Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Досуговой направленности 2 страница
автодром – закрашиваются машинки, которые символизируют дни смены;
гидродром – закрашиваются бамперные лодочки, которые символизируют дни смены;
надувные горки – закрашиваются части надувных горок, которые символизируют дни смены и т.д.
В конце дня, после вечернего разговора, участникам смены предлагается проанализировать своё настроение и закрасить соответствующий сектор. Заполнение лучше осуществлять цветными карандашами, но не фломастерами. Отметим, что метод реализуется на добровольной основе, т.е. принуждать участников смены отмечать свое настроение – не стоит, но напоминать - необходимо!
8. Рефлексия активности «Батут банджи».
Справочно:
Батут-банджи – соединение двух аттракционов в один: батут и тарзанки. Имеют разные названия: Кенгуру, Джампинг, батут-рогатка, батут Тарзанка и т.д.
Традиционно в проекты НДЦ «Зубрёнок» включены методы по рефлексии активности детей. Рефлексия - неотъемлемая составляющая программ смены, поскольку предполагает эффективную организацию обратной связи. Механизм реализации метода: четырём основным видам деятельности присваивается символы (пиктограммы); картинки педагоги подбирают самостоятельно). Например,
«компьютер» - познавательная деятельность;
«мяч» - спортивная деятельность;
«лампочка» - творческая деятельность.
«молоток» - трудовая (физическая) деятельность.
Рефлексивной матрицей (форма-изображение, на которую наклеиваются пиктограммы) педагоги разрабатывают и изготавливают самостоятельно (или – совместно с детьми!) для каждого ребёнка. Основное условие – матрицы должны быть связаны с парком развлечений. В каждой матрице должно быть не менее 15 частей, которые символизируют дни смены (кроме дня заезда и двух последних дней). Моделировать аттракцион можно на своё усмотрение. Это может быть:
батут банджи – пиктограммы прикрепляются к нарисованным канатам;
аттракцион силы – пиктограммы прикрепляются к шкале силы;
лазерный тир – пиктограммы прикрепляются к соответствующим секторам мишени;
гигантские качели – пиктограммы прикрепляются к частям качелей;
американские горки – пиктограммы прикрепляются к вагончикам.
Ежедневно во время проведения вечернего разговора, подростки совместно с воспитателями отмечает свою активную позицию в той или иной сфере деятельности.
9. Конёк дня. Оформленная в любом исполнении рубрика «Занимательные факты» (см. главу «Игракционы каждый день»).
10. «Улучшайзер». На каждом отрядном месте должен быть т.н. улучшайзер – придуманное техническое приспособление, которое позволяет улучшить день, наполнить жизнь ребят в центре позитивом и удачей. Игровые приёмы улучшайзера представлены в главе «Игракционы каждый день».
ГЛАВА 5. Академия супергероев!
Описание практического компонента
| В учебное время программой смены предусмотрен образовательный компонент, программа объединений по интересам. В «Зубрёнке» данный образовательный блок называется Академией. Авторы досуговой программы «Супер-8!» предлагают летний вариант Академии, состоящий из четырёх-пяти занятий. Основной принцип – научить детей за смену определённому практическому навыку. Занятия предлагают воспитатели, продолжительность занятия – не более 30 минут. Тематика – различная, это может быть всё что угодно:
1. Как сложить кубик Рубика
2. Как сделать компас своими руками?
3. Как научиться завязывать галстук?
4. Полезные фокусы в любой компании и в любом возрасте!
5. Молния, а вы вдали от дома. Ещё раз: 10 советов!
6. Несколько кулинарных секретов.
7. 10 деловых секретов для успешной беседы.
8. Как выбрать телефон?
9. Как самостоятельно отремонтировать замок?
10. Как вести себя во время драки?
11. 15 полезных применений в быту обычного канцелярского зажима!
12. Как выбрать овощи?
13. Как не попасть в маркетинговые сети супермаркетов?
14. Как вести себя на собеседовании?
15. Пять предметов, которые жизненно необходимы в лесу!
16. Как правильно достать занозу?
17. Как ухаживать за обувью?
18.
19.
20.
21.
Педагоги самостоятельно или вместе с детьми определяют темы занятий. Важно придумать оригинальное, нешкольное названия данной форме работы.
Сценарные разработки «Академии супергероев» описываются в финальной версии сборника.
ГЛАВА 6. Игракционы каждый день!
Описание проекта в формате «день за днём»
| Уважаемый коллега! Чтобы отдых был активным и развивающим, каждый день должно происходить маленькое и большое событие. Не забывайте о том, что для многих ребят, каникулы в «Зубрёнке» - это событие жизни! Как говорил персонаж анимационного сериала «80 дней вокруг света», жизнь – это цепь, а мелочи в ней звенья, нельзя звену не придавать значенья. Уделяйте внимание небольшим делам, которые представлены в этой главе! Игры-оптимизаторы, ежедневные занимательные факты, рефлексивные упражнения – всё это очень важно!
В данной главе проект описывается в формате «день за днём», предлагаются методы и конкурсы для ежедневной реализации. Для удобства данные приёмы объединены в рубрики.
1. «Колесо обозрения». Представленплан на день.Описываютсядела, конкурсы, спортивные состязания и творческие задания смены, в лаконичной форме описывается их содержание.
2. «Карусель задач». Описывается целеполаганиеконкретного дня; содержит вариации педагогических целей и задач, которые вполне можно использовать при оперативном планировании, выстраивании перспектив дня, а также при определении ключевых педагогических установок.
3. «Улучшайзер». Описываются различные игры-оптимизаторы, коммуникативно-эмоциональные упражнения, нестандартные приёмы для позитивного решения организационных вопросов и режимных моментов. На каждом отрядном месте, как было сказано выше, должен быть улучшайзер, прибор, который способствует позитивной жизнедеятельности!
4. «Конёк дня». Для многих из нас самым первым аттракционом былалошадка-качалка. В парках аттракционов, катание на лошадях - обязательное развлечение! Кроме этого, название рубрики обыгрывает популярный афоризм: быть на коне! Рубрика содержит занимательные факты из жизни лошадей. Факты в свою очередь модифицируются в различные пожелания на день, которыми педагог завершает утренний разговор.
5. В рубрике «Игракцион дня!» содержатся описания, сценарные разработки, методические рекомендации по проведению конкурсов, которые в проекте «Супер-8!», напомним, называются игракционами. Кроме этого, рубрика содержит два раздела. «Хорошие советы от хорошей девочки» включает полезные рекомендации, а «Вредные советы от вредного мальчика» описывает, чего делать НЕ надо при организации и проведении того или иного дела. Причём девочка символически обращается к вожатому Ивану Ивановичу, а мальчик – к вожатой Марии Ивановне.
Колесо обозрения!
| 1. Заезд. Приблизительное количество детей, участвующих в проекте 200. Время приезда – 14: 00.
2. Хозсбор. Обучающая беседа о правилах пребывания в Национальном детском центре «Зубренок»,
3. Медосмотр. Обязательный для всех и для каждого!
4. Игровая площадка «Познакомимся?»
5. Огонек знакомств + игровая ситуация «Мой любимый аттракцион» (см. ниже).
|
Карусель задач
| Основными задачами дня являются адаптация детей к новым условиям жизни, знакомство с правилами проживания в Национальном детском центре «Зубренок», с законами, требованиями и традициями. Важно познакомить детей друг с другом, с воспитателями, с инфраструктурой центра. Педагогические задачи дня – воспитание взаимоуважения друг другу, создание атмосферы доверия и уважения.
|
Улучшайзер дня
| Улучшайзер дня сегодня – умение решить все организационные вопросы! Заранее спланируйте с напарником день, распишите по минутам, распределите обязанности. Несмотря на многочисленные вопросы и ситуации, попробуйте организовать игровую площадку на знакомство уже в первый день. Кроме этого, не забудьте сходить и дотронуться до Нарочи, затем провести ритуал «Здравствуй, Нарочь!» по собственному творческому плану. Итак, улучшайзер первого дня: ВСЁ спланируйте по минутам!
|
Конёк дня!
| Первый день смены. Конёк дня – улыбка! Очень важно быть дружелюбным! Начните его с улыбки и завершите улыбкой. Важно в организационный период быть максимально добродушными, отзывчивыми, внимательными, в хорошем расположении духа, несмотря на сложность и нервозность первого дня смены. Тем не менее, проявляйте принципиальность и педагогическую строгость в решении организационных проблем и задач, в соблюдении режимных моментов. Удачного организационного периода!
|
Начало. Конечно же, никаких соревнований в этот день нет. Новые встречи, знакомства, впечатления и ожидания – вот чем наполнен первый день смены. А завершается день огоньком знакомств…
| Огонек знакомств – коммуникативно-эмоциональная форма педагогического взаимодействия, направленная на организацию знакомства детей между собой, с воспитателями. Цель огонька – сформировать у ребенка доброжелательное отношение к каждому участнику отряда, создать доброжелательную атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и взаимовыручки. Проводится вечером, после ужина, желательно - возле костра.
|
Участники располагаются в круге, при этом необходимо чередовать мальчиков и девочек, а если в огоньке принимают участие и взрослые, их следует рассадить между детьми.
| Рассказ о себе начинает воспитатель. Он комментирует, следит за настроением детей, обобщает, делает выводы. Педагог личным примером демонстрирует, как надо выступать, вести себя на огоньке. Важно в самом начале задать серьезный тон разговору. Вместе с тем, не стоит кричать, повышать тон, быть излишне строгим и т.д. Всё это не способствует созданию положительной атмосферы.
|
|
Талисман вечернего огонька – это предмет, который передается из рук в руки (книга, мягкая игрушка и т.д.). Тот, у которого находится талисман, рассказывает о себе.
| Хорошие советы от хорошей девочки
Предложите ребятам такой алгоритм рассказа о себе.
1. Приветствие. Имя (обязательно!) и фамилия (по желанию).
2. Место жительства.
3. Хобби, интересы, предпочтения.
4. Любимый аттракцион (игра)
5. Пожелания друг другу!
|
Вредные советы от вредного мальчика, которые позволят оставить плохое впечатление об огоньке знакомств
| Обязательно повысьте голос в начале, пусть знают ваш характер!
1. Проведите огонёк знакомств за 15 минут. Зачем тратить на него час? Время – деньги!
2. Не надо задавать сопутствующих вопросов тем, кто стесняется - пусть учится!
3. Обязательно общайтесь по телефону. Пусть дети видят, что вы – тоже современны!
Соблюдение таких советов обеспечит вам полный провал в проведении огонька знакомств!
|
|
Колесо обозрения!
| 1. Организационная игра «Х-фактор». Интерактивная игра о правилах безопасности в «Зубрёнке».
2. Игровая программа «Супер-пупер наш отряд!».
3. Игровая площадка «Знакомьтесь, Мы!». Сочетание разнообразных игр организационного периода.
4. Презентация Дворца детского творчества.
5. Экскурсия по «Зубренку». Организуйте интересно! Дети, которые уже были в «Зубрёнке» - ваши первые помощники!
6. Дискотека знакомств.
|
Карусель задач
| Основные задачи дня: адаптация детей к новым условиям жизни, знакомство с традициями «Зубренка». Важно эффективно провести экскурсию по центру, игровые площадки на знакомство. В обязательном порядке дети должны знать, где расположены основные объекты «Зубрёнка» корпус, ДвДТ, столовая, пляж, кафе, большой и малый актовые залы, стадионы и т.д. Знание территории – первый шаг к адаптации!
|
Улучшайзер дня
| Улучшаем утренний разговор! Вот алгоритм утреннего разговора для участников проекта «Супер-8!»:
1. Оргмомент, приветственное слово (концентрируем внимание, доброжелательно приветствуем детей!).
2. Игра-оптимизатор («См. Улучшайзер).
3. Сообщение плана на день (каждый день – нестандартно).
4. Предоставление слова командиру (развитие проекта, количество заработанной суперсилы, план на сегодня и т.д.).
5. Решение оперативных творческих вопросов.
6. «Конёк дня» и пожелание на день.
|
Конёк дня!
| Итак, конёк дня! Знаете ли вы, что названия отметин на головах лошадей обычно зависит от их месторасположения и размера и включает следующие эпитеты. Они бывают искрами, звездами и лоскутами. Пожелаем нам сегодня, чтобы скука была разорвана в клочья на лоскуты, чтобы искры понимания вдохновляли нас на протяжении всей смены и чтобы все мы обязательно стали звёздами! Звёздами спорта! Звёздами творчества! И просто, звёздами дружбы!
|
Программа «Супер-пупер-наш отряд!» проводится на второй день смены. Организаторами являются авторы программы, отрядные педагоги, активные дети!
| Форма проведения – презентационная игровая программа. Целью программы является содействие сплочению детского коллектива, выявление творческих лидеров, знакомство детей с программой смены, с педагогическим составом. Программу желательно проводить в малом актовом зале. Состоит презентационная программа из 4 туров, «ЗУ», «БР…», «ЁН?», «ОК!».
|
Программа требует высокого уровня коммуникативных возможностей и чувства зрительного зала.
Подробный сценарий – в Приложении
| 1. Вступительное слово ведущего.
2. Этап «ЗУ»… Представление отрядов.
3. Этап «БР»… Рассказ о том, чего делать нельзя!
4. Этап «ЕН»… Рассказ о проекте смены в игровой форме
5. Этап «ОК!»… Представление вожатых в игровой форме.
6. Игра «Крылатые качели!».
|
|
Хорошие советы от хорошей девочки, которые позволят думать о вас как об организованном воспитателе!
| Уважаемый Иван Иванович!
1. Опоздание – проявление неуважения! Помните об этом. Если избежать опоздания не получается, позвоните организаторам игры, предупредите!
2. Сформируйте привычку: перед каждым делом напоминать о правилах поведения! Назовите привычку «За 15 секунд до начала!».
|
Вредные советы от вредного мальчика, которые позволят вывести из эмоционального состояния ведущего программы!
| Уважаемая Мария Ивановна!
1. Уважают тех, кого ждут! Не волнуйтесь, без вас не начнут! А то, что ведущие и организаторы игры излишне понервничают, так это уже ничего не значит, поскольку международный конгресс неврологов ещё в 1976 году доказал: нервные клетки – восстанавливаются!
2. Развивайте в детях память: один раз сказали, как вести себя в зале и больше напоминать не надо!
|
|
Колесо обозрения!
| 1. Игровой метод «Супер-план!».
2. Спортландия.
3. Праздник открытия смены. Эмоционально и организационно настройте детей, расскажите о правилах поведения!
4. Деловая игра «Мы - супер!». Выборы детского самоуправления – командира, заместителя командира, физорга, творческую группу и т.д.
5. Стартинейджер.
|
Карусель задач
| Важно учить подростков рационально использовать свое время, соблюдать режим дня, правила гигиены, а также нести личную ответственность за результаты своей деятельности. Необходимо выработать позитивное отношение к дисциплинарным требованиям. Кроме этого, задачами дня вполне могут быть: создание условий для проявления активной внутриличностной позиции; воспитание толерантного признания ценности каждой личности.
|
Улучшайзер дня
| Улучшаем настроение прямо на утреннем разговоре, проводим игру «Пятёрка – действуй!». Необходимо выполнить следующие условия как можно быстрее:
1. Объединиться в четыре группы по дням рождения. («Весна», «Лето», «Зима», Осень»).
2. Дотронуться до предмета на букву «С».
3. Подпрыгнуть 5 раз.
4. Взяться за руки.
5. Прокричать «Мы - супер!».
|
Конёк дня!
| Продолжаем знакомить вас с занимательными фактами! Чтобы определить возраст лошади, можно посмотреть на её зубы. Известное всеми выражение «Дареному коню в зубы не смотрят» образовано на основе этого факта. Кстати, предлагаем вам посетить наш самый лучший, самый классный, ультрасовременный… стоматологический кабинет! Да-да, бесплатно! Не упускайте своего шанса! Удачного дня!
|
Деловая игра «Мы супер!» проводится по аналогии с деловой игрой «Перспектива».
Цель игры: сплочение отряда, определение перспектив его развития, выборы детского самоуправления.
| Необходимо заранее объединить ребят в группы «Законы и традиции «Зубрёнка», «Правила игры в «Супер-8!», «Как победить в проекте» и предоставить слово на деловой игре. Алгоритм проведения. 1-й этап. Начинается вступительным словом, в котором педагог ставит следующие вопросы: ДЛЯ ЧЕГО мы собрались в «Зубренке»? КАКИЕ у нас будут правила общения в отряде? КАКИМ должен быть командир отряда?
|
2-й этап предполагает сообщение информации по группам. 3-й этап. Проведение игр на сплочение детского коллектива, на развитие организаторских качеств.
| 4-й этап. Выбор командира отряда. Выдвижение кандидатов можно организовать до начала деловой игры. Педагог организует голосование. Кроме этого, необходимо избрать заместителя командира, физорга отряда. Завершить деловую игру можно методом «Супер-план!» (необходимо составить план побед, перспектив на смену). Например, мы победим в трёх игровых программах, в 4 спортивных соревнованиях и т.д.
|
|
Хорошие советы от хорошей девочки, которые позволят отлично организовать игракцион «Профиль супергероя!»
| Условие игракциона: необходимо изготовить профили супергероев (8). Размер – не более 3-5 см.
1. Супергерои должны быть пронумерованы.
2. Чем ярче, креативнее – тем лучше!
3. Не забудьте вовремя сдать руководителю игры результаты игракциона!
|
Вредные советы от вредного мальчика, которые позволят дезорганизовать самоуправление в отряде!
| Уважаемая Мария Ивановна!
1. Выборы командира отряда? А вожатый зачем?! Вожатый – умный, он знает толк в деле. Поэтому, выбор командира предоставим воспитателю. Зачем тратить драгоценное время?
2. Командира выбираем на всю смену! Зачем менять? Зачем ему заместитель? Сам справиться! А если не справиться, значит и не нужен он вовсе. Самостоятельность – это когда сами и без командира. Вот…
|
|
| | | | | |
Колесо обозрения!
| 1. Экскурсия «Дорогами мужества». Интерактивная экскурсия гражданско-исторической направленности.
2. Хобби-центры.
3. Соревнования «Дартс!».
4. Игровая программа «Три Д». Уличная программа, сценарий представлен в Приложении.
5. Кинофильм.
|
Карусель задач
| Задачами дня вполне могут быть следующие ценностные характеристики: организация систематически проводимых прогулок и экскурсий для освоения и распространения ценностей национальной; воспитание уважения к историческому прошлому народа; создание позитивного эмоционального пространства, снятие психофизического напряжения, развитие коммуникативных навыков, а также инициативности и предприимчивости.
|
Улучшайзер дня
| И снова улучшаем утренний разговор, проводим игру «Четыре зелёных бегемотика». Объединяемся в 4 команды. Далее необходимо называть мужские имена на букву А. Побеждает тот, кто назовёт имя последним. При каждом верном ответе своего участника, вся команда должна хлопать и прокричать «Четыре зелёных бегемотика». Кому отвечать, определяет ведущий, т.е. вожатый! Игра не должна продолжаться более четырёх минут. А победитель получает приз от зелёного бегемотика: большие аплодисменты!
|
Конёк дня!
| А знаете ли вы, что самым опасным зверем в Африке считают вовсе не льва или крокодила, а бегемота! Пасть бегемот может открыть на 120 см. Крик бегемотов сравним со звуком колонки на рок-концерте, очень громкий! А еще у бегемотов очень мощная кожа, толщина – более 3 сантиметров. Почему мы с лошадей перешли на гиппопотамов? Да всё просто! Гиппопотам – в переводе «речная лошадь»! Не заставляйте своих вожатых превращаться в бегемотиков и кричать в 15 децибел! Слушайтесь, он же хороший и добрый! Хорошего дня!
|
Уличная программа «Три Д» проводится на 3-й или 4-й день смены. Цели игры: развитие физических навыков, совершенствование творческих способностей сплочение коллектива.
| Форма проведения - комбинированная, т.е. объединение нескольких форм – уличного квеста и конкурса рисунков. Организационный порядок проведения. Отряд объединяется в три команды. Первая команда – «Дизайнеры», вторая команда – «Детективы», третья команда – «Дознаватели!». Условие игры: необходимо нарисовать (изобразить) тот объект, который спрятал руководитель игры.
|
Определяются задачи для групп: «Детективам» - найти предмет по подсказкам, «Дознавателям» - выяснить, каким образом необходимо нарисовать предмет (каким цветом и пр.)
| А задача группы «Дизайнеры» - изобразить данный предмет (цветными мелками на асфальте) и придумать рекламный слоган. Предметы имеют отношение к здоровому образу жизни. Вопросы и задания представлены в Приложении. На создание рисунка отводится полчаса. Подведение итогов осуществляют волонтёры, а также педагоги-организаторы, сотрудники отдела детского творчества.
|
|
Хорошие советы от хорошей девочки, которые позволят отлично организовать игровую программу
«Три Д»
| Уважаемый Иван Иванович!
1. Распределите нас по группам заранее!
2. Не опаздывайте вместе с нами!
3. Сходите к руководителю игры, спросите, что надо сделать, чтобы победить! По-моему, это называется консультацией!
4. Настроить на игру – необходимое условие! Уделите этому хотя бы 30 секунд утреннего разговора!
|
Вредные советы от вредного мальчика, которые позволят уличную программу «Три Д» сделать самой низко рейтинговой
|
Уважаемая Мария Ивановна!
1. Во время игры развивайте в нас самостоятельность: мы поиграем, а вы тоже можете поиграть. У вас же столько много игр на телефоне!
2. «Детективам» и «Дознавателям» вместо спортивной обуви предложите шлёпанцы, тапки и сланцы! Пусть с детства приучаются быть юными десантниками, а то в кроссовках все могут…
|
|
Колесо обозрения!
|
1. Творческое задание «Парк Z». Положение о конкурсе представлено ниже.
2. Кружки.
3. Экскурсия «Кайзеровский мемориал».
4. Соревнования по настольному теннису.
5. Дискотека.
|
Карусель задач
| Раскрытие творческого потенциала подростков, развитие индивидуального стиля в их социально значимой деятельности; формирование творческого мышления путем реализации соответствующих заданий, культурно-массовых дел, креативных упражнений; поддержка социально значимых инициатив, выработка ценностных ориентиров, развитие эстетического вкуса; организация отдыха и оздоровления детей с целью восстановления и укрепления их физических сил.
|
|