Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальной работы
В основу групповой психосоциальной работы с женщинами может быть положена социально-психологическая модель С.Паппела и Б.Ротмана. Она сочетает в себе - эго-психологию, - когнитивные теории, - теории социального научения, - теории ролей и теорию коммуникации, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность специалисту по социальной работе понять поведение клиентки как отдельного индивида и как члена группы, проследив, как происходит индивидуальное приспособление женщины к действительности и к другим членам сообщества, как она воспринимает внешнее давление, как формирует собственное внутреннее беспокойство. Присоединившись к себе подобным, женщина получает возможность обогатить свой опыт распознавания, упреждения и разрешения собственных житейских проблем. В функции специалиста по социальной работе с женщинами входят: 1) составление индивидуального портрета клиента (диагностическая функция); 2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция); 3) переадресация клиентки нужному специалисту (диспетчерская функция); 4) сообщение клиентке нужных ей знаний о ее проблеме и путях ее разрешения (информационная функция). Методика психосоциальной работы с женщинами включает совокупность методов индивидуального и группового консультирования и индивидуальной и групповой, психотерапии. Отдельные технологии психосоциальной работы с женщинами могут включать различные виды социально-психологических тренингов. К их числу относят: • групповые дискуссии, тренировка точности восприятия социальных объектов; • деловые игры и игротерапевтические приемы, нацеленные на коррекцию эмоционально-волевых и коммуникативных качеств; • тренинг коммуникативных умений и ассертивного поведения; • методы социодрамы и психодрамы, позволяющие женщинам осознать различные социальные роли и эмоциональные Психосоциальная работа с женщинами предусматривает процедуру оформления социальной истории клиентки: особенности личности женщины и образа ее жизни. В случаях, когда у женщины обнаруживают характерные признаки кризиса, в «социальной истории» клиентки указывается наличие события, вызывающего стресс; способа переживания горя; чувства потери, опасности или унижения; контроля происходящего; изменений в первичном ходе жизни; показателей определенности будущего; длительного страдания (от 2 до 6 недель). При таком наборе показателей наиболее эффективны телесно- ориентированные методы психотерапии (К.И. Секацкий, И.Б. Канифольский), телесно-фокусированная визуализация (Ю. Джендлин, А. Ермошин), эмоционально-образная терапия (Н.Д.Линде), кризисная интервенция (Дж. Митчел, Е.В. Емельянова), мнемореабилитация (А. Ефимов). Процесс разрешения житейской проблемы идет успешнее, если специалист помогает клиентке документально (с использованием документов и фотографий) восстанавливать ее подлинную биографию. В практике психосоциальной помощи пожилым женщинам используется метод значимых событий. Для женщин с развитым самосознанием, активно заявляющих о своем желании измениться и сталкивающихся с затруднениями по поводу того, как это сделать, адекватной помощью могут стать коуч-консультирование и другие методы, позволяющие клиентке встать на путь саморазвития. Особое внимание уделяется женщинам в случаях совершения над ними насилия, в т.ч. домашнего. В этом случае помощь им должны оказывать только женщины.
|