Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана смежных прав






Общие положения. Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства российское авторское право признает и охраняет права исполнителей, производителей фонограмм и организа­ций эфирного и кабельного вещания. Права указанных лиц ввиду их близости и тесной связи с правами авторов именуются смежными правами.

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 августа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Общие нормы Основ 1991 г. получили развитие в Законе об авторском праве, посвятившем смежным правам специальный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав.

Необходимость охраны такой разновидности смежных прав, как (стр.98) права артистов-исполнителей и режиссеров-постановщиков, признава­лась большинством российских специалистов уже давно[79]. Однако мне­ния относительно возможных форм охраны результатов исполнительского творчества разделились. По мнению одной группы ученых[80], в результате творческой деятельности исполнителей создается новый объект авторского права — произведение исполнительского ис­кусства, права на который должны охраняться в рамках авторского права в его узком смысле. С точки зрения других ученых[81], говорить о создании артистами-исполнителями новых произведений, при всем уважении к их труду, было бы явной натяжкой. Действительно, резуль­таты творческой деятельности исполнителей заслуживают обществен­ного признания и охраны, однако последняя может быть обеспечена только на основе конструирования специального института смежных прав. Именно эта вторая точка зрения, в справедливости которой, среди прочего, убеждает зарубежный и международный опыт охраны прав исполнителей, и была в конечном счете воспринята российским зако­нодательством.

Помимо прав исполнителей к смежным правам законодатель, сле­дуя логике Римской конвенции 1961 г., отнес права производителей фонограмм, а также организаций эфирного и кабельного вещания. Указанных субъектов объединяет то, что именно благодаря их деятель­ности произведения, предназначенные для публичного исполнения, становятся доступными не только непосредственным слушателям и зрителям, но и более широкой публике, что большей частью соответ­ствует интересам самих авторов. Кроме того, при использовании ав­торских произведений интересы этих трех групп субъектов, а также авторов произведений настолько тесно и взаимно переплетаются, что в данном случае оказалась недостаточной традиционная модель взаи­моотношений обладателей авторских прав и пользователей произведе­ний.

Реальная жизнь потребовала предоставления указанным пользовате­лям произведений особых прав, которые хотя и производны от прав авторов, однако не сводятся к правам, полученным от авторов по заклю­ченным с ними договорам. При этом, если вопрос о природе прав (стр.99) артистов-исполнителей еще может дебатироваться, то совершенно яс­но, что права создателей фонограмм (звукозаписей), а также вещатель­ных организаций не носят авторского характера. В отличие от исполнителей, деятельности которых свойственно творческое начало, изготовители фонограмм и организации эфирного и кабельного вещания осуществляют техническую деятельность, в результате которой никакого нового произведения не создается. Однако благодаря связи и сходству с правами авторов права этих лиц справедливо именуются смежными.

Существенной особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей творческих произ­ведений. Лишь в тех случаях, когда исполняется, записывается на фонограмму или передастся в эфир или по кабелю неохраняемое законом произведение либо объект, не являющийся результатом твор­ческой деятельности, смежные права носят самостоятельный характер. По общему же правилу, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Для возникновения и осуществления смежных прав российский закон не требует соблюдения каких-либо формальностей. Права изгото­вителя фонограммы и исполнителя порождает сам факт создания соответствующей звукозаписи. Вместе с тем для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения обладатель смеж­ных прав вправе использовать знак охраны, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов: латинской буквы «К» в окружности: ®; имени (наименования) обладателя иск­лючительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы. Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права воз­можности его защиты, однако затрудняет процесс доказывания при его нарушении.

В настоящее время сфера действия смежных прав существенно огра­ничена по сравнению с авторскими правами. Россия пока не участвует в Римской конвенции 1961 г., хотя вопрос о необходимости присоединения к ней принципиально решен[82]. Поэтому сейчас смежные права исполни­телей признаются лишь в тех случаях, когда: а) исполнитель является гражданином РФ; б) исполнение, постановка впервые имели место на (стр.100) территории РФ; в) исполнение, постановка записаны на фонограмму, которая охраняется законом; г) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, которые охраняются законом (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве).

Права производителя фонограммы охраняются в следующих двух случаях: а) если он является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ; б) если фонограмма впервые опубликована на территории РФ. За организаци­ями эфирного и кабельного вещания смежные права признаются только тогда, когда организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Круг конкретных правомочий, которыми обладают носители смеж­ных прав, несколько уже того круга прав, которые принадлежат авторам произведений. При этом исполнители произведений, чья деятельность носит творческий характер, имеют как личные неимущественные, так и имущественные права. Права производителей фонограмм, организа­ций эфирного и кабельного вещания, чей вклад является техническим, охватывают собой лишь имущественную сферу.

Иными являются и временные рамки действия смежных прав. В соответствии со ст. 43 Закона об авторском праве они действуют, по общему правилу, в течение 50 лет с даты первого исполнения или постановки (права исполнителей), первого опубликования фонограм­мы или ее первой записи, если она не была опубликована (права производителей фонограмм), первой передачи в эфир или по кабелю (права организаций эфирного и кабельного вещания). Исчисление указанного 50-летнего срока начинается с 1 января года, следующего за годом, когда имел место юридический факт, послуживший основа­нием для начала течения срока.

Охрана прав исполнителей. Определяя круг лиц, которые приобре­тают смежные права в связи с исполнением авторских произведений, Закон об авторском праве указывает три категории таких лиц — арти­сты, режиссеры-постановщики и дирижеры. Все они названы испол­нителями, хотя две последние категории могут считаться ими лишь условно. Исполнителями в строгом смысле слова являются лишь арти­сты, т.е. актеры, певцы, музыканты, чтецы, танцоры и другие лица, которые непосредственно представляют, поют, произносят, декламируют, играют или каким-либо иным образом исполняют творческие произведения. Режиссеры-постановщики, в частности театральные ре­жиссеры, балетмейстеры, хореографы и т.д., непосредственного участия в исполнении произведения не принимают, хотя прежде всего благодаря их творчеству создается художественно целостное сценическое произведение. (стр.101) Коллективное исполнение произведений приводит к возникнове­нию между исполнителями примерно таких же отношений, какие порождает соавторство при создании произведения. Если исполнителей произведения несколько, они осуществляют принадлежащие им пра­вомочия только по взаимному согласию. Реализация прав больших коллективов исполнителей, например хоров, оркестров, театральных трупп и т.п., производится их дирижерами, режиссерами, солистами, руководителями труппы. Вопросы, связанные с осуществлением смеж­ных прав, решаются в контрактах, заключаемых с артистами, а также в нормативных документах, регламентирующих деятельность данных коллективов.

Для предоставления охраны способу, стилю, манере исполнения не требуется наличия какой-либо особой оригинальности или индивиду­альности. Исполнение охраняется независимо от его качества и досто­инств, которые являются субъективными категориями и не могут эффективно применяться на практике. Законом охраняются результаты исполнительской деятельности как артистов-профессионалов, так и любителей, между которыми не проводится никакого различия.

За исполнителями признаются как личные неимущественные, так и имущественные права. К первой группе относятся право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого рода искаже­ния или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Имущественные интересы исполнителей обеспечиваются закреп­лением за ними права на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. В частности, испол­нители вправе осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

1) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если использованные для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

2) записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

3) воспроизводить запись исполнения или постановки, т.е. изго­тавливать экземпляры записи;

4) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

5) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фоног­рамму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. При заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму данное право переходит к производителю (стр.102) фонограммы. Однако за исполнителем сохраняется право на получение определенной части вознаграждения за сдачу в прокат такой фонограм­мы. В соответствии со ст. 39 Закона об авторском праве вознаграждение между исполнителями и производителями фонограммы распределяется в соответствии с соглашениями между организациями, управляющими правами исполнителей и производителей фонограмм на коллективной основе, а при отсутствии такого соглашения распределяется между исполнителями и производителями фонограмм поровну.

Указанные правомочия исполнителей, раскрывающие принадлежа­щее им исключительное право на использование исполнения или постановки, не исчерпывают все их возможности по использованию и контролю за использованием исполнения или постановки. Случаи, на которые исключительное право исполнителя не распространяется, пря­мо перечислены в Законе. К ним относятся передача в эфир ранее переданных исполнений и постановок, запись ранее записанных ис­полнений и постановок, воспроизведение записи исполнения или постановки, когда: а) первоначальная их запись произведена с согласия исполнителя; б) их воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки; в) воспроизведение исполнения или постановки осу­ществляется в тех же целях, для которых произведена запись (п. 3 ст. 37 Закона об авторском праве). Всякое иное использование исполнения или постановки, выходящее за рамки указанных ограничений и не подпадающее под случаи свободного использования, общие для всех объектов смежных прав (ст. 42 Закона об авторском праве), может осуществляться только с согласия исполнителя.

Свои имущественные права исполнители могут передавать на до­говорной основе производителям фонограмм, организациям эфирного и кабельного вещания и любым другим лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Охрана прав производителей фонограмм. Производителями фоног­рамм признаются любые физические или юридические лица, взявшие на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. Хотя деятельность по изготовлению звукозаписей носит технический характер, производители фонограмм наделены особыми правами, призванными ограждать их имуществен­ные интересы от незаконного воспроизведения и распространения фонограмм иными лицами. Охране подлежат любые фонограммы, независимо от материальной формы, качества записи, а также того, зафиксировано ли на фонограмме охраняемое законом исполнение творческого произведения или сделана запись различных звуковых эффектов, голоса животных, пения птиц и т. п. (стр.103) Поскольку изготовление фонограммы является технической, а не творческой деятельностью, за ее производителем признаются лишь имущественные права. В соответствии со ст. 38 Закона об авторском праве производитель фонограммы вправе воспроизводить фонограмму;

переделывать или любым иным способом ее перерабатывать; распро­странять экземпляры фонограммы, т.е. продавать, сдавать их в прокат и т.п.; импортировать экземпляры фонограммы в целях распростране­ния, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Помимо указанных правомочий производитель фонограммы, опуб­ликованной в коммерческих целях, совместно с исполнителем, испол­нение которого записано на этой фонограмме, имеет право на получение вознаграждения за публичное исполнение, передачу в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю такой фонограммы.

Переход права собственности на экземпляр фонограммы не влечет уступки каких-либо смежных прав, принадлежащих производителю фонограммы. Однако, если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия произво­дителя фонограммы и без выплаты вознаграждения. Иными словами, собственник экземпляра фонограммы может его уничтожить, перепро­дать, подарить и т. п. Но Закон подчеркивает, что он не может зани­маться коммерческим прокатом записи, поскольку данное право сохраняется за производителем фонограммы независимо от права соб­ственности на ее экземпляры. Указанное право, равно как и другие принадлежащие ему исключительные права, производитель фонограм­мы может передавать другим лицам по специальным договорам.

Охрана прав организаций эфирного и кабельного вещания. Под организациями вещания понимаются радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и (или) изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирно­го вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, про­вода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств (организации кабельного вещания). Как и производители фонограмм, сами они не создают творческих произведений, а лишь осуществляют их использование посредством передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Однако их имущественные интересы точно так же, как и интересы производителей фонограмм, нуждаются в особой охране.

С одной стороны, на создание радио- и телепередач затрачиваются, как правило, значительные средства, которые должны окупаться за счет монопольного права на их использование. С другой стороны, при выходе в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю любая (стр.104) передача может быть записана с минимальными затратами сил и средств ц в последующем использоваться третьими лицами в коммерческих целях практически в своем первоначальном виде. В этих условиях организации эфирного и кабельного вещания, безусловно, должны иметь право на охрану своих имущественных интересов, которая и предоставляется им российским правом.

За организациями эфирного и кабельного вещания закрепляются в отношении их передач исключительные права использовать передачи в любой форме и давать разрешение на их использование, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разре­шения. Эти права распространяются на любые передачи, как созданные самой организацией, так и созданные по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

К исключительным правам организаций эфирного и кабельного вещания относятся права разрешать осуществление следующих дейст­вий: а) одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю их передачи другими организациями эфирного или кабельного вещания (право на ретрансляцию передачи);

б) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (право орга­низаций эфирного вещания) или передавать передачу в эфир (право организаций кабельного вещания), в) записывать передачу; г) воспро­изводить запись передачи; г) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом (т.е. использование передач в концертных залах, кинотеатрах, клубах и т. п.).

Действие указанных выше прав организаций эфирного и кабель­ного вещания не распространяется, однако, на те случаи, когда запись передачи была произведена с согласия организации эфирного и кабель­ного вещания и воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись (п. 3 ст. 40 Закона об авторском праве).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал