Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема отчуждения.
Человечество создает прогрессом угрозу своего существования. Развитие может уничтожать, это концентрируется в понятии «отчуждение». Свое становится чужим. Философская проблема: как и почему свое становится чужим? Объект начинает влиять на субъект и приобретает качества субъекта. Возникает парадоксальная ситуация, когда человек попадает в зависимость от средств, которые сам создает. Началом исследования проблемы начинается в Новое Время. Гегель: процесс отчуждения связан с самой человеческой деятельностью. Гегель выработал понятия, с помощью которых можно трактовать отчуждение. Человек создает условия своего существования, которых в самой природе не существует; он должен отчуждать от себя силы, собственность, знания для улучшения условий существования. Т.о. отчуждение – необходимый процесс движения человеческой истории. Люди еще осваивают опыт, который заключается во внешних условиях, чтобы история шла. Диалектика отчуждения и освоения. Опыт, который люди отчуждают, они использовать не могут. Люди делают историю, но не могут воспользоваться плодами своего разума, прогресса. Маркс: главный вопрос отчуждения – социально-философский. Отчуждение – социальная проблема.2 понятия – опредмечивание и распредмечивание – 2 основных момента человеческой деятельности. Отчуждения в них нет. Оно начинается, когда воплощенные в предмете силы, способности, знания становятся собственностью любого человека. У проблемы отчуждения – социальный характер. Это проблема отношения человека к другому человеку, проблема отношений между классами, отличающимися отношением к средствам производства. Одни, обладая средствами производства, получают власть над другими. Присваиваются не вещи, а жизнь других людей, отчуждение переходит в область политическую. В 20 веке вскрывается социальная подоплека отчуждения, которая указывает, что бюрократическая машина обладает огромной властью. Капиталисты вынуждены часть богатства внести в чужой труд, поэтому вопрос об отчуждении теряет свою классовую политическую остроту. Проблема отчуждения сопутствует человеческой истории на протяжении известного нам периода. Но в разных типах общества отчуждение носит разный характер. В архаическом, традиционном обществе – вопрос об отношении к природе, сверхествественным силам. Затем эта проблема становится социально-экономической (проблемой социального неравенства); затем – экологический аспект (отчуждение от глобальных структур, созданных человеком). Неравномерность социального развития – главная причина сохранения проблем отчуждения в современном мире. Человечество не приобретает контроля над теми силами, которые оно создало. Возникает вопрос не о наращивании сил, а об эффективности системы контроля.
|