Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по выполнению курсовых работ
1. Общие указания Курсовая работа - одна из основных и эффективных форм самостоятельной работы студента. Ее выполнение имеет большое значение для подготовки эрудированного, мыслящего специалиста и является важной частью учебного процесса в системе подготовки студентов по специальности 06.02.00 «Экономика труда». Цель курсовой работы - углубление теоретических знаний, полученных при изучении экономики труда, выявление и развитие у студентов навыков по использованию этих знаний при анализе трудовых показателей предприятий различных отраслей народного хозяйства, а также умение обобщать конкретные практические данные и делать аргументированные выводы и предложения. Весь учебный процесс в вузе направлен на развитие творческих способностей у студентов. Подготавливая курсовую работу, студент расширяет и углубляет свои профессиональные знания, совершенствует аналитические способности и навыки, приобретает опыт научного исследования. Выполнение курсовой работы преследует следующие цели: а) привить студентам навыки самостоятельной работы с б) научить студента применять полученные теоретические знания в) развить умение правильно оформлять работу, сочетая Выполнение курсовой работы дает возможность научиться самостоятельно использовать различные информационные источники, реферировать материалы периодической печати, глубже изучить основные проблемы экономики труда, анализировать определенные звенья экономической жизни, делать на основании этого самостоятельные теоретические и практические выводы и предложения. При выполнении курсовой работы студент должен руководствоваться постановлениями правительства, законодательными материалами по труду и социальным вопросам. Необходимо широко использовать ведомственные материалы и литературные источники, нормативно-справочные материалы, материалы предприятий, организаций различных форм собственности, учреждений, опыт зарубежных стран. 2. Требования к курсовым работам Приступая к написанию курсовой работы, студент должен знать требования, предъявляемые к ее теоретическому и научно-практическому уровню, содержанию, структуре, форме изложения и оформлению материала. К курсовым работам по экономике труда предъявляются следующие требования: - достаточная полнота и комплексность собранного материала; - экономическая грамотность и достаточная глубина анализа и обобщения материала; - использование экономико-математических, статистических и других методов научного исследования, ПЭВМ; - правильность и аккуратность оформления работы. Курсовая работа должна свидетельствовать о знакомстве студента с основными работами, монографиями, статьями ведущих отечественных и зарубежных экономистов, посвященными избранной теме. В своей курсовой работе студент должен показать, что умеет практически применять теоретические знания для самостоятельного проведения исследования вопросов экономики труда, для выявления резервов дальнейшего повышения эффективности труда работников. Работа должна быть написана на основе исследования фактического материала о деятельности участка, цеха, предприятия, отрасли, региона, всего народного хозяйства. Каждая из предлагаемых тем может быть основана на материалах любой отрасли или народного хозяйства в целом. 3. Основные этапы выполнения курсовой работы 3.1. Выбор темы курсовой работы. Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из примерного перечня тем. Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом (см. примерную тематику курсовых работ). Выбор темы определяется научными интересами студента, местом его работы и занимаемой должностью, возможностью собрать необходимый для ее написания материал. В отдельных случаях для курсовой работы может быть выбрана тема, не значащаяся в предлагаемом перечне курсовых работ, тогда выбранную тему необходимо согласовать с кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом, поставив в известность преподавателя, ведущего данный курс. При глубокой теоретической и практической разработке темы курсовая работа может быть заменена написанием научного доклада. Полноценные, содержательные научные доклады засчитываются как курсовая работа. В дальнейшем они могут стать основой для написания дипломной работы. 3.2. Изучение литературы. Для выполнения работы прежде всего следует ознакомиться с решениями правительства и законодательными материалами по выбранной теме, нормативными, справочными и методическими материалами, учебниками, учебными пособиями, монографиями, статьями из экономических журналов. Для подбора литературы по избранной теме следует использовать систематические и алфавитные каталоги библиотек, библиографические справочники. Ознакомление с литературой по теме работы следует начинать с какого-либо ученика или учебного пособия, а затем перейти уже к литературным, статистическим, периодическим и другим источникам. Иногда удобно и целесообразно изучать литературу не в хронологической последовательности, а в обратном порядке. Это значит - вначале изучить работы, вышедшие в последнее время, и постепенно, если возникла необходимость, двигаться к прошлому, знакомясь с произведениями по теме. Кроме основной литературы, рекомендуемой для изучения при написании курсовой работы, следует использовать дополнительную литературу, которая подбирается студентом самостоятельно. Отобранную литературу следует заносить либо в специальную тетрадь, либо на карточки, оформляя записи в соответствии с установленными требованиями библиографического описания произведений печати. В последующем эти записи позволят составить список использованной литературы. В процессе подбора материалов надо делать краткие выписки из источников. Выписки целесообразно делать на определенных страницах тетради или отдельных листах. Такой порядок дает возможность разобраться в сделанных выписках и позволит избежать повторного выписывания одних и тех же сведений из разных книг. При дословном заимствовании текста из литературных и иных источников должна быть сделана ссылка с точным указанием инициалов и фамилии автора (авторов), названия работы, тома, части, выпуска, места издания, издательства, года издания и страницы. Однако не следует злоупотреблять большим количеством цитат. Материал из учебников и других литературных источников нужно излагать своими словами. Если при работе над темой литературные и прочие источники изложены без должной самостоятельной обработки, то такая курсовая работа может быть не зачтена. 3.3. Составление плана курсовой работы Ознакомившись с теоретическими вопросами и опытом решения вопросов выбранной темы по литературным источникам, студент должен составить план курсовой работы. План курсовой работы целесообразно согласовывать и уточнять на консультациях с научным руководителем до ее написания. Каждая из трех глав работы состоит из ряда разделов, раскрывающих содержание выбранной темы. Правильно составленный план отражает понимание студентом проблемы в целом и отдельных ее частей. Его конкретное содержание, количество и состав разделов определяются сложностью избранной темы, особенностями объекта исследования, объемом и характером используемого материала. 3.4. Подбор фактического материала Для написания курсовой работы необходимо собрать фактический материал по выбранной теме. Собирать фактический материал следует по заранее разработанной схеме, согласованной с научным руководителем. Чтобы выявить тенденции того или иного явления, факторы, его определяющие, все показатели следует изучать в динамике. В связи с этим материалы, относящиеся к характеристике рассматриваемого вопроса, необходимо подбирать за период 3-5 лет. 3.5. Выполнение теоретической части курсовой работы разделов курса «Экономика труда» Здесь студент должен показать сущность данной проблемы, выявить нерешенные вопросы применительно к народному хозяйству (отрасли) и на основе литературных источников дать теоретическое обоснование их решения. Данный раздел работы не может носить форму простого изложения и обобщения литературных источников, а должен содержать анализ важнейших проблем, критический разбор и систематизацию отдельных мнений и положений авторов. При отсутствии в экономической литературе единой точки зрения по рассматриваемому вопросу студент должен привести в работе высказывания авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их суждениям и высказать собственное мнение. При написании этой главы студент должен показать умение обобщать теоретический материал и на основе этого определить наиболее важные вопросы, требующие своего решения. В этой же главе обобщается отечественный и зарубежный опыт по выбранной теме на основе ознакомления с ним по литературным источникам, дается краткое изложение путей и методов решения поставленных в курсовой работе задач. 3.6. Разработка аналитической части курсовой работы В этой части работы студент должен провести глубокий анализ изучаемой проблемы на материалах предприятия, организации, учреждения различных форм собственности, отдельно взятого региона, отрасли. Анализ следует начать с краткой характеристики изучаемого объекта исследования, по материалам которого выполняется курсовая работа. Здесь же желательно указать особенности организации производства и труда и привести динамику основных технико-экономических показателей работы. Следующие несколько разделов данной главы посвящаются глубокому анализу ограниченного круга вопросов по избранной теме. Для выяснения фактического состояния исследуемой проблемы анализируются соответствующие показатели, изучается организация работы по решению отдельных вопросов темы. Важным элементом анализа является изучение динамики установление закономерностей их изменения, зависимости их величины от объективных и субъективных факторов. Для количественной характеристики этих тенденций и зависимостей следует использовать различные методы исследования, включая экономико-математические. Особое внимание должно быть уделено анализу влияния рассматриваемых вопросов на повышение эффективности труда и производства, повышение производительности труда и производства, улучшение использования рабочего времени. Анализ должен подкрепляться расчетами, оформленными в виде таблиц, графиков, диаграмм, выполненных в тексте работы или отдельными приложениями. В каждом параграфе главы следует делать самостоятельные выводы, органически увязывая их между собой и подчиняя основному направлению темы курсовой работы. В результате анализа должны быть сформулированы выводы о состоянии исследуемой проблемы, показаны основные недостатки организации работы по исследуемому вопросу, выявлены основные резервы совершенствования экономической работы в этой области. Такие выводы являются исходной базой для последующего обоснования мероприятий по совершенствованию работы в исследуемой области трудовых показателей. 3.7. Экономическое обоснование предложений и мероприятий Третья глава курсовой работы посвящается обоснованию рекомендаций, предложений и мероприятий, которые вытекают из проведенного анализа, специально проработанной литературы отечественного и зарубежного опыта. Эта часть работы является наиболее сложной. Именно в ней проявляется умение студента решать конкретные задачи, вносить и обосновывать предложения по улучшению рассматриваемых вопросов и эффективности их осуществления. Конкретное содержание вносимых предложений и разрабатываемых мероприятий зависит от характера и целевой установки курсовой работы. Но в любом случае они должны быть научно обоснованными, реальными для выполнения, прогрессивными по содержанию и обеспечивающими решение поставленной в курсовой работе задачи. По всем мероприятиям необходимо произвести расчеты экономической и социальной эффективности, каждое предложение должно сопровождаться подробным описанием его содержания, рекомендациями, связанными с реализацией мероприятий. 3.8. Составление введения и заключения курсовой работы Во введении необходимо обосновать выбор темы, ее значение и актуальность на современном этапе развития экономики, сформулировать цель и основные задачи, которые ставит перед собой студент, раскрывая данную тему, а также указать объект и предмет исследования, использованные при написании курсовой работы методы и приемы исследований. Если в курсовой работе исследуется не весь круг вопросов, охватываемых избранной темой, а только их часть, это следует также отметить во введении. В заключении подводится краткий итог проведенного исследования. В этой части курсовой работы в сжатом виде формулируются важнейшие выводы по всем главам работы, систематизируются его предложения по решению рассматриваемых вопросов, обобщаются данные об их эффективности, отмечаются те стороны проблемы, которые требуют для своего решения дальнейших углубленных исследований. 3.9. Оформление курсовой работы Курсовая работа должна быть написана грамотно с точки зрения экономики и языка. Материал следует излагать логически последовательно, в строгом соответствии с планом работы, следует избегать повторений, общих мест, перегрузки текста курсовой работы цитатами. Основными требованиями к стилю и качеству текста курсовой работы являются следующие: - краткость изложения. Следует помнить, что курсовые работы предназначены только для чтения специалистами. Поэтому не следует освещать элементарные вопросы. Все фразы должны быть максимально конкретными и краткими; - логичность изложения. Это особенно важно при описании взаимосвязанных процессов или явлений и процессов, протекающих последовательно. При необходимости следует акцентировать причинные связи; - личное отношение и излагаемому материалу. Это достигается, в частности, использованием вводных и соединительных слов типа: из этого следует, как видно из вышеизложенного, таким образом, в связи, при этом и т.п.; - четкость изложения. Рекомендуется по возможности шире использовать изложение на базе классификации, поэтапного подразделения, табличных форм, сравнительной характеристики. Нельзя применять фразы, не выражающие четкой мысли, суждения или затрудняющие понимание сущности явления; - максимальное использование специальной терминологии. Это позволяет, как правило, сократить фразы и увеличить их точность; - максимальное пользование качественных числовых показателей для характеристики состояния экономики и организации труда; - минимальное использование цитат из литературы. Их следует заменять конкретными ссылками на источники; - минимальное использование личных местоимений. Следует ориентироваться, главным образом, на использование безличных выражений (например, вместо «я принимаю» - «принимается», «я считаю» - «Автор считает» и т.п.); - безусловное соблюдение всех правил пунктуации, в том числе и при изложении расчетов. Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Курсовая работа должна быть написана разборчивым, четким почерком от руки или отпечатана на машинке (компьютере) через 1, 5 межстрочных интервала. Работа выполняется на стандартных листах бумаги формата А4 (210x297 мм.). Текст работы следует писать на одной стороне листа, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 20 мм., правое - не менее 10 мм., верхнее - не менее 20 мм., нижнее - не менее 20 мм. Объем работы составляет 30^40 страниц машинописного текста (без приложения). Следует помнить, что работа оценивается не по количеству написанных страниц, а по содержанию и качеству. Структура курсовой работы включает в себя следующие элементы: - титульный лист; - реферат; - содержание работы; - введение; - основная часть (теоретическая, аналитическая, расчетная главы); - заключение; - список использованной литературы; Титульный лист курсовой работы должен быть оформлен в соответствии с приложением на твердой обложке, в которую переплетается работа. Реферат – краткое точное изложение содержание работы, включающие основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Реферат включает следующие аспекты содержания работы: предмет, тема, цель работы, метод или методология проведения работы, результаты работы, область применения результатов, выводы, дополнительная информация. Структурная стройность работы не определяется только логическим размещением материала. Необходимо соблюдать, кроме того, определенные пропорции между отдельными частями работы по их объему. Примерная структура работы (в %) выглядит следующим образом: Введение 2-3 Теоретическая глава 25-30 Аналитическая глава 45-50 Проектная (расчетная) глава 12-15 Заключение 2-3 Литература 1-2 Техническое оформление указанных разделов должно соответствовать требованиям ГОСТа. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Основную часть курсовой работы следует делить на главы и параграфы. При этом знак § не ставится. Главы и параграфы (кроме введения, заключения, списка использованной литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами, например: глава 1, параграф 1.1. Главы и параграфы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов. Заголовки глав, а также слова «Введение», «Заключение», «Содержание» «Список использованной литературы» следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчеркивая, отделяя от текста тремя межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Каждая глава «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованной литературы» начинаются с новой страницы, которые не нумеруются, но включаются в общую нумерацию работы. Текст рукописи должен быть разбит на абзацы. Такая разбивка облегчает чтение. Абзац показывает, что автор в своем изложении переходит к новой мысли, новому утверждению. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Иллюстрации должны иметь название, которое помещается под ними. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Все графики, схемы и диаграммы следует называть рисунком, например: Рисунок 1. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует. Таблицы. Цифровой материал рекомендуется помешать в работе в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа и снизу ограничиваются линиями. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Допускается нумерация таблиц в пределах раздела. Знак «№» не ставится, например, «Таблица 5». Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. Каждая таблица должна иметь заголовок. Название таблицы при его наличии должно отражать ее содержание, быть кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки - со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Таблицу следует размещать так, чтобы читать ее без поворота работы, если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. При переносе таблицы головку таблицы следует построить, и над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. Если головка таблицы велика, допускается ее не повторять, в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Каждая графа в таблице должна иметь явное наименование. Особое внимание нужно обращать на единицы измерения. Их указывают в специальной графе. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной и той же единице, то ее обозначение помещается над таблицей справа. В таблице цифры располагаются в определенной связи и последовательности. Таблица должна быть построена так, чтобы всячески облегчалось ее чтение. В ней не должно содержаться лишних данных и слов. Цифры следует проставлять в середине колонки, а не с краю: единицы - под единицами, десятки - под десятками и т.д. Все числа берутся с одинаковой точностью (количество знаков после запятой). Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки. Формулы и уравнения. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, что и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют. Ссылки. При ссылке на произведение после упоминания о нем в тексте курсовой работы проставляют в квадратных скобках (косых - в случае печатания) номер, под которым оно значится в библиографическом списке. В необходимых случаях (обычно при использовании цифровых данных или цитаты) указываются и страницы, на которых помещается используемый источник, например: [6, с. 8-9]. Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в круглые скобки. При ссылках следует писать: «в соответствии с данными таблицы 2, (табл. 5), «по данным рисунка 3», (рис. 4), «В соответствии с приложением А», (приложение Б), «...по формуле (7)». Список использованной литературы Список использованной литературы приводится в конце работы с обязательным указанием страниц Перечень литературы составляется в алфавитном порядке по фамилии автора и если его нет - по названию работы. Весь список литературы имеет сплошную нумерацию. Приложения. В приложении приводятся материалы, документы, которые автор использует в своей работе, но которые не могут быть помещены вследствие большого объема или других причин в тексте. Приложения к работе часто являются ценными дополнениями, обогащающими исследование. Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы на ее последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху посередине страницы - слово «Приложение» и его обозначения. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте. Распечатки на ЭВМ помещаются в качестве приложений и складываются по формату листов курсовой работы. Каждое приложение начинают с новой страницы. Если приложения помещаются в конце курсовой работы, то после списка использованной литературы на отдельной странице, которая включается в общую нумерацию страниц, пишется прописными буквами слово «Приложения». За этой страницей потом размещаются приложения. В конце курсовой работы, тщательно проверенной, отредактированной и оформленной в соответствии с изложенными выше требованиями, после приложений (или, в случае их отсутствия, после списка литературы) студент ставит свою подпись, дату окончания работы и сдает ее в установленном порядке руководителю. Курсовые работы, оформленные без соблюдения указанных требований, возвращаются студенту на переоформление и к защите не допускаются. 3.10. Подготовка к защите и защита курсовых работ Выполненная курсовая работа представляется в установленный срок на кафедру экономики, социологии труда и управления персоналом для рецензирования. Научный руководитель проверяет работу и пишет на нее рецензию (отзыв). При оценке работы учитываются содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный). Одновременно рецензент отмечает ее положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом, может ли работа быть допущена к защите. Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Курсовые работы, получившие положительный отзыв, допускаются к защите. Работы, выполненные неудовлетворительно, возвращаются для переделки на доработку. При повторной сдаче работы студент должен также представить первый вариант работы и рецензию на него. При подготовке к защите студенту необходимо ознакомиться с рецензией. На защите студент должен раскрыть основное содержание работы, изложить результаты исследования, свои предложения и их экономическую эффективность, ответить на замечания рецензента. Если студент хорошо подготовился к защите, аргументировано ответил на все вопросы и замечания, окончательная оценка может быть повышена по сравнению с предварительной оценкой рецензии. Если в процессе защиты выяснится, что студент слабо владеет материалом по данной теме, окончательная оценка может быть снижена по сравнению с оценкой, содержащейся в рецензии. Курсовая работа защищается перед преподавателем - научным руководителем (или перед комиссией, включающей не менее 2-х преподавателей), который определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям. После зашиты курсовая работа получает окончательную оценку, подлежит полной переработке в течение срока, установленного кафедрой. Студент, получивший неудовлетворительную оценку и не переработавший курсовую работу в соответствии с указаниями научного руководителя, не допускается к экзамену по курсу «Экономика труда». На «отлично» оценивается курсовая работа, имеющая целевую направленность, содержащая практический результат и глубокий анализ вопросов выбранной темы, свидетельствующая об умении студента исследовать состояние практической деятельности предприятия, учреждения, организации, систематизировать собранный фактический материал, делать выводы об имеющихся положительных моментах и недостатках, использовать для анализа экономико-математические методы и ЭВМ; содержащая элементы научного поиска и анализа в теоретическом аспекте; свидетельствующая о том, что студент проработал достаточное количество современной научной литературы и умеет ею пользоваться, может высказать и обосновать собственную позицию по дискуссионным вопросам темы работы, умело использует различные методические решения для обоснования разработанных им предложений. Оценка «хорошо» выставляется за курсовую работу, в которой выполнены все указанные выше требования, но содержатся незначительные упущения стилистического или методического характера, недостаточно аргументированы выводы и предложения; которая выполнена правильно и оформлена аккуратно. На «удовлетворительно» оценивается курсовая работа, в которой теоретические вопросы раскрыты недостаточно полно, содержится мало элементов научного исследования, анализ проведен слабо и односторонне, выводы и предложения аргументированы недостаточно убедительно, оформление неаккуратное. После выполнения и успешной защиты курсовой работы студент допускается к экзамену по курсу «Экономика труда». При глубокой теоретической и практической разработке тема курсовой работы по экономике труда может служить основой для написания дипломной работы. Вопросы для подготовки экзамену 1. Место и роль экономики труда в условиях рыночных отношений. 2. Предмет и метод курса экономики труда. 3. Задачи курса экономики труда. 4. Содержание курса экономики труда и его связь с другими науками. 5. Актуальные проблемы экономики труда и трудовых отношений. 6. История экономики труда. 7. Сущность и основные элементы общественной организации труда. 8. Типы, методы, формы и уровни управления трудом. 9. Труд как предмет государственной политики. 10. Экономическая сущность производительности труда. 11. Показатели производительности труда. 12. Выработка продукции и методы ее определения. 13. Трудоемкость продукции. 14. Факторы и условия роста производительности труда. 15. Материально-технические факторы роста производительности труда. 16. Социально-экономические факторы роста производительности труда. 17. Организационные факторы роста производительности труда. 18. Сущность и классификация резервов роста производительности труда. 19. Резервы снижения трудоемкости продукции. 20. Резервы улучшения использования рабочего времени. 21. Резервы улучшения структуры кадров и лучшего использования рабочей 22. Методика расчета повышения производительности труда по факторам. 23. Сводный расчет повышения производительности труда. 24. Методика расчета производительности труда по снижению трудоемкости 25. Программы управления производительностью труда и их содержание. 26. Население и трудовые ресурсы: сущность, содержание, структура. 27. Трудовой потенциал предприятия его формирование и развитие. 28. Общая характеристика состава работников предприятия. 29. Укрупненные методы определения численности работающих. 30. Расчет численности основных рабочих. 31. Расчет численности вспомогательных рабочих. 32. Определение численности руководителей, специалистов и служащих. 33. Расчет дополнительной потребности в кадрах. 34. Движение кадров на предприятии. 35. Качество трудовой жизни и его оценка. 36. Формы и методы повышения качества трудовой жизни. 37. Уровень жизни, понятие и факторы его определяющие. 38. Система показателей (социальных индикаторов) уровня жизни населения. 39. Методы государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения. 40. Сущность и функции заработной платы. 41. Структура заработной платы. 42. Принципы оплаты труда. 43. Составные части организации оплаты труда. 44. Тарифная система заработной платы, ее место и роль в организации 45. Тарифно-квалификационные справочники, их назначение и построение 46. Тарифные сетки, принципы их построения и виды. 47. Тарифные ставки, их виды. Расчет минимальной ставки оплаты труда. 48. Районное регулирование заработной платы. 49. Сущность, назначение и классификация надбавок и доплат к заработной плате. 50. Формы и системы заработной платы и условия их эффективного 51. Прямая (индивидуальная) сдельная оплата труда рабочих. 52. Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих. 53. Сдельно-прогрессивная система оплаты труда рабочих. 54. Аккордная система оплаты труда рабочих. 55. Косвенная сдельная система оплаты труда рабочих. 56. Коллективная (бригадная) сдельная система оплаты труда рабочих. 57. Простая повременная система оплаты труда рабочих. 58. Повременно-премиальная система оплаты труда рабочих. 59. Бестарифные системы оплаты труда. 60. Методы планирования фонда заработной платы на предприятии.
|