Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надо разграничивать АОП и АООП
Согласно Приказу от 30 августа 2013г. № 1015 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Для каждой категории нарушений детей с ОВЗ должно быть предусмотрено присутствие ассистента, или сопровождающего или тьютора, оказывающего учащемуся необходимую помощь. Такой помощник может быть рекомендован ребенку с ОВЗ по результатам обследования психолого-медико-педагогической комиссии согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. А для образовательного учреждения – обязательный для создания рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания ребенка. К специальным образовательным программам, методам обучения и воспитания, описанным в вышеуказанных документах, относится Адаптированная образовательная программа (АОП), которая разрабатывается в помощь учащимся, педагогам и родителями. Что такое адаптированная образовательная программа? - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации); Зачем нужна адаптированная образовательная программа на ребенка с ОВЗ? Адаптированная образовательная программа – это основной документ, на основе которого осуществляется образование ребёнка с ОВЗ в образовательной организации. В ней отражается вся информация относительно того, чему и каким образом реализуется образовательный процесс для ребёнка с ОВЗ: какие условия мы для него создаем, что должны получить на выходе, как ребенок посещает учреждение, как выстраивается система командного сопровождения и т.д. АОП является рабочим инструментом команды ДОУ, которая позволяет выработать единый подход к поддержке детей, видеть общую систему условий, результатов и приоритетов, на которые должен работать каждый член команды. АОП обязательна к исполнению. Факт наличия и исполнения АОП контролируется внутри учреждения и внешними проверяющими организациями. Чем адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ отличается от адаптированной основной образовательной программы (АООП) для детей определенной нозологии? Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ создаётся под образовательные потребности конкретного ребёнка, которые не могут быть удовлетворены в рамках реализации образовательной программы образовательной Организации (например, потребности ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеразвивающей группе или группе для детей с тяжёлым нарушением речи ДОУ). Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья – это программа, по которой осуществляется образование детей с ОВЗ определённой нозологии в компенсирующих группах. Обязательно ли разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ? Да, разработка адаптированной образовательной программы на ребенка с ОВЗ обязательна для учреждения: внутри учреждения и служба по надзору и контролю отслеживает наличие адаптированных образовательных программ и факта их выполнения. Адаптированные образовательные программы должны быть на каждого ребёнка, который имеет статус ОВЗ и согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе. Например, если в группе 3 таких детей, то командой специалистов разрабатывается 3 АОП. Нужно ли согласие родителей на разработку адаптированной образовательной программы? Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по адаптированной образовательной программе, без согласия родителей команда не может официально создавать АОП. Адаптированная программа обязательно согласуется с родителем, который ставит свою подпись на программе, тем самым подтверждая, что он согласен с её содержанием и принимает свою меру ответственности за её выполнение. Что делать если родители не дают согласие на обучение по АОП и ее разработку? Если родители не дают согласие, то ребенок получает образование по основной образовательной программе образовательной Организации. В этих условиях Организация выстраивает индивидуальную систему сопровождения, но дополнительное финансирование на создание адаптивной образовательной среды, привлечение необходимых специалистов не выделяется. Поэтому Организация должна вести работу с родителями, чтобы они дали согласие на обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе. Кто разрабатывает адаптированную образовательную программу? Адаптированная образовательная программа не может быть написана только психологом, только методистом или только тьютором. Она всегда разрабатывается, а потом и реализуется междисциплинарной командой специалистов, которая работает с ребенком: психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, старшим воспитателем, музыкальным работником (в ДОУ), учителем по физкультуре, медицинским работником, тьютором, педагогов доп. образованияи т.д. Если специалист работает в рамках сетевого взаимодействия, то он тоже на равных участвует в проектировании, а не просто работает по своему плану. От того, как грамотно будет создана программа, зависит то, как легче и понятнее будет работать всем специалистам. Для сопровождения детей с ОВЗ создаются междисциплинарные команды с включением родителей. Кем утверждается АОП? АОП рассматривается психолого-медико-педагогическим консилиумом Организации и утверждается педагогическим советом. Подписывается каждым членом, ее разрабатывающим, согласуется с родителями и утверждается директором или заведующим. На какой период времени разрабатывается АОП? Период, на который разрабатывается АОП - определяется командой учреждения, но не более, чем на год, так как заключение ПМПК действует только один год. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребёнка. Если команда только включается в инклюзивный процесс, есть смысл разрабатывать АОП на более короткий срок, например, 3 месяца, чтобы поставить, реализовать маленькие задачи и научиться действовать в рамках инклюзии. Разрабатывая АОП и определяя сроки, важно конкретно прописывать реальные задачи, содержание и ожидаемые результаты. Есть риск, разрабатывая АОП на длительный срок, поставить нереализуемые задачи или прописать огромное количество результатов, которые нельзя будет выполнить. Поэтому важно соблюсти меру по срокам.
Часто родителей волнуют вопросы, связанные с обучением и воспитанием ребёнка по АОП. Исходя из своего опыта, мы предлагаем следующие варианты:
Что адаптируется в программе по сравнению с типовой основной образовательной программой? Сроки и структура Содержание Условия Методы, приемы, способы, формы, виды деятельности Режим посещения и график организации образовательного процесса на протяжении дня.
Адаптация осуществляется: – в изменении содержания образования (например, как за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, так и за счет сокращения объема содержания); – в необходимости использование специальных методов, приёмов, форм и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности(обеспечение «обходных путей» в обучении); – в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка без ограничений здоровья); – в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды; – в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции) -в изменении структуры и временных рамок; На основе чего идет адаптация основной образовательной программы? Адаптация осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), индивидуальной программы реабилитации инвалида Какие этапы разработки и реализации АОП? Разработка и реализация АОП осуществляется в следующей логике: 1. Предварительный этап: предварительная оценка образовательных потребностей ребенка изапроса родителей; определение воспитателя и группы (классного руководителя и класса), в который поступает обучающийся с ОВЗ; определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и т.д.); заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ в образовательное учреждение. 2. Диагностический: изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого-медико-педагогического заключения); описание необходимых обучающемуся с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. 3. Разработка адаптированной образовательной программы: проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов; организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы – реализация АОП; отслеживание эффективности реализации АОП и внесение корректив в АОП.
Адаптированная образовательная программа помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат. Качественно составленная Адаптированная образовательная программа также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в эту программу. Скорее, АОП фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании, такие программы могут стать хорошими помощниками в ежедневной учительской практике.
Тьютор Тьютор - это ресурс, благодаря которому у ребенка с особенностями развития появляется возможность подняться на куда более высокий образовательный и социальный уровень, чем без него. Тьютор является специалистом, который помогает сделать более эффективным образовательный процесс в инклюзивной образовательной организации. Основными задачами в работе тьютора являются: Организация насыщенной образовательной среды. -у ученика должна быть возможность доступа к разным пособиям, книгам и другой информации, которая ему может понадобиться; Реализация принципа индивидуализации. -у ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута. Опора на интерес ученика. - учащегося с ограниченными возможностями здоровья ресурсы активности могут быть существенно ограничены, но собственный интерес к чему-либо может иметь высокий потенциал. Участие в разработке АОП. - адаптированная образовательная программа позволяет ответить на вопрос «Что делать?». «Как это делать?».
Также согласно Письму Минобрнауки России от 11.03.2016 «О введении ФГОС с ОВЗ» обозначены особенности деятельности тьютора и ассистента. Направление работы тьютора: 1.Подготовка дидактических материалов к уроку 2. Транслирование заданий учителя 3.Организация занятости ребенка 4.Организация коммуникаций с одноклассниками 5.Организация условий для успешной интеграции ребенка Варианты включения тьютора в образовательное учреждение 1. Решение образовательного учреждения о введении дополнительных ставок тьютора (1 тьютор на 6 детей с ОВЗ). 2. Рекомендация ПМПК (индивидуальное сопровождение) Модели сопровождения детей с ОВЗ тьютором 1. Введение должности тьютора в штатное расписание. 2.Расширение, изменение должностных обязанностей педагога, учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога. Финансирование деятельности тьютора, ассистента 1. Из суммы повышающего коэффициента на реализацию услуги для детей с инвалидностью и ОВЗ. 2. Через внесение нагрузки тьюторавовне аудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда. 3. Через стимулирующие доплаты работникам ОО. Направление работы ассистента (помощника) Оказание технической помощи ребенку во время учебного процесса Варианты включения ассистента в ОУ 1.Рекомендация ПМПК (индивидуальное сопровождение) 2.Решение образовательного учреждения о введении дополнительных ставок тьютора (1 ассистент на 6 детей с ОВЗ). Модели сопровождения детей с ОВЗ ассистентом 1. Сопровождающий 2. Введение в штатное расписание помощника воспитателя, младшего воспитателя 3. Использование потенциала сетевого взаимодействия
|