Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на охрану служебной и коммерческой тайны






Понятие служебной и коммерческой тайны. Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действи­тельную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвест­ности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Отвечая всем признакам, свойственным интеллектуальной собственности, и будучи одним из ее объектов, коммерческая тайна обладает рядом специфи­ческих особенностей.

Прежде всего следует отметить, что в ее основе лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограж­дения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде всего от самого правообладателя, от полноты и результативности принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на коммерческую тайну. (стр.169) Важной особенностью коммерческой тайны является, далее, ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собствен­ности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуаль­ной деятельности, то под понятие коммерческой тайны могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя. При этом коммерческой тайной мо­гут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнаро­довать и патентовать в установленном порядке.

Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведе­ний, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безгра­ничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и пол­нотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными пра­вовыми актами или судебной практикой определяются сведения, ко­торые не могут составлять коммерческую тайну. В РФ круг таких сведений установлен постановлением Правительства РФ «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 5 декабря 1991 г. № 35, а также некоторыми другими актами. В частности, не могут составлять коммерческую тайну учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной дея­тельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда и др.

Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей се среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограни­ченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информа­цию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательным для предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.

Наконец, коммерческая тайна как объект интеллектуальной собст­венности не требует официального признания ее охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных фор­мальностей, а также уплаты государственных пошлин. Это также имеет (стр.170) значение в выборе данной формы охраны достигнутого результата интеллектуальной деятельности среди имеющихся возможностей.

Таковы основные особенности коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности. Их анализом, однако, характеристи­ка коммерческой тайны не ограничивается. Как и по отношению к другим объектам интеллектуальной собственности, применительно к коммерческой тайне закон устанавливает ряд критериев охраноспособ­ности, которым она должна способствовать, чтобы пользоваться пра­вовой охраной. Особенностью рассматриваемого объекта интеллектуальной собственности является то, что проверка охраноспо­собности коммерческой тайны осуществляется не в порядке специаль­ной предварительной процедуры, а только тогда, когда право на коммерческую тайну нарушается или оспаривается и требуется устано­вить, существует ли оно вообще.

Российское законодательство, как и законодательство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. В соответствии с данным критерием из числа сведений, состав­ляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые не представ­ляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые никто не приобрел бы, если бы они были предложены к продаже. Кроме того, те сведения, которые обладают действительной или потенциаль­ной ценностью, должны быть неизвестны третьим лицам. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют коммерческий интерес. Ими могут быть другие предпри­ниматели, конкурирующие с обладателем коммерческой тайны, его контрагенты по хозяйственным обязательствам, потребители его про­дукции, работ и услуг и т. д. Известность сведений должностным лицам и иным работникам органов и организаций, которым эти сведения стали известны в связи с выполнением ими служебных обязанностей и на которых лежит обязанность по сохранению их в тайне, не препят­ствует признанию информации коммерческой тайной.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответ­ствующая информация может быть получена законным образом любым интересованным лицом, например, путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.п., она коммерческой тайной не признается.

В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требуется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее (стр.171) конфиденциальности. Спектр этих мер весьма обширен. К ним могут быть отнесены разнообразные меры технического, организационного и юридического характера, которые направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для ее охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий ясно следовало желание сохранить определенные сведения в тайне от окружающих. Следует подчеркнуть, что при значимости всех названных выше условий охраноспособности коммерческой тайны последнее из них является, пожалуй, решающим. Если, например, обладатель информации не позаботился о том, чтобы возложить на конкретных лиц, будь то наемные работники или контрагенты, обязан­ность по неразглашению известных им сведений, его шансы на защиту нарушенных интересов крайне невелики.

Помимо коммерческой тайны российское законодательство выде­ляет еще несколько видов сведений, которые должны сохраняться в тайне. Речь, в частности, идет о государственной, военной, медицин­ской, нотариальной, адвокатской, банковской тайнах, личной и семей­ной тайне, тайне усыновления, тайне следствия и т.д. Отношения, связанные с каждой из названных выше и некоторыми другими видами тайн, специально регламентируются соответствующим законодатель­ством, устанавливающим как право на сохранение определенных све­дений в тайне, так и ответственность лиц, разгласивших их без санкции правообладателя. Коммерческая тайна отличается от всех этих видов тайн тем, что сведения, ее составляющие, относятся к коммерческой деятельности предпринимателя и имеют коммерческую же ценность.

Наконец, следует иметь в виду, что наряду с термином «коммерче­ская тайна» в законодательстве и на практике широко используются такие термины, как «секреты производства», «ноу-хау», «торговые секреты», «конфиденциальная информация» и т.п. Хотя каждый из названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется обычно в достаточно определенной ситуации, все они обозначают, в сущности, одно и то же понятие, которое в новом ГК получило наименование «служебная и коммерческая тайна». Можно долго спо­рить о том, является ли это наименование наилучшим, но с закрепле­нием его в законе необходимо считаться. Если обратиться к зарубежному законодательству, то в большинстве стран это понятие именуется «trade secrets» или «торговые секреты», что тоже, конечно, весьма приближенно выражает суть обозначаемого им явления. Поэ­тому важно не то, какое название имеет информация, которая охраня­ется законом от несанкционированного доступа третьих лиц, а то, каким требованиям должна соответствовать эта информация. (стр.172)

Субъекты и содержание права на коммерческую тайну. Исходя из того, что коммерческой тайной в соответствии с действующим законо­дательством признаются лишь сведения, касающиеся предпринима­тельской деятельности, субъектами права на коммерческую тайну являются лица, которые занимаются такой деятельностью. Наряду с гражданами РФ и отечественными юридическими лицами правом на охрану коммерческой тайны в РФ пользуются иностранцы. На них распространяются без каких-либо изъятий общие правила, действую­щие на территории РФ.

Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики, пользоваться ею в своих коммерческих целях и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования неза­конных методов получения данной информации. Рассматриваемое право имеет, как это можно заметить, две тесно взаимосвязанные, но все же относительно самостоятельные стороны. Первую из них образует возможность правообладателя на собственные активные действия, на­правленные на сохранение конфиденциальности информации и извле­чение преимуществ из данного обстоятельства. В этих целях субъект права на коммерческую тайну может использовать любые допускаемые законом средства по обеспечению секретности информации. К ним относятся различные организационные меры, связанные, в частности, с подбором кадров, организацией документооборота, введением про­пускного режима и т. п. Важное значение имеет разработка и принятие локальных правовых актов, таких, например, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об охране коммерческой тайны, инструкции по работе с документацией и т. п. Необходимой мерой для обеспечения охраны коммерческой тайны является возложение на лиц, владеющих соответствующими сведениями в силу своей служебной деятельности, обязанности по их неразглашению. В этих целях в трудовые договоры и контракты с работниками, а также другими привлекаемыми лицами может включаться специальное условие о сохранении конфиденциальности сведений о предприятии и об ответ­ственности за его нарушение. Возможно оформление и особого обяза­тельства о неразглашении коммерческой тайны. Наконец, обладатель коммерческой тайны может применять любые разрешенные законом технические средства охраны помещений, защиты телефонных перего­воров от прослушивания и т. п.

Вторую сторону рассматриваемого права составляет возможность требовать от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, составляющей коммерческую тайну. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о запрете использования данной (стр.173) информации третьими лицами без согласия ее обладателя. Владелец коммерческой тайны обладает только фактической, а не юридически обеспеченной монополией на ее использование. Запрещается лишь посягать на эту монополию с помощью незаконных средств. Если информация получена заинтересованным лицом законным образом, хотя бы и без санкции ее обладателя, например в связи с каким-либо упущением последнего, он нарушителем не считается.

Хотя ГК не указывает на то, какие методы получения информации являются незаконными, данный вопрос не представляет особой слож­ности. Во всем мире к числу таких методов относят промышленный шпионаж, подкуп служащих обладателя коммерческой тайны, проник­новение в помещение, прослушивание средств связи, вскрытие кор­респонденции и т.д. Большинство из названных и подобных им действий запрещены законодательством и образуют составы админи­стративных или уголовных правонарушений (см., например, ст. 183 УК РФ). В тех случаях, когда специального запрета на использование некоторых мер в действующем законодательстве не содержится, следует исходить из смысла правил, запрещающих недобросовестную конку­ренцию.

К числу правовых возможностей обладателя коммерческой тайны следует отнести также его права по распоряжению принадлежащим ему объектом интеллектуальной собственности. Прежде всего он может в любой момент раскрыть перед публикой те сведения, которые состав­ляют коммерческую тайну, если это не нарушает принятых им обяза­тельств перед контрагентами. Далее, обладатель конфиденциальной информации может продать или иным образом переуступить эту ин­формацию заинтересованному лицу. В частности, предметом такого договора могут быть результаты проведенных маркетинговых исследо­ваний, технология или иное техническое новшество. Условиями такой переуступки информации является обычно отказ самого правообладателя от ее дальнейшего использования, а также его обязательство не передавать эту информацию другим лицам. Наконец, субъект права на коммерческую тайну может предоставлять другим лицам разрешение на использование конфиденциальной информации в собственной сфе­ре. Иными словами, допускается выдача третьим лицам лицензий, которые, в свою очередь, могут носить исключительный или неисклю­чительный характер. Предметом таких лицензий чаще всего являются технологические секреты, опыт управленческой, финансовой и произ­водственной деятельности и т. п., которые не имеют патентной охраны, но представляют большую коммерческую ценность.

Прекращение права на коммерческую тайну может быть обусловлено двумя обстоятельствами. К ним относятся утрата фактической монополии (стр. 174) на сведения, которые становятся доступными третьим лицам и соответственно утрачивают свою коммерческую ценность, а также отнесение соответствующих сведений в установленном законом поряд­ке к числу сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Защита права на коммерческую тайну. Основной формой защиты права на коммерческую тайну является юрисдикционная процедура, которая подразделяется на судебный и административный порядки. Значение общего правила имеет судебный порядок защиты, предпола­гающий обращение с иском о защите нарушенных прав в суд. В порядке административной защиты потерпевший может подать заявление о нарушении его права на коммерческую тайну в территориальный антимонопольный орган, который, рассмотрев обстоятельства дела, вправе вынести обязательное для исполнения предписание об устране­нии нарушения и применить к нарушителю установленные Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках» санкции. Возможности самозащиты нару­шенного права на коммерческую тайну при условии, что она не превращается в самоуправство, весьма ограничены и сводятся к совер­шению таких действий, как выведение из строя технических средств, незаконно внедренных третьими лицами с целью получения информа­ции, дезинформация лиц, незаконно получивших засекреченные све­дения, с целью нейтрализации происшедшего и т. п.

Способы защиты права на коммерческую тайну, реализуемые в рамках юрисдикционной процедуры, более разнообразны. Статья 132 ГК содержит прямое указание лишь на один из них, а именно на возмещение причиненных убытков, но допускает возможность приме­нения и других способов защиты, предусмотренных, в частности, ст. 12 ГК.

Так, иск о признании права на коммерческую тайну может быть использован тогда, когда данное право кем-либо оспаривается. Напри­мер, такой иск может быть заявлен работодателем для защиты предус­мотренного ст. 8 Патентного закона РФ права на засекречивание сведений о техническом новшестве, созданном работником в порядке выполнения служебных обязанностей.

Такой способ защиты права на коммерческую тайну, как восста­новление положения, существовавшего до нарушения, и пресечение Действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может быть использован в тех случаях, когда совершенное правонару­шение еще не привело к полному прекращению самого нарушенного права и имеется фактическая возможность ликвидации последствий нарушения. Например, налицо, завладевшее информацией с помощью незаконных методов, может быть возложена обязанность по возврату (стр.175) технической документации или уничтожению материальных носителей информации, ему может быть запрещено использовать данную инфор­мацию в его собственной сфере, а также распространять информацию среди третьих лиц и т. п.

Если нарушением права на коммерческую тайну ее обладателю причинены убытки, лицо, незаконным методом получившее информа­цию, должно эти убытки возместить. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-пра­вовому договору.

Собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения или незаконного использования этих сведений, а также незаконное разглашение или использование таких сведений без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, образуют составы уголовных преступлений (ст. 183 УК РФ).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал