Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чудовъ монастырь.






 

Основаніе Чудову монастырю было положено митрополитомъ Алексѣ емъ. Въ 1365 г. онъ заложилъ здѣ сь каменную церковь во имя Чуда Архангела Михаила въ Хонѣ хъ (6 сентября). Сооруженіе церкви было окончено въ то же лѣ то. При этомъ лѣ тописцы ни слова не прибавляютъ о томъ, что съ постройкою церкви учрежденъ былъ и самый монастырь. Ихъ свидѣ тельство касается только каменной церкви, какъ случая, не часто появлявшагося в ъ то время. Есть нѣ которыя основанія предполагать, что учрежденіе монастыря совершилось гораздо раньше постройки каменнаго храма.

Нѣ которые лѣ тописцы упоминаютъ, что на этомъ мѣ стѣ находился Царевъ Ордынскій Посольскій дворъ, т.-е мѣ стопребываніе приходивпшхъ въ Москву царевыхъ, иногда очень грозныхъ и немилостивыхъ, пословъ, появлявшихся время отъ времени за сборомъ даней и пошлинъ, а также и сверхъ пошлинъ чрезвычайныхъ царевыхъ запросовъ.

Другія позднѣ йшія свидѣ тельства упоминаютъ, что здѣ сь былъ конюшенный дворъ хана Джанибека, который подарила святителю царица Тайдула (Тайтуглы). Конюшенный дворъ, конечно, составлялъ только часть всего подворья. Невозможно предполагать, чтобы въ Кремлѣ находились только однѣ конюшни ордынскихъ пословъ.

Царь Джанибекъ и съ своею матерью царицею Тайдулою (Тайтуглы) не мало благоволилъ къ Русской землѣ, давая ей возможныя льготы, какія именно, не знаемъ. " Былъ сей царь Чанибекъ Азбяковичъ добръ зѣ ло ко христіанству", говоритъ наша лѣ топись, " и многу льготу сотвори землѣ Рустей". Можемъ догадываться, что такое благоволеніе Ордынскаго царя и его царицы возникло и постоянно поддерживалось ходатайствами митрополита Алексѣ я и главное его дальновидною умною политикою. Это тѣ мъ болѣ е вѣ роятно, что тотъ же Джанибекъ съ митрополитомъ Ѳ еогностомъ поступалъ очень притѣ снительно, хотя и Ѳ еогностъ получилъ обычный ярлыкъ, подтверждавшій всѣ давніе ярлыки, освобождавшіе духовенство отъ даней и пошлинъ. Но при св. Алексѣ ѣ Джанибекъ сдѣ лался особенно добрымъ и ласковымъ, и, какъ упомянуто, сотворилъ многую льготу Русской Землѣ.

Ордынскіе цари отъ начала ихъ владычества очень уважали нашихъ митрополитовъ и весь поповскій чинъ, какъ они выражались, почитая ихъ молебниками, что Богу молились за нихъ и за все ихъ племя, а потому и освобождали молебниковъ отъ всякихъ даней и пошлинъ. Быть можетъ, никто изъ прежнихъ митрополитовъ не дѣ йствовалъ такъ благотворно на утвержденіи этого царскаго убѣ жденія, какъ Митрополитъ Алексѣ й. Такъ, возможно объяснять особое благоволеніе къ митрополиту царя Джанибека и въ особенности его матери, любимѣ йшей жены царя Узбека, царицы Тайдулы, которая еще въ 1356 г. дала ему охранную грамоту для безопаснаго пути на его проѣ здъ въ томъ году въ Царьградъ, а потомъ въ 1357 г. вызвала его къ себѣ въ Орду для изцѣ ленія отъ болѣ зни своихъ очей. Разсказывали, что въ ожиданіи его прибытія она видѣ ла сонъ, какъ приближался къ ней святитель въ архіерейской одеждѣ и съ нимъ священники въ священныхъ одеждахъ. Царица по тому образцу и изготовила имъ такія одежды, какъ видѣ ла во снѣ.

Когда святитель, собравшись идти въ Орду, служилъ въ Успенскомъ соборѣ молебенъ, совершилось благодатное чудо у гроба св. Петра митрополита -- " се отъ себя сама загорѣ ся свѣ ча" {Чудесное самовозженіе свѣ чъ случалось нерѣ дко. Еще въ 1147 году, когда въ Кіевѣ убитаго народною толпою князя Игоря положили въ церкви св. Михаила, на ту ночь Богъ прояви надъ нимъ знаменіе велико, зажгошась свѣ чи вси надъ нимъ въ церкви той". Наутро Новгородцы сказали объ этомъ митрополиту, но митрополитъ запретилъ кому-либо говорить объ этомъ, повелѣ лъ потаити такую благодать, Богомъ явленную надъ покойнымъ. Въ позднія времена такая благодать являлась еще чаще. Въ 1375 г. іюля 27 въ Твери, въ церкви Покрова, передъ иконою Богородицы ночью свѣ ча загорѣ лась сама собою. Въ Москвѣ по кончинѣ вел. княгини Евдокіи, въ иночествѣ Евфросинiи, Донской (1407 г.) многажды у гроба свѣ ща сама о себѣ возгорашеся... (Степ. Кн., I, 514). Въ Москвѣ въ 1480 г. во время нашествія Ахмата, октября 9, у гроба Петра возжеся свѣ ча о себѣ. Митрополитъ вощаницу оныя свѣ щи, нарядивъ со святой водою, послалъ вел. князю на Угру. Въ Москвѣ въ Архангельскомъ соборѣ при царѣ Василіи Ив. у гроба Дмитрія Донскаго " свѣ ща сама о себѣ возгорѣ ся и небеснымъ свѣ томъ оба полы свѣ тяще и на много дни горяше, воску жъ не умаляющуся. Есть же та свѣ ща и донывѣ во церкви той. Отъ нея же мнози съ вѣ рою пріимаху воску онаго и отъ различныхъ болѣ зней здравіе пріимаху".}. Святителъ раздробилъ чудную свѣ чу и роздалъ народу на благословеніе и часть ея взялъ съ собою съ освященною водою. Въ Ордѣ его встрѣ тилъ съ большимъ почетомъ самъ царь Джанибекъ съ сыномъ Бердибекомъ и съ прочими сыновьями, съ князьями и вельможами. У царицы совершенъ былъ молебенъ, на которомъ возжена была чудесная свѣ ча; потомъ святитель окропилъ царицу св. водою и въ тотъ часъ она прозрѣ ла. И царь и вся Орда дивились такому событію и оказали святителю хвалу и честь велію, а царь почтилъ его и бывшихъ съ нимъ многими дарами.

Возможно предполагать, что день чудеснаго изцѣ ленія царицы былъ 6 сентября, день памяти Чуда Архангела Михаила въ Хонѣ хъ, въ честь котораго Чуда и учрежденъ былъ монастырь. Святитель отправился въ Орду 18 августа и, дѣ йствительно, могъ прибыть въ Орду въ началѣ сентября. Возможно также догадываться, что въ это же время, пользуясь торжествомъ своего святого подвига, святитель выпросилъ у хана разрѣ шеніе взять его Посольскій дворъ для устройства на немъ по откровенію Божьему обѣ тнаго монастыря и постройки церкви.

Какъ увидимъ, никакое другое время не способствовало къ такому ходатайству о пріобрѣ теніи Посольскаго двора. Въ этомъ же 1357 г. по выѣ здѣ святителя въ борзѣ (со скоростію) отпущеннаго, въ Ордѣ началась замятня, большія смуты, царь Джанибекъ былъ убитъ сыномъ Бердибекомъ, который въ свой чередъ былъ убитъ въ 1359 г., а затѣ мъ въ 1360 г. была убита и знаменитая Тайдула.

При своемъ отъѣ здѣ изъ Орды святитель получилъ обычный ярлыкъ уже отъ Бердибека.

Такимъ образомъ, если Тайдула подарила святителю Посольскій дворъ, такъ это могло случиться раньше 1360 г. и по всему вѣ роятію въ тотъ самый годъ, когда получила чудесное изцѣ леніе отъ болѣ зни, а потому и основаніе монастыря могло совершиться въ 1358 году. Постройка каменной церкви спустя пять лѣ тъ по смерти Тайдулы происходила уже въ созданномъ монастырѣ, гдѣ прежде могла быть построена только деревянная церковь, о чемь лѣ тописцы не упомянули, какъ о рядовомъ событіи. А послѣ дующіе списатели житія св. Алексѣ я уже произвольно толковали о деревянной церкви для своихъ цѣ лей, чтобы объяснить разрушеніе храма въ 1431 г. и доказывать, что онъ былъ обширнѣ е и что святитель былъ погребенъ внутри, а не внѣ храма.

Какъ бы ни было, но время основанія монастыря едва ли можеть относиться ко времени постройки каменной церкви.

Святитель Алексѣ й, создатель, устроитель Московскаго политическаго единенія, скончался 12 февраля 1378 г. я не получилъ отъ современниковъ достойной лѣ тописи своего житія, чему могли попрепятствовать наставшія послѣ его кончины страшныя для Москвы событія: нашествіе въ 1380 г. Мамая и въ 1382 г. нашествіе Тохтамыша. Неимовѣ рное напряженіе нравственныхъ и матеріальныхъ силъ въ первое нашествіе и совершенное истребленіе самой Москвы въ погромъ Тохтамыша, конечно, не могли на долгое послѣ того время благопріятствовать спокойному развитію литературнаго труда. Здѣ сь и скрываются тѣ причины, почему литературное развитіе Москвы во все послѣ дующее время оставалось безъ движенія. Такимъ образомъ, и житіе св. Алексѣ я не получило въ свое время должной литературной обработки, даже хотя бы и одной короткой записи. Такая обработка началась спустя 70--80 лѣ тъ послѣ его кончины и, конечно, не обладая надобными источниками, описала это житіе въ довольно превратномъ видѣ.

" Какъ библіографическая исторія житія", говоритъ почтенный изслѣ дователь житій Русскихъ святыхъ В. О. Ключевскій. " такъ и его фактическое содержаніе представляють много темныхъ, едва ли даже разъяснимыхъ пунктовъ". Авторъ по этому поводу укоряетъ Московскую письменность ХУ в., что " 70--80 л. спустя по смерти знаменитаго святителя въ Москвѣ не умѣ ли написать порядочной и вѣ рной его біографіи, даже по порученію вел. князя и митрополита съ соборомъ". Но возможно ли было написать что-либо вѣ рное и порядочное, когда, кромѣ колеблющихся преданій, никакихъ вѣ рныхъ источниковъ не оказывалось налицо. Съ половины ХV и до конца ХVІІ ст. надъ обработкою этого житія трудилось не мало писателей и всѣ они, не имѣ я вѣ рныхъ источниковъ, по необходимости дополняли другъ друга собственными домыслами, отчего житіе и наполнилось непримиримыми противорѣ чіями и относительно времени, и относительно событій. Разобраться въ этихъ противорѣ чіяхъ очень трудно, а въ иныхъ случаяхъ и совсѣ мъ невозможно. Попытаемся выяснить хотя немногое.

Сооруженная въ 1365 г. в ъ одно лѣ то каменная церковь Михаила Чуда, несомнѣ нно, была небольшого размѣ ра. При своей кончинѣ святитель завѣ щалъ вел. князю положить себя внѣ церкви за алтаремъ и указалъ мѣ сто для своей могилы.

Было ли въ точности исполнено это завѣ щаніе? Нѣ ть. Вел. князь Димитрій и духовныя, и свѣ тскія власти опредѣ лили положить его въ церкви, въ предѣ лѣ Благовѣ щенія. Такъ и совершилось. По этому свѣ дѣ нію находимъ, что въ первоначальномъ храмѣ существовалъ предѣ лъ Благовѣ щенія. Но въ томъ же житіи разсказывается, что въ 1431 г. во время литургіи верхъ церковный отъ ветхости обвалился, но бывшіе въ алтарѣ священники остались невредимыми. Послѣ того разрушенную церковь разобрали и приступили къ постройкѣ новой каменной же церкви.

Когда начали копать рвы на основаніе новой церкви, внутри прежде бывшей, разобранной, то, копающе, обрѣ ли въ землѣ чудесныя мощи святителя цѣ лы и нетлѣ нны и ризы его невреженны, яко вчера облечены. О предѣ лѣ Благовѣ щенія при этомъ свидѣ тельствѣ нигдѣ въ писаніяхъ на упомянуто.

Итакъ, по этому свѣ дѣ нію погребеніе святителя совершилось, вопреки его завѣ щанію, не внѣ храма, но внутри.

Между тѣ мъ, въ томъ же житіи есть свидѣ тельство, что архіепископъ Геннадій, бывшій прежде архимандритомъ въ Чудовѣ монастырѣ, потомъ Новгородскимъ архіепископомъ, проживая остатокъ дней снова въ Чудовомъ монастырѣ, былъ по кончинѣ погребенъ въ самомъ томъ мѣ стѣ, гдѣ лежало въ землѣ священное тѣ ло великаго святителя и чудотворца Алексѣ я, прежде обрѣ тенія его, у самыя стѣ ны великія церкви.

А еще прежде скончавшійся въ 1393 г. февр. 15 старѣ йшій бояринъ Дмитрія Донскаго Данило Ѳ еофановичъ, племянникъ св. Алексѣ я, былъ положенъ близъ гроба святителя, стало быть, внѣ церкви, такъ какъ при этомъ не упомянуто о погребеніи въ самомъ храмѣ.

Новая церковь во многомъ отличалась отъ развалившейся. Она была менѣ е старой, но зато была высока и зѣ ло пространна и прекрасна, была трикровна, то-есть имѣ ла три верха или три главы и выспрь восходы, то-есть была построена на подклѣ тномъ ярусѣ съ лѣ стницами для всхода. Старая же церковь если и пространнѣ е была всюду, но была единокровна, имѣ ла одну главу или верхъ и помостъ, имѣ ла токмо на самой землѣ. Три верха явно показываютъ, что въ новой церкви былъ устроенъ предѣ лъ Благовѣ щенія, въ которомъ и были помѣ щены св. мощи. Писатель настаиваетъ, что старая церковь была обширнѣ е новой съ тою мыслью, дабы утвердить свидѣ тельство, что святитель былъ погребенъ внутри храма.

Для этой цѣ ли позднѣ йшій писатель (Прологъ, изд. 1777 г.) увѣ ряетъ, что старый храмъ былъ деревянный, что копали рвы внутри этого деревяннаго храма " и тако обрѣ тоша св. мощи".

При новомъ храмѣ была построена и трапеза, велія, каменная, и погребы каменные, но это свидѣ тельство относится уже къ позднѣ йшимъ сооруженіямъ, о которыхъ скажемъ въ своемъ мѣ стѣ. Вѣ роятнѣ е, что трапеза была построена деревянная. Въ 1476 г. февраля 16 въ монастырѣ сгорѣ ла (несомнѣ нно, деревянная) трапеза и архимандричья Геннадіева келья.

Геннадій, какъ увидимъ, много способствовалъ къ доброму устройству монастыря. О немъ лѣ тописцы записали слѣ дующее обстоятельство.

Въ 1483 г. случилось навечеріе св. Крещенія въ воскресенье. Геннадій въ своемъ монастырѣ разрѣ шилъ святую Богоявленскую воду пить поѣ вши, т.-е. и послѣ обѣ да. Въ церковномъ же Уставѣ о томъ не писано. Митрополитъ послалъ изымать Геннадія, но онъ, спасаясь, убѣ жалъ къ вел. князю. Митрополитъ самъ пошелъ къ вел. князю, обличилъ преступника, много глаголаше на него, такъ что вел. князь выдалъ бѣ глеца.

Тогда митрополитъ повелѣ лъ сковать его и подъ полатою въ ледникъ посадить. Узнавъ о такой немилости, вел. князь и съ боярами умолили владыку простить его, что и было исполнено. Прощенный Геннадій не только остался архимандритомъ, но на другой же годъ былъ возведенъ въ санъ архіепископа въ Великій Новгородъ.

Въ томъ же 1483 году благоволѣ ніемъ Божіимъ вниде ему въ умъ дѣ ло благое--соорудить въ монастырѣ храмъ во имя самого учредителя обители св. Алексѣ я. Основаніе храму было положено вкупѣ и съ трапезою, какъ свидѣ тельствуетъ житіе. Но нѣ которыя лѣ тописи упоминаютъ, что трапеза была заложена въ 1485 г., когда Геннадій былъ уже архіепископомъ въ Новгородѣ. Удалившись туда еще въ 1484 году, попеченіе о новосооружаемомъ храмѣ онъ передалъ братьямъ Траханіотамъ, Дмитрію и Георгію, и сыну Дмитрія Юрью, по прозванію Малому, людямъ очень извѣ стнымъ въ государствованіе Ивана III.

Въ Новгородѣ Геннадій прославился какъ искоренитель ереси жидовствующихъ и установитель строгаго порядка и благочинія среди тамошняго духовенства, которое къ тому же оказывалось совсѣ мъ безграмотнымъ, такъ что архіепископъ самъ принужденъ былъ учить грамотѣ своихъ ставлениковъ. Объ этомъ онъ писалъ любопытное посланіе въ Москву къ вел. князю.

И изъ Великаго Новгорода онъ очень заботился о сооруженіи Чудовскаго храма, высылая въ Москву на его постройку довольно серебра. Церковь была сооружена вельми чудна, велика и высока, и трапеза, а въ ней многія полаты, горнія и дольнія, удобныя на всякую монастырскую потребу и живущимъ тутъ братіямъ на преупокоеніе. Послѣ того въ новосозданную имени св. Алексѣ я церковь были перенесены и мощи святителя изъ Благовѣ щенскаго предѣ ла и поставлены въ ракѣ на правой сторонѣ у стѣ ны.

Эта постройка отчасти сохраняетъ свои внутреннія стѣ ны и донынѣ съ западной стороны соборнаго храма, гдѣ существуетъ главный входъ въ готическомъ стилѣ.

Такимъ образомъ возможно выяснить слѣ дующія положенія. Самое основаніе монастыря возможно относить къ 1358 г.

Первый каменный храмъ построенъ въ 1365 г.; на томъ же мѣ стѣ построенъ новый съ предѣ ломъ Благовѣ щенія въ 1431-- 1438 гг.

Третій храмъ на новомъ мѣ стѣ во имя св. Алексѣ я заложенъ въ 1483 г. и выстроенъ вѣ роятно въ 1485 г., когда построена и трапеза съ горними верхними и дольними нижними полатами.

Въ 1493 г. во время Кремлевскаго пожара у Чуда въ монастырѣ казна выгорѣ ла.

Въ 1500 г. уже не помнили, кто заложилъ старую церковь, построенную въ 1431 --1438 г., и приписывали ея постройку самому святителю Алексѣ ю. Къ этому времени она значительно обветшала, и вел. князь Иванъ Вас. въ 1501 году повелѣ лъ ее разобрать и на томъ же мѣ стѣ построить новую. Въ 1503 г. выстроенный храмъ былъ освященъ 6 сентября, на память празднованія Чудеси иже есть въ Хонѣ хъ, митрополитомъ Симономъ и архіепископомъ Геннадіемъ.

Вслѣ дъ затѣ мъ, въ 1505 г., былъ по ветхости разобранъ и Архангельскій соборъ на площади и заложенъ новый, котораго постройка была окончена въ 1507 г. Оба храма сооружали итальянскіе мастера, какъ можно судить по многимъ деталямъ сооруженія.

Въ 1535 г. правительница Елена (Глинскихъ) устроила для мощей святителя новую серебряную раку.

Февраля 11 пятилѣ тній царь Иванъ (Грозный), его мать Елена прибыли въ монастырь. Митрополитъ Даніилъ съ епископами служилъ предъ св. мощами молебенъ, съ великими слезами моля святого, дабы угодно ему было переложить его мощи изъ старой въ новую раку. Митрополитъ со властями самъ совершилъ переложеніе. Маленькій царь съ матерью и боярами тутъ стояли, съ великими слезами моля святого.

Въ другой лѣ тописи (Львова, IV, 35) этотъ случай разсказанъ съ иными подробностями. Царь Василій Ивановичъ, часто приходя ко гробу св. Петра чудотворца (въ Успенскомъ соборѣ) и къ св. мощамъ чудотворца Алексѣ я, " лобызая со слезами св. мощи, особо наединѣ, по вся дни и нощи съ теплою вѣ рою призываетъ ихъ, да помогуть ему ходатайствомъ къ Богу и къ Пречистой Его Матери о прижитіи чадъ и обѣ ты свои предъ ними въ сердцѣ своемъ полагаетъ... И родися ему сынъ (Иванъ)... и радостною душею обѣ ты сердца исполняя, повелѣ ваетъ дѣ лать раки святымъ ихъ мощамъ со всякимъ царскимъ устроеніемъ: св. Петру раки золотую съ его образомъ златымъ, а стороны раки серебряныя; и каменіемъ драгимъ повелѣ лъ ее украсить. А св. Алексѣ ю раку серебряную всю и на ракѣ образъ святого и столбцы позлатить. Начали дѣ лать обѣ раки въ генварѣ 1531 г. и додѣ лали раку св. Алексѣ я въ февралѣ 1535 г. Затѣ мъ 11 числа совершено было и переложеніе св. мощей при архимандритѣ Іонѣ. Былъ тутъ со многими боярами царь Иванъ и съ братомъ Георгіемъ.

Въ третьей лѣ тописи (П. С. Л., VI, 295) помѣ щена даже самая надпись, по всему вѣ роятію существовавшая на ракѣ, гдѣ упомянуто, что образъ чудотворца устроенъ былъ на верхней доскѣ отъ серебра во всемъ сану, какъ государи служатъ, и украшенъ златомъ, каменіемъ дорогимъ и бисеромъ.

Въ великій пожаръ 1547 г. Чудовъ монастырь выгорѣ лъ весь; были сохранены Божіимъ милосердіемъ однѣ мощи святителя Алексѣ я. Старцевъ погорѣ ло по погребамъ и полатамъ 18, слугъ 50 чел., запасъ монастырскій весь сгорѣ лъ.

Въ 1556 г. февраля 29 у царя Ивана родилась дочь, царевна Евдокія. Государь по своему обычаю крестилъ ее въ Чудовѣ монастырѣ и тогда же повелѣ лъ построить надъ задними вратами монастыря обѣ тную церковь во имя Іоанна Лѣ ствичника съ предѣ ломъ Евдокіи муч. Ноября 1 церковь была освящена торжественно въ присутствіп царя, царицы Анастасіи, царевича Ивана, царскаго брата Юрья Васильевича. Тутъ же были митрополитъ изъ Царяграда Кизитскій Іосафъ и старцы Святыя Горы, жившіе вѣ роятно въ Чудовѣ же. Освящалъ митрополитъ Макарій со всѣ ми соборы.

Этоть небольшой храмъ съ именемъ Іоанна Лѣ ствичника существовалъ и въ ХVІІ ст. и упоминается въ 1649 г. 25 апрѣ ля по слѣ дующему случаю: извѣ стно, что у царя Алексѣ я Мих. во дворцѣ проживали верховые (придворные) нищіе, старые старики, которыхъ царь содержалъ по завѣ тамъ церкви и для благочестивыхъ съ ними бесѣ дъ. Одинъ изъ этихъ стариковъ Исай Аникеевъ по какому-то случаю убился съ дворцоваго Верху, вѣ роятно упалъ изъ своего высокаго жилища во Дворцѣ.

Государь повелѣ лъ справить по немъ поминовеніе и раздать деньги на панихиды и обѣ дни въ малыя и бѣ дныя церкви Кремля: 1) въ церковь Іоанна Лѣ ствичника въ Чудовѣ монастырѣ у больницъ, гдѣ онъ Исаій погребенъ, 2) въ церковь Іоанна Новгородскаго, что на подворьѣ Спаса Новаго монастыря, 3) въ церковь Воздвиженія Честнаго Креста подлѣ Вознесенскаго монастыря, 4) мученика Христофора (построена каменная по указу 1651 г. 1 марта), что на площади у Холопья Приказа, 5) Іоанна Предтечи противъ большихъ Конюшенъ и въ богадѣ льни на Кулишкахъ, на Покровкѣ и на Тверской.

Въ 1675 г. по случаю раздачи на поминовеніе по Епифаніи Славеницкомъ объ этомъ храмѣ не упоминается, но въ числѣ монастырскихъ церквей значится церковь Елевферія, устроенная несомнѣ нно въ память того, что свят. Алексѣ й мірскимъ вменемъ именовался Елевферіемъ. Быть можетъ, этотъ престолъ былъ освященъ вмѣ сто Іоанна Лѣ ствичника. Въ XVIII ст. этотъ храмъ былъ освященъ во имя Платона и Романа и потомъ во имя Всѣ хъ Святыхъ.

Въ 1600 г. февраля 17 съ тѣ мъ же торжествомъ, какъ и въ 1535 г., св. мощи Святителя были снова переложены въ новую серебряную раку, которая была сооружена по желанію царя Ѳ едора Ив. и мало еще не была додѣ лана предъ кончиною государя въ 1598 г. Рака, скованная изъ серебра, была украшена златомъ и многоцѣ нными бисеры и каменьемъ драгимъ; вверху ея образъ Святого изображенъ, и такъ великолѣ пно была устроена, что не можно было достойно и описать ее. Она была изготовлена уже при царѣ Борисѣ Годуновѣ, когда и совершилось переложеніе св. мощей {При этомъ лицевое житіе воздаеть великую похвалу новому царю и тѣ мъ указываетъ, что самое это житіе писано по повелѣ нію Годунова, быть можетъ, самимъ патріархомъ Іовомъ.}.

Въ 1626 г. мая 3 случился новый великій пожаръ въ Кремлѣ, начавшійся въ Китай-городѣ и отъ верха храма Василья Блаженнаго перешедшій на Вознесенскій, а потомъ и на Чудовъ монастыри. Въ Чудовѣ погорѣ ла Соборная (Алексѣ евская) церковь или самое Чудо Михаила Архангела, какъ писатели иногда прозывали этотъ древній храмъ.

Въ 1677 г. монастырю былъ отданъ обширный дворъ боярина Б. И. Морозова. занимавшій все пространство теперешняго Малаго дворца. Съ этого времени при архимандритѣ Адріанѣ (1678-- 1686 г.), который потомъ въ 1690 г. былъ избранъ патріархомъ, старая церковь св. Алексѣ я и прилегающія къ ней полаты, трапезы и подъ ними монастырскія службы были перестроены по чертежу царя Ѳ едора Алексѣ евича. Перестройка началась въ августѣ 1680 г. и была окончена въ 1686 г. на царское иждивеніе.

Въ томъ же году мая 20, на память Обрѣ тенія Мощей Святителя, новый храмъ его имени былъ торжественно освященъ. Св. мощи по случаю постройки находились въ старой церкви Чуда Михаилова. Наканунѣ, 19 числа, совершена была малая вечерня; къ службѣ прибыли царь Иванъ, царь Петръ и царевна Софія. Патріархъ шелъ въ каретѣ въ переднія монастырскія ворота. Послѣ вечерни былъ молебенъ. Св. мощи были поставлены посреди церкви и потомъ подняты на головы самимъ патріархомъ и царями, одинъ по правую сторону, другой по лѣ вую и позади архіерей; и понесли изъ церкви въ южныя двери, вынесли на паперть, откуда въ преднесеніи хоругвей, крестовъ и иконъ, со звономъ во-вся на Иванѣ Великомъ и въ монастырѣ, архіерей, архимандриты, игумены, протопопы понесли святыню въ новый храмъ. Патріархъ шелъ позади святыни, а за нимъ цари и царевна. Несли на главную южную лѣ стницу мимо алтарей новой церкви и взошли на большой рундукъ (помостъ крыльца), принесли въ церковь, поставили на уготованное мѣ сто самъ патріархъ со властьми. Послѣ молебна цари и царевна отбыли въ свой царскій домъ, а за ними и патріархъ въ свой архіерейскій домъ.

Здѣ сь примѣ чательно участіе въ церемоніи самой царевны Софіи въ качествѣ третьяго царя, какъ она постепенно выступала на это желанное ею поприще.

20 мая, какъ упомянуто, послѣ довало освященіе храма, къ которому прибылъ только царь Иванъ Алек. Во время службы св. мощи были торжественно обнесены вокругъ храма.

Еще въ мартѣ мѣ сяцѣ того года (1686) усердный строитель новаго храма и монастыря архимандритъ Адріанъ былъ посвященъ въ Казанскіе митрополиты и въ это время служилъ въ новосооруженномъ имъ храмѣ всенощную наканунѣ освященія.

Къ этому времени другой храмъ, сооруженный рядомъ съ Алексѣ евскимъ, еще не былъ оконченъ отдѣ лкою. Онъ былъ освященъ патріархомъ Іоакимомъ 28 ноября. Въ то же время былъ освященъ патріархомъ и небольшой храмъ, выстроенный съ западной стороны Алексѣ евской церкви во имя апостола Андрея Первозваннаго.

По всему вѣ роятію, этотъ храмъ былъ сооруженъ въ память умиротворенія стрѣ лецкой смуты въ 1682 году. Стрѣ льцы послѣ майской трагедіи, побитія многихъ бояръ, продолжали бушевать подъ именемъ " надворной пѣ хоты", во всѣ хъ полкахъ стали чинить сборы ратнымъ обычаемъ, ходили вездѣ съ копьями и со всякимъ ружьемъ, съ Пушечнаго двора развезли пушки къ себѣ по полкамъ, а иныя ввезли въ Кремль; и изъ казны порохъ разобрали по себѣ, вездѣ разставили свои караулы и никого не пропускали къ Троицѣ, гдѣ пребывали цари, и отъ Троицы къ Москвѣ, отчего весь городъ былъ въ великомъ смятеніи и страхѣ. Умирить стрѣ льцовъ государи поручили патріарху Іоакиму. Онъ переписывался съ царями, посылая свои письма съ Чудовскимъ же архимандритомъ Адріаномъ, который и отъ царей приносилъ ему грамоты.

Патріархъ 8 октября призвалъ всѣ полки въ Успенскій соборъ и послѣ торжественнаго умилостивительнаго богослуженія вынесъ св. евангеліе и ошую руку (мощи) св. апостола Андрея Первозваннаго. Положивъ святыни на аналой, патріархъ сотворилъ всѣ мъ полкамъ поученіе о мирѣ и любви, прочитавши вмѣ стѣ съ тѣ мъ и царскія грамоты, призывавшія стрѣ льцовъ оставить смуту и служить вѣ рно и обѣ щавшія всепрощеніе ихъ подвигамъ. Мятежники всѣ единодушно покорились и цѣ ловали евангеліе и руку св. апостола изъ патріаршей руки. Всѣ и сами стрѣ льцы очень радовались такому повороту смутныхъ дѣ лъ и въ особенности радовался самъ патріархъ, усердно поздравлявшій царей съ успѣ шнымъ окончаніемъ дѣ ла и получившій за это широковѣ щательную царскую похвальную грамоту. Несомнѣ нно, что благодарная Господу и св. апостолу память о такомъ важномъ событіи и ознаменовалась постройкою храма во имя св. ап. Андрея.

Освященіе храма совершалъ самъ патріархъ и послѣ службы въ новой трапезѣ былъ столъ большой для всѣ хъ, кушалъ за столомъ и святѣ йшій съ архіереями и со властьми.

Въ 1701 г. іюня 9 новый опустошительный пожаръ Кремля, начавшійся возлѣ Чудова монастыря на Новоспасскомъ подворьѣ, истребилъ повсюду все деревянное, сохранивъ только каменныя зданія обгорѣ лыя и поврежденныя.

Подробностей о томъ, что именно погорѣ ло въ монастырѣ, не имѣ емъ. Извѣ стно только, что въ 1702 г. были возобновлены позолотою главы и кресты на церквахъ Алексѣ евской и Благовѣ щенской.

Въ лютѣ йшій пожаръ 29 мая 1737 г. въ Чудовомъ монастырѣ погорѣ ло двѣ церкви со всякою церковною утварью, а также властелинскія и братскія и другія кельи, т.-е. всѣ зданія и конюшенный дворъ. На возобновленіе всего погорѣ вшаго отъ Коллегіи Экономіи было назначено только 2.000 рублей.

По описи 1763 г. состояніе церквей и всѣ хъ зданій монастыря находилось въ слѣ дующемъ видѣ (Альбомъ видовъ No XVIII):

1) Соборная архангела Михаила церковь однопрестольная пятиглавная (нынѣ одноглавная), на главахъ кресты осмиконечные, средняя глава крыта мѣ дью и позолочена, остальныя главы и церковь крыты жестью. т.-е. бѣ лымъ желѣ зомъ, и выкрашены зеленою краскою; вокругъ церкви съ трехъ сторонъ паперть съ 12 окончинами и съ каменными сходами, крытая желѣ зомъ подъ зеленою краскою. Отъ собора къ Благовѣ щенской церкви и къ архіерейскимъ покоямъ существовали каменные на столбахъ со сводами и безъ сводовъ крытые переходы со многими окошками (31 окош.). У переходовъ возлѣ храма стояла колокольня. 2) Церковь Благовѣ щенія пятиглавая, средняя глава крыта желѣ зомъ полуженнымъ, была позолочена, но въ пожаръ 1737 г. золото потускнѣ ло; другія главы крыты такимъ же желѣ зомъ. Въ церкви полъ выстланъ чугунною лещедью. Внутри обширной трапезы въ стѣ нѣ устроена полатка, гдѣ продается чудотворцевъ медь.

3) Церковь Алексѣ я митрополита пятиглавая, обдѣ лка главъ такая же, какъ у Благовѣ щенія, и кресты осмиконечные. Алтари обѣ ихъ церквей соединены проходомъ съ дверью. Полъ въ церкви также чугунный. Передъ церковью обширная трапеза, изъ которой выходъ на паперти, а съ паперти сходъ по лѣ стницѣ на Ивановскою площадь, гдѣ находилось крыльцо на двухъ столбахъ одинакихъ и двухъ тройныхъ, каменныхъ, при оныхъ 4 жестяныя трубы съ змѣ йками для сбѣ гу съ кровли воды; крыша крыльца желѣ зная; сверхъ оной двѣ дуги желѣ зныя, наверху дугъ яблоко мѣ дное позлащенное, сверхъ яблока звѣ зда съ крестомъ. Крыльцо имѣ ло длины 5 саж. 12 арш., ширины 4 саж. 5 четвертей. Это старое крыльцо при митр. Платонѣ было построено въ нескладномъ готическомъ стилѣ, какъ существуетъ и донынѣ.

Въ одной связи съ этими двумя церквами находилась третья небольшая церковь во имя Андрея Первозваннаго, одноглавая, глава обита желѣ зомъ и выкрашена зеленою краскою. За церковью слѣ довала обширная Братская трапеза и рядомъ съ нею полата, въ которой про братію раздаютъ кушанье. Эти послѣ днія помѣ щенія выходятъ окнами противъ церкви Двѣ надцати Апостоловъ. Три церкви съ трапезами и братская трапеза съ полатою были покрыты въ одну линію желѣ зною кровлею, выкрашенною красною краскою. Подъ ними, въ нижнемъ этажѣ, находились погреба и полаты житенная, капустная, истопничная, гдѣ были печи.

4) Церковь Воздвиженія, построеніе Ховрина, о которой говоримъ особо.

5) Церковь Платона и Романа, надъ задними воротами, Крестовая, потому что возлѣ находились архіерейскія полаты, одноглавая, въ шеѣ главы 8 оконъ; сверхъ главы яблоко позлащенное; глава и церковь крыты желѣ зомъ и выкрашены зеленою краскою. Въ церкви хоры росписанные деревянные, полъ дощатой. ГІередъ церковью парапетъ деревянный съ перилами; всходъ къ церкви каменный, шир. 1 1/2 арш. Эта церковь впослѣ дствіи освящена во имя Всѣ хъ Святыхъ. Выше мы упоминали, что она построена при Грозномъ царѣ.

6) Колокольня четвероугольная о пяти апартаментахъ или ярусахъ, изъ которыхъ въ четвертомъ, осмигранномъ, ярусѣ помѣ щалась библіотека, а въ пятомъ, съ 8 окнами (слухами), висѣ ли 12 колоколовъ; верхъ колокольни оканчивался фонаремъ также съ 8 окнами (слухами) и надъ нимъ главою съ желѣ знымъ крестомъ.

Сь западной стороны на 30 саж. протягивалось строеніе, заключавшее въ себѣ братскія кельи въ три этажа съ служебными полатами: пирожною, поварнею, кваснымъ погребомъ, пивоваренною. Передъ кельями находились на каменныхъ столбахъ деревянные переходы и каменные парапеты.

Съ сѣ верной стороны такое же строеніе съ братскими кельями простиралось на 14 саж. въ три этажа съ подобными же переходами. На той же сторонѣ въ связи съ этимъ зданіемъ внутри двора возвышалось трехъэтажное зданіе съ кельями, кладовыми казенными, полатами. Въ верхнемъ ярусѣ находились архіерейскіе покои, заключавшіе въ себѣ: 1) Крестовую полату съ 4 окнами, 2) залъ съ 6 окнами, 3) столовую съ 3 окнами, 4) наугольную съ 4 окнами, 6) библіотеку съ 2 окнами. Нумеръ 5 не обозначенъ.

Это строеніе простиралось отъ угла западной стороны до заднихъ воротъ, которыя были створчатыя желѣ зныя, съ калиткою. По другую сторону воротъ, по направленію къ восточной сторонѣ, протягивалось другое двухъярусное зданіе, на 13 саж., въ которомъ во второмъ ярусѣ помѣ щались: полата судейская, полата подьяческая, полата архивная и одна келья.

Съ восточной стороны отъ угла сѣ верной находилось двухъярусное зданіе на 9 саж. съ намѣ стничьими пятью кельями во второмъ ярусѣ.

Затѣ мъ протягивалось на 34 саж. другое двухъярусное зданіе, въ которомъ въ нижнемъ ярусѣ помѣ щались полаты: столярная, каретная, двѣ кладовыя, кузнечная и др. Во второмъ ярусѣ находились двѣ кельи и двѣ полаты больничныя, соединявшіяся съ церковью Воздвиженья.

Отъ этой церкви по южной сторонѣ монастырской земли находилось тоже двухъярусное зданіе въ длину на 26 саж., въ верхнемъ ярусѣ котораго помѣ щались: полата Консисторская, полата Судейская, полата Секретарская и еще двѣ полаты безъ названія. Это были древнія полаты Головиныхъ.

Съ западной стороны стояло еще двухъярусное зданіе на 15 саж. съ двумя полатами въ верхнемъ и съ 4 кладовыми полатками въ нижнемъ ярусѣ. Почти всѣ описанныя зданія существуютъ и нынѣ, конечно, съ передѣ лками и перестройками при возобновленіяхъ.

Монастырская земля съ южной стороны на 47 саженяхъ и съ западной на 30 саж. была ограждена каменною оградою, гдѣ впослѣ дствіи митроп. Платонъ выстроиль свой угловой архіерейскій домъ, поступившій потомъ подъ Николаевскій дворецъ. Прочія стороны монастырской земли и доселѣ окружены строеніемъ полатъ.

Всей земли подъ монастыремъ состояло: съ восточной стороны, внутри зданій, 54 саж., съ южной до угла 37 саж., поворотъ отъ угла до большихъ воротъ 30 саж., отъ воротъ по южной сторонѣ до угла западной стѣ ны 36 саж., съ западной стороны 40 саж., съ сѣ верной стороны 49 саж. Всего 6 стѣ нъ, или сторонъ.

Внѣ монастырской земли съ сѣ верной стороны, гдѣ нынѣ зданіе судебныхъ мѣ стъ, находился обширный каменный конюшенный дворъ съ каменными же постройками для келій и кладовыхъ полатъ. Онъ составлялъ неравномѣ рный квадратъ въ 13 саж. Между монастыремъ и конюшеннымъ дворомъ находился еще задворокъ, длиною въ 17 саж., шириною около 4 саж. По всему вѣ роятію этотъ конюшенный дворъ составлялъ нѣ когда часть Татарскаго Посольскаго двора, сохраняя свои границы до послѣ дняго времени.

Къ западу отъ конюшеннаго двора, въ 5 саж. отъ него, противъ заднихъ воротъ монастыря стояла церковь Козмы и Дамьяна, о которой мы высказали наше предположеніе, что она могла быть построена вел. княгинею Софьею Палеологь на мѣ стѣ остававшагося еще въ Москвѣ Татарскаго подворья.

Таково было расположеніе и состояніе монастырскихъ зданій до переустройства ихъ при митроп. Платонѣ и въ послѣ дующее время. Здѣ сь многое сохранялось еще и отъ XVI, и отъ XVII ст. (Альбомъ видовъ, No XVIII).

Монастырь, учрежденный знаменитымъ святителемъ, знаменитымъ подвижникомъ не только на церковномъ, но еще болѣ е и на политическомъ поприщѣ, съ первыхъ же временъ своего основанія получилъ значеніе учрежденія общественнаго и, главнымъ образомъ, въ извѣ стной степени ученаго или учительнаго, гдѣ въ самомъ началѣ собирались знающіе и испытанные старцы, избранные изъ монастырей, славившихся подвижническою жизнью, въ томъ числѣ и изъ Сергіева монастыря еще при жизни преподобнаго его основателя. Примѣ чательно, что это значеніе за монастыремъ сохранялось въ теченіи всей его исторіи и было подтверждено даже Петромъ Великимъ, который указомъ 4 генв. 1723 года повелѣ валъ " въ Чудовѣ монастырѣ монаховъ имѣ ть, которые бы достойны были къ производству въ духовные начальники".

Монастырь Михаилово Чудо въ Хонѣ хъ (хоны значитъ погруженіе) открылъ гостепріимный кровъ для приходившихъ въ Москву иноземныхъ православныхъ святителей и старцевъ, въ особенности для южныхъ Славянъ и Грековъ, которые находили въ немъ пріютъ, подолгу въ немъ проживали и, умирая, бывали погребаемы на его же кладбищѣ. Такъ, въ 1392 г. соборнѣ былъ погребенъ въ монастырѣ Матѳ ей Гречинъ, митрополитъ Адріанопольскій, прибывшій въ Москву съ митрополитомъ Кипріаномъ въ 1390 г., несомнѣ нно, до своей кончины проживавшій въ монастырѣ.

Въ Кремлѣ не было другого мѣ ста столько удобнаго для почтенныхъ пришельцевъ, всегда очень дорогихъ гостей для православной и богомольной Москвы, о чемъ Вселенскіе патріархи и разнаго рода Греческія духовныя власти знали доподлинно. Такъ, весною 1518 г. марта 4 прибыли въ Москву отъ Цареградскаго патріарха митрополитъ Григорій, Грекъ, да съ нимъ старцы отъ св. горы Аѳ онской бити челомъ о нищетѣ и поможеніи: изъ Ватопеда монастыря три старца, --Максимъ Грекъ, Неофитъ Грекъ, Лаврентій Болгаринъ; отъ св. Пантелеймона изъ Русскаго монастыря--проигуменъ Савва. А прежде тѣ хъ старцевъ за годъ пришелъ отъ св. Сорока Мученикъ, отъ Скиропотама монастыря Исаія Сербинъ. Князь великій Василій Ивановичъ принялъ ихъ съ великою честью и повелѣ лъ имъ пребывать въ монастырѣ архистратига Михаила Чуда, питая ихъ и доволя всякими потребами отъ своей царскои трапезы. Также и Варлаамъ митрополитъ великую любовь и честь къ нимъ показывалъ и, къ себѣ призывая, часто съ ними бесѣ довалъ о божественныхъ словесахъ духовныхъ.

Они были отпущены домой 11 сентября 1519 г. Стало быть, они жили въ монастырѣ болѣ е полутора года. Примѣ чательно, что въ это самое время съ 28 ноября 1518 г. и по іюль 1519 г. включительно совершилось у гроба св. Алексѣ я много чудныхъ изцѣ леній, явленныхъ 7, а неявленныхъ Богъ вѣ даетъ.

Эта лѣ тописная запись можетъ указывать, что и прежде и послѣ упомянутыхъ годовъ такіе православные гости почти каждый разъ во время своего пребыванія въ Москвѣ водворялись въ монастырѣ у Михаилова Чуда. А такъ какъ пріѣ зжіе гости очень нерѣ дко бывали люди по православному очень ученые, а потому и очень надобные для Русскихъ церковныхъ дѣ лъ, каковъ былъ, напримѣ ръ, Максимъ Грекъ, то по временамъ постоянное ихъ пребываніе у Михаилова Чуда давало монастырю особое учительное значеніе, которое оставалось за нимъ, какъ упомянуто, до послѣ днихъ лѣ тъ стараго допетровскаго порядка Русской жизни. Повидимому, такое общественное значеніе монастыря установилось со временъ самого его основателя, святителя Алексѣ я, именно избраніемъ въ составъ братіи достойныхъ старцевъ. Впослѣ дствіи, когда, наконецъ, возникла мысль объ учрежденіи ученой Греко-латинской школы, то нигдѣ въ другомъ мѣ стѣ, а именно въ Чудовомъ же монастырѣ, и была основана такая школа еще при Филаретѣ и при патріархѣ Іосифѣ, существовавшая здѣ сь до учрежденія Славяно-греко-латинской академіи. По свидѣ тельству Олеарія учителемъ этой школы былъ Грекъ Арсеній. За то, что онъ охуждалъ наши церковныя книги за ихъ неправильность, онъ былъ сосланъ въ Соловки въ 1649 г., когда, по всему вѣ роятію, на его мѣ сто былъ вызванъ Епифаній Славинецкій, а затѣ мъ при Никонѣ и Арсеній былъ возвращенъ и опредѣ ленъ справщикомъ печатнаго дѣ ла.

Объ этой самой школѣ голландецъ Кленкъ въ 1675 г. писалъ, что " Чудовъ монастырь скорѣ е можно назвать дворянскимъ учебнымъ заведеніемъ, чѣ мъ монастыремъ. Тамъ рѣ дко увидишь кого другого, какъ только дѣ тей бояръ и важныхъ вельможъ. Ихъ помѣ щають туда, чтобы отдалить отъ дурнаго общества и научить благонравному поведенiю. По исполненіи 16 лѣ тъ отъ роду они снова могутъ уйдти".

Быть можетъ, изстари то же учительное значеніе подавало поводъ сдѣ лать монастырь пріютомъ для недостойныхъ вь томъ или другомъ отношеніи духовныхъ владыкъ, которые иногда бывали здѣ сь заточаемы и здѣ сь же оканчивали свои дни. Однако монастырь не былъ каменною крѣ постью, казематомъ и видимо, что его крѣ пость заключалась именно въ строгомъ учительномъ житіи для всей братіи, а потому недостойные почему-либо владыки водворялись сюда для исправленія и раскаянія въ недостойныхь поступкахъ.

Такъ, въ 1391 г. въ Твери епископъ Евфиміи Висленъ очень поссорился съ Тверскимъ вел. княземъ и послѣ суда надъ нимь отставленъ съ епископства и водворенъ въ Москвѣ у Михаилова Чуда. Онъ скончался въ 1392 г. и положенъ за алтаремъ храма.

Въ 1397 г. погребенъ въ монастырѣ владыка Смоленскій Даніилъ. Въ 1401 г. пріѣ халъ въ Москву Ивань, владыка Новгородскій, бить челомъ вел. князю о Торжку. Митрополить Кипріан ъ по слову вел. князя понималъ его и посадилъ въ Чудовъ за сторожи за мѣ сячный митрополичій судъ, что не дали Новгородцы. Владыка просидѣ ль въ монастырѣ три съ половиною года и отпущенъ въ 1404 г.

Въ 1440 г. былъ посаженъ въ монастырѣ у Чуда отступникь Православія митрополитъ Исидоръ, просидѣ вшій здѣ сь отъ среды Крестопоклонной недѣ ли Великаго поста все лѣ то. Потомъ, сентября 15, онъ тайно убѣ жалъ въ Тверь и оттуда къ Риму. Онъсодержался подъ стражею для того, чтобы отступился отъ латин скаго соединенія и согласія, чтобы обратился и покаялся.

Въ 1480 г. генваря 19 здѣ сь же былъ заключенъ послѣ дній независимый Новгородскій владыка Ѳ еофилъ за крамолуизмѣ ну къ Литвѣ, прожившій въ монастырѣ шесть съ половиною лѣ тъ, гдѣ скончался и погребенъ.

Въ 1504 г. здѣ сь заключенъ и строитель монастырской церкви св. Алексѣ я, Новгородскій архіепископъ Геннадій, прожившій послѣ того два съ половиною года. О его погребеніи упомянуто выше.

При воцареніи Шуйскаго въ 1606 г. сюда быль отосланъ подъ начало и поставленный Лжедмитріемъ патріархъ Игнатій. Онъ дожилъ здѣ сь въ простыхъ чернецахъ до того времени, когда въ 1611 г. владѣ ющіе Москвою бояре и Поляки смѣ стили съ патріаршества Ермогена, посадивши его въ Чудовъ же монастырь и на его мѣ сто снова возвели того же Игнатія.

12 декабря 1666 г. въ Чудовомъ монастырѣ совершился судъ надъ патріархомъ Никономъ. Въ церкви Благовѣ щенія Вселенскіе пахріархи Паисій Александрійскій и Макарій Антіохійскій сняли съ него патріаршій санъ, клобукъ и панагію, при чемъ было прочтено ему и пи саніе о немъ, т.-е. изложеніе его виновности.

Бывали случаи, что нѣ которые святители добровольно поселялись въ этомъ митрополичьемъ монастырѣ. Въ 1464 г. сент. 13 здѣ сь нашелъ мирное прибѣ жище митрополитъ Ѳ еодосій Бывальцевъ, возбудившій въ толпѣ поповъ и дьяконовъ великую нелюбовь и проклятіе за свои строгія къ нимъ распоряженія, желая неволею привести ихъ къ правому пути Божію. Онъ началъ во всякую недѣ лю (воскресенье) созывати ихъ и учити по святымъ правиламъ. Услыхавъ затѣ мъ всеобщій ропотъ на себя, онъ разболѣ лся и, оздоровѣ въ, поселился въ кельѣ Чудова монастыря, взявъ къ себѣ разслабленнаго старца, --служилъ ему, омывалъ его струпы. Былъ въ митрополитахъ съ небольшимъ три года (1461 -- 1464).

Въ 1548 г. генваря 6 постригся въ монастырѣ духовникъ царя Ивана Грознаго, протопопъ Благовѣ щенскаго собора, Ѳ едоръ Барминь. Онъ передъ тѣ мъ разнемогся и пришло на него великое страхованіе оттого, что почувствовалъ свою вину, какъ былъ онъ главнымъ строителемъ народнаго мятежа противъ близкихъ къ государю князей Глинскихъ. Послѣ страшнаго пожара 1547 г., испепелившаго почти всю Москву, онъ первый началъ говорить и пустилъ въ народъ молву, что пожаръ случился по той причинѣ, что княгиня Анна Глинская съ своими дѣ тьми и съ людьми волхвовала, вынимала сердца человѣ ческія да клала въ воду, да тою водою, ѣ здячи по Москвѣ, кропила, и отъ того вся Москва и погорѣ ла. Съ протопопомъ это утверждали и многіе изъ бояръ.

Когда по государеву указу назначенъ былъ розыскъ по этому дѣ лу, то собравшаяся въ Успенскомъ соборѣ толпа народа такъ разсвирѣ пѣ ла, что, не выходя изъ собора, тамъ же въ Божьемъ храмѣ у митрополичьяго мѣ ста совершила убійство бывшаго налицо князя Юрія Глинскаго.

Въ 1566 г. въ Москвѣ оставилъ митрополію святитель Аѳ онасій по случаю великой немощи и сошелъ въ Чудовъ монастырь на свое постриженіе.

Въ Чудовомъ монастырѣ проживалъ временно и Гришка Отрепьевъ, а послѣ него туда же посадили подъ началъ и постриженнаго несчастнаго царя Василія Ивановича Шуйскаго въ 1610 г., откуда потомъ взялъ его Гетманъ Жолкѣ вскій, снявши съ него иноческое платье, чтобы представить королю не плѣ ннаго инока, а плѣ ннаго Русскаго царя.

Со времени царя Ивана Грознаго въ царскомъ быту вошло въ обычай крестить новорожденныхъ дѣ тей у мощей святителя Алексѣ я, въ его монастырѣ. По завоеваніи Казанскаго царства въ 1553 г. былъ крещенъ въ Чудовѣ малолѣ тній плѣ нный Казанскій царь Утемишъ Гирей Савакирѣ евъ, нареченный во св. крещеніи Александръ, котораго царь поселилъ у себя во дворцѣ и повелѣ лъ учить его грамотѣ, да навыкнетъ страху Божію и закону христіанскому.

Потомъ государь крестилъ у Михаилова Чуда своихъ дѣ тей: въ 1554 г. царевича Ивана, въ 1556 г. царевну Евдокію, въ 1557 г. царевича Ѳ едора, въ 1559 г. племянника своего, сына князя Юрья Васильевича, кн. Василія Юрьевича.

Царь Ѳ едоръ Ивановичъ здѣ сь же крестилъ свою новорожденную дочь Ѳ еодосію, вскорѣ умершую.

Слѣ дуя царскому обычаю, и царь Михаилъ постоянно крестилъ всѣ хъ своихъ дѣ тей у мощей св. Алексѣ я, начиная съ царевича Алексѣ я Мих., который былъ крещенъ въ трапезѣ.

Царь Алексѣ й Михайловичъ, слѣ дуя за отцомъ, крестилъ своего первенца сына Димитрія въ 1648 г. въ Чудовѣ, но другихъ дѣ тей въ Успенскомъ соборѣ и потомъ Великаго Петра и его сестру царевну Наталію снова въ Чудовѣ.

Монастырское кладбище открывало мѣ ста для погребенія не только жившимъ въ монастырѣ на покоѣ или въ заключеніи и подъ началомъ духовнымъ властямъ и монастырскимъ старцамъ, но и многимь лицамъ изъ боярскихъ чиновъ, въ особенности сосѣ дамъ монастыря по мѣ стожительству, каковы были старые боярскіе роды Морозовыхъ, князей Оболенскихъ, Трубецкихъ, а впослѣ дствіи Хованскихъ, Куракиныхъ, Щербатовыхъ, Стрѣ шневыхъ, погребеніе которыхъ происходило уже въ ХVІІІ ст., даже въ 1768 г., когда въ декабрѣ былъ погребенъ князь Сергѣ й Мих. Хованскій, вѣ роятно одинъ изъ послѣ днихъ покойниковъ на кладбищѣ монастыря {Въ 1769 г. погребена Наталья Петровна Стрѣ шнева, супруга генерала Петра Ив. Стрѣ шнева.}. На его надгробномъ камнѣ была слѣ дующая надпись:

Всякъ прочтетъ сію таблицу, внемли, Коль кратка есть жизнь наша на земли. Для того ставятся на гробахъ примѣ ты, Дабы память была въ вѣ чныя лѣ ты...

Но такія вѣ чныя лѣ ты прекращались обыкновенно двумя-тремя поколѣ ніями. Могилы дѣ довъ уже исчезали, какъ исчезли и всѣ старыя могилы въ Чудовомъ монастырѣ. Изъ лѣ тописныхъ показаній мы упоминали о многихъ лицахъ, здѣ сь погребенныхъ. Упомянемъ еще, что изъ свѣ тскихъ лицъ здѣ сь былъ погребенъ въ 1565 г. Казанскій царь Едигеръ въ крещеніи Симеонъ Касаевичъ, взятый при покореніи Казанскаго царства. Онъ положенъ у церкви Благовѣ щенія на полуденной сторонѣ. Слѣ довательно церковь Благовѣ щенія находилась съ южной стороны отъ церкви св. Алексѣ я.

Въ XVII ст. здѣ сь были погребены: въ 1630 г. бояринъ Вас. Петр. Морозовъ.

1634 г. схимница Анисья Полева.

1657 г. мальчикъ Тарасій, котораго изломалъ старецъ въ Осиповѣ монастырѣ.

1667 г. знаменитый бояринъ Борисъ Иван. Морозовъ и его жена, сестра царицы Марьи Ильичны Милославскихъ, Анна Ильична.

1670 г. бояринъ Ив. Ив. Салтыковъ.

1677 г. окольн. Вас. Никиф. Собакинъ; князя Ивана Григорьевича Куракина жена Ѳ еодосія Алексѣ евна (дочь Алексѣ я Никит. Одоевскаго).

1678 г. стольникъ Назарій Засѣ цкій.

1682 г. бояринъ Вас. Семен. Волынскій, князь Ив. Григор. Куракинъ, стольникъ Левъ Ив. Салтыковъ.

1683 г. жена бояр. Вас. Сем. Волынскаго Ксенія Яковлевна, стольникъ Мих. Петр. Пушкинъ.

1684 г. бояринъ кн. Ѳ едоръ Ѳ ед. Куракинъ, жена князя боярина Ив. Григор. Куракина, Марья Петровна, Петръ Мих. Пушкинъ.

1686 г. августа погребенъ Сибирскій царевичъ Романъ, погребалъ патріархъ.

1687 г. окольн. кн. Матв. Венед. Оболенскій.

1692 г. окольн. Семенъ Ив. Колтовской.

1693 г. вдова кн. Ульяна, жена кн. Алексѣ я Никитича Одоевскаго.

Это только тѣ лица, которыхъ отпѣ валъ самъ патріархъ. Большая часть остающихся надгробій относится уже къ XVIII ст., каковы надгробія семейства князей Куракиныхъ, бояръ Стрѣ шневыхъ, князей Хованскихъ, Трубецкихъ, семейства Родіона Матв. Стрѣ шнева.

Въ числѣ болѣ е или менѣ е знатныхъ князей и бояръ здѣ сь же нашли себѣ вѣ чный покой и знаменитые въ ХVІІ ст. писатели--Епифаній Славинецкій и Каріонъ Истоминъ.

Епифаній Славинецкій былъ вызванъ въ 1649 г. изъ Кіева въ Москву ради наученія дѣ тей Еллинскому языку и въ особенности для перевода надобныхъ для Церкви книгъ.

Современники о немъ писали слѣ дующее:

" Мужъ многоученый, какъ никто другой въ это время, не токмо грамматики и риторики, но и философіи и самыя Ѳ еологіи извѣ стный бысть испытатель и искуснѣ йшій разсудитель и опасный претолковникъ Еллинскаго, Славенскаго и Польскаго діалектовъ".

Въ теченіи 25 лѣ тъ, живя сначала въ Андреевскомъ, потомъ въ Чудовомъ и затѣ мъ на Крутицахъ, онъ много потрудился надъ исправленіемъ и въ переводахъ церковныхъ книгъ, оставивъ послѣ себя богатѣ йшее ученое наслѣ дство. Онъ померъ 19 ноября (подъ 20 число) 1675 г., оставивъ также весьма достаточное денежное наслѣ дство, которое все было роздано на поминовеніе по немъ.

На похороны разошлось около 90 руб. и 18 золотыхъ, изъ которыхъ 15 поднесено патріарху, 2 -- Симеону Полоцкому и 1 золотой -- духовнику Новодѣ вичьяго монастыря. На сорокоусты роз дано около 70 руб.

На поминовеніе выдавалось въ нѣ которыя немногія церкви Чудова, Вознесенскаго и Знаменскаго монастырей, а также и въ приходскія, на недѣ лю по алтыну въ каждую церковь. Въ третины, девятины, полусорочины и въ сорочины въ Чудовъ монастырь на столъ братіи по 5 руб. Нищимъ и въ тюрьмы и богадѣ льни роздано въ разное время болѣ е 70 р.; въ Тіунскую избу подначальнымъ церковникамъ около 5 рублей.

Поминовеніе въ годовщину справлялось два года при меньшихъ расходахъ. На цѣ лый годовой поминъ выдавалось по 1 руб. въ храмъ.

Вписъ, вписаніе въ синодики на вѣ чный поминъ выдано: въ Андреевскій монастырь 10 руб., въ Молчинскую Путивльскую пустынь 10 руб., да на строеніе 15 руб. По завѣ тному письму покойнаго въ Новодѣ вичь монастырь 10 руб.

Время отъ времени выдавалось и въ иногородные монастыри и церкви на поминовеніе. Въ особенности много роздано по указу патріарха въ Кіевскіе монастыри на вѣ чный поминъ покойнаго; всего 500 золотыхъ и 200 ефимковъ (талеровъ.)

Каріонъ Истоминъ въ 1677 г. упоминается, какъ дьяконъ Путивльскаго Молчинскаго монастыря, которому на поминовеніе по Епифаніи Славинецкомъ было дано 20 алт., т.-е. 60 коп. Несомнѣ нно, что эта выдача можетъ свидѣ тельствовать о старомъ знакомствѣ Каріона съ знаменитымъ дидаскаломъ. Затѣ мъ Каріонъ въ Москвѣ обучается въ школѣ Лихудовъ, потомъ іеродіакономъ получаетъ должность справчика Печатнаго Двора. 1687 г. занимается по порученію патріарха ученіемъ патріаршихъ маленькихъ пѣ вчихъ говорить имъ же сочиненныя поздравительныя праздничныя ораціи и продолжаетъ это занятіе и въ слѣ дующіе годы.

Въ 1692 г. онъ издалъ Лицевой букварь, весьма любопытный по изображеніямъ всякихъ бытовыхъ предметовъ, съ нравоучительными стихотвореніями. Повидимому, онъ былъ піитъ и стихами воспѣ валъ царевну Софію въ 1681 г., которыхъ существуетъ цѣ лая книга.

Сохраняется также его поэма на бракъ царя Петра съ Евдокіею Ѳ едоровной Лопухиныхъ, сочиненная 1689 г. Это былъ предшественникъ Тредьяковскому. Онъ скончался іеромонахомъ въ 1722 г. Его надгробіе находилось въ южной стѣ нѣ храма Чуда Михаилова. Возлѣ него въ той же стѣ нѣ существуетъ надгробіе юродиваго Тимоѳ ея Архипова, проживавшаго у царицы Прасковьи Ѳ ед. 28 лѣ тъ и всегда встрѣ чавшаго у ней царевну Анну Ивановну восклицаніемъ: " Донъ, донъ, донъ, царь Иванъ Васильевичъ! " что будто бы предзнаменовало, что она будеть царствовать и уподобится своему предку Ивану Грозному по жестокости управленія подъ властью Бирона.

Съ учрежденіемъ вмѣ сто Синодальнаго управленія самостоятельной Московской епархіи, Чудовъ монастырь по указу св. Синода, 23 іюля 1774 г., отданъ въ полное распоряженіе и владѣ ніе для жительства епархіальному архіерею съ наименованіемъ каѳ едральнымъ монастыремъ.

Первымъ епархіальнымъ архіереемъ былъ Іосифъ (Вичанскій). Онъ вскорѣ померъ (въ 1745 г.) въ Донскомъ монастырѣ, гдѣ проживалъ, но погребенъ въ Чудовомъ монастырѣ.

Второй архіерей Платонъ Малиновскій (1748--1754 г.) первымъ поселился въ полатахъ Чудова монастыря. Съ нимъ же въ особыхъ покояхъ помѣ стилась въ Чудовомъ и Духовная Консисторія, бывшая Дикастерія. Его управленіе по внутреннимъ дѣ ламъ примѣ чательно тѣ мъ, что, самъ малороссъ, онъ наполнилъ Чудовъ монахами и служащими все изъ малороссовъ и основалъ Чудовской хоръ пѣ вчихъ, собранныхъ по всей Москвѣ и по инымъ городамъ, особенно въ ближнихъ къ Малороссіи. Онъ погребенъ также въ Чудовѣ монастырѣ, рядомъ съ предчѣ стникомъ въ церкви Чуда Михаила.

Третьимъ Московскимъ архіереемъ былъ митрополитъ Кіевскій Тимоѳ ей Щербатскій (1759--1767 г.). Погребенъ съ предмѣ стниками въ церкви Чуда.

Четвертымъ былъ Амвросій Зертисъ-Каменскій (1768--1771 г.), убіенный въ Донскомъ монастырѣ толпою бунтовавшей черни во время мора. Онъ и погребенъ въ Донскомъ же.

Пятымъ Московскимъ архіепископомъ былъ знаменитый Платонъ Левшинъ (1775--1811 г.).

До того времени, начиная отъ времени Петра Великаго и, быть можетъ, еще отъ патріарха Іоакима, всѣ архіерейскія и архимандричьи должности занимали только люди ученые изъ малороссовъ, т.-е. по преимуществу изъ Кіевской академіи. Это было неотмѣ ннымъ правиломъ и только по указу императрицы Елизаветы, 1754 г. апр. 17, было, наконецъ, разрѣ шено представлять на эти должности и великороссовъ. Платонъ Левшинъ былъ изъ числа первыхъ великороссовъ, занявшихъ архіерейскія мѣ ста. Въ теченіи 36 лѣ тъ его управленія монастырь во всѣ хъ частяхъ получилъ полное обновленіе и должное устройство. При немъ съ 1775 по 1778 годъ Архангельская церковь возобновлена стѣ ннымъ письмомъ съ позолотою; иконостасъ и образа поновлены и къ церкви придѣ ланы три каменныя крыльца. Алексѣ евская церковь также поновлена лѣ пными клеймами съ позолотою и серебреніемъ; въ ней устроено и мѣ сто архіерейское и хоры рѣ зные вызолочены. На церквахъ 10 главъ и 10 крестовъ вызолочены, крыши покрыты бѣ лымъ желѣ зомъ; сдѣ лано парадное готическое крыльцо на каменныхъ столбахъ съ папертью.

Колокольня каменная построена вновь. Братскія кельи--иныя вновь сдѣ ланы, другія передѣ ланы; противъ полатъ устроенъ садъ съ колодцемъ. Близь монастыря вновь построенъ конюшенный дворъ. Построенъ Архіерейскій домъ на 44 саженяхъ о двухъ этажахъ съ великимъ въ немъ уборомъ и съ церковью Петра и Павла.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал