![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучение в сотрудничестве
Сотрудничество в процессе обучения – это основной принцип построения инклюзивного образовательного процесса, в котором каждый член школьного сообщества/класса несет ту или иную ответственность за успех общего дела.
В школах с организационной структурой учебного процесса, выстроенной с ориентацией на всеобщее сотрудничество, всегда сильна атмосфера работы в команде, кооперации, общей ответственности за успех дела и уверенности в достижимости конечной цели. Для наиболее благоприятного развития и становления всех учащихся, в школе необходима позитивная социальная атмосфера, которая упразднит изолированность, отталкивание и стереотипное мышление, внесет в процесс инклюзивного обучения высокую интерактивность, характеризуемую поддержкой, уважением и вовлечением всех без исключения детей в учебный процесс.
Преимущества технологии обучения в сотрудничестве можно сформулировать следующим образом:
• интерактивность и кооперация вместо индивидуализма и конкуренции в обучении; • возможность достижения индивидуализированных целей обучения наряду с индивидуальной ответственностью; • структурированное и позитивное обучение в гетерогенных группах; • более высокий уровень вовлеченности учащихся в процесс обучения по сравнению с традиционным методом односторонней подачи материала; • улучшение у учеников самооценки и их отношения к предмету обучения; • повышение уровня участия в работе класса всех учеников; • более высокая успеваемость и улучшение качества усвоения знаний; • создание оптимальной атмосферы для изложения учебного материала, решения задач и демонстрации позитивных социальных примеров поведения; • улучшение взаимоотношений учителя с учениками, а также взаимоотношений в среде учащихся; • формирование уважительного отношения к возможности многообразия школьной среды; • формируются навыки совместной работы – важное качество в работе и социальной жизни современного общества. Как мы видим, использование этой технологии обучения как нельзя более соответствует концепции инклюзивного образования, рассмотренной выше, целям и задачам инклюзивной школы, хотя следует учесть, что данная педагогическая технология не разрабатывалась исключительно для нужд инклюзивного образования. Разработка и использование данной технологии обучения лежит в русле гуманистического подхода, для которого характерно внимание не только к интеллектуальному развитию человека, но и к формированию нравственных основ личности, таких необходимых качеств как самостоятельность, критичность мышления, доброжелательность, уважение и принятие человеческого многообразия, позитивность. Использование данной технологии обучения характерно для образовательных систем многих стран мира, в том числе для стран, наиболее развитых в социально-экономическом отношении, таких как страны Западной Европы, США, Великобритания, Япония. Можно сказать, что технология обучения в сотрудничестве является глобальным трендом, хотя, разумеется, существуют значительные локальные вариации, обусловленные теми или иными педагогическими и социально-психологическими контекстами различных стран.
Одним из основных способов реализации данной педагогической технологии является структурированная работа в малых группах. Суть такого способа организации учебной деятельности состоит в том, что учащиеся кооперируются в работе друг с другом с целью достижения совместного результата. То есть, для группы ставится одно задание для всех, и в то же время, в фокусе находится улучшение индивидуального понимания и качество усвоения того учебного материала, над которым дети работают в группе. Другая задача – развитие положительного отношения к предмету изучения и к процессу учебы в целом. Кроме того, очевидно, что обучение в сотрудничестве способствует развитию навыков решения задач межличностного и социального характера.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы эффективно использовать данную педагогическую технологию, совершенно недостаточно просто разбить учеников на группы и дать им какое-либо задание.
Существуют многие пути оптимизации использования данной педагогической технологии обучения, из которых наиболее актуальными будут следующие:
• Создание гетерогенных (смешанных по составу) групп, в которых есть учащиеся с разным уровнем и мотивацией к обучению; • Оптимальный размер групп должен быть не более 4-6 человек; • Формирование групп должно проводиться с учетом уровня активности и возможности взаимодействия ее участников; • Постоянный анализ состава групп и их изменение, отсутствие постоянно закреплённых участников групп; • Круговое расположение учебных мест в группе, чтобы все участники видели друг друга и никто не оказывался в «лидирующем» положении; • Выбор для работы в группе такого задания по теме изучения, которое ученики станут выполнять с интересом и желанием; • Подбор раздаточного материала, стимулирующего участие в работе группы и концентрацию на предмете обучения; • Определение академических задач и навыков для достижения в совместной работе; • Установка правил взаимного участия в групповой работе; • Распределение в группе «ролей», необходимых для выполнения данного задания, – например, «мотиватор», «генератор идей», «обозреватель», «документатор», «исследователь», «проверяющий» и т.д.; • Обучение участников правилам работы в группе – как следует задавать вопросы, слушать друг друга, делиться, перефразировать и т.д.; • Анализ и наблюдение за взаимодействием учеников в группах; • Для каждого учащегося необходимы обучение и практика в роли координатора группы; • Расположение отдельных групп на достаточном расстоянии друг от друга для снижения отвлекающего фактора; • Использование различных форм индивидуальной и групповой ответственности; • Применение индивидуальных критериев и требований к заданию для максимальной вовлеченности всех участников группы в ее работу; • Комментарии о работе учеников в группе и успешности выполнения задания; • Оценка вклада каждого ученика в отдельности в работу группы и всей группы в целом; • Признание и поощрение наиболее успешных в работе групп. Таким образом, мы видим, что «технологический» процесс обучения в сотрудничестве с использованием структурированной работы в малых группах имеет свои чётко фиксированные и обозначенные критерии и правила.
Одним из важных факторов для успеха использования данной технологии в инклюзивном классе будет вопрос организации физического пространства класса. Он отнюдь не случаен, поскольку именно от того, как организовано учебное пространство в классе, будет во многом зависеть, сможет ли ученик с особыми потребностями реально включиться в процесс обучения, или его пребывание в классе будет всего лишь одним из вариантов процесса «географического» перемещения из пространства специального обучения в пространство общей школы.
|