Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Никольская улица.






 

Обозрѣ вши мѣ стности съ правой стороны древней Спасской улицы и по той же сторонѣ древней площади, мы у Чудова монастыря встрѣ чаемъ другую улицу Кремля -- Никольскую, или Николаевскую, какъ она именовалась въ древнее время.

Обозрѣ ніе этой улицы, какъ и всей мѣ стности Кремля, гдѣ теперь находятся по сторонамъ площади зданія Судебныхъ мѣ стъ, Арсенала и казармъ, мы начнемъ также отъ воротъ.

При входѣ въ Кремль въ Никольскія или Николаевскія ворота вначалѣ открывалась небольшая площадка, порозжее или полое мѣ сто, около 12 саж. въ квадратѣ. Отъ этой площадки вправо и влѣ во, посреди дворовъ, пролегали мостовыя улицы, лѣ вая по направленію зданія Судебныхъ мѣ стъ, правая по направленію зданія Арсенала. Лѣ вая прозывалась Никольскою улицею, правая не оставила своего древняго названія, но такъ какъ она проходила мимо городскихъ Житницъ, то мы будемъ называть ее Житницкою улицею.

Нашъ обзоръ дворовыхъ мѣ стъ мы поведемъ сначала п о лѣ вой улицѣ.

Съ поворотомъ отъ воротъ нѣ сколько влѣ во, по прямому направленію на площадь къ колокольнѣ Ивана Великаго, по линіи, какъ упомянуто, теперешняго зданія Судебныхъ мѣ стъ и жилого корпуса Чудова монастыря пролегала Большая Никольская улица. какъ ее именовали и въ началѣ ХVІП ст. Прямолинейно впервые она была проведена еще при вел. князѣ Иванѣ Вас. III (до 1504 г.).

Если ея направленіе отъ воротъ къ площади было сколько-нибудь прямо, зато ея ширина между домами и другими постройками колебалась отъ трехъ и до восьми саженъ. Начиная отъ воротъ, ширина улицы до 1626 г. была въ 3 1/4 саж., далѣ е слѣ довала ширина въ 5 1/2 саж.; затѣ мъ слѣ довала ширина въ 4 1/2 саж., потомъ въ 8 саж. у перекрестка и, наконецъ, между Чудовымъ монастыремъ и дворомъ царя Борнса въ 3 1/8 саж. Вся длина улицы до этого мѣ ста простиралась на 128 саж. Ширина послѣ упомянутаго года въ тѣ сныхъ мѣ стахъ была увеличена между деревянными постройками до 5 1/2 саж., а между каменными осталась попрежнему съ небольшимъ въ 3 сажени (Перепись 1626 г.).

Въ нашемъ обозрѣ ніи дворовыхъ мѣ стъ мы сначала пройдемъ по лѣ вой сторонѣ этой улицы.

Въ концѣ XVI ст. вблизи Никольскихъ воротъ отъ входа въ нихъ съ лѣ вой стороны, гдѣ теперь разведенъ небольшой садикъ, и на угловомъ мѣ стѣ зданія Судебныхъ мѣ стъ находился дворъ Андрея Петровича Клешнина, который былъ дядькою-воспитателемъ царя Ѳ едора Ивановича и очень приближеннымъ человѣ комъ у Бориса Годунова, а потому и участникомъ въ дѣ лѣ убіенія царевича Димитрія, какъ говорила всенародная молва. Въ 1585 г. онъ именовался Ближней Думы дворяниномъ. Онъ померъ въ 1599 г. въ Боровскомъ Пафнутьевѣ монастырѣ схимникомъ съ иноческимь именемъ Левкія, въ мірѣ прозывался Луппомъ. Какое пространство въ точности занималъ дворъ Клешнина, --неизвѣ стно.

Далѣ е за нимъ по улицѣ находился дворъ князей Трубецкихъ, принадлежавшій въ началѣ XVII ст. князю Алексѣ ю Никитичу Трубецкому. Этотъ обширный дворъ простирался почти до владѣ ніи Чудова и Вознесенскаго монастырей. Повидимому, онъ составлялъ родовое владѣ ніе князей Трубецкихъ и потому, какъ увидимъ, переходилъ по наслѣ дству въ ихъ родъ.

Князь Алексѣ й Никитичъ происходилъ отъ боярина князя Никиты Романовича Трубецкаго (1608 г.), у котораго было трое сыновей, старшій Юрій, средній Ѳ едоръ (1608) и младшій Алексѣ й. Отъ родного брата кн. Никиты, Тимоѳ ея, происходилъ извѣ стный герой Смутнаго времени, Дмитрій Тимофеевичъ, не оставившій потомства (1625 г.).

Старшій сынъ кн. Никиты, Юрій, женившись на дочери тоже преизвѣ стнаго героя Смутнаго времени, Михаила Глѣ бов. Салтыкова, вмѣ стѣ съ тестемъ измѣ нилъ Русскому дѣ лу, въ 1611 г. уѣ халъ въ Польшу и тамъ совсѣ мъ окатоличился и померъ. Его внукъ Юрій Петровичъ (1679 г.) возвратился въ Москву, принялъ православіе, получилъ боярскій чинъ и женился на сестрѣ знаменитаго кн. Вас. Вас. Голицына. Отъ него и произошли всѣ князья Трубецкіе, нынѣ существующіе. Ближайшіе его потомки, какъ увидимъ, занимали очень высокія мѣ ста.

Младшій сынъ кн. Никиты, Алексѣ й Никитичъ, не кривилъ душою и остался на службѣ у царей въ Москвѣ.

Кн. Алексѣ й Никит. Трубецкой былъ близкимъ человѣ комъ дарю Михаилу Ѳ едоровичу, а потому и въ молодости занималъ между сверстниками дворянами-стольниками передовое мѣ сто. Во время царскаго столованья съ 1618 г. онъ всегда " смотрѣ лъ въ большой столъ", т.-е. распоряжался угощеніемъ обѣ давшихъ въ должномъ порядкѣ въ главномъ столѣ. Съ 1622 г. въ числѣ дворянъ онъ первымъ съ товарищами присутствовалъ и за царскими праздничными и другими столами, когда по назначенію государя были призываемы къ столу и молодые дворяне. На свадьбѣ государя 19 сент. 1624 г. былъ въ поѣ зжанахъ за государемъ, вторымъ въ числѣ приближенныхъ лицъ.

Въ 1628 г. онъ былъ отправленъ на воеводство въ Тобольскъ, что могло состояться и въ честь ему, а также и по интригамъ тогдашнихъ временщиковъ, съ цѣ лью удалить отъ царя лишняго близкаго къ нему человѣ ка, особливо достойнаго по своимъ дарованіямъ. Однако въ 1631 г. онъ возвратился изъ далекой стороны въ Москву, но въ слѣ дующемъ 1632 г. снова удаленъ на воеводство въ Астрахань, гдѣ оставался до 1635 г. Въ его отсутствіе въ 1633 г. погорѣ ла въ Кремлѣ вся сторона, гдѣ находился его дворъ. Отъ его двора и пожаръ начался.

Заслуги, оказанныя на этихъ дальнихъ воеводствахъ, по всему вѣ роятію выдвинули его впередъ передъ другими, какъ добраго полководца, а потому, когда въ 1640 г. въ Москву пришли вѣ сти, что идетъ къ столицѣ Крымская гроза, Алексѣ й Никитичъ былъ отправленъ въ Тулу главнымъ воеводою надъ всѣ ми собиравшимися тамъ полками. Съ половины марта до половины сентября, до тѣ хъ поръ, пока Крымцы не ушли восвояси, онъ оберегалъ Москву отъ обычнаго Татарскаго нашествія. Въ 1642 г., опять по такимъ же вѣ стямъ, онъ снова былъ отправленъ главнокомандующимъ на Тулу же и въ сентябрѣ 15, по минованіи опасности, возвратился въ Москву. Въ эти и послѣ дующіе годы со стороны Крыма постоянно грозила опасность Татарскаго нашествія, почему въ Тульскихъ мѣ стахъ по разнымъ городамъ безотходно стояли наши полки.

Въ 1645 г., при вступленіи на престолъ царя Алексѣ я Мих., князь Трубецкой былъ посланъ въ эти полки приводить ко кресту на государское имя воеводъ и всю рать.

Такія важныя государственныя порученія онъ исполнялъ, бывши только въ простомъ званіи дворянина, т.-е. не имѣ я особаго служебнаго чина.

7 сентября 1645 года, за три недѣ ли до своего коронованія (28 сент.), молодой царь явилъ свое пожалованіе изъ всѣ хъ первому Алексѣ ю Никитичу, возведя его прямо въ санъ боярина, какъ человѣ ка родовитаго, иначе ему было бы дано только окольничество. Передъ коронованіемъ царь пошелъ къ Троицѣ (10 сент.) и тамъ 13 сент. на обѣ дѣ за монастырскою трапезою угощалъ новаго боярина, посадивши его на первое мѣ сто.

Зимою того же года пришли подъ Курскъ Крымскіе царевичи; тотчасъ Алексѣ й Никитичъ былъ посланъ попрежнему главнокомандующимъ на Тулу. Назначался сильный походъ противъ нихъ къ Бѣ лгороду, но Татары вскорѣ ушли домой и вся рать также была распущена по домамъ.

1 мая 1646 г. Алексѣ ю Никитичу было поручено завѣ дываніе Сибирскимъ приказомъ, который и оставался въ его вѣ домствѣ до самой его кончины въ 1662 г.

Въ 1647 г., съ титуломъ ближняго боярина и намѣ стника Казанскаго, Алексѣ й Никитичъ велъ переговоры съ послами Литовскими и Шведскими во главѣ другихъ, назначенныхъ къ тому лицъ. Такіе же переговоры онъ велъ съ Литовскими послами въ 1649 г.; въ 1650 г. съ Кизылбашскимъ (Персидскимъ) посломъ и Англійскимъ посломъ. На свадьбѣ царя въ 1648 г. генв. 16 онъ состоялъ въ сидячихъ боярахъ первымъ съ государевой стороны {Въ этотъ годъ Алексѣ й Никитичъ выдалъ замужъ свою дочь Парасковью Алекс, почему и посылалъ къ патріарху отъ новобрачной обычные свадебные дары--убрусецъ, ширинку и коровай.}. Первымъ всегда присутствовалъ за столами и у царя, и у патріарха, и первымъ же назначался, по случаю выѣ здовъ государя изъ Москвы, оберегать столицу и царскій домъ.

Такимъ же образомъ онъ первенствовалъ при торжественныхъ встрѣ чахъ мощей патріарха Іова въ 1652 г. апр. 5 и св. митрополита Филиппа іюля 6 того же года, а потомъ встрѣ чалъ пріѣ зжавшихъ въ Москву Грузинскаго царевича Николая Давыд. въ 1654 г. и Грузинскаго царя Теймураза въ 1658 г.

Само собою разумѣ ется, что во время начавшейся войны съ Польшею въ 1654 и 1655 гг., проведенной царемъ Алексѣ емъ Мих. съ большимъ успѣ хомъ и съ большою славою, бояринъ Алексѣ й Никитичъ въ собранныхъ полкахъ занялъ попрежнему первенствующее мѣ сто и былъ отправленъ впередъ на Брянскъ и тамошніе города: Рославль, Мстиславль, Шкловъ, Дубровну и прочіе, которые затѣ мъ были взяты или приступомъ или сдавались добровольно.

Никогда отпускъ полковъ на ратное дѣ ло не происходилъ съ такою торжественностью и съ такими церемоніями, какъ въ это время.

Въ воскресенье, 23 апрѣ ля 1654 г., патріархь Никонъ съ высшимъ чиномъ духовенства служилъ литургію въ Успенскомъ соборѣ, назначенную именно для отпуска на войну ратныхъ полковъ, съ ихъ воеводами. Государь стоялъ на своемъ царскомъ мѣ стѣ у южныхъ дверей собора. Что рѣ дко случалось, на литургіи присутствовала и сама царица. Она стояла на своемъ царицыномъ мѣ стѣ, у столпа, близъ Сѣ верныхъ дверей собора; по лѣ вую сторону ея мѣ ста стояли " боярскія жены и прочія честныя жены". За государскимъ мѣ стомъ стояли бояре, окольничіе и думные люди по чину. Справа у государева мѣ ста стояли бояры-воеводы: к н. А. Н. Трубецкой съ товарищами, который стоялъ мало поровнявся съ переднимъ столбомъ государева мѣ ста. За нимъ стояли его товарищи, а воеводскіе дьяки стояли позади государева мѣ ста. Остальное пространство собора, съ лѣ вой стороны государева мѣ ста, наполняли передовые полчане (офицеры), стоявшіе въ 10 рядовъ до самой западной стѣ ны собора, именно стольники, стряпчіе, дворяне, жильцы, полковники, головы и сотники стрѣ лецкіе. Стояли всѣ пространно и благочинно.

Обѣ дня надалась въ 4-мъ часу дня, по нашему счету въ 8-мъ часу утра. Послѣ обѣ дни служили молебенъ о побѣ дѣ на враги и зѣ ло благолѣ пно и удивительно; запѣ вы запѣ вали протопопы и священники тихими гласы и умиленными, достойно слезамъ. Къ молебну государь сошелъ съ царскаго своего мѣ ста и сталъ у столпа среди церкви; справа оть него рядомъ стояли бояре-воеводы.

Послѣ молебна всѣ шли прикладываться къ иконамъ, при чемъ читались молитвы на рать идущимъ съ упоминаніемъ именъ бояръ и воеводъ и прочихъ начальниковъ. Затѣ мъ государь поднесъ патріарху воеводскій наказъ, который патріархъ положилъ въ кіотъ иконы Владимірской Богоматери на пелену и потомъ вручилъ боярамъ, т.-е. кн. Трубецкому съ товарищи. При этомъ государь держалъ рѣ чь ко всему воинству, чтобы служили честно, не уповали бы на многолюдство и своеуміе, и на сребролюбіе, и не боялись бы страху человѣ ческаго. Послѣ службы патріархъ благословилъ государя просвирою, которую царь принялъ съ честію и, поцѣ ловавъ въ руку пресвѣ тлѣ йшаго патріарха, по клонился ему по обычаю. Потомъ патріархъ ходилъ къ царицыну мѣ сту и благословилъ царицу просвирою. Царица послѣ литургіи стояла на своемъ мѣ стѣ за запоною, такъ какъ въ это время въ соборѣ происходило передвиженіе полчанъ, прикладывавшихся къ иконамъ и слушавшихъ рѣ чь государя. Потомъ сдѣ довалъ обрядъ цѣ лованія царской руки, какъ символъ прощанія съ государемъ. Всѣ, другъ за другомъ, подходя къ государю, поклонялись ему до земли, цѣ ловали руку съ радостными слезами и, отошедши, паки поклонялись передъ государемъ до земли. Затѣ мъ всѣ ходили къ благословенію у патріарха. Для соблюденія порядка стояли три окольничихъ, одинъ противъ государя, другой противъ патріарха, третій у патріархова рундука--помоста, чтобы проходили чинно и по чинамъ.

На прощаньи съ патріархомъ государь опять подходилъ къ его благословенію и, цѣ ловавъ въ пречестную его руку, поклонялся ему по обычаю.

Выходя изъ собора южными дверьми, государь остановился и жаловалъ бояръ и воеводъ и всѣ хъ полчанъ, звалъ ихъ къ себѣ хлѣ ба ѣ сть. Столъ боярскій для воеводъ и лучшихъ людей происходилъ въ передней полатѣ Теремнаго дворца; остальные ѣ ли въ Столовой избѣ. Въ Передней обрядъ столованья совершился такимъ образомъ: когда гости собрались, государъ велѣ лъ имъ сѣ сть. Посидѣ въ немного, всталъ и говорилъ рѣ чь: " Судъ бо Божій есть и честь царева судъ любитъ". Потомъ жаловалъ всѣ мъ по чарушницѣ вина изъ своихъ рукъ. Снова говорилъ рѣ чь, жаловалъ по второй чарушницѣ и затѣ мъ велѣ лъ садиться. Всѣ поклонялись и потомъ садились. Во время столованья были читаны прибранныя къ настоящему случаю поучительныя главы изъ посланій св. апостола Павла, напримѣ ръ, къ Римлянамъ, глава 14 и т. п.; а послѣ того читали житіе страстотерпца св. Георгія, ибо въ этотъ день прилучилась его память. Промежду этихъ чтеній пѣ вчіе пѣ ли " мудрые и краснопопѣ вистые стихи".

Къ концу столованья государь жаловалъ гостямъ по третьей чарушницѣ вина, а потомъ указалъ снимать скатерть, послѣ чего всталъ съ своего мѣ ста, а за нимъ и всѣ встали, такъ какъ въ ту пору соборный ключарь сталъ совершать такъ называемую Панагію, обрядъ молитвеннаго освященія и вкушенія Богородицына хлѣ ба и Богородицыной чаши въ честь Богородицы. По совершеніи установленныхъ молитвъ ключарь поднесъ государю панагію съ Богородицынымъ хлѣ бомъ. Взявъ своею царскою рукою часть хлѣ ба, государь, стоя, съ опасеніемъ потребилъ.

Потомъ ключарь поднесъ ему Богородицыну чашу, изъ которой испивъ трижды, государь возвратилъ сосудъ ключарю, мало поклонившись ему. Боярамъ и воеводамъ Богородицыну чашу государь самъ подавалъ. Всѣ подходили къ нему единъ за единымъ по чину и, принявъ и выпивъ чашу, цѣ ловали царскую руку по чину же, какъ и въ прочихъ столахъ бываетъ. Отпустя Панагію, государь сѣ лъ за столъ на прежнемъ мѣ стѣ, всѣ гости стояли, и государь угощалъ ихъ романеею и краснымъ и бѣ лымъ медами.

На прощаньи государь снова позвалъ бояръ и воеводъ къ рукѣ. Всѣ шли другъ за другомъ по чину. Первымъ подошелъ главный воевода князь Трубецкой. Государь принялъ своими царскими руками къ своимъ персемъ главу его " для его чести и старѣ йшинства, зане многими сѣ динами украшенъ и зѣ ло мужъ благоговѣ инъ и изященъ, и мудръ въ божественномъ писаніи, и предивенъ въ воинской одеждѣ, и въ воинствѣ счастливъ, и недругамъ страшенъ". Видя такую отеческую премногую и прещедрую милость къ себѣ, воевода со слезами до тридцати разъ поклонился государю до земли.

Таковы были сердечные проводы начальныхъ людей ратнаго ополченія.

Послѣ того на третій день, 26 апрѣ ля, государь проводилъ и всю собранную рать, которая проходила черезъ Кремль отъ Никольскихъ воротъ въ Спасскія подъ переходы, соединявшіе Цареборисовскій дворъ съ Чудовымъ монастыремъ. На этихъ переходахъ государь и патріархъ Никонъ смотрѣ ли войсковое шествіе, при чемъ патріархъ бояръ и воеводъ и ратныхъ людей кропилъ св. водою {Государственный Архивъ Мин. Иностранныхъ Дѣ лъ. Бумаги Тайнаго Приказа царя Алексѣ я Михаиловича.}.

Въ 1659 г. князь Алексѣ й Никитичъ велъ очень успѣ шно военныя дѣ ла на югѣ, въ Черкасскихъ городахъ, противъ Крымскаго хана и измѣ нника Запорожскаго Ив. Выговскаго.

Въ то время по Крымскимъ вѣ стямъ и въ Москвѣ спѣ шно дѣ лали Земляной городъ и по городу острогъ, особаго рода деревянную ограду.

Однако войско Запорожское и Юрій Хмельницкій въ Переяславлѣ передъ А. Н. Трубецкимъ съ товарищами добили государю челомъ и приняли присягу на подданство.

7 декабря бояринъ со славою возвратился въ Москву со всею ратью. Самъ государь выходилъ за Калужскія ворота встрѣ чать образъ Спаса, что былъ на службѣ съ бояриномъ, шедшимъ туть же за образомъ съ своими полками. Шествіе послѣ того направилось въ Успенскій соборъ, гдѣ послѣ торжественнаго молебна бояринъ и всѣ начальные люди полковъ были у государя у руки.

Спустя два мѣ сяца, 23 февр. 1660 г., государь чествовалъ эту счастливую рать торжественнымъ столомъ въ Золотой полатѣ, послѣ котораго главнокомандующій А. Н. Трубецкой получилъ слѣ дующую награду: вопервыхъ, шубу бархатъ золотой въ 360 р.; кубокъ въ 10 фунтовъ; придачу къ прежнему окладу жалованья 300 р., да прародительскую ихъ Трубецкихъ вотчину, городъ Трубчевскъ съ уѣ здомъ. Другіе воеводы также получили щедрыя награды.

Послѣ ратныхъ дѣ лъ въ Москвѣ бояринъ попрежнему первенствовалъ за царскими столами и во время выѣ здовъ государя бывалъ оберегателемъ Москвы и царскаго двора. Кромѣ того, попрежнему неоднократно велъ переговоры въ иноземными послами, въ 1661 г. съ Цесарскими, въ 1662 г. съ шведскими послами, при которыхъ былъ съ Шведами заключенъ вѣ чный миръ. При обрядѣ заключенія этого мира Алексѣ й Никитичъ стоялъ возлѣ государя по правую руку, т.-е. на первомъ мѣ стѣ.

Послѣ дняя его служба передъ кончиною показывала также великое къ нему довѣ ріе государя. Въ извѣ стный Коломенскій бунтъ въ іюлѣ 1662 г. государь поручилъ ему оберегать Москву и произвести розыскъ про бунтовщиковъ.

25 и 26 авг. того же года, во время выходовъ царя въ крестные ходы къ Донской Богородицѣ и ко Владимірской въ Срѣ тенскій монастырь, бояринъ также оставался въ Кремлѣ для береженья. Послѣ этихъ чиселъ Разрядныя книги упоминаютъ о немъ 17 декабря съ записью, что въ тотъ день государь указалъ сидѣ ть въ Сибирскомъ Приказѣ на мѣ сто боярина А. Н. Трубецкаго окольничему Родіону Матв. Стрѣ шневу. По другому свидѣ тельству это случилось 16 дек. 1663 г. (Вивл., XX, 396). Но такое показаніе относительно года неправильно и произошло, несомнѣ нно, отъ неправильнаго перевода стараго лѣ тосчисленія на новое. Но могло быть, что бояринъ скончался 16 дек., а распоряженіе государя послѣ довало 17 числа.

По кончинѣ Алексѣ я Никитича его дворъ перешелъ къ его внучатому племяннику князю Юрью Петровичу, внуку его брата Юрья Никитича, который въ Смутное время, въ 1611 г., отъѣ халъ въ Польшу и увезъ съ собою и своихъ дѣ тей, Петра и Але-ксандра. Тамъ онъ принялъ католическую вѣ ру, конечно, и съ дѣ тьми. Сынъ его Александръ не оставилъ потомства, но другой сынъ, Петръ, усердно служилъ Польскому королю, былъ камерге-ромъ двора и маршаломъ Стародубскимъ.

Однако сынъ Петра, Юрій, все-таки возвратился на родину и въ православную вѣ ру, сначала принятъ былъ стольникомъ, а потомъ въ 1672 г. получилъ санъ боярина, поселился во дворѣ у своего дѣ да, князя Алексѣ я Никитича, и женился на сестрѣ князя Вас. Вас. Голицына, Иринѣ Вас.-- По всему вѣ роятію, онъ возвратился изъ Польши по желанію и настоянію кн. Алексѣ я Никитича, быть можетъ, въ тѣ хъ видахъ, что съ его кончиною пре-кращался въ Россіи и родъ князей Трубецкихъ, такъ какъ самъ онъ дѣ тей мужескаго колѣ на не имѣ лъ.

Князь Юрій Петровичъ скончался въ 1679 г., оставивъ свой дворъ въ наслѣ дство женѣ, княгинѣ Иринѣ Вас, съ двумя сы-новьями, Иваномъ и Юрьемъ. Оба они родились уже по кончинѣ Алексѣ я Никитича, первый въ 1667 г., второй въ 1668 г.

Кн. Иванъ Юрьев. числился въ спискахъ 1676--1692 гг. ком-натнымъ стольникомъ сначала у царя Петра въ 1676 г., потомъ у царя Ѳ едора Алекс. съ 1677 г. и затѣ мъ опять у Петра съ 1686 г. Въ 1692 г. пожалованъ въ бояре, а впослѣ дствіи былъ фельдмаршаломъ и кавалеромъ ордена Андрея Первозваннаго (умеръ въ 1750 г. янв. 16).

Братъ его, кн. Юрій Юрьевичъ, также числился съ 1676 т. комнатнымъ стольникомъ у царя Петра, былъ также бояриномъ и потомъ дѣ йств. тайн. сов. (умеръ 1739 г. сент. 8) {Родословния князей Трубецкихь, соч. кн. Долгорукова и П. Н. Петрова. }.

Братья владѣ ли дворомъ сообща, хотя и жили въ отдѣ льныхъ полатахъ.

Въ 1742 г., по случаю измѣ ренія всѣ хъ обывательскихъ дво-ровъ въ городѣ, Кремлевскій боярскій дворъ кн. Трубецкихъ обозначенъ въ слѣ дующей мѣ рѣ: " мѣ рою земли по улицѣ въ пер-вомь концѣ поперешнику 60 саж., во дворѣ въ срединѣ поперешнику 49 саж., въ другомъ концѣ поперешнику 22 саж., длиннику въ улицѣ по городовой стѣ нѣ 47 саж." {Переписная книга Москвы 1738 и 1742 гг. по первой командѣ, т. I, стр. 15.}.

Такимъ образомъ, это дворовое мѣ сто представляло угольникъ, приближавшійся малымъ своимъ концомъ, шириною въ 22 саж., къ Никольскимъ воротамъ, гдѣ подлѣ самыхъ воротъ находилась сторожка, --караульня стрѣ лецкая. Широкій конецъ угольника въ 60 саж. примыкалъ къ улицѣ, проходившей мимо Вознесенскаго и Чудова монастырей. Длинникъ двора былъ измѣ ренъ по городовой Кремлевской стѣ нѣ на 47 саж., онъ достигалъ срединной башни между Никольскими и Спасскими воротами.

По поводу этого двора въ 1719 г. возникъ любопытный споръ между Вознесенскимъ монастыремъ и владѣ льцами двора кн. Трубецкими.

На межѣ широкаго конца этого боярскаго двора стояли два подворья: одно принадлежало Новоспасскому монастырю, другое Вознесенскому. На Новоспасскомъ подворьѣ существовала и церковь во имя Іоанна Новгородскаго, почему оно именовалось также и Новгородскимъ подворьемъ, гдѣ обыкновенно, по пріѣ здѣ въ Москву, останавливались Новгородскіе митрополиты и другія Новгородскія власти. На этомъ Новгородскомъ подворьѣ пребывалъ въ 1652 г. и Новгородскій митрополитъ, будущій патріархъ Никонъ. Здѣ сь происходилъ и призывъ или Государевъ зовъ его на патріаршество.

Въ настоящемъ случаѣ царь Алексѣ й Мих. поступилъ не по правиламъ и преданіямъ Церкви. Онъ своею волею, а не по жребію, какъ изстари водилось, избралъ на патріаршество именно Никона. 22 іюля этого года государь въ Успенскомъ соборѣ со всѣ ми духовными властями и боярами молебствовалъ и послѣ евангелія послалъ на Новгородское подворьѣ одного изъ митрополитовъ, двухъ старшихъ архимандритовъ и изъ свѣ тской среды боярина, окольничаго, стольника и думнаго дьяка звать Никона, чтобъ онъ ѣ халъ къ государю въ соборъ, а въ то время молебенъ совершили. Несмотря на такую почесть царскаго зова, Никонъ не послушалъ и въ соборъ не поѣ халъ. Послали къ государю стольника съ этою вѣ стью. Тогда государь отправилъ къ нему старѣ йшаго боярина А. Н. Трубецкаго и боярина князя Львова. Никонъ едва послушалъ государева указу и какъ пріѣ халъ въ соборъ, государь говорилъ ему рѣ чь со упрошеніемъ, чтобы изволилъ быть всея Россіи патріархомъ. Никонъ отрицался принять патріаршество безъ жребія. Государь съ веліимъ желаніемъ и со слезами просилъ его многое время, цѣ лый часъ, со всѣ ми властьми и боярами, чтобы изволилъ быть патріархомъ. Такому безпримѣ рному государеву прошенію Никонъ повинулся и въ то время много плакалъ... Обычное нареченіе ему патріархомъ послѣ довало на другой день 23 іюля на патріаршемъ дворѣ въ Крестовой полатѣ (Новый Лѣ тописецъ, 198).

Это Новгородское подворье послѣ пожара в ъ Кремлѣ въ 1701 г. было отдано по царскому указу отъ 7 іюля того же года Вознесенскому монастырю для пространства того монастыря съ повелѣ ніемъ пригородить къ нему и все то мѣ сто.

Но въ томъ же 1701 г. Петръ рѣ шилъ построить въ Кремлѣ, съ правой стороны отъ Никольскихъ воротъ, Оружейный домъ, зовомый Цейгоузъ (Арсеналъ), для чего было назначено всѣ находившіяся въ этой мѣ стности до Троицкихъ воротъ каменныя строенія (деревянныя всѣ погорѣ ли) разобрать и мѣ сто очистить.

На другой годъ (1702, марта 7) послѣ довалъ указъ о томъ, чтобы передъ Оружейнымъ домомъ и черезъ улицу, вблизи Никольскихъ воротъ, съ лѣ вой ихъ стороны, также для пространства выровнять площадь по линіи до зданій Чудова монастыря. Для этой цѣ ли было повелѣ но математическихъ наукъ учителю тѣ мѣ ста, находившіеся на нихъ дворы и подворья и другія строенъя измѣ рить совершенно и учинить чертежъ, что по линіи пойдетъ подъ площадь и что останется ненадобнымъ для предположенной площади.

Эта линія проходила отъ Никольскихъ воротъ до полатъ кн. Трубецкихъ и далѣ е отъ угла ихъ полатъ прямо черезъ дворы протопопа Благовѣ щенскаго собора, на полату, что у двора Духовникова, также черезъ дворъ протопопа Успенскаго собора. Такимъ образомъ, былъ измѣ ренъ и положенъ на чертежъ весь уголъ отъ Никольскихъ воротъ между улицею и Кремлевскою стѣ ною до линіи зданій Вознесенскаго и Чудова монастырей съ тою цѣ лью, чтобы мѣ рою за мѣ ру распредѣ лить и остающееся пространство дворовой земли между владѣ льцами, мѣ ста которыхъ отходили подъ площадь.

Изъ двора кн. Трубецкихъ подъ эту площадь отходило 952 квадратныхъ сажени. Чтобы вознаградить князей за отходящую землю, государь 2 авг. 1702 г. повелѣ лъ отдать имъ всю мѣ стность, примыкавшую къ верхнему широкому концу ихъ двора, гдѣ находились, начиная оть Кремлевской стѣ ны, подворья Вознесенскаго и Новоспасскаго монастырей, заключавшія въ себѣ 1024 квадратныхъ сажени по новому измѣ ренію, а по старому (1680 г.) 925 саж., а также и дворы соборнаго духовенства.

Несмотря на то, что количество саженей отъ этихъ мѣ стъ превышало количество отходящей княжеской земли, государь повелѣ лъ отдать князьямъ всю эту землю " въ вѣ чное владѣ ніе князей и женамъ ихъ, и дѣ тямъ, и всему роду безповоротно, а подъ тѣ подворья и протопопу, и попу подъ дворы земли пріискивать въ иныхъ мѣ стахъ, и на тое прибавочную вышеупомянутую землю и на всякое строеніе дать имъ (князьямъ) даную по указу".

Само собою разумѣ ется, что князья не помедлили воспользоваться повелѣ ніемъ государя и въ полной мѣ рѣ завладѣ ли пожалованными мѣ стами и строеніями. Какъ упомянуто, они завладѣ ли и Духовниковымъ дворомъ и поповскимъ по улицу Чудовскую.

Арсеналъ строился въ первые годы мало-по-малу, медленно, и въ 1706 г., по случаю Шведской войны, его постройка была совсѣ мъ остановлена по письму государя къ оберъ-инспектору Курбатову отъ 3 мая 1706 г., въ которомъ государь повелѣ валъ: " Чрезъ сей указъ объявляемъ цейхаузнаго строенія не хуже хотя до времени и отставить". Между тѣ мъ земля Трубецкихъ дотолѣ еще не требовалась для выравненія площади и оставалась попрежнему въ ихъ же владѣ ніи.

Въ такомъ положеніи дѣ ло оставалось до 1719 г., когда 15 мая игуменья Вознесенскаго монастыря Веденихта Пушкина съ сестрами подала въ Сенатъ челобитье, въ которомъ излагала всю исторію по этому дѣ лу и писала, что " хотя князья и получили землю и постройки изъ монастырскихъ и изъ сосѣ днихъ дворовъ, но ихъ собственный дворъ не былъ взятъ подъ площадь потому, что отъ цейхгаузнаго двора онъ сталъ черезъ Большую Никольскую улицу, а князья между тѣ мъ и до днесь владѣ ютъ ихъ монастырскими землями съ церковью и съ жилыми и съ хлѣ бными полатами и на тѣ хъ ихъ дворахъ живуть княжескіе люди, отчего монастырю учинено великое утѣ сненіе". Она просила, чтобъ тѣ ми монастырскими дворами монастырю владѣ ть попрежнему и церковь съ жилыми полатами пригородить къ монастырю, прибавляя, что кн. Ив. Юр. обѣ щалъ, когда она посылала къ нему, тѣ дворы ей отдать.

Сенатъ потребовалъ отъ князя свѣ дѣ ніе на письмѣ, по какому указу онъ тѣ мъ монастырскимъ подворьемъ владѣ етъ. Князь отвѣ чалъ, что даной на тѣ мѣ ста во владѣ ніе ему не дано за отлученіемъ изъ Москвы, что на взятомъ у него мѣ стѣ каменнаго строенія не застроено, а его строеніе, которое на дворѣ было, сломано и снесено; а на данномъ монастырскомъ подворьѣ построено у нихъ (князей) вновь многое каменное и деревянное строенiе.

По Сенатскому приговору 24 іюля 1719 г. было рѣ шено: если мѣ сто изъ двора кн. Трубецкихъ подъ цейхгаузное строеніе не взято, а подворьемъ они владѣ ютъ, то отдать то подворье попрежнему въ Вознесенскій монастырь. Приговоръ подписалъ одинъ оберъ-секретарь, а сенаторскихъ рукъ не было положено.

Кн. Иванъ Юрьевичъ, получивъ это сенатское рѣ шеніе, не отдавая тѣ хъ дворовъ, отъѣ халъ къ полкамъ, а вести дѣ ло поручилъ своему человѣ ку, который подалъ встрѣ чное челобитье, явно направленное только для затяжки дѣ ла.

Когда это рѣ шеніе стали приводить къ исполненію и изъ Губернской канцеляріи былъ посланъ дьякъ и фискалъ съ солдатами, то княжескіе люди учинились указу не послушны, съ дворовъ не сошли и двора не отдали.

Въ 1721 г. іюля 26 игуменья снова подала просьбу, гдѣ обличала всю неправду, написанную въ княжеской челобитной, прибавивъ, что такой челобитной " и примать было не довелось, не токмо слѣ довать".

Между прочимъ въ челобитной значилось, что князья на данной имъ землѣ построили многое деревянное и каменное строеніе и что на ихъ прежнемъ мѣ стѣ будто сломано многое каменное и деревянное строеніе. Игуменья разъяснила, " что со двора ихъ деревянное строеніе свезено къ нимъ же на загородные дворы не для цейхгаузнаго строенія, но для того, что по государеву указу повелѣ но изъ Кремля и изъ Китая вынесть все деревянное строеніе; что по тому же указу въ Кремлѣ и въ Китаѣ деревяннаго строенія строить не велѣ но, а именно, таковое на монастырской землѣ они, князья, построили самовольно противъ запрещенія, за что ихъ люди довелись жестокаго наказанья, потому что, опричь ихъ самовольства въ Кремлѣ ни у кого деревяннаго строенія нѣ тъ и не строятъ; а они сами пишуть, что у нихъ на монастырской землѣ построено многое деревянное строеніе, чего ради подлежатъ штрафу, а люди ихъ наказанію".

А что, дѣ йствительно, настроили князья на новыхъ своихъ мѣ стахъ, объ этомъ свидѣ тельствуетъ произведенная въ 1721 г. опись этихъ построекъ.

Они построили 6 полатъ поземныхъ въ длину на 12 саж.; конюшенный каменный сарай въ 10 саж. длины, къ нему полатку 2 саж., конюшню въ 6 1/2 саж.; да деревянное строеніе: подлѣ церкви свѣ тлицу съ сѣ ньми по 2 1/2саж.; два хлѣ вка по 1 1/2 саж., третій въ 2 1/2 саж.; подлѣ церкви мазанка 1 1/2 саж.; подлѣ городовой стѣ ны одиннадцать клѣ тушекъ людскихъ, сажени по 1 1/2 и по 2, крыто все дранью.

Такимъ образомъ оказывалось, что князья Трубецкіе возлѣ стѣ нъ монастыря и города устроили свой задній дворъ со всѣ ми его принадлежностями.

Игуменья вмѣ стѣ съ тѣ мъ объясняла, что у нихъ иного монастырскаго двора въ Кремлѣ и близь монастыря нѣ тъ, и того монастыря священники и всякихъ чиновъ монастырскіе служители живутъ по дальнымъ разнымъ мѣ стамъ въ наемныхъ и въ иныхъ домѣ хъ, а лошади монастырскія водовозныя и возники держатся въ самой нуждѣ въ монастырѣ и ради такой нужды и дрова монастырскія нынѣ кладутъ на монастырѣ около и близь соборныя церкви, отчего весною и лѣ томъ духота бываетъ и изъ навозу вода подходитъ въ церковь и въ кельи; что князья Трубецкіе, завладѣ въ ихъ подворьемъ, учинили монастырю великую тѣ сноту понапрасну.

Объясняя, что монастырь отъ княжескаго навозу и отъ нарослой земли утѣ сненъ, игуменья настойчиво просила, чтобы согласно Сенатскому приговору, утвержденному и Юстицъ-Коллегіею, монастырскіе старинные ихъ дворы возвратить въ монастырь попрежнему и княжескихъ людей съ тѣ хъ дворовъ сослать, а деревянное строеніе, избы и чуланы и скотскіе хлѣ вы, отъ той церкви, что на подворьѣ, и отъ городовой стѣ ны, что у самаго монастыря, сломать, дабы отъ тѣ хъ избъ, чулановъ и скотскихъ хлѣ вовъ монастырю не учинялось разороніе.

Послѣ многихъ настойчивыхъ ходатайствъ игуменьи Веденихты Пушкиной прошло слишкомъ 10 лѣ тъ, а подворье всетаки не было возвращено монастырю. Въ 1731 г. новая игуменья Евстолія подала просьбу самой императрицѣ Аннѣ Ивановнѣ, но встрѣ тила новый отпоръ со стороны князей, которые лично въ Юстицъ-Коллегіи просили выдать имъ даную на пожалованныя имъ оба подворья, а потому подали челобитную, объясняя свои права на это владѣ нье и устраняя искъ монастыря, какъ неправильный.

Въ это время князь Иванъ Юрьевичъ былъ уже генералъ-фельдмаршаломъ, а Юрій Юрьевичъ -- тайнымъ дѣ йствительнымъ совѣ тникомъ.

Не осталась безъ отвѣ та и игуменья Евстолія. Жалуясь на то, что подворье и донынѣ, 1731 г., въ монастырь не возвращено, она снова изъясняла, что " за не отдачею имъ того ихъ подворья они имѣ ютъ не малую обиду и великое утѣ сненіе зимою отъ снѣ гу и отъ навозу и отъ лѣ сныхъ и всякихъ припасовъ, и за утѣ сненіемъ монастыря проходъ по монастырю весьма труденъ, а за неимѣ ніемъ близь монастыря подворья, монастырскіе возники и разъѣ зжія лошади стоятъ и привозныя монастырскія дрова кладутся въ монастырѣ, отъ которой тѣ сноты вешнимъ временемъ въ соборную церковь, гдѣ Ея Императорскаго Величества родители почиваютъ, и въ кельи, гдѣ жительство имѣ ютъ монахини, вода идетъ".

Какъ ни были основательны жалобы и просьбы игуменьи о возвращеніи подворья монастырю, оно все-таки осталось во владѣ ніи князей Трубецкихъ. Мы не встрѣ тили свѣ дѣ ній о томъ, чѣ мъ окончились ходатайства монастыря, и пользуемся только извѣ стіемъ, что въ 1754 г. дворъ Трубецкихъ принадлежалъ лейбъ-гвардіи поручику кн. Дмитрію Юрьевичу Трубецкому, младшему сыну кн. Юрья Юрьевича. Кн. Иванъ Юрьевичъ не оставилъ по себѣ прямыхъ наслѣ дниковъ мужескаго колѣ на. У него былъ только побочный сынъ извѣ стный Иванъ Ивановичъ Бецкій. При этомъ о Вознесенскомъ монастырѣ упоминается, что его заднія ворота выходили ко двору кн. Трубецкаго. О подворьяхъ уже нѣ тъ и помину.

Весь этотъ уголъ Кремлевской мѣ стности занятъ теперь зданіемъ Судебныхъ мѣ стъ, построеннымъ по проекту архитектора Матв. Ѳ ед. Козакова въ 1771--1785 гг. Оно также расположено угольникомъ почти въ самыхъ тѣ хъ же межахъ, какія ограничивали мѣ стность Трубецкаго двора. Фасадъ, обращенный къ зданіямъ Чудова монастыря, расположенъ отчасти на мѣ стахъ бывшихъ двухъ подворій, Новоспасскаго и Вознесенскаго, Чудовскаго конюшеннаго двора и церкви Козмы и Дамьяна, стоявшей противъ заднихъ воротъ Чудова монастыря. Уголъ Судебнаго зданія, обращенный къ этому монастырю, занялъ мѣ сто такъ называемаго Духовникова двора.

Дворъ князей Трубецкихъ въ широкомъ своемъ концѣ, въ 60 саж., выходилъ къ зданіямъ Чудова и Вознесенскаго монастырей, на другую улицу, которая шла отъ Троицкихъ Кремлевскихъ воротъ и отъ Троицкаго подворья къ подворьямъ Новоспасскому и Вознесенскому, стоявшимъ у городовой стѣ ны. Эту улицу мы назвали Троицкою. Она пересѣ кала Никольскую улицу передъ угломъ Чудовскаго зданiя, сохраняя свое направленіе и донынѣ по боковому фасаду Судебныхъ мѣ стъ, обращенному къ упомянутымъ монастырскимъ зданіямъ. Но это продолженіе Троицкой улицы именовалось Чудовскою улицею. Ея ширина при началѣ отъ Никольской улицы простиралась на 6 1/4 саж., а далѣ е только на 4 саж., почему въ 1626 г. было указано устроить ее въ 5 саж., какъ эта мѣ ра существуетъ и донынѣ, образуя особый длинный дворъ къ зданію Судебныхъ мѣ стъ. Мѣ сто пересѣ ченія Никольской улицы именовалось въ то время (1634 г.) Никольскимъ хрестьцомъ, -- крестцомъ (перекресткомъ), который любопытенъ тѣ мъ обстоятельствомъ, что его деревянную бревенчатую мостовую, слишкомъ на 5 саж. въ длину, повиненъ былъ моститъ Патріаршій домъ, такъ какъ на крестецъ выходили его зданія.

По лѣ вой сторонѣ улицы, гдѣ теперь высится боковой фасадъ зданія Судебныхъ мѣ сть, находились слѣ дующіе дворы и мѣ ста,

Самый уголъ зданія Судебныхъ мѣ сть стоитъ на мѣ стѣ такъ называемаго Духовникова двора, на мѣ стѣ жительства государевыхъ духовниковъ, обыкновенно протопоповъ Благовѣ щенскаго собора. Въ 1657 г. мѣ рою этотъ дворъ по Никольской улицѣ простирался на 23 саж., поперекъ на 16 саж., со стороны отъ двора кн. Трубецкихъ на 12 саж. Онъ примыкалъ къ трапезѣ церкви Козмы и Даміана и къ ея кладбищу. Но въ 1639 г. его мѣ ра была въ 20 саж. и со стороны 10 саж., какъ, вѣ роятно, эта мѣ ра существовала отъ древняго времени. Въ 1504 г. здѣ сь жилъ протопопъ этого собора Ѳ ома, вѣ роятный духовникъ вел. князя Ивана III, или первый изъ Благовѣ щенскихъ протопоповъ поселенецъ на этомъ мѣ стѣ {Послѣ него духовникомъ вел. князя былъ Андрониковскій архимандритъ Митрофанъ (С. Г. Г., I, 400).}.

Изъ числа царскихъ духовниковъ оставилъ по себѣ недобрую память Благовѣ щенскій протопопъ Ѳ едоръ Барминъ, о дѣ лахъ котораго мы упоминали на стр. 302.

Другой случай съ царскимъ духовникомъ занесенъ даже въ списки Дворцовыхъ Разрядовъ.

У царя Алексѣ я Михаиловича духовникомъ былъ Благовѣ щенскій же протопопъ Андрей Савиновичъ, поставленный въ протопопы и, слѣ довательно, въ духовники государю въ 1666 г., марта 25, изъ священниковъ церкви Григорія Неокесарійскаго, что за Москвою-рѣ кою въ Дербицахъ, на Полянкѣ, гдѣ онъ священствовалъ съ 1660 г. Это былъ не только государевъ духовникъ, но и государевъ любимецъ, который успѣ лъ такъ привязать къ себѣ государя, что своимъ вліяніемъ сталъ поперекъ дороги и самому патріарху Іоакиму. Первымъ его дѣ ломъ была постройка каменной церкви Григорія Неокесарійскаго на счетъ государя, изъ собственныхъ государевыхъ суммъ Тайнаго Приказа. Эта постройка началась на другой же годъ по опредѣ леніи протопопа въ духовники и продолжалась въ 1668--1669 годахъ, съ небывалымъ велелѣ піемъ во всѣ хъ частяхъ. Храмъ былъ украшенъ поливными изразцами и снаружи расписанъ цвѣ тными красками, а внутри стѣ нописью. Все это стоило немалыхъ расходовъ. Государь оказывалъ протопопу такую особую милость, что лично посѣ щалъ его въ его жилищѣ (въ 1668 г.). Словомъ сказать, протопопъ сдѣ лался самымъ приближеннымъ домашнимъ человѣ комъ благочестивѣ йшаго царя, на что, между прочимъ, указываетъ и одна запись въ сборникѣ Дворцовыхъ Разрядовъ, гдѣ читаемъ слѣ дующее:

" Того жъ году (1674), октября въ 21 день, было у Великаго Государя вечернее кушанье, въ потѣ шныхъ хоромахъ; да у него жъ Великаго Государя ѣ ли бояре, всѣ безъ мѣ стъ, да думные дьяки Герасимъ Дохтуровъ да Ларивонъ Ивановъ. У стола стоялъ крайчей князь Петръ Семеновичъ Урусовъ да съ нимъ столникъ Дмитрей Никитинъ сынъ Наумовъ. За поставцомъ Великаго Государя сидѣ лъ бояринъ и оружничей Богданъ Матвѣ евичъ Хитрово, да съ нимъ дворцовые дьяки да ключники степенные со всѣ хъ дворцовъ. А чашничали передъ Великаго Государя и ѣ сть ставили ближніе люди. Да у кушанья жъ былъ у Великаго Государя Благовѣ щенской протопопъ, духовникъ Великаго Государя, Андрей Савиновичъ. А передъ духовника и передъ бояръ ѣ сть ставили и питье носили столники жъ и ближніе люди. А послѣ кушанья изволилъ Великій Государь себя тѣ шить всякими игры. И его Великаго Государя тѣ шили, и въ органы играли, а игралъ въ органы Нѣ мчинъ, и въ сурну, и въ трубы трубили, и въ суренки играли, и по накрамъ и по литаврамъ били жъ вовсѣ. Да Великій же Государь жаловалъ протопопа, своего Великаго Государя духовника, и бояръ и дьяковъ думныхъ, которые были у кушанья вечерняго, вотками, ренскимъ, и романеею и всякими розными питіи, и пожаловалъ ихъ своею государевою милостью: напоилъ ихъ всѣ хъ пьяныхъ. А послѣ стола жаловалъ, тожъ, поилъ всякими розными питьями своихъ государевыхъ столниковъ и ближнихъ людей. А кушанье у Великаго Государя отошло вечернее и бояре поѣ хали изъ города и ближніе люди въ 12 часу ночи" (по нашему счету въ четвертомъ часу утр а. Д. Р., III, 1080). Въ своемъ родѣ это былъ пиръ-предшественникъ пресловутыхъ пировъ геніальнаго сына царя Алексѣ я Михайловича, царя, а потомъ и императора Петра Алексѣ евича. Чему же мы удивляемся, прочитывая разсказы о Петровскихъ разгульныхъ пирахъ, когда это была живѣ йшая черта старинныхъ Русскихъ нравовъ и обычаевъ.

Попировавши такимъ образомъ, царь Алексѣ й Михаиловичъ, спустя 10 дней, именно 1 ноября, выѣ халъ изъ Москвы въ любимое свое село Преображенское, гдѣ намѣ ревался оставаться до зимняго пути, такъ какъ до этого срока онъ отпускалъ просившихся служилыхъ людей по деревнямъ. Но съ небольшимъ черезъ недѣ лю, 9 ноября, онъ получилъ грамотку отъ своего духовника, Благовѣ щенскаго протопопа Андрея Савиновича, въ которой протопопъ писалъ государю, что святѣ йшій Іоакимъ, патріархъ, велѣ лъ " во смиреніе посадить его на цѣ пь безвинно и чтобъ Великій государь изволилъ приттить къ Москвѣ и его изъ смиренья освободить". Письмо подалъ сынъ протопопа. Государь приказалъ ему, что будетъ рано въ Москву завтра, нарочно.

Такое милостивое отношеніе къ духовнику могъ являть только добрѣ йшій царь Алексѣ й Михаиловичъ.

Прибывъ въ Москву на другой же день, 10 ноября, онъ тотчасъ послалъ къ патріарху ближняго боярина Б. М. Хитрово съ предложеніемъ, чтобъ патріархъ къ нему, государю, пришелъ. Патріархъ и не помедлилъ. Государь встрѣ тилъ его на крыльцѣ, откуда они вмѣ стѣ пошли въ комнату, гдѣ находились, сидѣ ли уже три приближенныхъ боярина: --кн. Долгоруковъ, Хитрово и Матвѣ евъ. Когда всѣ усѣ лись, государь спросилъ святѣ йшаго, за что онъ, не поговоря съ нимъ, Великимъ государемъ, смирилъ его духовника? Патріархъ извѣ стилъ государю протопопово неистовство и невѣ жество и мздоимство многое, за то смириль его, что держитъ у себя женку многое время, что онъ, патріархъ, посылалъ къ нему своего духовника и протопопъ его къ себѣ не пустилъ и его, патріарха, безчестилъ; что онъ, патріархъ, женку велѣ лъ разспросить, жила ли она съ нимъ, протопопомъ, и по добротѣ ли, или неволею? Женка сказала, что сперва жила съ нимъ по добротѣ, а послѣ жила съ нимъ и неволею. Государь упрашивалъ святѣ йшаго простить виновнаго, но патріархъ отказалъ государю и не только не простилъ, а запретилъ протопопу священствовать, благословлять и даже исповѣ дывать безъ своего святительскаго велѣ нія.

На другой день, 11 ноября, государь, не успѣ въ въ своемъ намѣ реніи, возвратился въ село Преображенское, гдѣ въ это время готовилась новая царская потѣ ха--Комидіальныя дѣ йства, которыя и были исполнены на заговѣ нье 13 ноября. Уѣ зжая изъ Москвы, государь повелѣ лъ поставить у виновнаго духовника караулъ, сотника стрѣ лецкаго и 20 человѣ къ стрѣ льцовъ для береженья и присылки отъ патріарха и не велѣ лъ пущать къ нему, протопопу, никого до указу.

Между тѣ мъ 3 декабря патріархъ утвердилъ приговоръ соборный отъ всѣ хъ духовныхъ властей, чтобы вдовымъ попамъ, будучи у кого въ дому у крестовъ, никого не исповѣ дывать и, вообще, не священствовать, опричь приходскихъ священниковъ. Это былъ явный намекъ на духовника.

Въ половинѣ декабря государь возвратился въ Москву совсѣ мъ. Наступалъ патріаршій праздникъ, память Петра митрополита, 21 декабря.

Наканунѣ праздника, 20 дек., государь снова попросилъ къ себѣ патріарха, снова встрѣ тилъ его, вышедши изъ переднихъ сѣ ней, на крыльцѣ и въ присутствіи четырехъ ближнихъ бояръ снова просилъ простить и разрѣ шить его, государева, духовника во всемъ. На этотъ разъ патріархъ смилостивился для упрошенія государя, простилъ протопопа во всемъ и велѣ лъ ему попрежнему священствовать, исповѣ дывать и благословлять.

Въ самый праздникъ Петра митрополита за столомъ патріарха присутствовалъ и государь съ боярами, а также и прощенный духовникъ, занимавшій мѣ сто выше архимандритовъ послѣ епископовъ.

На праздникъ Рождества Христова праздничнаго стола у государя не было. Къ патріарху по обычаю былъ посланъ столъ на домъ. Государь не забылъ и духовника, велѣ лъ послать ему также на домъ ѣ ствы и кубки (вина), и вмѣ стѣ съ тѣ мъ пригласилъ его къ себѣ во дворецъ, на свиданье.

Въ 1675 г. поелѣ Пасхальной утрени государь, придя въ Благовѣ щенскій соборъ, жаловалъ своего духовника яйцами и дѣ ловался съ нимъ въ уста, а ключарей и весь соборъ жаловалъ къ рукѣ и яйцами.

При царѣ Михаилѣ Ѳ едоровичѣ его духовникомъ былъ протопопъ Максимъ, впослѣ дствіи по какой-то провинности отставленный. Его каменныя строенія и въ томъ числѣ каменный погребъ выходили на Никольскую улицу, на которой рядомъ съ нимъ, со стороны двора Трубецкихъ, находился дворъ Благовѣ щенскаго попа. Далѣ е по Чудовской или Троицкой улицѣ стояла противъ заднихъ воротъ Чудова монастыря церковь Козмы и Дамьяна, упоминаемая въ лѣ тописяхъ подъ 1475 годомъ.

Въ 1504 г. она была разобрана и заложена новая. По своему мѣ стоположенію близь Духовникова двора она и прозывалась " что у Духовникова двора". При царѣ Алексѣ ѣ Михаиловичѣ къ ней былъ пристроенъ предѣ лъ во имя св. Филиппа митрополита, обозначаемый иногда особою церковью, " что на Духовниковѣ дворѣ ". Церковная замля съ кладбищемъ простиралась вдоль по улицѣ на 30 саж.; поперекъ, позади алтаря на 8 саж., въ другомъ концѣ около 2 саж. Близко къ церкви въ 3-хъ саж. отъ нея стоялъ дворъ ключаря Успенскаго собора мѣ рою вдоль 13 саж., поперекъ 8 саж. Въ 1737 г. церковь Козмы и Дамьяна и съ предѣ ломъ обгорѣ ла и была возобновлена, а впослѣ дствіи, въ 1770 г., была совсѣ мъ упразднена и разобрана по случаю постройки зданія Судебныхъ мѣ стъ, подъ стѣ нами котораго и скрылось ея мѣ сто.

За этою церковью за алтарями слѣ довалъ конюшенный дворъ Чудова монастыря, горница котораго стояла въ 3-хъ саж. отъ алтарей церкви. Въ 1657 г. онъ занималъ пространство вдоль по улицѣ 21 саж., поперекъ 9 саж. Но в ъ 1702 г. занимаемое имъ пространство составляло 220 квадратныхъ саженъ. По всему вѣ роятію, этотъ дворъ составлялъ остатокъ конюшеннаго Татарскаго двора при Алексѣ ѣ митрополитѣ.

Неподалеку, приближаясь къ городовой стѣ нѣ, стояли подворья Новоспасскаго и Вознесенскаго монастырей, оба на 925 квадратныхъ саженяхъ по мѣ рѣ 1680 г., а по мѣ рѣ 1702 г. -- на 1024 саж.

Когда основалось здѣ сь Новоспасское подворье съ церковью во имя чудотворца Іоанна, архіепископа Новгородскаго, свѣ дѣ ніи не имѣ емъ. Оно упоминается съ 1627 г. Но, вѣ роятно, существовало съ давнихъ временъ. Оно въ 1682 г. располагалось на 23 саж. въ длину и на 16 саж. въ ширину. Старое его мѣ сто занимало 15 саж. въ квадратѣ. Какѣ выше писано, по царскому указу 1701 г. подворье было отдано во владѣ нье Вознесенскаго монастыря, а потомъ въ 1702 г. поступило во владѣ нье князей Трубецкихъ, которые церковь чудотворца Іоанна устроили себѣ домовою церковью.

Въ 1723 г. по указу Петра всѣ домовыя церкви въ Москвѣ были запечатаны.

Въ 1726 г., когда князь Иванъ Юрьевичъ былъ Кіевскимъ генералъ-губернаторомъ, его супруга пріѣ хала въ Москву на свой обширный дворъ и по болѣ зни къ приходской церкви для моленія ѣ здить не могла, почему и просила распечатать свою домовую церковь, хотя приходская церковь Козмы и Дамьяна стояла въ нѣ сколькихъ саженяхъ отъ этой домовой церкви. Духовная Дикастерія (Консисторія) разрѣ шила для церковнаго служенія распечатать церковь, но съ неотмѣ ннымъ условіемъ, чтобы служеніе отправлялось причтомъ приходской церкви Козмы и Дамьяна и только въ праздники и въ воскресные дни.

Къ упомянутымъ подворьямъ, кромѣ Чудовской-Троицкой улицы, проходила улица и возлѣ городовой стѣ ны отъ Николаевскихъ къ Фроловскимъ-Спасскимъ воротамъ, до зданій Вознесенскаго монастыря, шириною мимо двора князей Трубецкихъ и Вознесенскаго подворья въ три сажени.

Въ 1626 г. эта улица оставлена въ той же прежней мѣ рѣ, но потомъ къ концу XVII ст., какъ упомянуто, была застроена хлѣ вами князей Трубецкихъ.

Замѣ тимъ, что древнія границы Чудова и Вознесенскаго монастырей остаются и до настоящаго времени въ своихъ первоначальныхъ межахъ.

Оканчивая обозрѣ ніе мѣ стъ по лѣ вой сторонѣ Кремлевской Никольской улицы, мы должны помянуть и то любопытное обстоятельство, что въ описанномъ углу, почти возлѣ самыхъ Никольскихъ воротъ, рядомъ съ стоявшею у воротъ каменною караульнею, въ 1702 г. предполагалась постройка общенароднаго театра. Этотъ 1702 годъ перваго же января былъ ознаменованъ достославною побѣ дою надъ Шведами въ Лифляндіи, у деревни Ересфера, гдѣ генералъ Борисъ Петр. Шереметевъ разбилъ на голову Шведскаго генерала Шлипенбаха, такъ что самое имя этой деревни пріобрѣ ло въ солдатскомъ народѣ особое выраженіе взъересферитъ, что значило расправиться съ кѣ мъ бы ни было посвойски. Такъ популярна была эта побѣ да, тѣ мъ болѣ е, что она была первою побѣ дою надъ нашими учителями Шведами.

3 генваря была получена радостная вѣ сть объ этомъ событіи, которую принесъ сынъ побѣ дителя Мих. Борис. Шереметевъ. " Благодареніе Богу! --воскликнулъ безмѣ рно обрадованный государь, --мы уже до того дошли, что и Шведовъ побѣ ждать можемъ".

10 генваря въ Успенскомъ соборѣ и во всѣ хъ церквахъ Москвы былъ отслуженъ торжественный молебенъ и при пѣ ніи пѣ сни " Тебе Бога хвалимъ" былъ троекратный залпъ изъ всѣ хъ 110 пушекъ и изъ ружей поставленныхъ на Соборной и Ивановской площадяхъ полковъ при звонѣ во всѣ хъ церквахъ во всѣ колокола.

Извѣ стно, что всякую государеву и тѣ мъ болѣ е государственную радость Великій Преобразователь всегда старался обращать въ радость всего народа, устроивая съ этою цѣ лью всенародныя торжества въ родѣ тріумфальныхъ шествій и въ то же время доставляя всенародному множеству различныя потѣ хи.

На этотъ разъ на Красной площади вблизи Никольскихъ воротъ, въ 25 саж. отъ нихъ, были построены тріумфалъныя свѣ тлицы и сѣ нигаллереи, въ которыхъ государь далъ банкетъ--пиръ всему чиновному военному сословію при увеселеніяхъ потѣ шными огнями, фейерверками, нарядными символическими картинами и т. п. Пиръ продолжался всю ночь.

Кромѣ фейерверковъ и разныхъ потѣ шныхъ огней, для народнаго увеселенія въ это время готовилась уже другая потѣ ха-- Комедіальныя дѣ йства, для исполненія которыхъ еще въ 1701 г. или въ этомъ 1702 г. въ Москву прибыла нѣ мецкая труппа комедіантовъ, собранная въ Данцигѣ польскимъ комедіантомъ Ив. Антон. Сплавскимъ.

Артисты пріѣ хали и съ начальнымъ комедіантомъ Яганомъ Кунштомъ, но мѣ ста для исполненія комедій еще не было. Конечно, прежде всего мысль о такомъ мѣ стѣ остановилась на полатахъ стараго Кремлевскаго дворца.

Комедіанты осматривали тамошнія полаты и нашли, что всѣ онѣ малы для театра, и сказали, что пригодное помѣ щеніе можно устроить только въ Нѣ мецкой слободѣ въ домѣ Лефорта, гдѣ полаты были обширнѣ е.

Въ Кремлевскомъ дворцѣ они избрали было полаты, такъ называемыя Разстригинскія, у Срѣ тенскаго собора, проходныя къ Ратушѣ, т.-е. въ мѣ стности у самыхъ Боровицкихъ воротъ, очень удаленной и мало удобной для народнаго собранія къ театру.

Переписка объ этомъ происходила въ іюлѣ мѣ сяцѣ 1702 г.

Въ августѣ 6 числа начальникъ Посольскаго Приказа, въ завѣ дываніи котораго производилось это дѣ ло, бояринъ Ѳ ед. Алексѣ евичъ Головинъ, писалъ къ дьякамъ Приказа слѣ дующее:

" По указу Великаго государя прикажите комедіальной домъ строить по размѣ ру и по желанію комедіантову, въ Кремлѣ городѣ, въѣ хавъ (въ) Никольскіе вороты на лѣ вой сторонѣ, что взято мѣ сто у Трубецкихъ, подлѣ городовой стѣ ны, за караульнею каменною. Въ избахъ сдѣ лать частые большіе окна для всякаго случая, чтобъ возможно было въ окно двумъ человѣ камъ пролѣ зть; а окончинъ въ нихъ не дѣ лать, для того, что не потребенъ свѣ тъ въ комедіи. Въ окнахъ же сдѣ лать двойные затворы и велѣ ть внутри выписать (расписать). На затворахъ сдѣ лать задвижные крюки, когда надобно затворить и запереть, въ теплотѣ также и отворить было бы удобно. И около того дому сдѣ лать три или четыре избы съ малыми съ сѣ нцы для пріѣ зду желающимъ дѣ йства комедіальнаго смотрѣ ть. Деньги держать на то строенье отъ расходу изъ Посольскаго приказу. И конечно бъ сдѣ лано было все безъ всякаго молчанія къ приходу вел. государя къ Москвѣ ".

Бояринъ приписывалъ собственноручно: " Чинить по сему указу, какъ написано, конечно съ поспѣ шеніемъ". Писано съ пути, отъ Двинки малой, гдѣ тогда находился государь, направляя свой путь къ Ладогѣ, а потомъ къ осадѣ Орѣ шка (Нотенбурга), который былъ взятъ 12 октября.

На присланный указъ дьяки отвѣ тили, что въ Кремлѣ у Никольскихъ воротъ, " въ томъ мѣ стѣ никакого строенія строить невозможно, потому что наношено кирпичу и всякаго лому и земли отъ старыхъ полатъ (по случаю постройки цейхгауза) великія горы, и тому строенію, гдѣ быть, о томъ повели къ намъ указъ прислать".

Головинъ писалъ, что если здѣ сь невозможно строить, то выстроить на площади за Никольскими воротами близь Тріумфальныхъ свѣ тлицъ, стоявшихъ отъ Никольскаго мосту въ 25 саж., и прибавлялъ: " Комедію безъ всякаго умедленія уготовляйте. Если пришествіе вел. государя будетъ къ Москвѣ, не понести бъ вамъ его гнѣ ву на себѣ; комедіанту гораздо поговорите, чтобъ русскимъ языкомъ составилъ комедію, и Сплавскому {Впослѣ дствіи Сплавскій и на своемъ дворѣ имѣ лъ комедію, длиною 6 саж., шириною 3 саж., которая была у него куплена съ дворомъ въ 1708 г.} тутъ же быть велите... Какъ посулилъ, чтобъ такихъ (умѣ вшихъ по-русски) вывезъ, приказано, чтобъ умѣ ли (русскимъ языкомъ) исполнить".

Съ постройкою зданія Комедіи еще не знали, какъ поступить, но актеры уже готовились; приготовляли также имъ платье и разные предметы для уборки будущаго театра. Для русской труппы велѣ но было набрать въ ученики 10 чел., къ тому дѣ лу удобныхъ, дабы могли управлять свое дѣ ло, которые и были набраны изъ подьячихъ и посадскихъ людей. Для освѣ щенія театральной хоромины государь повелѣ лъ купитъ у Архангельскаго города къ комедіи угодныхъ 12 паникадилъ мѣ дныхъ объ одномъ ярусѣ, свѣ чъ по 12, по 10, по 9 и по 8. О самыхъ піесахъ дьяки писали: " А какую комедію готовитъ (комедіантъ Кунштъ) и тому (онъ) принесъ нѣ мецкое письмо и переводятъ на латинскій языкъ, а съ латин-скаго на русскій; а по разговорамъ переводчиковъ слышимъ, что мало въ ней пристоинства, и если хоромы въ такомъ знатномъ мѣ стѣ и великимъ иждивеніемь построятъ, а дѣ ло у нихъ будетъ малое и за то, государь, опасны твоему гнѣ ву. Комедійные письма (пьесы) переводимъ и готовимъ съ поспѣ шеніемъ", продолжали дьяки уже 29 сент.

Въ эти дни сентября и начальные октября государь готовился къ осадѣ Нотенбурга, древняго нашего Орѣ шка, который 12 окт. и былъ взятъ жестокимъ приступомъ съ участіемъ бомбардирскаго капитана, какъ Петръ числиль себя въ составѣ арміи.

Передъ приступомъ 8 окт. былъ роздыхъ, а въ это число Головинъ написалъ дьякамъ указъ: " О комедіи и комедіантахъ учините по прежнему моему о томъ письму, чтобъ конечно театрумъ готовъ былъ къ пришествію в. государя въ Лефортовскомъ дому".

Въ отвѣ тъ дьяки писали 21 октября, что въ Лефортовѣ полата, гдѣ быть комедіи, театрумъ сдѣ ланъ и робяты выбраны изъ подьячихъ и изъ посадскихъ людей, отданы комедіанту и учатся, а въ Китаѣ -городѣ на Красную площадь для строенія хоромины комедійской лѣ съ возятъ.

Первоначальный размѣ ръ храмивы по требованію Куншта долженъ былъ простираться на 20 саж. въ длину, 12 саж. поперекъ и 6 саж. въ вышину. Но такъ какъ мѣ сто для постройки заключало въ себѣ только 25 саж. оть свѣ тлицъ до Никольскаго моста, то размѣ ръ храмины былъ уменьшенъ и теперь имѣ лъ длиннику 18 саж., поперечнику 10 саж., при чемъ отъ свѣ тлицъ было отступлено на 2 саж.

Взявши Нотенбургъ (Орѣ шекъ) тогда же, въ 1702 г., проименованный Шлисельбургомъ, Петръ захотѣ лъ и народу показать на театрѣ, какъ это происходило, а потому повелѣ лъ изготовить подобающую пьесу, о чемъ дьяки писали къ Головину 31 октября: " О строеніи комедіи непрестанно комедіанту говоримъ и комедію о взятіи города Орѣ шка онъ пишетъ и обѣ щался изготовить вскорѣ, только для удобнаго подлинника, спрашиваетъ, чтобъ ему дать на письмѣ, какимъ поведеніемъ тотъ городъ взять, икъ намъ октября по 31 никакой вѣ домости о томь не прислано.

А въ Лефортовой большой полатѣ около театрума и хоры достроиваются; а на Красной площади хоромину, гдѣ впредь комедіямъ быть, дѣ лаютъ, забираютъ по заборному въ столбы и мхомъ мшаютъ, чтобъ во время комедіальнаго дѣ йства вѣ теръ не проходилъ".

Комедіальная храмина, однако, строилась почти цѣ лый годъ. Только 18 сент. 1703 г. посольскіе дьяки донесли Головину, что комедійная храмина совершена и новый начальный комедіантъ (послѣ умершаго Куншта поступилъ золотого дѣ ла мастеръ Артемій Фирштъ--Оtto First) въ той храминѣ на театрумъ 64 картины живописнымъ письмомъ написалъ; платье комедійное сдѣ лалъ вновь; завѣ съ на томъ театрѣ хочетъ дѣ лать новый, камчатый луданной, а старый тафтяный завѣ съ изъ Лефортовскихъ полатъ переносить не хочетъ... Ученики до сего числа 6 комедій выучили вновь, а къ тому еще 4 комедіи разныхъ имъ учить розданы будутъ вскорѣ (они начали учить комедіи съ марта мѣ сяца 1703 г.).

" А про готовность всего театрума сказалъ, что поспѣ етъ весь наготово въ двѣ недѣ ли, только домогается, дабы изнутри стѣ ны у чулановъ (ложъ) наружныя выписать и для зимняго времени придѣ лать къ храминѣ двѣ избы 3-хъ саженныхъ, потому что комедіантамъ въ платье убираться негдѣ; и тѣ бы избы построить къ той сторонѣ отъ театрума къ Никольскимъ воротамъ и прорубить бы отъ большой храмины въ тѣ избы двери".

Велѣ но сдѣ лать избы; чуланы снаружи выписать аспидомъ цвѣ тнымъ (подъ мраморъ), а завѣ сы въ чуланы перенести изъ стараго театра.

Готовый театрумъ былъ открытъ для охотныхъ смотрѣ льщиковъ, съ которыхъ (15 мая 1704 г.) въ день было собрано за назначенныя мѣ ста по ярлыкамъ (билетамъ) 16 р. 20 алт. 4 деньги. Въ другой день, 22 мая, собрано 17 р. 30 алт. 2 деньги, а въ полгода, съ 15 мая по 10 ноября, было собрано 388 р. 9 алтынъ 4 деньги. Въ маѣ, на праздникъ Вознесенья, игра была отставлена; Головинъ подтвердилъ, что " противъ праздниковъ не быть комедіи". Потомъ въ іюнѣ дьяки доносили, что " комедіи въ указные дни на вся недѣ ли отправляются, только танцовальныхъ мастеровъ никого нѣ тъ, а который и былъ, Карлусъ Кокій, молодой, и тотъ всегда бываетъ для ученья въ Измаиловѣ (у царицы Прасковьи Ѳ едор. въ собственной ея величества комедіи)". Рѣ шено: если не станетъ бывать въ комедіи, не давать ему жалованья. Въ лѣ тнее время комедія дѣ йствовала днемъ, а не ночью, и бывалъ тогда сборъ по 24, 20, 15, 10, 8 и по 5 р. на день.

Когда въ осеннее время стали дѣ йствовать ночью, то смотрящихъ въ пріѣ здѣ бывало малое число и сборъ бывалъ рублей по 7, по 5, по 3 и по 2 и по полтора рубля въ день, потому что по тогдашнимъ городскимъ порядкамъ въ воротахъ вездѣ взимали двойной платежъ, какъ въ комедію, такъ и изъ комедіи ѣ дучи.

Какъ только обозначилось такое обстоятельство, то этотъ платежъ былъ отмѣ ненъ; въ назначенные для игры дни ворота Кремля, Китая и Бѣ лаго города въ ночное время не запирались и пошлины съ проѣ зжихъ не собирали для того, чтобы ѣ здили въ комедію охотно.

Иноземнымъ актерамъ по договорамъ жалованъе было до крайности великое. Яганъ Кунштъ получалъ 3500 р. да на дворъ (квартиру) 30 р. Когда онъ померъ, поступившій на его мѣ сто Артемій Фирштъ запросилъ 4000 р. Музыканты получали различную сумму по договорамъ. Ихъ числилось 16 чел. Одни получали по 80 р., другіе по 114, по 120, по 146, по 280 р. въ годъ и особо на квартиру по 20 и по 25 р. Всего на иноземцевъ выходило 6119 р.

А Русскимъ комедіантамъ окладу не учинено, а примѣ рно расчислено давать первому 60 р., семи человѣ камъ по 50 руб., тремъ по 45 р., одному 40 р., всего 12 чел.--585 р. Такъ что по этому вычисленію требовался расходъ на театръ въ годъ 6704 р. Однако эта сумма была сокращена, и въ 1704 г. комедіантъ Фирштъ съ товарищами получалъ всего 3630 р. Въ томъ же году Русскіе комедіанты, 12 челов., получали: первый--Ѳ едоръ Буслаевъ 40 р., семеро по 30 р., трое по 25 р., одинъ-20 р., всего 345 р.

1704 г. октября 16 была комедія Русская и Нѣ мецкая и въ той комедіи были собственныя (важныя) персоны. Во время дѣ йствія челядникъ комедіанта Фиршта, породою Шведъ, сидя въ нижнихъ мѣ стахъ пилъ табакъ (курилъ). Приставленный надзирать за порядкомъ въ театрѣ подьячій Посольскаго приказа, увидя, что Шведъ пьетъ табакъ неискусно, изъ трубки пепелъ съ о


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал