Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды наказаний, назначение наказаний






Смертная казнь. Применение этого вида наказания за убийство в 1965 г. было временно приостановлено (сроком на пять лет), в 1970 г. смертная казнь была окончательно отменена за это преступление. До последнего времени смертная казнь продолжала сохраняться за измену суверену и государству (по Закону об измене 1351 г.[115]) и пиратство, сопряженное с насилием (по Закону о пиратстве 1837 г.[116]). При этом смертная казнь не применялась к липам моложе 18 лет и беременным женщинам. В первом случае она заменяется тюремным заключением на неопределенный срок, но не пожизненным, а во втором - пожизненным сроком тюремного заключения.

Законом о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г.[117] были внесены изменения в ряд законов, в том числе и в Закон 1837 г., устанавливающий ответственность за пиратство, в части, касающейся назначения смертной казни, с заменой ее на пожизненное тюремное заключение. Обращает па себя внимание тот факт, что несколько попыток парламента возродить смертную казнь за убийство успеха не имели.

Наказания, связанные с лишением свободы. Тюремное заключение. До 1948 г. тюремное заключение подразделялось на два вида -

> > > 85 > > >

каторжные работы или уголовное рабство (penal servitude) сроком от 3 лет до пожизненного и тюремное заключение, которое в зависимости от режима делилось на три разряда, включая тяжкие работы.

В настоящее время в Англии существует лишь один вид тюремного заключения. Если в статуте срок тюремного заключения строго не определен, то он не может превышать 2 лет. В случае совершения преступления общего права, срок тюремного заключения назначается по усмотрению суда.

Отсутствие четких критериев в уголовном законодательстве Англии при определении мер наказания привело к тому, что судебной практикой были выработаны определенные стандарты (так называемая система «тарифов»), позволяющие судам при назначении наказаний, в том числе и тюремного заключения, более гибко осуществлять карательную политику. «Тарифы» позволяли суду выбирать меру наказания с учетом серьезности преступлений и степени вины правонарушителей[118].

Законом об уголовной юстиции 1991 г. были введены определенные ограничения в назначение наказаний в виде тюремного заключения. Согласно ст. 1 этого Закона ограничения не распространяются на случаи, когда лицо, признано виновным в преступлении, наказание за которое точно установлено в законе (речь идет о тяжком убийстве, за которое предусмотрено наказание в виде пожизненного тюремного заключения). Тюремное заключение теперь может быть назначено только в том случае, когда по мнению суда, преступное деяние отвечает двум критериям, установленным в Законе (имеются в виду случаи, когда преступник не дает согласия на наказание, не связанное с лишением свободы).

В Законе 1991 г. (ст. 1 (2)) эти критерии сформулированы следующим образом «суд не должен применять наказание в виде тюремного заключения, если только не придет к убеждению, (а) что преступление было настолько серьезным, что только тюремное заключение может быть справедливым наказанием в случае его совершения; (б) что в случае, когда преступление является насильственным или носит сексуальный характер только такое наказание будет адекватным для защиты общества от серьезного вреда, причиняемого данным преступлением».

Следовательно, суд может назначить наказание в виде тюремного заключения только за серьезное преступление (с учетом всей информации об обстоятельствах преступления, включая как отягчающие, так и смягчающие факторы) или преступление насильственного или сексуального характера (если убежден, что тюремное заключение является единственной мерой, способной защитить общество.

> > > 86 > > >

К таким преступлениям относится большинство статутных преступлений сексуального характера (за исключением проституции или отдельных ненасильственных гомосексуальных действий), а также преступления, которые привели, были направлены или способны были привести в причинению смерти или тяжких телесных повреждений. Сюда же относится любое преступление, сопряженное с поджогом, независимо от наличия намерения или вероятности причинения кому-либо смерти или телесных повреждений.

При назначении наказания в виде тюремного заключения суд обязан в открытом судебном заседании заявить о своем мнении относительно наказания и обосновать причины его применения; а также в любом случае объяснить преступнику простым языком, почему ему назначается наказание в виде тюремного заключения.

В том случае, когда наказание в виде тюремного заключения назначается на срок более длительный, чем этого требует правило соразмерности наказания и серьезности преступления, установленное в Законе, суд должен обосновать причины, побудившие его к этому. Он должен также объяснить преступнику простым языком в открытом судебном заседании, почему наказание назначено на продленный срок (например, назначая такие наказания суд может учесть, что жертвой преступлений были дети или старики, либо иные лица, оказавшиеся особо уязвимыми по каким-либо другим причинам).

Закон о преступлении (наказания) 1997 г. содержит основополагающие положения, на которые должен ориентироваться суд при назначении пожизненного тюремного заключения. Так, в Законе указано, что при определении необходимости назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы, суд должен принимать во внимание обстоятельства, связанные или с преступлениями или с правонарушителем.

Согласно ст. 2 Закона суд может назначить наказание в виде пожизненного тюремного заключения, лицу, достигшему возраста 21 год или старше и лицу, не достигшему 21 года (наказание в виде пожизненного лишения свободы согласно ст. 8 (2) Закона об уголовной юстиции 1982 г.), если только не придет к выводу, что существуют исключительные обстоятельства, связанные либо с преступлением или с осужденным, позволяющие не делать этого. Если же суд не назначает пожизненного лишения свободы, он должен констатировать в открытом судебном заседании существование такого вывода и исключительных обстоятельств.

В Законе установлено, что пожизненное тюремное заключение может быть назначено лицу в возрасте до 21 года, признанному винов-

> > > 87 > > >

ным в совершении серьезного преступления, совершенного после вступления в силу данного Закона, которое ранее уже было осуждено в любой части Великобритании за другое серьезное преступление.

В соответствии с п. (5) ст. 2 Закона 1997 г. в Англии и Уэльсе серьезным преступлением признается одно из следующих деяний:

а) покушение, сговор или подстрекательство к тяжкому убийству;

б) преступление согласно ст. 4 Закона о преступлениях против личности 1861 г. (подстрекательство к тяжкому убийству);

в) простое убийство;

г) преступление согласно ст. 18 Закона о преступлениях против личности 1861 г. (умышленное ранение или причинение тяжких телесных повреждений);

д) изнасилование или покушение на изнасилование;

е) преступление согласно ст. 5 Закона о половых преступлениях 1956 г. (половые сношения с девушкой в возрасте до 13 лет);

ж) преступление согласно ст. 16 (владение огнестрельным оружием с намерением причинить вред), ст. 17 (сопротивление аресту) или ст. 18 (ношение огнестрельного оружия с преступным намерением) Закона об огнестрельном оружии 1968 г. и

з) ограбление, если во время совершения преступления, преступник владел огнестрельным оружием или его имитацией. Перечисленные выше правила, однако, не применяются к лицам, совершившим преступления, наказания за которые точно определены в законе (например, за тяжкое убийство).

Особо следует остановиться на назначаемом за тяжкое убийство обязательном пожизненном заключении, цель которого состоит не только в предупреждении преступлений и устрашении преступников, но и в успокоении общества, опасающегося людей, совершающих столь тяжкие преступления. Действительно убийство является тяжким преступлением, хотя побуждения виновных и обстоятельства его совершения могут быть совершенно различны. Безусловно, существует разница между убийством тяжело больного человека, совершенным из милосердия его близким родственником, и убийством из корыстных побуждений, однако, английский уголовный закон не устанавливает дифференциации наказаний в случае совершения умышленного убийства.

В 1989 г. Комитет по реформе уголовного права рекомендовал заменить обязательное пожизненное тюремное заключение на наказание в виде пожизненного тюремного заключения с фиксированным верхним пределом, что позволило бы судам, как и в случаях, предусмотренных для других преступлений, иногда назначать более мягкое

> > > 88 > > >

наказание. Однако в Парламенте это предложение поддержки не получило. Вместе с тем, следует отметить, что приговор об обязательном пожизненном тюремном заключении не всегда означает нахождения осужденного в тюрьме до конца жизни. Осужденный также может быть освобожден под надзор по разрешению (license) Министра внутренних дел после консультации с Лордом-главным судьей и при наличии рекомендации Совета по досрочному освобождению.

Досрочное освобождение. Система досрочного освобождения была введена в Англии Законом об уголовной юстиции 1967 г. Согласно этому Закону заключенный, осужденный к тюремному заключению на срок не менее 12 месяцев, получает право на досрочное освобождение после отбытия одной трети своего наказания или после отбытия 12 месяцев в случае, если ему было назначено наказание в виде тюремного заключения на срок более 12 месяцев.

Кроме того, осужденный может быть досрочно освобожден в порядке зачетов (remission) по отбытии двух третей срока наказания при хорошем поведении. Досрочное освобождение производится по разрешению Министра внутренних дел с обязательным последующим соблюдением освобожденным лицом условий, установленных в такой лицензии. Нарушение условий освобождения или совершение досрочно освобожденным нового преступления влечет за собой отзыв Министром внутренних дел выданной лицензии. Надзор, устанавливаемый за досрочно освобожденным на весь оставшийся срок неотбытого наказания, осуществляется чиновником службы пробации.

Законом о преступлении (наказания) 1997 г. были внесены дополнения в существующую систему условно-досрочного освобождения. В соответствии со ст. 10 Закона Министр внутренних дел имеет право в любое время освободить заключенного, если считает, что существуют исключительные семейные обстоятельства, позволяющие ему это сделать. Если речь идет о заключенном, отбывающем наказание сроком 3 года и более, перед тем, как освободить заключенного, Министр внутренних дел обязан проконсультироваться с Советом по досрочному освобождению. После отбывания заключенным, осужденным к 3 годам и более тюремного заключения, пяти шестых срока тюремного заключения он может быть освобожден досрочно при наличии рекомендации Совета по досрочному освобождению.

Министр внутренних дел в соответствии с Законом 1997 г. (ст. 16) вправе издать приказ об освобождении определенной категории осужденных с установлением за ними последующего надзора. К ним относятся правонарушители, приговоренные к тюремному заключению за преступления, на которые не распространяются нормы о досрочном

> > > 89 > > >

освобождении. Период надзора за правонарушителем после его освобождения зависит от тяжести совершенного им преступления и наказания, назначенного судом.

В случае, когда речь идет о правонарушителе, приговоренном к тюремному заключению на срок 12 месяцев или более, на которого не распространяются нормы о досрочном освобождении, надзор за ним устанавливается на период равный 25% от срока его тюремного заключения, но не более, чем на 3 месяца.

Если же на основании Закона 1997 г. был досрочно освобожден правонарушитель, приговоренный к тюремному заключению на срок 12 месяцев или более, за ним устанавливается надзор на период, слагающийся из периода равного 25% от срока его тюремного заключения (но не более 3 месяцев), и периода, равного оставшейся части срока наказания, не отбытого им в связи с освобождением. Когда правонарушитель был приговорен к тюремному заключению на срок менее 12 месяцев за преступление, совершенное после вступления в силу Закона 1997 г., надзор устанавливается на период равный оставшейся части срока наказания, не отбытого им в связи с досрочным освобождением.

Приказ о надзоре после освобождения, издаваемый Министром внутренних дел, должен предусматривать на весь период его действия, что правонарушитель все время нахождения на свободе - будет находиться под наблюдением чиновника службы пробации и соблюдать условия, установленные в приказе. Нарушение поднадзорным условий приказа о надзоре влечет за собой уголовную ответственность. По обвинительному акту правонарушитель наказывается тюремным заключением на срок равный периоду неисполненного надзора или штрафом по усмотрению суда, либо тем и другим вместе. В суммарном порядке может быть назначено наказание в виде тюремного заключения на срок неисполненного надзора (не более 6 месяцев) или штрафом в размере, не превышающем 3 уровень по стандартной шкале, либо тем и другим вместе.

Согласно Закону 1997 г. досрочно по разрешении Министра внутренних дел также могут быть освобождены и некоторые заключенные, отбывающие наказание в виде пожизненного тюремного заключения. К их числу относятся лица, осужденные в возрасте до 18 лет, при условии, что срок наказания за преступления, которые они совершили, не установлен точно в законе, и суд в приговоре указал на возможность их досрочного освобождения по отбытии части приговора. На этих заключенных также распространяется правило о досрочном освобождении ввиду чрезвычайных семейных обстоятельств. Разрешение в случае такого освобождения выдается пожизненно и содержит определенные

> > > 90 > > >

условия, которые могут время от времени изменяться. Разрешение на досрочное освобождение лица, осужденного к пожизненному тюремному заключению, может быть отозвано Министром внутренних дел, а осужденный должен возвратиться в тюрьму для отбытия наказания.

В 1965 г. английские судьи получили дискреционные полномочия (которые, правда, редко используются), в соответствии с которыми они могут рекомендовать минимальный срок тюремного заключения для осужденного до того, как он может быть освобожден по разрешению Министра внутренних дел. Согласно существующей процедуре судья, рассматривающий дело, в письменной форме извещает Министра внутренних дел о том, какой именно период тюремного заключения соответствует «тарифу», затем свое мнение высказывает Лорд-главный судья. «Тариф» определяет период времени, который для получения права на разрешение осужденный должен провести в тюрьме, с тем, чтобы были выполнены цели наказания - т.е. для соблюдения требований принципа «воздаяния и устрашения» преступника. Хотя «тариф» обычно фиксируется в годах, Министр внутренних дел, давая свое согласие, может указать, что осужденный должен отбыть «полный жизненный тариф», который подлежит пересмотру после отбытия 25 лет тюремного заключения. Министр может и не согласиться с предложенным «тарифом», однако, если «тариф» истек и осужденный отбыл весь положенный срок наказания, Министр не имеет права за совершенное убийство продлить осужденному срок тюремного заключения независимо от его поведения.

Условная отсрочка наказания в виде лишения свободы (или отложенный приговор) считается разновидностью наказания в виде лишения свободы. Это наказание назначается либо с приказом о надзоре, либо без такового. В данном случае суд откладывает исполнение приговора при условии хорошего поведения осужденного на срок от одного года до двух лет. Отложенный приговор с надзором применяется к лицам, осужденным к тюремному заключению на срок свыше 6 месяцев, и продолжительность его равна сроку такого заключения. При этом на осужденного налагаются определенные обязанности, которые он должен выполнять.

Наказания, не связанные с лишением свободы. Пробация. Первоначально пробация как вид наказания появилась в Англии в конце XIX века. С течением времени отдельные законодательные акты, посвященные пробации, были консолидированы в 1948 г. и, начиная с этого времени, она начинает широко применяться. Суть пробации состоит в установлении определенных ограничений, налагаемых на осужденного в целях его реабилитации, защиты общества от вреда, причиненного им,

> > > 91 > > >

либо для предупреждения совершения им нового преступления в будущем. Согласно закону суд с учетом обстоятельств дела, характера преступления и личности подсудимого вместо назначения наказания в виде тюремного заключения издает приказ о пробации. Этот вид наказания, применяемый весьма часто, не связан с лишением свободы и назначается липу старше 16 лет сроком от шести месяцев до трех лет. Согласно ст. 6 Закона об уголовной юстиции 1991 г. единственным препятствием для назначения этого вида наказания (как и других наказаний, не связанных с лишением свободы) может стать убежденность суда, рассматривающего дело, что совершенное преступление настолько серьезно, что нельзя применять наказание, не связанное с лишением свободы.

В Законе об уголовной юстиции 1991 г., как и в Законе о полномочиях уголовных судов 1973 г., сохранены полномочия судов, связанные с определением места жительства осужденного. Изучив домашнее окружение преступника, суд вправе указать в приказе, что осужденный должен проживать в специальном общежитии службы пробации или в другом месте, однако, такой период проживания не должен превышать 12 месяцев с момента издания приказа. За судами также сохранено право потребовать от осужденного к пробации исполнения или неисполнения определенного рода деятельности.

В обязанность лица, осужденного к пробации, может входить посещение специального центра пробации, в том числе и по вечерам, в общей сложности в течение 60 дней (для лиц, осужденных за половые преступления, срок посещения центра пробации не ограничен).

В приказ о пробации как условие может быть также включено требование к осужденному о прохождении специального лечения в тех случаях, когда такое лицо, страдает психическим заболеванием, алкогольной либо наркотической зависимостью.

Отбывая этот вид наказания, осужденный находится под надзором специального чиновника службы пробации. До издания приказа о пробации суд объясняет преступнику доступным языком условия действия приказа, включая дополнительные требования, которые могут быть в пего внесены, а также последствия неисполнения этих условий и требований. Следует отметить, что этот вид наказания может применяться судом только с согласия преступника.

Предоставление бесплатных услуг обществу. Этот вид наказания, введенный Законом 1973 г., может быть назначен только лицу старше 16 лет. Также как и приказ о пробации, приказ о предоставлении услуг обществу может быть издан лишь с согласия правонарушителя (и после доклада суду чиновником службы пробацпи или социальным работником

> > > 92 > > >

местного органа власти сведений о личности преступника). Если согласие со стороны преступника получено, то в приказе суда устанавливается определенное количество часов, которые должен бесплатно отработать осужденный - не менее 40 и не более 240 часов. Вид работ устанавливает соответствующий чиновник, который и осуществляет контроль за осужденным. Если срок работ не был продлен, он не может превышать 12 месяцев. Нарушение осужденным установленных условий может повлечь за собой штраф или иную санкцию.

Комбинированный приказ о пробации и предоставлении бесплатных услуг обществу. Этот вид приказа, введенный Законом 1991 г., содержащий как элементы пробации, так и бесплатных услуг обществу, назначается лицу в возрасте 16 лет и старше, виновному в совершении преступления, подлежащего наказанию в виде тюремного заключения, срок которого точно не установлен в законе. Согласно комбинированному приказу осужденный должен одновременно находиться под надзором чиновника службы пробации в течение определенного периода, установленного в приказе (от 12 месяцев до 3 лет), и исполнять неоплачиваемую работу также в течение определенного периода (от 40 до 100 часов). Комбинированный приказ издается в том случае, когда суд считает его необходимым для обеспечения реабилитации преступника или защиты общества от причиненного им вреда или предупреждения другого преступления.

Запрет осужденному покидать в определенные часы установленное место проживания. Этот новый вид наказания (включающий электронное наблюдение) также был введен Законом 1991 г. (ст. 12), в соответствии с которым суд налагает запрет на лицо в возрасте 16 лет и старше, виновное в совершении преступления, подлежащего наказанию в виде тюремного заключения. В соответствии с приказом суда осужденный обязан находиться в установленном месте в определенные часы. Чаще всего это бывает местом жительства осужденного, но вполне вероятно, что при определенных обстоятельствах осужденный может находиться под наблюдением и в другом месте. Максимальное количество часов в день, которое он должен находиться в определенном месте, составляет 12 часов, минимальное - 2 часа. Общий срок действия приказа составляет 6 месяцев.

В Законе предусмотрено, что суд. издавая приказ, насколько это практически возможно должен избегать конфликтов с религиозными убеждениями осужденного. Приказ не должен вступать в противоречие с требованиями любого другого приказа об исполнении наказания, не связанного с лишением свободы. Кроме того, осужденный должен иметь возможность продолжать работу или учебу.

> > > 93 > > >

Наказания финансового характера. Штраф. Следует отметить, что этот вид наказания является наиболее распространенным и большинство уголовных преступлений в Англии наказывается штрафами. По мнению английских юристов, штраф является наиболее предпочтительной мерой как для общества в целом, так и для правонарушителей, поскольку последние реально возмещают причиненный ущерб. Считается, однако, что штраф не должен использоваться в случаях совершения наиболее серьезных преступлений, хотя он может быть назначен преступнику, владеющему значительными денежными средствами.

По общему праву штраф (вместе с лишением свободы или без него) назначается по усмотрению суда. По статутному праву суд может наложить штраф на лицо, осужденное за преступление, за совершение которого статут предусматривает наказание в виде штрафа, размер его также определяется законом.

Согласно Закону о полномочиях уголовных судов 1973 г. при назначении наказания в виде штрафа суд может в приказе, устанавливающем срок его уплаты, определить, что оплата будет производиться по частям (в таком размере и по таким датам, как установит суд). При назначении штрафа суд в приказе определяет срок лишения свободы, который осужденный должен будет отбыть в случае, если какая-либо сумма, подлежащая к уплате, не будет им внесена. В этом случае срок лишения свободы не должен превышать 12 месяцев, а осужденный может быть помещен в тюрьму только в том случае, если суд придет к выводу, что такое лицо не имеет достаточных средств для уплаты соответствующей суммы, вряд ли будет долго проживать в Великобритании, чтобы успеть выплатить штраф, либо когда имеется приказ, изданный судом, о немедленном исполнении наказания в виде лишения свободы за это или иное преступление.

Законом об уголовной юстиции 1991 г. (по сравнению с Законом 1982 г.) размер штрафов, назначаемых по стандартной шкале в случае совершения суммарного преступления был значительно повышен и составил:

Уровень по стандартной шкале штрафов 1982г 1991г.
  50 ф. ст 200 ф. ст.
  100 ф. ст 500 ф. ст.
  400 ф. ст. 1000 ф. ст.
  1000 ф. ст. 2500 ф. ст.
  2000 ф. ст. 5000 ф. ст.

Кроме того, этим же Законом были увеличены размеры штрафов за отдельные виды преступлений, а применительно к ряду преступлений

> > > 94 > > >

размер штрафа также был приведен в соответствие со стандартной шкалой штрафов.

Закон 1991 г. ввел новую систему, основанную на расчете единиц штрафа, изменения были внесены также и в правила о назначении и выплате штрафов.

Вырабатывая новый подход к назначению наказаний финансового характера, законодатель, как и в отношении иных видов наказания, сделал акцент на том, что наказание за преступление в первую очередь должно отражать серьезность совершенного преступления. Вместе с тем, поскольку при назначении штрафов необходимо учитывать еще возможную финансовую несостоятельность лица, к которому применяется этот вид наказания, суды учитывают и материальное положение преступника, его финансовые источники, а также его обязанности по отношении к семье.

Еще до издания Закона 1991 г. судебная практика пошла по пути учета финансового положения правонарушителя и уменьшения суммы штрафа в некоторых случаях, когда он мог быть назначен за преступление, совершенное лицом, не имеющим достаточных финансовых средств[119]. В то же время вопрос же о возможности назначения повышенных штрафов лицам, имеющим более высокие доходы, не был урегулирован в законодательном порядке. Выработанная законодателем новая система назначения штрафов позволяет учитывать как серьезность преступления, так и имущественное положение правонарушителя.

Процедура, установленная в Законе, применяется ко всем штрафам, назначаемым магистратскими судами физическим лицам, когда наказанием за преступление является штраф, не превышающий уровень по стандартной шкале штрафов, или статутный уровень. Эта же процедура применяется в отношении родителей, выплачивающих штраф за детей, не достигших 18 лет.

В соответствии со ст. 18 (2) Закона 1991 г. сумма штрафа определяется путем умножения двух элементов. Первый элемент - число единиц штрафа, определяемое в зависимости от серьезности преступления, второй - сумма чистого недельного дохода правонарушителя. Например, если преступление наказывается штрафом в 10 единиц, а чистый недельный доход составляет 10 ф. ст., то общая сумма штрафа составляет 100 ф. ст.

Закон 1991 г. установил, какая сумма единиц штрафа соответствует каждому из уровней стандартной шкалы штрафов и статутному максимуму. Выглядит это следующим образом:

> > > 95 > > >

Размер штрафа Уровень преступления по стандартной шкале штрафов
2 единицы 1-и уровень
5 единиц 2-й уровень
10 единиц 3-й уровень
25 единиц 4-и уровень
50 единиц 5-й уровень

При назначении штрафа суд должен исходить из приведенной схемы: например, при совершении преступления, наказание за которое предусмотрено 1-м уровнем стандартной шкалы штрафов, штраф может составлять одну или две единицы. В случае совершения преступления 5-го уровня суд может в зависимости от серьезности преступления назначить штраф от одной до 50 единиц.

При назначении штрафа суды вправе потребовать от обвиняемого информацию о его доходах, которая должна быть представлена им в предписанной законом форме. Отказ предоставить такую информацию либо сообщение ложных сведений сами по себе являются преступлениями.

Хотя сумма штрафа исчисляется из недельного чистого дохода правонарушителя, это не означает, что штраф также должен быть выплачен в течение недели. Если имущественное положение осужденного позволяет сделать выплаты без промедления, то штраф выплачивается немедленно. В иных случаях осужденному может быть позволено выплачивать штраф в течение более длительного периода и мелкими суммами. Закон позволяет судам в отдельных случаях частично и полностью списывать долг по выплате штрафа, если материальное положение осужденного настолько сложно, что уплата штрафа является для него слишком тяжелым бременем.

В случае неуплаты штраф может быть заменен сроком тюремного заключения. При этом материальное положение осужденного не учитывается, а за основу пересчета берется сумма единиц штрафа, отражающая серьезность преступления. Выглядит такой пересчет следующим образом:

Сумма штрафа Максимальный срок тюремного заключения
До 2 единиц 7 дней
3-5 единиц 14 дней
6-10 единиц 28 дней
11-25 единиц 45 дней
Более 25 единиц 3 месяца

Если осужденный уплатил лишь часть штрафа, то максимальный срок тюремного заключения, который он должен отбыть за неуплату,

> > > 96 > > >

уменьшается пропорционально выплаченной сумме, но должен быть не менее 7 дней.

Для штрафов, не установленных в системе единиц, предусмотрено иное правило замены невыплаченных сумм на срок тюремного заключения. Представление о том. как такой пересчет производится, дает приводимая ниже таблица.

Сумма штрафа Максимальный срок тюремного заключения
До 200 ф. ст 7дней
Свыше 200 ф. ст. до 500 ф. ст 14 дней
Свыше 500 ф. ст. до 1000 ф. ст 28 дней
Свыше 1000 ф. ст. до 45 дней
Свыше 2500 ф. ст. до 5000 ф. ст 3 месяца

Компенсация. В соответствии с положениями Закона о полномочиях уголовных судов 1973 г. и Закона об уголовной юстиции 1988 г. суды вправе при назначении наказания в дополнение к любому другому наказанию издавать приказы, согласно которым осужденные обязаны выплатить компенсацию любому лицу, которому были причинены телесные повреждения в результате преступления, или оплатить расходы, связанные с погребением лица, чья смерть наступила в результате преступления. Решая вопрос о назначении компенсации и определении суммы, подлежащей выплате, суд учитывает материальное положение преступника и, если сочтет невозможным назначить компенсацию потерпевшему, он обязан обосновать свой отказ. При назначении наказания за преступление, в результате которого лицу были причинены телесные повреждения, материальные убытки или ущерб, суд может также издать приказ о выплате потерпевшему сумм из любых доходов, поступающих от имущества осужденного.

Конфискация. Закон о полномочиях уголовных судов 1973 г. (с дополнениями, внесенными Законом об уголовной юстиции 1988 г.) предоставил судам право издавать приказы о конфискации любого имущества, находящегося во владении или под контролем преступника, которое было использовано в целях совершения любого преступления, способствовало его совершению или предназначалось для такого использования. В Законе указано, что в таких случаях суд должен учитывать ценность имущества и вероятные финансовые и иные последствия издания приказа о конфискации. Кроме того, суды вправе издавать приказы о конфискации доходов, полученных от преступной деятельности.

Как правило, суд издает приказ о компенсации, в соответствии с которым преступник прямо возмещает ущерб, причиненный жертве преступления. Однако в некоторых случаях, например, когда речь идет

> > > 97 > > >

о торговле наркотиками, суды предпочитают издавать приказы о конфискации доходов, полученных от преступной деятельности, или имущества, используемого для совершения преступления. Закон об уголовной юстиции 1988 г. расширил полномочия уголовных судов, касающиеся издания приказов о конфискации, в результате чего в настоящее время конфискации подлежат доходы от любой преступной деятельности, сумма которых превышает 10 000 ф. ст. (включая подарки, сделанные другим лицам). Размер указанной суммы может быть изменен по распоряжению Министра внутренних дел.

Наказания для несовершеннолетних. Наиболее важными законами, регулирующими обращение с несовершеннолетними преступниками, являются Законы о детях и подростках 1933 г., 1963 г., 1969 г., Закон о полномочиях уголовных судов 1973 г., Закон о магистратских судах 1980 г., Законы об уголовной юстиции 1982 г., 1988 г., 1991 г., Закон об уголовной юстиции и публичном порядке 1994 г., Закон о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г.

Как уже указывалось ранее, по английскому законодательству несовершеннолетними являются лица, не достигшие 17 лет (при назначении наказания к ним приравниваются молодые люди в возрасте до 21 года). В свою очередь, в соответствии с Законом о детях и подростках 1969 г. несовершеннолетние делятся на детей, т.е. лиц в возрасте до 14 лет, и подростков - лиц в возрасте от 14 до 17 лет.

Первым законом в области юстиции по делам несовершеннолетних был Закон о детях 1908 г., установивший принцип применения к несовершеннолетнему преступнику особых мер, отличных от тех, которые применяются ко взрослым преступникам. Принятый в том же году Закон о предупреждении преступлений[120] предусмотрел, что преступник в возрасте от 16 лет до 21 года, осужденный за преступление, наказуемое по обвинительному акту тюремным заключением, может быть направлен на срок до 3 лет в борстальское учреждение[121] для воспитания. В заведениях такого рода молодые преступники получали физическое и нравственное воспитание и приобретали трудовые навыки. Борсталь-ский режим отличался чрезвычайной жесткостью и не был предназначен для физически слабых или впервые осужденных преступников.

В дальнейшем законодательство, устанавливающее принципы обращения с несовершеннолетними правонарушителями претерпело

> > > 98 > > >

значительные изменения. Особое внимание обращает на себя Закон об уголовной юстиции 1982 г., который декларировал общие принципы обращения с молодыми преступниками, в части 1 которого было установлено, какие именно наказания следует им назначать. Согласно этим принципам суд не может вынести приговор о тюремном заключении лицу, не достигшему 21 года, или заключить в тюрьму такое лицо на каком-либо основании (ранее аналогичное ограничение распространялось на лиц, не достигших 17 лет). Борстальское воспитание как вид наказания этим Законом было отменено.

В соответствии с Законом 1982 г. к лицу, не достигшему 21 года, признанному виновным в совершении преступления, могло быть применено наказание в виде помещения в центр задержания либо лишения свободы молодежи. Ему также могло быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы, если только, по мнению суда, не существует другого подходящего способа обращения с правонарушителем. Применение мер, связанных с ограничением свободы несовершеннолетнего были в Законе обоснованы необходимостью защиты общества, серьезностью преступления, а также тем, что назначение виновному наказания, не связанного с лишением свободы, было бы неоправданным.

Согласно Закону 1982 г. для решения вопроса о том, какой именно способ обращения с лицом, не достигшим 21 года, должен быть использован, суд обязан получить и изучить информацию о происшедшем, а также должен принять во внимание любую информацию, касающуюся характера, физических и психических особенностей обвиняемого. В каждом случае для определения меры наказания суд засушивает отчет о социальном исследовании личности правонарушителя. Это исследование проводит чиновник службы пробации или социальный работник отдела социальной службы местного органа власти.

Если магистратский суд избирает наказание, связанное с лишением свободы, то он должен в открытом заседании обосновать причины, по которым выбирается именно такой метод обращения. Суд должен также обосновать и причины, в связи с которыми невозможно применение других методов обращения с преступником.

В случае, когда лицо, не достигшее 21 года, обвиняется в убийстве или ином преступлении, за которое в законе для взрослого преступника предусмотрено пожизненное тюремное заключение, суд может приговорить его к пожизненному лишению свободы. Такое же наказание может быть назначено и лицу в возрасте от 17 лет до 21 года за совершение другого преступления, которое в случае совершения его взрослым, наказывается пожизненным тюремным заключением.

> > > 99 > > >

Законом 1982 г. была предусмотрена еще одна мера наказания для лиц в возрасте от 15 лет до 21 года, признанных виновными в совершении преступления, за которое взрослый преступник наказывается тюремным заключением, а именно, лишение свободы молодежи. Эта мера наказания применялась в том случае, когда суд считал ее единственным методом, подходящим для обращения с несовершеннолетним преступником, и когда срок лишения свободы должен быть более 4 месяцев.

Максимальный срок лишения свободы молодежи, который мог быть назначен судом, был равен максимальному сроку лишения свободы взрослого преступника за совершение данного преступления. Лицу, не достигшему 17 лет, назначалось лишение свободы молодежи на срок до 12 месяцев. Распоряжением Министра внутренних дел несовершеннолетний преступник мог быть переведен в тюрьму для взрослых после того, как он достиг возраста 21 года, или при достижении 18 лет, если он своим поведением оказывает дурное влияние на окружающих или причиняет вред своим поведением другим воспитанникам.

Помещение в центр задержания являлось другим видом наказания для молодых преступников в возрасте от 14 лет до 21 года, совершивших преступления, за которые взрослые преступники подлежат лишению свободы. Приказ о направлении в центр задержания издавался только в том случае, когда суд считал, что ограничение свободы несовершеннолетнего является единственным методом обращения с ним. Срок пребывания в центре не превышал 4 месяцев. Если срок лишения свободы, предусмотренный за совершение такого преступления, был менее 4 месяцев, то суд мог издать приказ о помещении молодого человека в центр задержания на срок, равный максимальному сроку тюремного заключения. Однако минимальный срок нахождения в центре составлял не менее 21 дня.

Закон об уголовной юстиции 1988 г. упростил систему наказаний, связанных с ограничением свободы несовершеннолетних. Такие виды наказания как лишение свободы молодежи и помещение в центр задержания были заменены одной мерой наказания - помещением в учреждение для молодых преступников. В такое учреждение могут быть направлены по приказу суда молодые люди в возрасте от 15 лет до 21 года, обвиняемые в совершении преступления, за которые взрослый преступник подлежит наказанию в виде тюремного заключения.

В Законе 1988 г. перечислены три условия, только при наличии каждого из которых несовершеннолетний может быть направлен в учреждение для молодых преступников: 1) когда он не исполнил наказания, не связанного с лишением свободы, и не способен или не желает его исполнять; 2) когда для защиты общества от возможного

> > > 100 > > >

причинения серьезного вреда со стороны преступника необходимы меры, связанные с ограничением свободы; 2) когда было совершено настолько серьезное преступление, что единственной подходящей будет санкция, связанная с ограничением свободы.

Минимальный срок содержания в учреждении для молодых преступников для лиц в возрасте от 15 до 18 лет составляет 2 месяца, а для лиц в возрасте 18 лет до 21 года - 21 день. Максимальный срок нахождения в учреждении для молодых преступников составляет 12 месяцев. За лицами, освобожденными из учреждений для молодых преступников, устанавливается надзор до достижении ими возраста 22 лет.

В такого же рода заведения помещаются дети в возрасте от 10 лет и старше, осужденные за тяжкое или простое убийство, и подростки в возрасте от 14 лет и старше, осужденные за преступления, максимальное наказание за которое для взрослых преступников составляет 14 лет или более тюремного заключения (т.е. осужденные за изнасилование, иные тяжкие насильственные преступления, ограбление или поджог).

Закон об уголовной юстиции и публичном порядке 1994 г. предоставил судам полномочие издавать приказы о направлении в закрытые воспитательные центры несовершеннолетних (в возрасте от 12 до 15 лет), осужденных за преступления, за совершение которых взрослые преступники подлежат наказанию в виде тюремного заключения. Срок содержания в закрытом воспитательном центре составляет от 4, 6, 8, 10, 12, 18 или 24 месяца. Правонарушители, содержащиеся под стражей, получают в этих центрах трудовые навыки и образование, готовятся к освобождению.

Считается, в закрытые воспитательные центры должны помещаться лишь те подростки, не достигшие 15 лет, которые, по мнению суда, являются «упорными» преступниками. Если речь идет о подростке до 12 лет, то суд должен направлять его в закрытый воспитательный центр только в том случае, когда сочтет лишь эту меру адекватной для защиты общества от того вреда, который он сможет причинить в будущем.

Приказ о направлении в закрытый воспитательный центр суд может издать только в случае, если несовершеннолетний до достижения им 12 лет уже был осужден за три и более преступления, подлежащие наказанию в виде тюремного заключения (если совершены взрослым преступником), и нарушил приказ о надзоре, установленный в отношении него в соответствии с Законом о детях и подростках 1969 г.

Министр внутренних дел вправе освободить осужденного досрочно: если срок наказания составляет от 8 до 18 месяцев, то осужденный может быть освобожден за 1 месяц до истечения половины срока нака-

> > > 101 > > >

зания; если же срок составляет 18 месяцев и более, осужденный может быть досрочно освобожден за 2 месяца до истечения половины наказания.

Последующий надзор, который устанавливается на весь неотбытый срок наказания, за лицом, освобожденным из закрытого воспитательного центра осуществляется чиновником службы пробации или социальным работником местных органов власти в том районе, где проживает несовершеннолетний преступник. В случае нарушения требований, установленных в приказе о надзоре, поднадзорный может быть возвращен в закрытый воспитательный центр до истечения срока надзора или оштрафован (в сумме, не превышающей 3 уровня стандартной шкалы штрафов).

Если суд имеет право приговорить лицо, не достигшее 21 года, к тюремному заключению или поместить его в тюрьму за неуплату штрафа или нарушение условий пробации, суд может издать приказ о направлении правонарушителя в центр посещений. Эта мера, как правило, применяется в отношении лиц, не имевших ранее судимости.

В соответствии с Законом 1982 г. срок пребывания несовершеннолетнего в центре посещений составляет 12 часов. Тем не менее, суд имеет право, если считает это необходимым, увеличить срок пребывания в центре лицам в возрасте до 16 лет - до 24 часов и до 36 часов, когда речь идет о молодом преступнике, не достигшем 21 года. Время, в течение которого несовершеннолетний должен находиться в центре, не должно совпадать с учебными занятиями в школе или его работой. Несовершеннолетний обязан посещать центр один раз в неделю и находиться там не более трех часов. Клерк суда посылает чиновнику центра и несовершеннолетнему копию приказа о направлении в центр посещений. Нарушение приказа влечет за собой применение наказания, предусмотренного в законе за совершение преступления.

Помимо мер, связанных с ограничением свободы, к несовершеннолетним и молодым преступникам суд может применить и другие меры, например, издать приказ о надзоре. Осуществление надзора при этом возлагается на местный орган власти, чиновника пробации или иное лицо, которое должно давать советы, оказывать помощь или принимать дружеское участие в судьбе поднадзорного.

В приказ о надзоре суд может включить требование, обязывающее осужденного подчиняться указаниям наблюдателя: например, жить в определенном месте в течение специально оговоренного периода; являться к нему в указанные дни; заниматься в определенный день деятельностью, упомянутой в приказе.

Кроме того, поднадзорного можно обязать находиться дома с 6 часов вечера до 6 часов утра (так называемое «ночное ограничение»); а также

> > > 102 > > >

воздерживаться от участия в какой-либо деятельности в определенные дни. Согласно Закону общее число ограничений первого вида не должно превышать 30, второго - 90 дней. При ночном ограничении поднадзорный может выходить из дома ночью лишь в сопровождении родителей, опекуна, наблюдателя или иного лица, специально назначенного судом.

В тех случаях, когда этого требует психическое состояние поднадзорного, в приказ может быть включено условие об его амбулаторном лечении в специально определенном месте, либо под наблюдением специально назначенного врача, либо о помещении его в приют или больницу, в предназначенные для этих целей.

Законом о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г. предписания, касающиеся назначения надзора, были дополнены в части ответственности за несоблюдение приказа о надзоре. В случае нарушения приказа виновный может быть наказан штрафом на сумму до 1000 ф. ст. Кроме того суд может издать приказ о направлении правонарушителя в центр посещений либо приказ о запрете осужденному покидать в определенные часы установленное место проживания.

Следует остановиться еще на одной мере, применяемой в последние годы к молодым преступникам и не связанной с ограничением свободы. Речь идет о предоставлении бесплатных услуг обществу. Закон об уголовной юстиции 1982 г. распространил ее и на лиц, достигших 16 лет.

Эту меру наказания суд может назначить лицу, виновному в преступлении, подлежащему наказанию в виде тюремного заключения. В приказе суд устанавливает, что осужденный несовершеннолетний обязан выполнять бесплатные работы в течение определенного времени. Срок предоставления услуг обществу по приказу составляет от 40 до 120 часов, если речь идет о несовершеннолетнем (для взрослых преступников срок работ может быть продлен до 240 часов). Эта мера наказания может применяться судом только в случае согласия подсудимого и после доклада чиновника службы пробации или специального социального работника отдела социальной службы местного органа власти, в котором содержится информация о преступнике и его личных обстоятельствах.

Кроме того, в отношении несовершеннолетних преступников суд может издать приказ об опеке, приказ об обязанности родителей и опекунов обеспечить хорошее поведение несовершеннолетнего, приказ о выплате штрафа, возмещении ущерба или судебных издержек.

Полномочия судов и органов полиции по обращению с несовершеннолетними правонарушителями были в значительной степени дополнены Законом о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г.

> > > 103 > > >

Согласно этому Закону в случае совершения ребенком или подростком преступления, наказание за которое точно не определено в законе, суд вправе издать приказ, обязывающий его возместить в натуре вред, причиненный конкретному лицу или обществу в целом. Такая мера к несовершеннолетнему может примениться только с согласия потерпевшего. Срок, установленный в приказе не должен превышать более 24 часов, а требования, установленные судом, должны быть соразмерны серьезности совершенного преступления. Выполнение приказа не должно препятствовать учебе или постоянной работе правонарушителя, либо вступать в конфликт с его религиозными убеждениями.

Другой, представляющей интерес мерой, не связанной с лишением свободы, которая применяется к несовершеннолетним преступникам, является приказ «о плане действий», в соответствии с которым осуществляется контроль за их поведением. Такой приказ издастся судом в отношении детей и подростков, совершивших преступления, наказание за которые точно не определено в законе. Цель данного приказа магистратского суда - обеспечить реабилитацию молодого правонарушителя и, отказ его от дальнейшей преступной деятельности.

Срок действия приказа составляет 3 месяца, в течение которых правонарушитель должен под надзором уполномоченного лица действовать согласно установленным в приказе требованиям. Например, в приказе может быть установлено, что несовершеннолетний правонарушитель обязан участвовать в каких-то мероприятиях или напротив воздерживаться от чего-либо, являться в центр посещений, посещать учебные заведения, произвести возмещение вреда в натуре.

Определенный интерес вызывают новые полномочия, предоставленные органам полиции в области пресечения преступных проявлений со стороны детей и подростков. Законом 1998 г., например, предусмотрено, что констебль имеет право в случае совершения молодым правонарушителем (в возрасте моложе 17 лет) незначительного преступления сделать ему выговор или предупреждение взамен возбуждения уголовного преследования, если, по мнению констебля, публичные интересы не требуют осуждения преступника.

Эта мера может применяться к детям или подросткам, не имевшим ранее судимости, выговора или предупреждения. Выговор или предупреждение объявляются правонарушителю в полицейском участке в присутствии родителей или уполномоченных лиц. В Законе сказано, что данная мера должна быть доведена до сведения правонарушителя доступным языком, понятным несовершеннолетнему. После того, как выговор или предупреждение, было объявлено, констебль направляет правонарушителя в специальную молодежную группу для участия в реабилитационной программе.

> > > 104 > > >


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал