Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ гендера в постмодернизме, в феминистском дискурсе






Новый импульс для оптимизации гендерных исследований дали работы представителей одного из самых неоднозначных философских течений ХХ века - постмодернизма. В отличие от психоанализа, в центре исследования которого оказались непосредственно связанные с проблемой гендера феномены: сексуальность, неосознаваемые регуляторы поведения, социально- и внутренне обусловленная конфликтность самосознания, постмодернизм связывает все эти феномены с широким классом культурологических проблем.

Постмодернисты интересуют­ся гибкой природой пола и личностью. Мы не можем утверждать, что постмодернизм специально занимался именно теоретическим анализом гендера, но он существенно повлиял на этот анализ в рамках различных наук:

- постмодернизм стремится «демонти­ровать» все само собой разумеющиеся «категории», «типы» и «фор­мы», которые обобщают социальный опыт пола. Это назы­вают процессом «фрагментации», в котором не бывает структуры, или истин, или неподвижных элементов, или «неизменности».

- социальный пол, как и все остальное, постоянно находится в про­цессе «становления», поэтому пока вы пытаетесь его классифици­ровать и приклеить ему ярлык, он успевает измениться.

- не толь­ко человек, имеющий социальный иол, способен все время переде­лывать и обновлять его, но все те, кто стремится определить его, будут иметь различные и изменяющиеся мнения о нем.

- некоторые постмодернисты даже заявляют, что категории «мужчина» и «женщина» нет.

Постмодернистские авторы предложили новые теоретические идеи.

М.Фуко. Большое значение имеет работа «История сексуальности» Мишеля Фуко. М.Фуко, во многом, противопоставляет свою теорию сексуальности и власти исходным положениям З.Фрейда, полагая, что отношения между сексуальностью и властью антагонистичны, тогда как классический психоанализ трактуется им как доктрина, обеспечивающая соподчинение сексуальности власти.

Ж. Делез. Другой заметный представитель постмодернизма - Жиль Делез указывал на двойственную природу сексуальности вообще и особенно женской сексуальности. Ж. Делезом в сексуальности, как и в смысле выделяется два временных плана, наделяющих ее позитивным или негативным содержанием: «Сексуальность - менее успешная сублимация, нечто промежуточное между телесной глубиной и бестелесной поверхностью».

Постструктуралистские исследования в области письма находятся в тесной связи с проблемой пола.

Ж.Деррида. Один из виднейших представителей постструктурализма – Ж. Деррида – осмысляет гендер с точки зрения языка. Бытие языка мыслится как логос, то есть собирание. Однако, противоположным логосу жестом оказывается крюптейн - скрывание, из чего явствует, что природа-женщина никогда не обнаруживает свою природу, сущность. Тайна - источник ее действенности.

В концепции гендера как социального конструкта, сим­волически проинтерпретированной, исторически меняющей­ся модели явно видны следы влияния теории деконструкции Ж. Дерриды. Термин «деконструкция» обозначает процесс раз­гадывания метафор, разоблачения их скрытой логики, кото­рая обычно существует как параллель, противостояние поня­тий (мужчина — женщина, субъект — объект, культура — природа и т. д.), обобщенно — любое разоблачение понятия как идеологически или культурно сконструированного, а не просто отражения природной реальности. Наибольшее влияние теории Ж. Дерриды прослежива­ется во взглядах французского постмодернистского феми­низма (Л. Ирригарэй, X. Сису). В меньшей степени влияние постмодернизма проявилось в британском и американском феминизме.

Таким образом постмодерн позволил по-новому поставить проблему гендера, что отразилось на феминистском и постфеминистском дискурсах.

Современный феминизм привнес новое видение гендера. Он сконцентрировался на анализе женской субъективности в современном обществе. На примере репрезентации женской субъективности И. Жеребкина выделяет два различных методологических подхода анализа гендера. Они выражены в двух типах интерпретации проблемы женской субъективности:

Первый — так называемый эссенциалистский подход (тенденция рассматривать женский опыт и женскую субъективность как единые и анализировать их с помощью единого дискурса и единых аналитических средств);

Второй — так называемый анти-эссенциалистский подход (утверждающий, в противоположность классическому феминизму, идентичность как плюральную, а опыт как противоречивый и децентрированный).

Это общее методологическое разделение в интерпретации женской субъективности может быть представлено в различных формах

- в форме различия между англо-американской (с фиксированной женской идентичностью в классическом англо-американском феминизме) и европейской, в первую очередь французской феминистской теорией (женская идентичность не имеет стабильных характеристик),

- сегодня чаще всего оно принимает форму различия между феминистской центрированной и постфеминистской децентрированной субъективностью. Чаще всего для обозначения второго подхода используется определение постфеминизм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал