Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экзистенциализм: человек как проект






Одним из крупнейших и влиятельных течений современ- ной философии является экзистенциализм (философия существования). Экзистенциализм представлен в совре- менной философии многочисленными учениями и школа- ми. По геосоциокультурному признаку все эти учения и школы можно классифицировать как немецкий, француз- ский, русский, японский и другие экзистенциализмы. По решению одного из важных мировоззренческих вопросов — отношение к сверхъестественному, выделяются рели- гиозная и секулярная формы экзистенциализма.

Экзистенциализм сформировался в Западной Евро- пе в период между двумя мировыми войнами. Он опирает- ся на антрополого-персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Экзистенциализм характеризуется в отечественной литературе как философское выражение глубоких потря- сений, постигших западноевропейскую цивилизацию в со- временную эпохуЭкзистенциа- лизму даже был приклеен ярлык «философии кризиса».

Экзистенциализм, действительно, отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса ра- зума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не высту- пает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Его представители отказываются превращать человека в инструмент, которым можно манипулировать: в инструмент познания или производства. Человек, по их мнению, не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступа- ет бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, об- разующие «жизненный мир» личности. Жизненный мир, с позиций экзистенциалистов, — это не фрагмент пред- метного материального мира, а мир духовности, субъек- тивности.

Одна из главенствующих установок экзистенциализ- ма — это противопоставление социального и индивиду- ального бытия, утверждения радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Экзистенциалисты утверждают, что человек не оп- ределяется никакой сущностью: ни природой, ни общест- вом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущ- ности, по их мнению, не существует. Имеет значение толь- ко его существование. Основная установ- ка экзистенциализма, по словам Ж.-П. Сартра, существо- вание предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность.

Согласно экзистенциализму, человек — это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убе- гать от сознания своей смертности, а потому высоко це- нить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в эк- зистенциалистическом учении о «пограничных ситуаци- ях» — предельных жизненных обстоятельствах, в кото- рые постоянно попадает человеческая личность. И глав- ная «пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти, «ничто», «быть или не быть» — в секулярной раз- новидности экзистенциализма или перед миром транс- ценденции — Бога — в религиозной разновидности экзи- стенциализма.

Пограничные ситуации ставят человека перед необ- ходимостью выбора. В секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой самореализации личности Эта самореализация определяется фактом слу- чайности человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек никем не со- здан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и ему не на что опереться. Бога нет, Бог умер — утверждают представители секулярного экзистенциализма. Ни хрис- тианская мораль, ни любая другая светская мораль не ука- жет человеку, как ему действовать, «в мире нет знамений».

Мы не можем опираться ни на какие предписания, кото- рые бы оправдывали наши поступки. Человек сам их фор- мирует в ходе своей деятельности и общения. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Выбирать себя одновременно озна- чает утвердить те ценности, которые мы выбираем. Отсю- да вытекает чувство тревоги за будущее всего человечест- ва.

Способность человека творить самого себя и мир дру- гих людей, выбирать образ будущего мира является, с точ- ки зрения экзистенциализма, следствием фундаменталь- ной характеристики человеческого существования — его свободы. Человек — это свобода. Экзистенциалисты под- черкивают, что человек свободен совершенно, независимо от реальных возможностей существования его целей. Сво- бода человека сохраняется в любой обстановке и выра- жается в возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для действия, а выражении сво- его отношения к данной ситуации. Таким образом, свобода в экзистенциализме — это, прежде всего, свобода созна-, ния, свобода выбора духовно-нравственной позиции инди- вида.

Следует признать сильную сторону в постановке про- блемы свободы у экзистенциалистов. Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. В каждый конкретно-исторический момент их существует не одна, а не- сколько возможностей. При наличии реальных возможно- стей развития события не менее важно и то, что люди сво- бодны в выборе средств для достижения поставленных це- лей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние.

Слабость же экзистенциалистского подхода состоит в неумении или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей, субъективную позицию с внешними ис- торическими детерминантами, с тем фактом, что каждый человек, рождаясь на свет, застает готовым, сложившим- ся определенный уровень материальной и духовной куль- туры, систему социальных институтов и т. д. Он включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют.

Со свободой теснейшим образом связана и ответ- ственность человека. Без свободы нет и ответственнос- ти. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-ли- бо духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает свободно, если су- ществует свобода воли, выбора и средств их осуществ- ления, значит, он в ответе и за последствия своих дей- ствий.

Учения экзистенциалистов носит ярко выраженный нравственно-этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал