Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ознакомление с природой по методу Тихеевой.
ТИХЕЕВА. Природа – средство всестороннего воспитания. Природа наиболее естественна и существенна в своем воспитательном воздействии на ребенка. Она прежде всего закаляет силы детей, укрепляет здоровье, врачует и утончает органы восприятия. Обогащает детей представлениями и знаниями, природа благоприятствует обогащению языка детей. В природе дети живут своей естественной жизни, так как она является одним из условий и элементов среды. Она воздействует на детей. В природе дети черпают необходимый материал для своего развития и воспитания. НАГЛЯДНОСТЬ – безусловная и совершеннейшая в природе. В совокупности своих врачующих, укрепляющих и образующих средств природа является тем незыблемым основанием, на котором должна строится вся педагогическая работа в дошкольном учреждении. Именно природа соответствует принципам наглядности и активности. Прежде всего природа поддерживает и обновляет в детях чувство радости. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – только природа дает вечную и неизменную красоту. САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ребенка. В познании природы Тихеева выделяет для условия Активность самого ребенка Участие как можно большего числа органов чувств в восприятии природы, что дает более полно познать природу. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ детей. Опиралась на взгляды Ушинского и Монтессори. Будучи в домах ребенка она считала, что та система Монтесори, что предложена, не будет сильна в России. По теории Монтессори растут обезличенные молчаливые существа, и Тихеева рекомендовала учитывать в работе с детьми ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ особенности, в первую очередь психологические и физиологические. Воспитатель должен вести дневник и вести экспериментальную работу, но после Тихеева отказалась от этой идеи. Призывала воспитателей к научно-обоснованным методам роботы с детьми. Изучать ребенка надо в деятельности, в проявлениях детей, а не в сухой обстановке, где ребенок не может проявить свои индивидуальные особенности. Признавая ценность теории Монтессори, Тихеева говорила, что нужна другая методика, развивающая ум ребенка. Тихеева говорит, что не надо добиваться особой изощренности в сенсорном развитии ребенка. Надо рассматривать воспитание внешних чувств, как основу умственного воспитания ребенка. Гимнастика чувств дело полезное, но здесь должна быть бездна разнообразия. Нельзя ограничить ее дидактическим материалом. Это богатство составляет природа. Используя дидактический материал и методику Монтессори, надо построить работу таким образом, чтобы ребенок утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением, суждением. И такой сложный психический процесс, как суждение, должен основываться на сенсорном развитии. Для этого надо использовать природу – для различения формы, запаха… Тихеева разработала ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ или игры с природным материалом для развития сенсорики ребенка. Необходимость сближения ребенка с природой. Точное постижение природы совершается на основе живого НАБЛЮДЕНИЯ предметов в условиях самой природы. Наблюдения должны предшествовать слову. Наблюдение – основа всякого знания, а правильность наблюдения – основа правильности суждения. Прежде всего в наблюдении развиваются внешние органы и ум, наблюдения должны быть правильными и обширными. Поставила вопрос в педагогике о ПРОГРАММЕ НАБЛЮДЕНИЙ: за неживой природой, за растительной и животным миром, трудом людей в природе. Общение с природой на прогулках и экскурсиях заставляют ребенка действовать, внушают и увеличивают интерес к природе и дают драгоценные возбудители в виде пылких чувств. ПРОГУЛКИ И ЭКСКУРСИИ. Если проводятся в одни и те же мести, но в разное время года развивает все-все-все, само собой;). Ознакомление детей на прогулках и экскурсиях с природой дает и понять регулярность природы, приводит к установлению причинно-следственных связей и пространственно-временных, которыми ребенок начинает руководствоваться в своих суждениях и поведении. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСИЯМ: 1. интерес ребенка, психическое состояние в момент восприятия природы. Если психическое настроение (интерес к восприниаему) и обусловленное интересом внимание соответствует самому вовсприятию, то и воспритятие будет полнее и точнее. Точность восприятия прямо-пропорциональна интересу. Содержание и места экскурсии должен быть обусловлен интересам детей возрастными и индивидуальными, а также степенью их развития и настроенностью во время занятия. 2. Продумать какое количество детей будет принимать участие в экскурсии. Общность наблюдения, интереса, переживания влияет на развитие у детей словоохотливости. Те впечатления, что ребенок получает от природы, ребенок выражает в слове, и воспитатель должен его выслушать. Число детей должно быть ограничено. Чем моложе дети – тем малочисленнее коллектив должен быть. 3. Никакие привходящие явления не отвлекали ребенка от главного центрального, так как внимание ребенка неустойчиво. Воспитатель должен определить поле наблюдения, число предлагаемых объектов, подробности и детали тоже должны быть продуманы. Один и тот же объект может быть представлен для детей разного возраста, но методы работы будут разные. 4. Экскурсия не должны носить характер урока, формального учения. А должна проводиться живо, увлекательно. Дети должны не только созерцать природу, но двигаться, действовать, экспериментировать, а также поиграть. 5. Педагог должен тщательно подготовиться к экскурсии, наметить план, предупредить учреждения, лиц, к которым дети должны быть приведены и о характере их участия. 6. В целях развития речи детей надо установить те речевые формы, которые будут предлагаться впервые. 7. Закрепление полученных детей знаний (беседа, рисование, игры) не должно проходить сразу после экскурсии. Внутренняя переработка впечатлений требует времени, определенные выводы должны созреть. Дети сами дают знать, когда это совершается. К теме можно вернуться только если ребенок об это вспомнит и заговорит. 8. Число экскурсий должно быть педагогически обосновано и находиться в соответствии с числом других занятий. (2 экскурсии в сезон).
Экскурсии должны быть основой и начало ознакомления детей с природой. На экскурсии развивается способность наблюдения, умение пользоваться чувствами, умение управлять своим моторным аппаратам. Формируются речевые умения. Сознательно и разумно Воспитатель отбирает и формирует восприятия ребенка. И у него формируется здание восприятия ребенка. Своеобразие экскурсии в учреждения – они проводятся с маленькими детьми. А с более взрослыми детьми можно проводить экскурсии во двор, в сад, лес. От близкого к дальнему. На экскурсии: привлечь ребенка к сбору материала, который будет использоваться для игр и занятий детей. Литературу подбирать по временам года. Необходимо использовать загадки, побудить ребенка самому их придумывать. Отбор знаний детей о природе и планирование работы. Времена года, и ж. и р. мир… - материал расположен по сезонному принципу.
|