Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я.А.Коменский об использовании природы в воспитании детей.
Ян Амос Каменский (1593-1670) На первое место в воспитательно-образовательной работе ставил предметы естественного цикл. Тогда природа была не в почете из-за заморочек церкви. Камеский: Природа – творение бога. Приписывал природе свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждого явления и каждой вещи к заложенному в ней богом. Обучение и образование должно быть доступно всем и учить надо всех всему. Человек именно в раннем возрасте лучше, чем позже может быть приучен ко всему, если только будут употреблены полезнейшие средства. До 6 лет воспитателем должна быть мать. Разработал семейную педагогику раннего и дошкольного возраста. Написал книгу «Материнская школа», где представил систематизированный круг конкретных представлений о неживой природе, растениях, животных, о том, что дает природа, о труде людей в природе, временах года. Определил круг практических знаний и умений, которыми должны были владеть дети. Эту книгу считают началом образовательной работы в дошкольном возрасте. Задачи образования: · Запас конкретных представлений с помощью органов чувств. · Научить правильно обращаться с предметами природы: распознавать, выделять сходные предметы и явления, сравнивать. «Нашим детям уже в младенческом возрасте надо дать понимание природных явлений», сообразно их развитию. Надо учитывать возрастные и индивидуальными особенно различиями детей. В «Великой Дидактике» Коменский выделил правило: учить всему показывая не только каким образом это происходит, но и почему не может происходить иначе. Жажда знаний по Коменскому обнаруживается в 2-3 года, и основой для познания – чувственный опыт. «Ничего не существует в познании, чего бы ранее не было в ощущениях». Золотое правило дидактики: обучение надо начинать не со словесного толкования о вещах, а непосредственного наблюдения и восприятия их. Чем больше знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Коменский первый понимал наглядность, как восприятие предметов и явлений с привлечением всех органов чувств. Ребенок входит в мир с помощью разведчиков – внешних органов чувств. С другой стороны он говорил, что ребенка надо научить осмысливать воспринятое разумом и выдвинул идею об обучении детей с помощью наблюдения. Учебный эффект наблюдения будет зависеть от того насколько мы сможем внушить ребенку что и для чего он должен наблюдать, а самое главное насколько мы сумели увлечь и удержать внимание детей на протяжении всего процесса наблюдения. Это будет способствовать развитию любознательности ребенка и формированию знаний об окружающем мире. На 4-5 году жизни дети могут делать большие успехи в понимании явлений природы. Дидактический принцип: пассивность обучение. Наряду с пассивностью и доступностью обучения, должен быть увлекательным. Принцип концентричности: повторение знаний на разных возрастах с усложнением знаний. Знания должны быть доступны для детей, должны быть связаны с жизнью детей. Знакомство с природой надо начинать с самых простых вещей, которые окружают ребенка. Эмпирические знания. В этих элементарных познаниях кроется материал для будущего научного образования. Знания должны даваться по следующим принципам: - От конкретного к абстрактному - От близкого к далекому - От фактов к выводу С детьми нежного возраста – принцип энциклопедический – всего понемного. Прежде всего воспитание должно быть природосообразными, то есть отвечать законам природы. Коменский механически переносил законы природы на жизнь человека, не признавая влияние социального воспитания. Человек, руководимый природой, может дойти до всего. Точный порядок школы должен быть заимствован у природы: смотреть, какие процессы протекают в природе и их использовать в процессе обучения. Великая дидактика. Общие закономерности: Всякое формирование природы с самого общего к самому особенному. Учитывать возрастные особенности детей. Природа не делает скачков, а идет постепенно. Природа не останавливается, а доводит все до конца. То есть человек и природа развиваются по одинаковым законам. Прежде всего ребенка надо познакомить со вселенной: мир божественных идей, мир природы и рукотворный мир, которые взаимосвязаны и в каждом из которых существует свой строгий порядок. Принципы: Пассивность. Систематичность. Последовательность. Наглядность. Активность. Сознательность. Раскрыл значение и сущность каждого из принципов. Активность и сознательности – характер обучения,. Когда дети глубоко и основательно воспринимают навыки, знания, умения. Если этого нет – обучение идет догматически и в знаниях господствует формализм. Главным условием успешного обучения считает проникновение детей в сущность предметов и явлений природы. Основным условием сознательности обучения – применение знаний на практике. Прежде всего необходимо по средством теории, практики, чтобы ребенок сам учился применять знания. Выдвинул требования к обучению: - Точный порядок обучения во времени. - Опора на прошлый опыт ребенка - Вся совокупность знания должна быть разделена на части - Все должно изучаться последовательно от начала до завершения - Подкреплять все основания разума – учить, указывая на причины. Содержание обучения. - То, что помогает ориентироваться в мире природы - То, что ребенок может использоваться для господства над природой - Для развития умственных и нравственных сил. Обучение – часть воспитательного процесса. Поставил вопрос о воспитывающем характере обучения, как дидактическом принципе.
|