Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ивановская площадь.






 

Такъ называемая Ивановская площадь, получившая свое имя отъ колокольни Ивана Великаго, въ ХVІ и ХVІІ ст. занимала ровно половину той мѣ стности, которая при вел. князѣ Иванѣ Калитѣ подъ именемъ площади простиралась отъ самыхъ Великокняжескихъ хоромъ до первоначальныхъ стѣ нъ города, существовавшихъ на мѣ стѣ Малаго (Николаевскаго) дворца. Въ то время на этой обширной площади съ сѣ верной ея стороны святой Петръ митрополитъ заложилъ Успенскій соборъ, а при Иванѣ Третьемъ на той же площади была построена Грановитая полата. По самой серединѣ этого пространства Иванъ Калита поставилъ колокольню съ церковью Іоанна Лѣ ствичника, что подъ Колоколы, которая въ 1505--1508 гг. была выстроена снова на старомъ мѣ стѣ и, несомнѣ нно, противъ прежняго въ болѣ е обширныхъ размѣ рахъ. Этотъ храмъ стали прозывать Иваномъ Святымъ, а когда была выстроена еще болѣ е высокая колокольня, при Го-дуновѣ въ 1600 г., Иванъ Святой сталъ именоваться Иваномъ Великимъ {Въ своемъ мѣ стѣ мы привели свидѣ тельства, что именемъ Великiй въ старое время прозывались вообще особенно высокіе храмы и притомъ деревянные (" Черты самобытности въ Русскомъ зодчествѣ ", отдѣ льное изданіе Кнебеля. М., 1900 г.).}. Это серединное зданіе на древней площади, увеличенное постройкою возлѣ него въ 1543 г. еще новой обширной колокольни, съ храмомъ Воскресенія, отдѣ лило какъ бы стѣ ною соборную половину площади отъ ея другой половины, простиравшейся къ Спасской улицѣ и обстроенной вокругъ княжескими и боярскими дворами, а впослѣ дствіи съ южной стороны и Приказами. Эта другая площадь, какъ упомянуто выше, начиналась отъ храма Николы Гостунскаго, противъ угла Малаго дворца, и простиралась до колоколенъ Ивана Великаго, которыя величаво господствовали надъ всею площадью и потому присвоили ей названіе Ивановской площади.

Впереди колоколенъ на площади на всей красотѣ стоялъ небольшой храмъ Черниговскихъ чудотворцевъ, князя Михаила и его боярина Ѳ еодора, построенный при Иванѣ Грозномъ, какъ описано выше (стр. 245).

Съ правой стороны, идя отъ Спасской улицы, выступала на площадь другая церковь, меньшаго размѣ ра, съ первобытною колокольницею на одномъ столбѣ. Это былъ храмъ муч. Христофора, примѣ чательнаго тѣ мъ, что онъ изображался съ песьею головою. Церковь по мѣ стности именовалась что у Чудова монастыря и что у Холопья приказа. До 1651 г. она была деревянная, а въ этомъ году построена каменная.

Во время крестныхъ ходовъ и въ особенности въ Вербное воскресенье, когда совершалось шествіе на осляти, а также во время пріема знатныхъ иноземныхъ пословъ Ивановская площадь по всей ширинѣ покрывалась несмѣ тнымъ множествомъ народа и стоявшими по пути стрѣ лецкими полками.

Водилъ осля собственноручно и царь Петръ Алексѣ евичъ, когда ему было только 13 лѣ тъ. Это было 12 апрѣ ля 1685 года. Послѣ совершенія на Лобномъ мѣ стѣ дѣ йства цвѣ тоносія и раздачи всѣ мъ вербы патріархъ Іоакимъ " всѣ лъ на осля и пошелъ къ собору въ Кремль, а Великіе государи Іоаннъ Алексѣ евичъ и Петръ Алексѣ евичъ, въ порфирахъ и діадимахъ и въ Мономаховыхъ шапкахъ, изволили въ то время у осляти узду принять по конецъ повода и вести въ городъ къ соборной церкви. Посреди повода держалъ и осля за ними велъ бояринъ Петръ Ивановичъ Прозоровскій".

Большимъ любителемъ торжественныхъ выходовъ и шествій былъ молодой царь Ѳ едоръ Алексѣ евичъ, такъ что и приведенное шествіе царей, державшихъ на поводу осля, совершилось не столько по желанію самихъ царей, сколько по заведенному порядку при царѣ Ѳ едорѣ.

Относительно Ивановской площади опишемъ крестный ходъ на воду 6 генваря 1680 г. Передъ Великимъ государемъ отъ Успенскаго собора шли окольничіе, думные и ближніе люди, стольники, стряпчіе, дворяне, дьяки, въ золотахъ (въ золотныхъ одеждахъ), напередъ съ нижнихъ чиновъ, по три человѣ ка въ рядъ. " А за вел. государемъ шли царевичи (служебные), бояре, думные дворяне; за ними шли гости (купцы) въ золотахъ, а за тѣ ми золотчиками шли стольники, стряпчіе, дворяне, жильцы которые были не въ золотахъ. А около его государева пути, по обѣ стороны, шли полковники и головы стрѣ лецкіе, въ бархатныхъ и въ объяринныхъ ферезеяхъ и въ турскихъ цвѣ тныхъ кафтанахъ. А около тѣ хъ всѣ хъ чиновъ шли Стремяннаго Приказу стрѣ льцы, въ одинъ человѣ къ, въ цвѣ тныхъ нарядныхъ кафтанахъ. съ золочеными пищалями... А на площади межъ соборныхъ церквей Успенія и Благовѣ щенія и Архангела Михаила и по обѣ стороны пути до Мстиславскаго двора и на площади, что межъ церкви кн. Михаила Черниговскаго и Чудова монастыря (т.-е. на самой Ивановской площади), стояли, устроясь, разныхъ Приказовъ стрѣ льцы и стольники, съ знаменами и съ барабанами и со всѣ мъ ратнымъ строемъ, въ цвѣ тномъ платьѣ.

" Да на площадяхъ же, что отъ Посольскаго приказу къ Мстиславскому двору, гдѣ были прежъ сего Приказы, и противъ Посольскаго приказу у Ивановской колокольни (Альбомъ видовъ No XVII) и по сторонь церкви Черниговскаго чудотворца, и отъ той церкви по площади къ Чудову монастырю, и передъ Мстиславскимъ дворомъ, отъ дороги, которою ходятъ на Москвурѣ ку, къ церкви Николая чуд. Гостунскаго (т.-е. по всей Ивановской площади), поставлены были большіе галанскіе и полковые пищали; а около тѣ хъ пищалей поставлены были рѣ шотки рѣ зные и точеные, и писаны розными красками, а у пищалей стояли пушкарскіе головы съ Пушкарскимъ чиномъ, съ знаменами. въ цвѣ тномъ платьѣ..."

Мы упоминали выше, стр. 238, что крестные ходы на Москву-рѣ ку совершались до постройки новыхъ Приказовъ по улицѣ мимо Мстиславскаго двора, а потомъ, когда были выстроены Приказы, въ ихъ ворота, выходившія на продолженіе той же улицы внизъ подъ гору.

По освященіи воды во iордани крестный ходъ и государь возвратились тѣ мъ же путемъ въ Успенскій соборъ, къ литургіи. Тотъ же порядокъ шествія совершался и въ послѣ дующіе годы, когда нерѣ дко присутствовалъ только одинъ изъ двухъ царей, царь Иванъ Алексѣ евичъ.

Но въ 1690 г. на этомъ іорданномъ освященіи воды присутствовалъ и царь Петръ, вѣ роятно, съ желаніемъ показать торжество иноземцамъ, которые тогда для смотрѣ нія были поставлены на Кремлевской стѣ нѣ слѣ ва отъ Тайницкой башни--Датскаго короля комиссаръ Андрей Бутенантъ фонъ-Розенбушъ, съ королевскими дворянами и иныхъ окрестныхъ государствъ иноземцы да Донскіе казаки, атаманъ Фролъ Минаевъ съ товарищи. Точно такъ же торжество было совершено въ присутствіи царя Петра и въ 1692 г., когда для смотрѣ нія иноземцамъ было отведено то же мѣ сто; смотрѣ ли Польскаго короля резидентъ съ королевскими дворянами и другіе иноземцы да Донскіе казаки. То же происходило въ присутствіи Петра и въ 1694 г.; смотрѣ ли только Донскіе казаки.

Въ послѣ дній разъ въ ХVIІ ст. Ивановская площадь видѣ ла торжественное шествіе крестовъ и государя на іордань въ 1696 г., когда описаннымъ порядкомъ справилъ это празднество одинъ царь Иванъ Алексѣ евичъ. Вскорѣ, 29 генваря, онъ и скончался и съ нимъ окончились и царскіе торжественные выходы на эти церковныя празднества, утратившія по этому случаю тотъ царственный блескъ обстановки, который всегда сопровождалъ государево шествіе.

Во второй половинѣ XVII ст. Ивановская площадь была самымъ бойкимъ мѣ стомъ въ Кремлѣ, главнымъ образомъ, потому, что на ней сосредоточивалась, благодаря новопостроеннымъ Приказамъ, судейская, дьяческая и подьяческая приказная служба, для всего государства, привлекавшая къ дѣ ламъ множество всякаго народа.

Мы упоминали, стр. 243, что отъ Приказовъ выдвигались на площадь семь длинныхъ каменныхъ лѣ стницъ къ верхнимъ ярусамъ Приказовъ. У этихъ лѣ стницъ и толпились челобитчики въ ожиданіи прихода дьяковъ и подьячихъ или и самого судьи.

Нельзя сказать, чтобы тогдашняя служба была столько же легка и гуманна какъ служба нашего времени. Государевы указы установляли неоднократно, чтобы судьи и дьяки въ Приказы пріѣ зжали поранѣ е, а выходили изъ Приказовъ попозже.

Это " поранѣ е" и " попозже" выразилось опредѣ леніемъ, чтобы и судьи и приказные люди, дьяки и подьячіе, сидѣ ли вь Приказахъ во дни и въ нощи 12 часовъ въ сутки, именно по 6 часовъ съ утра и до обѣ да и по 6 часовъ съ вечера, послѣ обѣ да; пріѣ зжать утромъ, въ декабрѣ, въ зимнее время за часъ до дня, т.-е. до разсвѣ та, по нашему времени въ 7 1/2 утра; выѣ зжать въ 6-мъ часу дня, т.-е. во второмъ часу или часа въ два по нашему счету. Вечеромъ пріѣ зжать въ первомъ часу ночи, выѣ зжать въ 7-мъ часу, т.-е. отъ 4 часовъ пополудни сидѣ ть до 10 часовъ вечера. Стало быть, на обѣ дъ полагалось всего часа два--три.

По указу 1680 г., окт. 26, сидѣ нье въ Приказахъ было ограничено шестымъ часомъ съ утра и съ вечера, т.-е. только по 10 часовъ въ сутки.

ГІо указу 1648 г. было разрѣ шено не сидѣ ть въ Приказахъ по субботамъ послѣ обѣ да и по воскресеньямъ до обѣ да. Затѣ мъ по Уложенію Приказы закрывались съ навечерія Рождества 24 дек. и по 8 генваря, а также въ Пасхальное празднованіе и въ воскресные и Господскихъ праздниковъ дни, въ Сырную недѣ лю (Масленицу), первую недѣ лю Великаго поста, Страстную и въ Царскіе дни.

Подьячіе такъ же, какъ и другіе разряды служебныхъ и тяглыхъ лицъ, распредѣ лялись на три статьи -- старшіе, средніе и младшіе; первые получали годового жалованья -- 10 руб., вторые -- 7 руб., третьи--5 руб., кромѣ кормовыхъ и хлѣ бныхъ припасовъ.

Службѣ подьячаго сопутствовала неимовѣ рная строгость въ тѣ хъ случаяхъ, гдѣ касалось даже и въ письмѣ государева имени. Въ 1658 г., авг. 14, подьячему Ларкѣ Александрову за прописку его государева именованья было повелѣ но учинить у Разряднаго приказа наказанье, бить кнутомъ.

Припомнимъ, что въ 1660 г. знаменитый Котошихинъ битъ батогами за то, что въ одной важной посольской бумагѣ вмѣ сто словъ: великаго государя --написалъ ошибкою только великаго, а государя пропустилъ.

Надо упомянуть, что и другія наказанья по розыскнымъ судебнымъ дѣ ламъ происходили также передъ тѣ ми Приказами, въ которыхъ вершились эти дѣ ла. Ивановская площадь такимъ образомъ время отъ времени оглашалась стонами и криками и воплями наказуемыхъ.

Такъ, по свидѣ тельству Желябужскаго, передъ Помѣ стнымъ приказомъ, находившимся на краю зданія Приказовъ, къ Спасскимъ воротамъ, въ 1688 г. чинено наказанье Дмитрію Камынину, битъ кнутомъ за то, что выскребъ въ томъ Приказѣ въ тяжбѣ съ патріархомъ о межѣ.

Въ ноябрѣ 1698 г. тамъ же чинено наказанье князю Ѳ едору Хотетовскому, битъ кнутомъ за то, что онъ продалъ одну вотчину двумъ покупателямъ.

Въ 1699 г., дек. 7, по указу вел. государя, на площади передъ тѣ мъ же Помѣ стнымъ приказомъ была поставлена висѣ льница и 8 числа на ту висѣ льницу воженъ по лѣ стницѣ Мих. Волчковъ за неправое челобитье на думнаго дьяка на Андрея Виніюса; снятый съ висѣ льницы онъ былъ битъ кнутомъ на козлѣ нещадно.

1701 г., генв. 30, на площади передъ тѣ мъ же Приказомъ повѣ шенъ Леонтій Кокошкинъ за то, что былъ онъ у пріему подводъ во Твери и взялъ 5 рублевъ денегъ.

То же происходило и передъ другими Приказами. Въ 1684 г. передъ Стрѣ лецкимъ Петръ Кикинъ бить кнутомъ за то, что онъ дѣ вку растлилъ. Въ 1685 г. пытанъ въ томъ Приказѣ и затѣ мъ битъ кнутомъ Ѳ едосей Хвощинской за то, что своровалъ, на порожнемъ столбцѣ составилъбыло запись и т. д.

Въ 1691 г. человѣ кь боярина кн. Андрея Ив. Голицына донесъ на него, что онъ, бояринъ, и теща его боярыня Акулина Аѳ анасьевна говорили про царское величество неистовыя слова. За ту вину бояринъ лишился боярства и сосланъ въ деревню, а его теща была привезена передъ Стрѣ лецкій приказъ, поставлена на нижнемъ рундукѣ и сказано ей за неистовыя слова вмѣ сто смертной казни ссылка на вѣ чное житье въ монастырь на Бѣ ло-озеро.

Въ 1685 г. передъ Московскимъ Суднымъ приказомъ князю Петру Крапоткину чинено наказаніе, битъ кнутомъ за то, что онъ въ дѣ лѣ своровалъ, выскребъ и приписалъ своею рукою.

Хотя въ томъ же году вышелъ указъ, чтобы въ Кремлѣ передъ Моск. Суднымъ приказомъ не чинить торговую казнь, а чинить такую казнь, бить кнутомъ, за Спасскими вороты на площади, противъ рядовъ, однако казни на томъ же мѣ стѣ продолжались; въ 1694 г. тамъ битъ кнутомъ дворянинъ Семенъ Кулешовъ за разныя лживыя сказки, а Земскаго приказу дьякъ Петръ Вязьмитинъ передъ Суднымъ приказомъ подыманъ на козелъ и вмѣ сто кнута битъ батогами нещадно--своровалъ въ дѣ лѣ.

Само собою разумѣ ется, что въ каждомъ Приказѣ въ подлежащихъ дѣ лахъ происходили обычныя въ то время варварскія пытки виновныхъ въ особыхъ, устроенныхъ для этой цѣ ли помѣ щеніяхъ.

Кромѣ приказовъ, на Ивановской же площади у самой колокольни Ивана Великаго была построена особая полатка, въ которой, по уложенію царя Алексѣ я Мих., особо опредѣ ленные подьячіе, называемые площадные, совершали всякаго рода крѣ постные акты, которые указано было писать только здѣ сь на Ивановской площади и нигдѣ въ другомъ мѣ стѣ.

Это была Полата Крѣ постныхъ Дѣ лъ, какъ она потомъ и была наименована. Она прозывалась также и " Полаткою Ивановской площади" въ качествѣ учрежденія съ исключительнымъ правомъ совершать крѣ постные акты, которые такъ и обозначались, что писаны на Ивановской площади, почему и самая полатка скрывалась въ этомъ общеупотребительномъ имени.

При Петрѣ, указомъ 9 дек. 1699 г., было воспрещено писать эти акты на Ивановской площади и указано писать по Приказамъ, но черезъ годъ, 30 генв. 1701 года, попрежнему велѣ но писать на площади въ той же Ивановской полаткѣ, при чемъ и штатъ подьячихъ былъ увеличенъ до 24 человѣ къ, особливо на то прибранныхъ. Такъ продолжалось до учрежденія коллегій въ 1719 г.

Площадные подьячіе, сидя у крѣ постныхъ дѣ лъ, конечно, пользовались отъ этихъ дѣ лъ не малыми прибытками подъ видомъ незаконныхъ обычныхъ пошлинъ при совершеніи каждаго акта, поэтому и большое наказаніе для нихъ было, когда ихъ " отставляли оть площади". За большую вину ихъ туть же на площади и наказывали.

Въ 1694 г. нѣ кто Григорій Языковъ своровалъ съ площаднымъ подьячимъ Яковомъ Алексѣ евымъ -- въ записи написали задними числами за 15 лѣ тъ, за что подьячему, вмѣ сто кнута, учинено наказаиье: битъ батоги на Ивановской площади и отъ Площади отставленъ.

Какъ упомянуто, Ивановская площадь всегда бывала многолюдна, а потому на ней, какъ и на Красной площади Китайгорода, возглашались иногда кличи, своего рода публикаціи, по поводу какихъ-либо надобныхъ дѣ лъ, касавшихся общенароднаго множества {Въ Москвѣ въ простомъ народѣ ходило присловье о крикѣ -- кричать во всю Ивановскую, которое можетъ относиться если не къ упомянутымъ кличамъ, то можетъ быть и къ колокольному звону--во-вся.}.

Такъ, въ 1699 г., во время свирѣ пыхъ розысковъ и казни бунтовавшихъ стрѣ льцовъ. Февраля 4, Преображенскіе солдаты кликали кличъ на Ивановской площади передъ Николою Гостунскимъ, чтобъ стольннки, стряпчіе, дворяне Московскіе, жильцы и всякихъ чиновъ люди ѣ хали бы въ Преображенское, кто хочетъ смотрѣ ть розныхъ казней, какъ станутъ казнить стрѣ льцовъ и казаковъ Яицкихъ, а ѣ хали бъ безъ опасенія.

И того числа въ Преображенскомъ казнены стрѣ льцы, а иные четвертованы, всего ихъ казнено 192 человѣ ка.

Наканунѣ, 3 февр., эти казни происходили и на Красной площади, въ Китаѣ, и на болотѣ за Москвою-рѣ кою. На Красной площади у казни былъ самъ вел. государь да бояринъ кн. Мих. Никит. Львовъ, также и иные прочіе, замѣ чаетъ Желябужскій.

Въ это безпощадное для распущеннаго древне Московскаго житія Петровское время особеннымъ значеніемъ и шумомъ отличался Разрядный приказъ, какъ извѣ стно, завѣ дывавшій военною т.-е. Дворянскою, службою.

Въ 1694 г. передъ потѣ шнымъ Кожуховскимъ походомъ потребовалось собрать какъ возможно побольше ратныхъ. Съ этою цѣ лью были собраны подьячіе всѣ хъ Приказовъ для ученья ратному дѣ лу; учили ихъ конныхъ съ пистолетами, пѣ шихъ съ мушкетами, и въ то же время ловили на площади всѣ хъ помѣ щиковъ, стольниковъ, стряпчихъ, дворянъ Московскихъ, жильцовъ и водили ихъ въ Рязрядъ къ подпискѣ прикладыватъ руки, что быть имъ съ пистолетами въ Преображенскъ для ратнаго ученья. Тогда же, въ первыхъ числахъ сентября, разосланы были грамоты во всѣ окрестные ближайшіе отъ Москвы города, въ 22 города, съ строжайшимъ приказомъ, чтобы всѣ помѣ щики до единаго изъ своихъ деревень тотчасъ ѣ хали въ Москву къ 18 числу сентября на добрыхъ лошадяхъ съ пистолями для ратнаго ученья и пріѣ здъ свой записывали бы въ Разрядѣ.

Можно полагать, что черезъ недѣ лю вся Ивановская площадь передъ Разряднымъ приказомъ покрылась съѣ хавшимися дворянами-помѣ щиками. Походъ окончился 18 октября и помѣ щики съпохвалою за службу были распущены по домамъ.

Въ 1695 г., апрѣ ля 30, закричалъ (на площади) мужикъ караулъ и сказалъ за собою государево слово, и приведенъ въ Стрѣ лецкій приказъ и распрашиванъ, а въ распросѣ сказалъ, что онъ, сдѣ лавъ крылья, станетъ летать какъ журавль. По царскому указу предложеніе было принято.

Сдѣ лалъ онъ себѣ крылья изъ слюды, истративъ на это 18 р. Начальникъ Стрѣ лецкаго приказа бояринъ кн. Троекуровъ съ товарищами и съ другими любопытными лицами вышелъ изъ Приказа и сталъ смотрѣ ть, какъ полетитъ мужикъ. Устроивъ крылья, мужикъ по обычаю перекрестился и сталъ мѣ хи надувать, хотѣ лъ летѣ ть, да не поднялся, сказалъ что крылья сдѣ лалъ тяжелы. Бояринъ на него разкручинился. Мужикъ билъ челомъ, чтобъ ему сдѣ лать крылья иршеные (родъ замши), на которые издержано еще 5 руб. И на тѣ хъ не полетѣ лъ. За то ему было наказанье -- битъ батогами, снемъ рубашку, -- а деньги велѣ но на немъ доправить, продать все его имущество.

Въ то же время, 1699 г. февр. 9, на Ивановской площади передъ Разряднымъ приказомъ были собраны всѣ гости и посадскіе люди изъ всѣ хъ слободъ и сказанъ имъ указъ, чтобъ они выбрали промежъ себя во всѣ хъ слободахъ бурмистровъ и управлялись бы сами собою по выбору, а до иныхъ Приказовъ имъ, посадскимъ людямъ, дѣ ла нѣ тъ.

Каждый день отъ ранняго утра въ Кремль съѣ зжались бояре, окольничіе, думные дворяне, стольники, стряпчіе, Московскіе дворяне, жильцы, вообще служилые люди, каждый по своимъ дѣ ламъ и по своимъ надобностямъ. Пріѣ зжали они, какъ было повелѣ но и какъ водилось, верхомъ на лошадяхъ въ сопровожденіи своихъ слугъ, которымъ отдавали коней подъ охрану до времени возвращенія домой.--Такимъ образомъ, разныя площади Кремля во множествѣ наполнялись особаго рода конницею, которая вела себя очень своевольно и неистово нахально. Собравшіеся дворовые люди заводили между собою драки и брани, кричали, свистали, на лошадяхъ скакали, заводили кулачные бои, прохожимъ людямъ дорогою пройти не давали, толкали, подъ ноги подшибали, подсвистывали и дѣ лали всякія задирки, издѣ вки и наглости; особенно доставалось иноземцамъ--ихъ дразнили и всячески поносили.

И все это творилось не только въ отдаленныхъ мѣ стахъ Кремля, но и возлѣ соборовъ, у Архангельскаго и Успенскаго, гдѣ устроены были особые рундуки (помосты) для царскаго шествія изъ собора въ соборъ. У этихъ-то рундуковъ на лошадяхъ и пѣ шіе на самыхъ рундукахъ и около Архангельской паперти, даже и на самой паперти за перилами и собирались толпы, не очень боявшіяся и Стрѣ лецкаго караула, который, унимая ихъ отъ крика и шума и водворяя порядокъ, получалъ въ отвѣ тъ брань и угрозу побоища.

Такія безчинства происходили у самаго царскаго дворца, почему указомъ 26 апрѣ ля 1670 г. было воспрещено пріѣ зжать въ Кремль со стороны Боровицкихъ воротъ къ лѣ стницѣ у Срѣ тенскаго собора, т.-е. у зданій дворца, гдѣ и становились дворовые люди съ лошадьми.

Потомъ указомъ 26 февраля 1684 г., было воспрещено ставиться съ лошадьми и въ другихъ мѣ стахъ возлѣ дворца поблизку, именно съ той же Боровицкой стороны у Красныхъ воротъ, какъ обозначалась извѣ стная впослѣ дствіи Гербовая башня, и у Дворцоваго крыльца, а также и со стороны Троицкихъ Кремлевскихъ воротъ у дворцовыхъ Курятныхъ воротъ.

Тогда были указаны для такихъ стояній съ лошадьми слѣ дующія мѣ ста: 1) между рундука, который протягивался отъ Успенскаго собора къ Архангельскому, и Ивановской колокольни и около той колокольни; 2) на площади у Троицкихъ вороть возлѣ Суднаго Дворцоваго приказа и каменныхъ Житницъ и отъ дворцовыхъ Курятныхъ воротъ; 3) съ Боровицкой стороны возлѣ полатъ Конюшеннаго приказа.

Повелѣ но было стоять и ѣ здить тихо и смирно и никакихъ безчинствъ не дѣ лать.

При этомъ указъ повелѣ валъ: Когда прилучится государямъ куда выходъ или походъ, въ то время конница должна съ указанныхъ мѣ стъ, гдѣ съ лошадьми стоять велѣ но, удаляться отъ соборовъ за Ивановскую колокольню на (Ивановскую) площадь, что къ Чудову монастырю и къ собору Николы Гостунскаго и въ иныя мѣ ста одаль отъ государскаго пути, которымъ цари итить изволятъ. При этомъ повелѣ но всѣ мъ съ лошадей слазить и шапки съ себя снимать, близко государскаго пути на лошадяхъ и въ шапкахъ отнюдь не стоять.

Ослушниковъ указа, если станутъ ставиться не въ указныхъ мѣ стахъ и межъ собою учнуть драться, браниться, кричать, кулачные бои заводить, свистать и стороннихъ людей задирать, или чѣ мъ ихъ дразнить и всячески поносить, всѣ хъ такихъ ослушниковъ повелѣ но забирать въ Стрѣ лецкій приказъ и чинить имъ жестокое наказанье и торговую казнь.

Правомъ въѣ зжать въ Кремль, но неотмѣ нно верхомъ на лошадяхъ, пользовалось только сословіе служилое, собственно военное, какъ потомокъ прежней Великокняжеской дружины, теперь превратившейся въ государевъ Дворъ, въ дворянскій чинъ. Въ колымагахъ, въ каретахъ или зимою въ саняхъ въѣ зжали въ Кремль только старики, которые не могли сидѣ ть на лошади. Другимъ чинамъ совсѣ мъ не дозволялся и верховой въѣ здъ.

По указу 9 января 1654 г. изъ подьячихъ дозволено въѣ зжать только старымъ заслуженнымъ первыхъ статей и только по три человѣ ка изъ каждаго Приказа, но и тѣ должны были лѣ томъ слѣ зать съ лошадей, зимою выходить изъ саней: въѣ зжавшіе въ Спасскія ворота -- у Крутицкаго подворья; въ Никольскія -- у Духовниковой полаты, близь Чудова монастыря, а въ Троицкія и Боровицкія -- останавливались у самыхъ воротъ и отъ тѣ хъ мѣ сть ходили пѣ шкомъ.

Само собою разумѣ ется, что воспрещалось и извозчикамъ стоять въ Кремлѣ для извозу и проѣ зжать черезъ Кремль даже и съ сѣ доками, о чемъ состоялись подтвердительные указы отъ 19 янв. 1694 г. и 19 августа 1696 г., которыми воспрещалось проѣ зжать черезъ Кремль съ тяжелыми возами, съ кирпичомъ, бревнами, дровами и пр., какъ и съ пустыми телѣ гами.

Стрѣ лецкій караулъ около дворца и по воротамъ Кремля не всегда бывалъ одинаковъ по числу караульныхъ. Число ихъ увеличивалось во время ночныхъ царскихъ богомольныхъ выходовъ. Въ 1665 г., когда въ 6-мъ (въ 12-мъ) часу ночи 22 марта царь Алексѣ й Мих. ходилъ по монастырямъ и тюрьмамъ, около дворца стояли на Красномъ крыльцѣ 105 чел., у Красныхъ воротъ со стороны Боровицкихъ 105 чел., по дворцу въ разныхъ мѣ стахъ: у Постельнаго крыльца, у Срѣ тенскихъ воротъ, у Курятныхъ воротъ и пр. 83 чел., въ Кремлѣ по воротамъ 72 чел.

Въ другой выходъ, апрѣ ля 5, по Кремлю у воротъ стояли: у Троицкихъ 9, у Отводной башни (Кутафьи) 4, у Предтеченскихъ (Боровицкихъ) 10, у Боровицкаго мосту 5, у Тайницкихъ 8. тамъ же въ Застѣ нкѣ у ружья 2.

Кромѣ того, ворота постоянно охранялись особо приставленными служителями такъ и называемыми воротниками.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал