Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Существует множество теорий гендерной социализации






Важное значение здесь имеют психологические и социологические теории:

1. Теория З.Фрейда. Одна из наиболее значимых теорий, подреркивавшая большое значение биологического фактора. Основным психологическим фактором усвоения гендерной роли является идентефикация ребенка с родителями, а главным аспектом в формировании гендерной идентичности - генитальный.

2. Теория К. Юнга. Он также отводит решающую роль в формировании идентичности бессознательной сфере, добавляя к личному бессознательному коллективное, формой проявления которого служат архетипы, выполняющие функцию формирования личности (анима – женское подсознательное и анимус – мужское подсознательное). Можно утверждать, что теория К.Юнга явилась основой для появления теории андрогинности С.Бем.

2. А. Адлер сделал радикальный вывод о том, что разли­чие между полами является целиком результатом культурных установок, которые наиболее глубо­ко влияют на развитие человека в детстве.

4. Э. Эриксон вводит новую систему, в которой социализируется ребенок. Если для З.Фрейда это треугольник ребенок —
мать — отец, то Э.Эриксон рассматривает социализацию в более широкой системе социальных отношений, где происхо­дит взаимодействие между членами семьи и социокультурной реальностью.

6. Теория М. Мид. Маскулинные и феминные свойства человека имеют не биологичес­кую, а социальную природу, что главную роль в половой социализации детей играют особенности образа жизни общества, его культура и созданные в нем стереотипы маскулинности и феминности.

5. Теория Т. Парсонса и Р. Бейлса. Эти ученые в теории полоролевой социализации полагают, что половые роли усваиваются в процессе со­циализации, а личность формируют агенты социализации. В центре теории социализации — процесс обучения, лич­ность воспринимает образцы культуры, но не создает их.

6. Теория Э. Маккоби и К. Джэклин. Эти авторы утверждают, что усвоение характерных для пола черт личности и интересов зависит не от врожденных инстинктов и психологической потребности
индивидов быть сохраненными в своей половой идентичности, а от усвоения ребенком в раннем детстве своей половой
принадлежности и от социальных ожиданий общества и бли­жайшего окружения.

7. Теория Н. Ходороу. Ученый считала, что гендерные различия формиру­ются с помощью образцов идентификации, усвоенных в дет­стве. И мальчики, и девочки первоначально отождествляют себя со своими матерями. В дальнейшем происходит сближение мальчиков с отцами, в то время как девочки продолжа­ют отождествлять себя с матерями. В возрасте 4—6 лет мальчики оказываются вынужденными сменить идентификацию, что приводит к таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большая подверженность за­болеваниям.

8. Теория андрогинности С.Бем. Этот американский исследователь предположила, что усвоение гендерной идентич­ности происходит успешно не только в том случае, если приобре­тается идентичность, соответствующая «своему» (биологическо­му) полу, но и когда в результате социализации индивиды, как женщины, так и мужчины, приобретают смешанные, андрогинные черты (успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств). В 1974 г. она предложила тест изме­рения максимального психологического благополучия, исходя из соответствия личности маскулинному, феминному или андрогинному типу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал