Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ гендера в социологии (структурный функционализм и теория половых ролей, теория конфликта, гендер как стратификационная категория)
Социология внесла большой вклад в анализ гендера. Э. Дюркгейм считал, что «мужчина является продуктом общества», тогда как женщина «в значительно большей степени продукт природы». Э. Дюркгейм помогает объяснить природу тендера исходя из того, что гендерные различия главным образом основываются на биологических различиях между мужчиной и женщиной. Подобный взгляд не означает, что гендерные различия являются, прежде всего, врожденными. Структурный функционализм. Т. Парсонс и Р.Бейлс: теория половых ролей. Т.Парсонс провел четкое различие между социальным и культурным пластами. Производство и социальные отношения выполняют в обществе мужскую функцию: они дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперед. Культура, по мнению Т. Парсонса, выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений. Он же, анализируя культурные процессы, вывел понятие генерализованной ценности — господствующих идейных представлений. В современном обществе западного типа это свобода, демократия, личность. Развивая теорию о социальной системе, ее структуре и функциях, Т. Парсонс и Р. Бейлс предложили идею о позитивной функции дифференциации половых ролей. Согласно их точке зрения, таким путем осуществляются социализация детей и регулирование сексуальных связей. Они считают, что в современной семье супруги должны выполнять две различные роли. Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром — это, главным образом, работа и обеспечение семьи деньгами – эту роль выполняют мужчины; Экспрессивная роль предполагает в первую очередь регулирование взаимоотношений внутри семьи, например заботу о детях и улаживание споров – эту роль выполняют женщины. Т. Парсонс и Р. Бейлс считают, что способность жены к деторождению и уходу за детьми определяют ее экспрессивную роль. Теория половых ролей оказала большое влияние на развитие гендерологии, но затем стала подвергаться критике. Д.Мердок объяснил половое разделение труда с точки зрения практичности и удобства, когда тот или иной пол лучше подходит для выполнения конкретных задач. Н. Белл и Э. Фогель отметили, что семья находится на пересечении подсистем и ее можно рассматривать в контексте всех четырех переменных Т. Парсонса (адаптация, целеполагание, интеграция, сохранение образца). Эти функции семья выполняет как целое. - экономическую подсистему (функция адаптации) семья обеспечивает трудовыми ресурсами, - политическую (функция целеполагания) семья облагает доверием в обмен на политическое руководство и льготы, такие, как социальные пособия; - семья участвует в жизни общества и соответственно интегрирует своих членов; - семья играет центральную роль в воспроизводстве ценностей; Внутри семьи домашний труд возлагают на мать (женщину), главой семьи признается мужчина, т.о. роли мужчины и женщины различны. Теория конфликта. Р.Коллинз. Одним из представителей теории конфликта является Р. Коллинз. Первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи физически сильнее женщин, могли насильно подчинять их своей воле. Чтобы узаконить доступ мужчин женщинам и упрочить свое господство над ними, мужчины получили право на «сексуальную собственность». Как считает Р.Коллинз, существует своего рода «сексуальный рынок», в котором мужчины и женщины торгуются между собой, стремясь выбрать для себя подходящего сексуального партнера. Основная идея Р. Коллинза состоит в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену. Гендер как стратификационная категория. Теория тендера как стратификационной категории базируется на классических теориях социального неравенства и социальной стратификации, прежде всего М.Вебера и П.А. Сорокина. Анализ гендера как стратификационной категории предпринял Э. Гидденс, который отметил, что классовый фактор не является единственным в определении социальных различий, влияющих на поведение мужчин и женщин. В этой теории гендер выступает как сеть, как структура и как процесс. Гендер есть иерархизирующий фактор социальных отношений. Помимо гендера такими категориями выступают класс, раса, возраст. Наряду с традиционными факторами расслоения общества можно обозначить сочетания типа гендер-класс, гендер-статус, гендер-раса, гендер-этнос и т. д. Центральное место отводится категории власти. Именно через категорию власти и доминирования определяются гендерные роли. Поэтому исследование гендера как стратификационной категории это анализ власти и доминирования, утвержденных в обществе через гендерные отношения. 2. Современные гендерные теории: теория социального конструирования гендера, гендер как культурная метафора, теории гендерной системы Теория социального конструирования гендера. В противовес утверждению, что иерархия между мужчинами и женщинами биологически обоснована, возникает теория «социального конструирования гендера». Существуют три источника и три составляющих данной теории. 1) Концепция П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что социальная реальность является объективной и субъективной одновременно. С одной стороны, она объективна, потому что независима от индивида, с другой — субъективна, потому что постоянно изменяется индивидом. 2) Теория половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса 3) Теория драматургического интеракционизма И. Гофмана и этнометодология Г. Гарфинкеля По мнению И.Гофмана, гендерные отношения возникают в результате социального взаимодействия. Утверждается, что гендер — это достигаемый статус, а не заданный от рождения, и он конструируется социально-культурными, психологическими и другими средствами. Г. Гарфинкель утверждал, что существует биологический пол и пол социальный, который формируется в процессе социального взаимодействия (изучение ситуации с пациенткой по имени Агнесс, когда изменение пола создает проблему с созданием собственного гендера). Итак, гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах: 1) Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации. 2) Гендер строится и самими индивидами — на уровне их Гендер как культурная метафора. Конструирование категории гендера как аналитического инструмента открыло новые аналитические возможности для исследования общества и культуры. Оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, а акцент переносится с критики в адрес мужчин на раскрытие внутренних механизмов формирования культуры. Пол становится культурной метафорой. Метафора пола выполняет роль культурно-формирующего фактора. Таким образом, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования культуры. Теории гендерной системы. Теория гендерной системы впервые была предсталена в работе Г.Рубин «Торговля женщинами». В ней Рубин изучала символическое значение факта обмена женщин между мужчинами в так называемых примитивных обществах. В результате она сделала вывод, что обмен женщинами между племенами воспроизводит мужскую власть и в результате женщины оцениваются как биологические существа и относятся исключительно к семейной сфере. Г. Рубин рассматривает гендерную систему как набор соглашений. По ее мнению, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой — концентрация материального и символического капитала в руках мужчин. Р. Коннелл в работе «Гендер и власть» исследует гендерную систему современного капиталистического общества. Он развивает идеи о гендерной системе и вводит понятие «гендерный порядок», который, по его мнению, закрепляется в исторически заданных образцах властных отношений между мужчинами и женщинами. Когда речь идет об обществе в целом, Коннелл предлагает использовать термин «гендерный порядок», когда же речь заходит об отдельных социальных институтах, таких, как школа, семья, подростковое сообщество и др., то с его точки зрения уместнее использовать понятие «гендерный режим». Гендерная система, по Коннеллу, имеет сложную композицию, она не является жестко заданной. Гендерный порядок представлен как иерархически организованная жизнь. Гендерные отношения основаны на неравенстве полов. Р. Коннелл выделяет следующие элементы композиции системы: Структура профессиональных и трудовых отношений. Структура властных отношений. Структура эмоциональных отношений, Структура символических репрезентаций
|