальным развитием, историей. Но эти идеи захлестнуло бурно развивающееся машинное производство, ориентированное на максимальное производство вещей. Идея развития производства, а не природы. НО: кризисы перепроизводства как первый сигнал. В 50е гг поняли, что 1 и 2 подходы к природе несостоятельны, так как сырье не бесконечно. Первым наиболее важным изменением стал отказ от линейных схем общественного развития. Считалось, что развитие идет вверх, постоянно к улучшению. Среди нелинейных схем можно выделить 2 основные: 1.девственная, 1ая природа оказывается внутри человеческого общества; использование 1ой природы зависит от того, как складываются отношения у 2ой природы; 2.2ая природа – техно и ноосфера; развитие 2ой природы неотрывно связано с развитием планеты. Вернадский, Тейяр де Шарден, Леруа: человечество вместе с его производством является одной из систем, вписанных в совокупность систем бытия Земли. Природа оказалась запоминающей экологических законов, по которым развивалось человечество, но и человечество стало более зависимо от других систем. Эта экологическая проблемы была доведена до максимума в процессе экстенсивного развития. Экстенсивный подход показал, что ресурсы почти исчерпаны, и этот путь может привести к экологической катастрофе. Поэтому нужно интенсивное развитие. Остался только человеческий ресурс, нужно выбрать курс на качество человеческой деятельности. Нужно выбрать качественный, наиболее оптимальный подходы при минимальных тратах информации и ресурсов, создать максимально качественный продукт. Вопрос сохранения ресурсов – это вопрос об изменении мировоззрения людей. Экологическая проблема направлена на самих людей, это проблема социальная, проблема построения человеческой деятельности. -Экологическая проблема решается в обществе. -Природы бывают разные, нет единой природы для всех. Т.о. отношения общества и природы – это, в основном, проблема общества, СФая проблема. Задача философа – правильно определить методы и подходы к ней.
|