Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Троицкія ворота.






 

Мы упоминали, что Житницкая улица, покрытая нынѣ зданіемъ Арсенала, выходила неподалеку отъ Троицкихъ воротъ на Троицкую улицу противъ Троицкаго подворья. Обозрѣ ніе этой новой улицы мы начнемъ съ Троицкихъ воротъ (Альбомъ видовъ No XXI).

Лѣ тописцы заботливо сохранили свѣ дѣ нія о времени постройки всѣ хъ Кремлевскихъ вороть при Иванѣ III-мъ и только объ однихъ Троицкихъ не помянули ни словомъ, сказавши, что стѣ на надъ Неглинною заложена въ 1495 г. Въ этомъ году или годомъ позже, вѣ роятно, были сооружены и ворота, существовавшія на томъ мѣ стѣ и въ древнее время, даже и съ каменнымъ мостомъ.

1-го сентября 1471 г., когда послѣ блистательной (Шелонской) побѣ ды надъ Новгородомъ, вел. князь Иванъ Васильевичъ возвратился по Волоцкой дорогѣ въ Москву, то при всеобщей народной радости и съ великимъ торжествомъ его встрѣ тилъ передъ Кремлемъ, " только съ мосту большаго каменнаго сшедъ до кладезя площаднаго, близь церкви", митрополитъ Филиппъ съ крестнымъ ходомъ и со всѣ мъ соборомъ духовенства при многомъ множествѣ Московскаго народа.

Лѣ топись не приводитъ именъ этой мѣ стности, какъ и имени церкви, не говоря вовсе о вратахъ города, но видимо, что это свидѣ тельство относится къ мѣ стности Троицкихъ воротъ, соединявшихъ Кремль съ Занеглименьемъ большимъ каменнымъ мостомъ (Альбомъ видовъ, No II), вблизи котораго въ Занеглименьѣ стояла церковь Николы Чудотворца, впослѣ дствіи, въ позднее уже время, означаемая: что на Сапожкѣ. Это свѣ дѣ ніе указываетъ также, что упомянутый каменный мостъ по всему вѣ роятію былъ построенъ еще при первомъ сооруженіи каменныхъ стѣ нъ Кремля, въ 1367 году, съ цѣ лью правильнаго сообщенія съ Волоцкою бойкою дорогою, по которой вел. князья ходили собирать свои полки въ тревожныхъ случаяхъ. Кремлевскія ворота на этотъ каменный мостъ въ то время, въ ХV--ХVІІ ст., прозывались Ризположенскими, вѣ роятно отъ церкви Ризположенія, находившейся въ Занеглименьѣ, быть можетъ самой древней въ въ той мѣ стности {Въ 1560 г. загорѣ ся на Арбатѣ, у Ризположенія, дворъ Ѳ едора Пожарскаго и погорѣ ло многое множество храмовъ и дворовъ по всему Занеглименью. Церковь Ризположенiя находилась близь церкви Бориса и Глѣ ба на Арбатѣ науглу послѣ дняго Кисловскаго переулка и Воздвиженки.}, см. стр. 185.

Въ первой половинѣ ХVІІ ст. Троицкія ворота именовались Знаменскими, вѣ роятно по образу Знаменія, написанному на стѣ нѣ надъ воротами.

Надо замѣ тить, что В. Е. Румянцовъ, въ объясненіяхъ (No18) изданнаго имъ вида Московскаго Кремля въ " Древностяхъ Моск. Археолог. Общества", напрасно указываетъ, что эти Ризположенскія Троицкія ворота именовались также Богоявленскими по церкви Богоявленія на Троицкомъ подворьѣ; между тѣ мъ это свѣ дѣ ніе относится къ воротамъ царскаго Дворца, существовавшимъ въ Александровой слободѣ, гдѣ въ 1571 г. (октября 7080) происходила третья свадьба царя Ивана Грознаго, на списокъ Разряда которой и ссылается авторъ, не усмотрѣ вшій, что при томъ дворцѣ было двое Богоявленскихъ городовыхъ воротъ. Онъ также напрасно присвоиваетъ Троицкимъ воротамъ и имя Неглиненскихъ. Это имя относится къ воротамъ Китай-города, Воскресенскимъ, у Иверской часовни. Нѣ которое время въ половинѣ ХVІІ ст. они иногда прозывались Куретными, по поводу находившихся недалеко отъ нихъ Куретныхъ воротъ съ царскаго внутренняго хозяйственнаго двора.

Послѣ того царь Алексѣ й Михаиловичъ указомъ 19 апрѣ ля 1658 г. повелѣ лъ всѣ Кремлевскія и Бѣ лгородскія ворота переименовать, писать и называть:

Фроловскія--Спасскими, Куретныя--Троицкими, Боровицкія-- Предтеченскими; въ Бѣ ломъ городѣ --Трехсвятскія--Всесвятскими, Чертольскія--Пречистенскими, вѣ роятно отъ Пречистой Ржевской, и улицу--Пречистенкою; Арбатскія--Смоленскими и улица Смоленская; Мясницкія--Фроловскими.

Несмотря на царскій указъ и послѣ долгое время Московскій народъ сохранялъ старыя названія, оставивъ нѣ которыя изъ нихъ непереименованными и до нашего времени. Каковы въ Кремлѣ Боровицкія, въ Бѣ ломъ городѣ Арбатскія, Мясницкія.

Во время счастливой Ливонской войны, въ 1558 г. августа 9, въ Москву были принесены изъ Ругодива двѣ чудотворныя иконы: образъ Богоматери Одегитрея да образъ Николы чудотворца и Власія и Козмы и Дамьяна. Царь съ сыномъ и братомъ Юрьемъ и митрополитъ Макарій со всѣ мъ освященнымъ соборомъ, весь синклитъ царскій со множествомъ народа встрѣ тили иконы у Пятницы Ржевской въ Черторьи.

За Ризположенскими воротами чудотворныя иконы встрѣ тила царица Анастасія, а съ нею княгиня Ульяна, супруга князя Юрья Вас, и " множество" боярынь. Послѣ моленья и любезнаго цѣ лованья св. иконъ этотъ женскій чинъ шествовалъ вкупѣ съ царемъ и митрополитомъ въ Кремль, въ соборную церковь къ литургіи.

Св. иконы, вызвавшія такую торжественную встрѣ чу, ознаменовали чудесами самое взятіе города Ругодива (Нарва). Онъ былъ взятъ 11 мая того же 1558 года, по случаю распространившагося въ немъ пожара, который произошелъ отъ того, какъ говорили, что одинъ Нѣ мецъ варилъ пиво, да искололъ образъ Николы чудотворца и тѣ мъ огонь подгнечалъ, и отъ того разошелся пламень и пожегъ всѣ домы. А какъ воеводы взяли ворота и вошли въ городъ и увидѣ ли на великомъ пламени образъ Пречистые лежитъ лицомъ на огнѣ, и они образъ взяли ничѣ мъ невреженъ; а въ другомъ мѣ стѣ нашли образъ Николинъ и отъ того времени, какъ иконы нашли, огонь учалъ тишать, а Нѣ мцы были побиты. Однѣ хъ пушекъ въ городѣ, большихъ и малыхъ, было взято 230.

Въ 1598 г. апрѣ ля 1 происходила торжественная встрѣ ча избранному на царство Борису Годунову, у церкви Николы Зарайскаго, что у Каменнаго моста. Онъ возвращался тогда изъ Новодѣ вичьяго монастыря отъ сестры инокини, царицы Александры, благословившей его вступленіе на царство по слезному челобитью всего духовенства, боярства и всего народа. Навстрѣ чу вышелъ патріархъ Іовъ съ крестнымъ ходомъ со всѣ мъ духовенствомъ, бояре и весь синклитъ и безчисленное всенародное множество.

Входя Троицкими воротами въ Кремль по лѣ вую сторону у самыхъ воротъ, въ 1561 г. находился дворъ царскаго постельничаго, Игнатья Вешнякова, на которомъ 15 іюня была поставлена пріѣ хавшая тогда въ Москву невѣ ста царя Ивана Вас. дочь Пятигорскихъ Черкасъ Кабардинскаго князя Темгрюка Айдаровича, княжна Кученей, во святомъ крещеніи Марія, которую потомъ государь взялъ къ себѣ во Дворецъ, смотрѣ лъ ее и полюбилъ и сочетался съ нею бракомъ съ небольшимъ черезъ два мѣ сяца, 21 августа.

Въ началѣ XVII ст. въ этой мѣ стности находился дворъ Сем. Никит. Годунова и нѣ мца доктора Валентина Билса.

Въ половинѣ XVI ст. у Ризположенскихъ воротъ, внутри Кремля, упоминаются тюрьмы. Въ 1543 г. декабря 19 тринадцатилѣ тній царь Иванъ Вас. " не могши терпѣ ть, что бояре безчиніе и самовольство чинятъ, напалъ на ихъ первосовѣ тника. князя Андрея Шуйскаго, и повелѣ лъ предать его псарямъ. Псари схватили князя, поволокли къ тюрьмамъ и убили его противъ Ризположенскихъ воротъ. Съ тѣ хъ поръ начали бояре отъ государя страхъ имѣ ть и послушаніе".

Но еще прежде, при самомъ началѣ боярскаго безчинія, осенью 1537 г. окт. 21 князья Шуйскіе, въ смутѣ съ кн. Бѣ льскимъ и другими боярами, схватили государева дьяка Ѳ едора Мишурина и казнили его--отсѣ коша ему голову у Тюремъ.

Въ 1545 г. сентября 3 царь Иванъ Васильевичъ повелѣ лъ казнить Аѳ анасія Бутурлина, урѣ заша ему языка у Тюремъ, за его вину, за невѣ жливыя слова.

Гдѣ именно находились эти Тюрьмы, въ точности неизвѣ стно, но видимо, что у Ризположенскихъ воротъ, какъ обозначено въ первомъ случаѣ.

Производимыя въ 1894 и 1895 гг. княземъ Н. С. Щербатовымъ разслѣ дованія подземнаго Кремля обнаружили подъ самымъ проѣ здомъ Троицкихъ воротъ двѣ двухъярусныя полаты длиною съ небольшимъ 7 арш., шириною 7 арш., при высотѣ въ верхнемъ ярусѣ 4 1/2 арш., въ которыя слѣ ва отъ воротъ въ стѣ нѣ Кремля вела бѣ локаменная лѣ стница. Верхнія полаты соединялись узкимъ коридоромъ въ 9 арш. длины и 3 1/4 арш. вышины. Нижнія полаты соединялись съ верхними только посредствомъ люка, небольшого отверстія, какъ пролѣ зть человѣ ку, обрамленнаго тесанымъ бѣ лымъ камнемъ, у одной по самой ея срединѣ, у другой сбоку во впадйнѣ, или нишѣ, такъ что эти нижнія полаты представляютъ какъ бы каменные мѣ шки, въ которые никакого другого входа не имѣ ется. Ихъ глубина простирается до 3-хъ саженъ слишкомъ.

И въ верхнихъ, и въ нижнихъ полатахъ сдѣ ланы щелевидныя продушины, по двѣ въ каждой полатѣ, способствовавшія притоку воздуха. Эти продушины существуютъ въ башнѣ итеперь.

Съ большою вѣ роятностью можно предполагать, что это были тѣ тюрьмы, о которыхъ упомянуто выше.

Съ лѣ вой стороны воротъ у самой стѣ ны въ XVII ст. находился дворцовый Судный приказъ. Къ нему-то или отъ него внутри стѣ ны и существовала упомянутая лѣ стница, впослѣ дствіи закладенная, когда и самыя тюрьмы были оставлены.

Упомянутые каменные мѣ шки не устроены ли по образцу древняго поруба, который составлялъ такое тюремное заключеніе, гдѣ не было выхода, гдѣ заключенный сидѣ лъ дѣ йствительно, какъ въ мѣ шкѣ, въ темной клѣ ти изъ бревенъ, какъ это выясняется изъ нѣ которыхъ мѣ стъ лѣ тописи.

Во времена безконечныхъ княжескихъ усобицъ, въ 1146 г., вел. князь Изяславъ Мстиславичъ побѣ дилъ Игоря Ольговича августа 17 и всадилъ его въ порубъ. Игорь разболѣ лся въ порубѣ и сталъ просить свободы для постриженія въ монахи.

Изяславъ сжалился--и тогда, пославъ, повелѣ надъ нимъ порубъ розоимати, и тако выяша изъ поруба вельми больнаго и несоша у келью. Но не спасла Игоря и мантія инока: возмущенные Кіевляне убили его, припоминая при этомъ, какъ нѣ когда высѣ кше Всеслава изъ поруба, поставили его княземъ себѣ, и много зла бысть про то граду Кіеву. Эти выраженія " разъимати надъ нимъ порубъ, -- высѣ кше изъ поруба", явно указываютъ, что это была тюрьма, въ своемъ родѣ мѣ шокъ, изъ котораго освобождать заключеннаго приходилось не иначе, какъ разъимать и высѣ кать постройку.

Само собою разумѣ ется, что такое устройство тюрьмы вызывалось практическими цѣ лями сторожбы, не требовавшей особенной заботы о томъ, что заключенный изъ этого мѣ шка можетъ убѣ жать. Затѣ мъ и выраженія послѣ дующаго времени метать заключаемаго въ тюрьму, вкинутъ въ тюрьму, точно также указываютъ на упомянутое особое устройство такой тюрьмы. Въ оградѣ Троице-Сергіевомъ монастырѣ въ Пятницкой башнѣ существуетъ Каменный мѣ шокъ, въ который опускаются сверху (Русскій Архивъ, 1902 г., No 9, стр. 39).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал