Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональное и местное самоуправление и управление
Политико-территориальное устройство. Великобритания является унитарным государством со сложным внутренним государственным устройством. Составными частями собственно Соединенного Королевства являются Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. В состав Великобритании входят также острова Пролива (в непосредственной близости от Франции), остров Мэн («владения Короны») и зависимые (заморские) территории. Исторически объединение этих территорий происходило в разное время и при неодинаковых обстоятельствах. Страна образовалась вокруг и на основе Англии, которая составляет большую часть государства и по территории, и по численности населения. Однако каждая историческая часть Соединенного Королевства имеет собственную, официально отграниченную территорию, национальные, языковые особенности, свои культуру, историческую судьбу, административно- территориальное деление и судебную систему. Вместе с тем, долгое время в этих регионах отсутствовали собственные органы управления: законы для этих регионов принимались общенациональным Парламентом, а исполнительная власть возлагалась на министров соответственно по делам Шотландии и Уэльса. Исключение составляла только Северная Ирландия, где с 1922 г. в соответствии с Актом об управлении Ирландией действовали парламент (Стормонт) и правительство. Но и здесь в 1972 г. в условиях всплеска терроризма действие Акта было приостановлено и введено прямое правление Лондона. Поэтому для Уэльса, а особенно Шотландии всегда было свойственно стремление к самоуправлению. Что касается Северной Ирландии, часть ее коренных жителей (католики по вероисповеданию) в течение десятилетий добиваются независимости от Великобритании и воссоединения с Ирландской Республикой. Наиболее радикальные элементы сепаратистов из Ирландской Республиканской Партии (ИРА) опираются в достижении этой цели на прямое насилие, используя террор. В 1997 г. в Шотландии и Уэльсе, а в 1998 г. в Северной Ирландии по инициативе лейбористского правительства Э. Блэра прошли консультативные референдумы, на которых большинство избирателей высказались за учреждение региональных законодательных и исполнительных органов власти, которые и были вскоре сформированы. Шотландский Парламент и Ассамблея Северной Ирландии получили исключительные законодательные полномочия в ряде сфер управления. Национальная ассамблея Уэльса права первичного нормотворчества не имеет, лишь конкретизируя общенациональные законы применительно к особенностям регионального развития. Исполнительная власть в регионах осуществляется местными правительствами, формируемыми парламентами и опирающимися на парламентское большинство. Создание государственных органов власти в «исторических единицах» означало децентрализацию власти в Великобритании и расширение самостоятельности регионов. Англия не имеет своего отдельного парламента, но поскольку в общенациональном Парламенте около 80 % депутатов представляют именно эту территорию, то фактически британский Парламент одновременно является и английским. Особый статус в Великобритании имеют острова Пролива и остров Мэн (расположен между о. Великобритания и о. Ирландия), имеющие многовековые традиции собственной государственности. Так, на о. Мэн расположен один из старейших парламентов в мире, имеющий двухпалатную структуру. Острова имеют собственные исполнительные органы и судебную систему. Заморские территории - бывшие британские колонии, сохранившие государственно-правовую связь с Великобританией, - также имеют свои парламенты и органы управления и обладают значительной автономией. Вместе с тем, в каждой из территорий действует назначенный Монархом губернатор, представляющий интересы Короны и осуществляющий контроль за органами власти территорий. Административно-территориальное деление регионов имеет свои существенные отличия. В результате реформы 1994 г. в настоящее время Англия поделена на 45 графств, из которых шесть имеют статус «столичных» или метрополитенских. К числу последних относятся наиболее густо населенные территории с крупными городами. Графства состоят из административных округов, а округа включают приходы. Уэльс делится на 11 сельских и 11 графств- городов. В сельской местности графства делятся на общины. Шотландия территориально поделена на 32 округа, включая 3 островные, которые в свою очередь состоят из общин. Наконец, Северная Ирландия включает 6 графств, которые делятся на округа, а округа- на общины. В отдельную административную единицу выделен Большой Лондон (столица с пригородами), состоящий из 32 городских районов и Сити. Местные органы власти. На всех уровнях административно-территориального деления местная власть представлена органами местного самоуправления. Исключение составляют графства Северной Ирландии и «столичные» графства Англии. В большинстве местных единиц самоуправление осуществляется советами, избираемыми непосредственно населением сроком на 4 года (в Шотландии- на 3года). В малых приходах с населением менее 150 человек решения принимаются на общих собраниях жителей, обладающих избирательным правом. Большинство советов переизбирается единовременно и только советы «столичных» графств обновляются на треть ежегодно. Каждый совет ежегодно избирает из своего состава председателя, в городах именуемого мэром, а также комитеты. Последние осуществляют исполнительную деятельность, в их состав наряду с муниципальными советниками могут входить и специалисты- эксперты (до одной трети состава комитетов). Члены совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе, другие лица являются оплачиваемыми работниками. Особых исполнительных органов местного самоуправления в Великобритании нет, как нет и чиновников, назначаемых Правительством для осуществления местного управления. Столица Соединенного Королевства в настоящее время управляется Ассамблеей Большого Лондона, куда входят 25 депутатов, и мэром, избираемых непосредственно населением. Управление городскими районами осуществляют муниципальные советы и Корпорация Лондонского Сити. Основной формой деятельности советов являются сессии, на которых рассматриваются наиболее значимые вопросы. Отраслевое управление возлагается на комитеты, члены которых собираются по мере необходимости. Повседневную исполнительную работу осуществляют муниципальные служащие, работающие по найму, утверждаемые советом на пленарных заседаниях. В ведении органов местн6ого самоуправления находятся вопросы, которые подразделяются на три крупные группы: вопросы окружающей среды и благоустройства (городское и сельское планирование, дороги, освещение улиц, уборка мусора и т.п.); охрана порядка и имущества (полиция, пожарная служба и т.п.); социальное обслуживание населения (образование, жилищное строительство и т.п.). Законодательство определяет компетенцию органов местного самоуправления каждого уровня административно- территориального деления. В соответствии с характером деятельности муниципальных органов определяются полномочия и обязанности, возлагаемые на них Парламентом. Несмотря на отсутствие на местах правительственных чиновников местное самоуправление несвободно от правительственного контроля. Обоснование такого контроля выводится из принципиального положения общего права о том, что Монарх- единственный источник всей власти, «ветви которой подконтрольны ему, министры же, контролирующие муниципалитеты, являются слугами Короны». В законодательстве Великобритании достаточно разнообразно представлены формы контроля центральной власти за местным самоуправлением. Так, нормативные постановления органов местного самоуправления до вступления в силу должны быть утверждены соответствующим (в зависимости от предмета регулирования) центральным правительственным органом. В финансовой сфере контроль центральной власти осуществляется аудиторами, которые действуют в каждом округе. Контроль осуществляется также в форме обязательных министерских инструкций для подконтрольных местных служб, министерского инспектирования, проведения специальных расследований по фактам злоупотреблений и т.д. Специфической формой контроля является деятельность Уполномоченного Парламента по делам администрации местного управления. Наконец законность актов и действий органов местной власти могут быть обжалованы в суде. Местные советы, таким образом, в определенной мере подотчетны центральному, а с недавних пор и региональным правительствам. Вместе с тем по существу они сохраняют значительную самостоятельность, выполняя свои обязанности в рамках определенных законодательством полномочий. Список литературы 1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебн. пособие. Юрайт-М., 2001. Гл. 13. 2. Гатнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984. 3. Гутнева Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1960. 4. Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах: политико-правовые аспекты. Екатеринбург, 1992. 5. Лузин В.В. Парламентская модель разделения властей (на примере Великобритании) // Право и политика. 2000. № 6. 6. Перегудов С. Западная социал-демократия на рубеже веков // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 6. 7. Перегудов С.П. Конституционная реформа в Великобритании // Политические институты на рубеже тысячелетий / Отв. ред. К.Г. Холодковский. Дубна, 2001. С.258-283. 8. Романов А.К. Правовая система Англии: Учебн. пособие. М., 2000. 9. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права. // Государство и право. 1995. № 2. 10. Чиркин В.Е. Конституционное (государственное право) право зарубежных стран: Учебник. М.: Юристъ, 1999. Гл. 16. 11. Шаповал В.Н. Британская конституция. Политико-правовой анализ. Киев. 1991.
|