Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дворъ Ховриныхъ-Головиныхъ.






 

Возлѣ самыхъ зданій Вознесенскаго монастыря находилось подворье Новодѣ вичьяго монастыря съ полатами, которое при царѣ Ѳ едорѣ Иван. было отдано въ Вознесенскій монастырь для помѣ щенія въ полатахъ монастырской трапезы, а Новодѣ вичьему монастырю взамѣ нъ того былъ отданъ дворъ Петра Головина, стоявшій рядомъ {Головинъ Петръ Ив. -- братъ Мих. Ив. Головина, убѣ жавшаго отъ напастей Годунова къ Польскому королю. Петръ Ив., подобно своимъ славнымъ предкамъ, былъ при Грозномъ съ 1578 года казначеемъ и при дарѣ Ѳ едорѣ исполнялъ должность посла къ Польскому королю, а потомъ вскорѣ въ 1585 году подвергся опалѣ отъ Годунова и уморенъ въ подземной темницѣ. На его мѣ сто казначеемъ въ 1586 году назначенъ Иванъ Вас. Траханіотовъ. Такимъ образомъ, дворъ Головина отданъ Новодѣ вичью монастырю, вѣ роятно, въ 1586 году.}, знаменитый дворъ по знатности и богатству своихъ владѣ льцевъ (Альбомъ видовъ, No XX).

Новодѣ вичье древнее подворье находилось на томъ мѣ стѣ, гдѣ теперь выдвигается на площадь готическая церковь Вознесенскаго монастыря во имя вмч. Екатерины, построенная на мѣ стѣ бывшей трапезы и трапезной церкви того же воимя, именно въ полатахъ Новодѣ вичьяго подворья. Новое подворье Новодѣ вичьяго монастыря, заключавшее въ себѣ дворъ Головина, занимало мѣ стность, гдѣ теперь ворота Николаевскаго дворца, дворцовый скверъ и служебный дворцовый корпусъ. Это подворье существовало еще въ 1626 г., когда послѣ пожара между его каменными полатами и Крутицкимъ каменнымъ же подворьемъ Спасская улица оставлена безъ расширенія, такъ какъ между каменныхъ построекъ большой опасности не представлялось въ случаѣ новаго пожара.

Когда было упразднено Новодѣ вичье подворье, свѣ дѣ ній не имѣ емъ, но можно предполагать, что оно вмѣ стѣ съ Головинскимъ мѣ стомъ поступило во владѣ нъе Чудова монастыря въ 1677 году.

Упомянутая полата Петра Головина, отданная на подворье Новодѣ вичьему монастырю, заключала въ себѣ " вверху четыре передѣ лы, а въ исподи (внизу) пять передѣ ловъ, т.-е. отдѣ льныхъ комнать или полатъ. При ней было два каменныхъ погреба. Эта полата во дворѣ предка Петра Головина, Владиміра Григорьевича Ховрина, была построена въ 1486 г. его сыномъ Иваномъ Головою, родоначальникомъ Головиныхъ, и принадлежала къ числу первыхъ каменныхъ зданій въ Кремлѣ, сооруженныхъ частными лицами. Такихъ полатъ было всего четыре: 1-я купца Тарокана, построенная въ 1470 г.; 2-я Дмитрія Владиміровича Ховрина, -- въ 1485 г.; 3-я полата Вас. Ѳ ед. Образца, построенная въ 1486 г., и 4-я описанная выше.

Ховрины-Головины--богатый и славный полубоярскій родъ въ концѣ XV столѣ тія. Объ ихъ происхожденіи Родословная книга разсказываетъ слѣ дующее:

" Во дни вел. князя Дмитрія Ив. Донскаго (подругимъ спискамъ Василія Дмитріевича) пришелъ в ъ Москву князь Стефанъ Васильевичъ изъ своей вотчины съ Судака (Сурожа), да изъ Манкупа, да изъ Кафы.

" У него былъ сынъ Григорій прозваніемъ Ховра; а у Григорья сынъ Володиміръ былъ у великаго князя Ивана Васильевича бояринъ; а у Владиміра было пять сыновей, да три дочери. Большой сынъ Иванъ Голова, а прозванъ Головою потому, что его крестилъ вел. князь Иванъ Васильевичъ и былъ у Вел. князя бояринъ; а другой сынъ Иванъ же бездѣ тенъ, ходилъ къ Господню Гробу молиться и убили его на полѣ Татары; третій тоже Иванъ Третьякъ; четвертый тоже Иванъ Четвертакъ бездѣ тенъ и пятый Дмитрій. Большая дочь Овдотья была за княземъ Ив. Дм. Пронскимъ, меньшая, тоже Овдотья, была за Ив. Вас. Хабаровымъ".

У пятаго сына Дмитрія былъ сынъ Иванъ, а у него дочь Дарья (Варвара) была за Никитою Романовичемъ Юрьевымъ, слѣ довательно была бабушкою царю Михаилу Ѳ едоровичу.

Повидимому, первый родоначальникъ, Стефанъ, хотя и названъ княземъ, но явился въ Москву не бояриномъ или княземъ-воиномъ съ дружиною, какъ приходили другіе иноземцы, а человѣ комъ гражданскимъ, торговымъ, почему и внукъ его, Владиміръ Григорьевичъ, названъ былъ гостемъ и у вел. князя Ивана Васильевича занялъ должность казначея, а не воеводы, и потому въ мѣ стническомъ распорядкѣ никого не потѣ снилъ, но самъ собою и съ сыномъ Иваномъ занялъ очень видное и очень вліятельное положеніе среди тогдашняго боярскаго общества.

Въ 1450 г. гость Володиміръ Григорьевичъ Ховринъ передъ своимъ дворомъ, по другимъ свидѣ тельсхвамъ--на своемъ дворѣ, построилъ церковь во имя Воздвиженья Честнаго Креста Господня, " повелѣ заложити около кирпичемъ, а изнутри бѣ лымъ каменемъ".

Церковь была заложена на мѣ стѣ прежней, тоже каменной, которая распалась въ лютый пожаръ 1445 г., когда подъ Суздалемъ и вел. кн. Василій Васильевичъ попалъ въ плѣ нъ къ Татарамъ, отчего и время этого событія прозывалось Суздальщиною. " Церковь распалася въ пожаръ по Суздальщинѣ ", какъ обозначилъ лѣ тописецъ. Она такъ и прозывалась Володимеровою церковью.

Въ 1457 г. окт. 20 снова случился пожаръ, " загорѣ ся внутри города Кремля близъ Владимеровы церкви Ховрина и погорѣ ло почти треть города".

Владиміровъ дворъ у Воздвиженья упоминается и въ 1460 г. Тогда противъ него, у Воздвиженья, существовалъ дворъ старца Симонова монастыря Андріяна Ярлыка, несомнѣ нно, въ міру не менѣ е знатнаго человѣ ка, какимъ былъ и Ховринъ. Этотъ свой дворъ Ярлыкъ отказалъ Симонову монастырю (Акты Колачева. I, 553, 554).

Очень примѣ чательно, что Ховринская церковь, несмотря на періодическіе неизобразимые по бѣ дствіямъ пожары, простояла слишкомъ 350 лѣ тъ до начала теперь ушедшаго уже въ вѣ чность XIX столѣ тія. Она находилась на томъ мѣ стѣ, гдѣ нынѣ существують святыя ворота Вознесенскаго монастыря, которыя въ прежнее время находились подъ монастырскою трапезою, занимавшею мѣ сто готическаго храма вмч. Екатерины. Церковь видна еще на гравюрѣ " Видовъ Москвы 1795 г.", изданныхъ купцомъ Валзеромъ въ 1799 г., гдѣ изображена внутренняя часть Кремля передъ Спасскими воротами (Альбомъ видовъ No XX).

Въ 1763 г. церковь, входившая уже въ составъ Чудова монастыря, описана слѣ дующимъ образомъ:

" Алтарь длины 41/4 арш., ширины 3 1/2 саж. Въ немъ два окошка съ желѣ зными рѣ шетками и дверь деревянная въ больничную монастырскую полату. Трапеза длины 2 саж. 2 арш., ширины 5 саж. 1 арш.; въ ней 6 окошекъ. Полъ въ олтарѣ въ церкви и въ трапезѣ деревянный, дощатый. Возлѣ церкви полатка длиною 3 арш., шириною 4 1/2 арш. Изъ церкви въ трапезу дверь и два окошка безъ оконницъ. Изъ трапезы на паперть дверь желѣ зная, паперть на столбахъ со сводами каменными длиною 9 арш., шириною 5 арш., крыта тесомъ. На церкви двѣ главы, крыты жестью (бѣ лымъ желѣ зомъ), церковь крыта желѣ зомъ".

Судя по упомянутому изображенію церкви, она была построена на подклѣ тномъ нижнемъ ярусѣ, гдѣ, по всему вѣ роятію, помѣ щались кладовыя полаты. Такъ обыкновенно строились храмы именно для сохраненія имущества отъ пожаровъ.

Описанные размѣ ры храма указываютъ, что онъ былъ небольшой, всего, кромѣ алтаря, съ небольшимъ пять саженъ въ квадратѣ.

Владиміръ Григорьевичъ Ховринъ, внукъ родоначальника, вмѣ стѣ съ сыномъ Иваномъ Головою представляли такую денежную и умную силу, что митрополитъ Филиппъ, начавшій постройку новаго Успенскаго собора, предъ своею кончиною въ 1473 г. поручалъ всѣ заботы и попеченіе объ этой постройкѣ имъ обоимъ, говоря, что для того дѣ ла все готово, все уготовлено, только попечитесь о немъ. А относительно ихъ богатства упоминаетъ вт. своемъ духовномъ завѣ щаніи братъ вел. князя, князь Юрій Васильевичъ, что остался Владиміру Григорьевичу должнымъ слишкомъ 380 р., давши ему въ закладъ разными вещами 9 фунтовъ золота и 11 ф. серебра.

Въ 1484 г. Владиміръ Григор. печаловался у вел. князя объ отпускѣ по домамъ плѣ нныхъ Югорскихъ князей, имѣ я въ виду ихъ покорность и водвореніе добрыхъ мирныхъ отношеній къ далекому Югорскому краю.

Его сыновья, старшій Иванъ Голова и самый младшій Дмитрій, прозваніемъ Овца, были также казначеями. Дмитрію поручались и посольскія дѣ ла. Въ 1510 г. онъ участвовалъ въ переговорахъ съ Псковичами по случаю упраздненiя Псковской вольной свободы. При Грозномъ и при царѣ Ѳ едорѣ Ив. казначеемъ былъ тоже Головинъ Владиміръ Васильевичъ, 1584 г.

Возлѣ двора Головиныхъ находился дворъ младшаго брата царя Василія Шуйскаго, Александра, на которомъ въ Смутное время стоялъ извѣ стный Маскѣ вичъ, описавшій свое знакомство съ Ѳ едоромъ Головинымъ, оказавшимъ ему не малое дружелюбіе. Маскѣ вичъ разсказываетъ объ этомъ знакомствѣ слѣ дующее:

" Мнѣ было тепло. Я стоялъ съ хоругвію во дворѣ младшаго брата царскаго, Александра Шуйскаго, уже умершаго (вдову его царь выдалъ за Татарскаго царевича, крещеннаго въ Русскую вѣ ру, Петра Урусова, того самого, который убилъ Самозванца въ Калугѣ во время охоты). Рядомъ съ симъ дворомъ былъ дворъ боярина Ѳ едора Головина. Я же зналъ въ Жмуди вдову Головину, вышедшую впослѣ дствіи за пана Яна Млечка, судью земскаго; а прежде она была за роднымъ братомъ Ѳ едора Головина, удалившимся изъ Москвы, какъ сказываютъ, еще при Стефанѣ, въ Жмудь, гдѣ дали ему помѣ стье.

" Я воспользовался этимъ случаемъ, чтобы познакомиться съ бояриномъ; припомнилъ все, что зналъ, придумалъ, чего не было, и отправился къ сосѣ ду. Сначала не хотѣ ли впустить меня и въ ворота, обыкновенно всегда запертыя; но когда я сказалъ, что намѣ ренъ сообщить кой-что о братѣ боярина, бывшемъ въ Литвѣ, Москвичъ былъ весьма радъ мнѣ, какъ и всякому пріятно слышать добрыя вѣ сти о родныхъ и домашнихъ. Онъ разспрашивалъ меня о помѣ стьяхъ, объ оставшихся дѣ тяхъ, о житьѣ -бытъѣ покойнаго брата; я говорилъ что на умъ приходило, ничего не зная и выдавая выдумки за истину. Съ тѣ хъ поръ мы подружились и стали называть другъ друга кумомъ. Это кумовство мнѣ было очень выгодно: я часто бывалъ у него съ товарищами на обѣ дахъ; сверхъ того онъ всегда присылалъ мнѣ съѣ стные припасы, привозимые изъ помѣ стьевъ, и всякаго рода овощи, а для кожей овса и сѣ на.

" Въ особенности дорога его дружба была мнѣ при возстаніи Москвитянъ. Я съ своей стороны при всякомъ случаѣ оказывалъ ему помощь, часто угощалъ его обѣ дами, приготовленными по Польски, къ великому удивленію боярина, который не только не ѣ далъ прежде нашихъ кушаньевъ, но никогда ихъ и не видывалъ. Познакомившись короче, я просилъ его, въ тайныхъ бесѣ дахъ, предостеречь меня отъ измѣ ны Москвитянъ; онъ обѣ щалъ охотно, и со своей стороны просилъ моей защиты отъ Поляковъ. Предосторожности наши были, однако, напрасны; мятежъ разразился громомъ, и немногіе могли угадать оный; впрочемъ Головинъ предупреждалъ меня въ другихъ неблагопріятныхъ случаяхъ, и тѣ мъ оказалъ намъ большую услугу...

" Науками въ Москвѣ вовсе не занимаются; онѣ даже запрещены. Выше упомянутый бояринъ Головинъ разсказывалъ мнѣ, что въ правленіе извѣ стнаго тирана, одинъ изъ нашихъ купцовъ, пользовавшихся правомъ пріѣ зжать въ Россію съ товарами, привезъ съ собою въ Москву кипу календарей; царь, узнавъ о томъ, велѣ лъ часть этихъ книгъ принесть къ себѣ. Русскимъ онѣ казались очень мудреными, самъ царь не понималъ въ нихъ ни слова; посему, опасаясь, чтобы народъ не научился такой премудрости, приказалъ всѣ календари забрать во дворецъ, купцу заплатить, сколько потребовалъ, а книги сжечь. Одну изъ нихъ я видѣ лъ у Головина. Тотъ же бояринъ мнѣ сказывалъ, что у него былъ братъ, который имѣ лъ большую склонность къ языкамъ иностраннымъ, но не могъ открыто учиться имъ; для сего тайно держалъ у себя одного изъ Нѣ мцевъ, жившихъ въ Москвѣ; нашелъ также Поляка, разумѣ вшаго языкъ Латинскій; оба они приходили къ нему скрытно въ Русскомъ платьѣ, запирались въ комнатѣ и читали вмѣ стѣ книги Латинскія и Нѣ мецкія, которыя онъ успѣ лъ пріобрѣ сть и уже понималъ изрядно. Я самъ видѣ лъ собственноручные переводы его съ языка Латинскаго на Польскій и множество книгъ Латинскихъ и Нѣ мецкихъ, доставшихся Головину по смерти брата. Что же было бы, если бы съ такимъ умомъ соединялось образованіе".

Есть свѣ дѣ ніе, что въ 1677 г. земля Чудова монастыря увеличилась присоединеніемъ къ монастырю смежнаго съ нимъ двора боярина Бориса Ив. Морозова. Можно полагать, что Морозову по царскому изволенію достались и старый дворъ Шуйскаго и еще старѣ йшій дворъ Головиныхъ съ церковью Воздвиженія, почему эта церковь и находилась въ составѣ храмовъ Чудова монастыря и была превращена въ больничную для монастырской братіи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал