Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Существует множество теорий гендерной социализации
Важное значение здесь имеют психологические и социологические теории: 1. Теория З.Фрейда. Одна из наиболее значимых теорий, подреркивавшая большое значение биологического фактора. Основным психологическим фактором усвоения гендерной роли является идентефикация ребенка с родителями, а главным аспектом в формировании гендерной идентичности - генитальный. 2. Теория К. Юнга. Он также отводит решающую роль в формировании идентичности бессознательной сфере, добавляя к личному бессознательному коллективное, формой проявления которого служат архетипы, выполняющие функцию формирования личности (анима – женское подсознательное и анимус – мужское подсознательное). Можно утверждать, что теория К.Юнга явилась основой для появления теории андрогинности С.Бем. 2. А. Адлер сделал радикальный вывод о том, что различие между полами является целиком результатом культурных установок, которые наиболее глубоко влияют на развитие человека в детстве. 4. Э. Эриксон вводит новую систему, в которой социализируется ребенок. Если для З.Фрейда это треугольник ребенок — 6. Теория М. Мид. Маскулинные и феминные свойства человека имеют не биологическую, а социальную природу, что главную роль в половой социализации детей играют особенности образа жизни общества, его культура и созданные в нем стереотипы маскулинности и феминности. 5. Теория Т. Парсонса и Р. Бейлса. Эти ученые в теории полоролевой социализации полагают, что половые роли усваиваются в процессе социализации, а личность формируют агенты социализации. В центре теории социализации — процесс обучения, личность воспринимает образцы культуры, но не создает их. 6. Теория Э. Маккоби и К. Джэклин. Эти авторы утверждают, что усвоение характерных для пола черт личности и интересов зависит не от врожденных инстинктов и психологической потребности 7. Теория Н. Ходороу. Ученый считала, что гендерные различия формируются с помощью образцов идентификации, усвоенных в детстве. И мальчики, и девочки первоначально отождествляют себя со своими матерями. В дальнейшем происходит сближение мальчиков с отцами, в то время как девочки продолжают отождествлять себя с матерями. В возрасте 4—6 лет мальчики оказываются вынужденными сменить идентификацию, что приводит к таким проблемам, как их гиперактивность, неусидчивость, большая подверженность заболеваниям. 8. Теория андрогинности С.Бем. Этот американский исследователь предположила, что усвоение гендерной идентичности происходит успешно не только в том случае, если приобретается идентичность, соответствующая «своему» (биологическому) полу, но и когда в результате социализации индивиды, как женщины, так и мужчины, приобретают смешанные, андрогинные черты (успешное сочетание как традиционно мужских, так и традиционно женских качеств). В 1974 г. она предложила тест измерения максимального психологического благополучия, исходя из соответствия личности маскулинному, феминному или андрогинному типу.
|