Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци о первоначальном воспитании детей средствами природы.
Руссо. Надо приучать ребенка сострадать и любить животных на примере взрослых, а также смотреть без ужаса и отвращения на странных и иногда неприятных животных, также на примере взрослых. Природа – источник эстетического воспитания детей. Именно в природе ребенок черпает примеры естественное красоты и гармонии и примеры для нравственных поступков. В противовес схолостическому обучению, Руссо считал, что внешние чувства и активная практическая деятельность является основой познания. Руссо отрывает сенсорное воспитание от умственного воспитания, и умственное и нравственное воспитания он отрывает от целенаправленного обучения. Говоря о естественном воспитании детей на лоне природе он недооценивает систематические знания, который ребенок может получить из сенсорного опыта. Песталоцци. 1746-1827. Правильное обучение и воспитание должно быть направлено на то чтобы молодое поколения могли использовать свои знания и умения на пользу людям. Обучения должно быть подчинено целям воспитания. Обучения должно носить и развивающий и воспитывающий характер, то есть оказывать равное влияние как на характер, волю и чувство, а также вооружать ребенка необходимыми для жизни умениями, навыками и определенными знаниями. В качестве образовательного средства не искусственными вспомогательными средствами, а природой, окружающей ребенка. Прежде всего надо использовать стремление ребенка общаться с природой. К сожалению, большинство современников не понимало огромного влияния природы на человека. Воспитывать ребенка надо под влиянием ребенка и под руководством природы – принцип природосообразности. Надо развивать силы ребенка в соответствии с природой, и начинать воспитывавать с первых дней жизни. Принцип природосообразности он относил к развитию умственной, нравственной и физической природы ребенка. Человек рождается способным и готовым развиваться умственно и нравственно. «Рука хочет хватать, нога – ходить, сердце – верить и любить, а ум – мыслить». К чему мы должны стремиться. Физически ребенок должен быть сильным и здоровым, умственно – разумным, а душевно – нравственным. И всему этому и будет способствовать обучение. Личность человека – цельно. Теория элементарного образования. Оно включает умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание детей – основа формирования всесторонне развитой личности ребенка. Надо развивать руки, сердце и ум в единстве. Он считал, что единство силы знания умения и хотения. И все это приводит в движение воспитание. В первую очередь знакомить детей с явлениями из области естествознания. Но прежде всего познакомить детей с растениями ближайшего обучения, с животными, с сезонными явлениями природы. А после научить ребенка использовать полученные знания в практической деятельности. Овладение умениями должно приносить радость. В дошкольном возрасте мы учим ребенка наслаждаться природой, а потом в школе его заставляют забывать об окружающей природе и уничтожает эти способности. Обучение на принципе природосообразности само по себе нравственно: ребенок получает правильные и точные знания о природе; Созерцание – единственный источник познания и фундамент обучения. Исходным момент познание – восприятие окружающей природы. И тогда можно обучать ребенка письму, когда он будет владеть абстракцией. А она невозможна без фундамента человеческого сознания – созерцание. Внешнее созерцание – восприятие вне нас окружающего мира природы. Внутреннее созерцание – осознание собственных впечатлениях. Задача сенсорного воспитание не только воспитание внешнего созерцания, но и внутреннего. И в отличии от Руссо он тесно связывает сенсорное воспитание с умственным развитием ребенка. В процессе восприятия возникают смутные представления, которые надо упорядочить с помощью внутреннего созерцания – к четким понятиям. Познание природных явлений идет в единстве с овладением речью. В обучении важна постепенность и последовательность процесса познания. Ясность представления на определенности восприятия, четкость понятий. «Как Гертруда учит своих детей» - книга, излагающая о том какие знания должны получить дети об окружающих предметах: чувственное восприятие, осознание впечатлений, овладение речью. В процессе познания природы: восприятие – способность к наблюдению, высказываение о наблюдаемом – речь… Успех обучения в школе – насколько будут развиты созерцательные способности ребенка. Он отдавал предпочтение наглядному методы, и формулирует его в следующем тезисе: «Сначала видеть, слышать, действовать, а потом – рассуждать и делать выводы». Обучать ребенка надо развивать в свободной аудитории природы – лес, долины, поля. Пусть ребенок почувствует, что здесь воспитывает его природа. Должны научить сравнивать, сопоставлять, различать, соотносить – логически рассматривать и обрабатывать объекты природы. И так он поднимиться к высшей способности человеке – к суждению. Наглядность – фундамент и основа основ искусства педагогики, развитие детской наблюдательности – возможность овладевать анализом и синтезом, умением четко и полно описывать предмет. В этом случае суждения детей будут правильными и обоснованными, так как ребенок воспринимает предметы и явления доступные ему. Наблюдения должны носить эмоциональный характер и для наблюдения надо использовать родную природу, надо многократно повторять наблюдения за одним и тем же объектом. Только это может довести до зрелости и совершенства впечатления, полученные в процессе чувственного восприятия. Благодаря наблюдению развивается способность сопоставлять – выявлять сущность предметов и явлений, что все они не одинаковы по своей сущности, и понимание предметов и явлений станет более широким, полным, острым и основательным. Песталоцци создал «Азбуку наблюдения». При описании предмета лучше использовать формулу: форма предмета, число предметов, цвет предмета. В отличии от Руссо и Коменского, Песталоцци делает акцент на умении мыслить – ориентироваться в мире природы и тем самым мы образовываем ум, а не пассивное приобретение детьми знаний. Задача – развитие и укрепление умственных и нравственных сторон ребенка, он должен упражнять в поступках и суждениях под руководством взрослого, без которого ребенок не способен разобраться во всем многообразии. Педагогические: 1. Единство и непрерывность обучения. 2. Ребенок – активный субъект, центр педагогического процесса. 3. Содержание и методы обучения должны соответствовать силам и возможностям ребенка, учитывать индивидуальные и возрастные особенности. 4. Природа – средство умственного воспитания детей.
6. Предмет и задачи дисциплины. Задачи: 1.форм-е у студента устойчивой личностной установки на овладение э.д.в ДОУ(мотивация) 2.Обладение системой био-экологических и психолого-пед.знаний для управления э.о.детей 3.Овладение сиудентами инновационными пед.методами обучения 4.форм-е умений анализировать, критически оценивать и творчески использовать программно-методическую и научную информацию в области э.о. 5.форм-е методич.умений управления процессом э.о.р. 6.Овладение системой практическим умений для организации э.-развивающей среды 7.Развитие умений студента творчески решать пед.задачи э.о. дошкольников. Предметом явл-я изучение закономерностей воспитания дошкольников в процессе приобщения р. к природе. Цель: Воспитание профес.готовности студента к управлению процессом э.о. дошкольников на основе глубокого усвоения теории и совр.подходов к э.о. Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных знаний и практ. Умений, ценностных ориентаций поведения и деят-и, обеспечивающие ответственное отношение к окруж. Соц-природной среде и здоровью(по Звереву) -Нормативный аспект: -система моральных и правовых принципов, правильных предписаний и запретов эк.характера, определяющее отношение человека к природе. -Деятельностный Формирование познавательного, практич. и творческого умения э.характера, развивает волевые качества личности, учит проявлять заботу о живых существах. -Ценностный аспект Нрав-эстетич.отношение к природе -Познавательны
|