![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шаг третий. От триадного человека – к триадному социуму
В статье[250] Анны Фенько, написанной на основании работ известного специалиста по социологии религий, профессора Вашингтонского университета Родни Старка, показаны параллели, наблюдаемые при распространении среди людей на первый взгляд абсолютно разных объектов: религиозных воззрений, с одной стороны, и потребительских товаров и услуг – с другой. Вы уже наверняка догадались, существует еще одна, третья сфера человеческой активности, где используются аналогичные методы продаж (навязывания предпочтений). Те, кто читал труды классика маркетинга Филиппа Котлера, знают, что одни и те же маркетинговые приемы используются как для стимулирования сбыта потребительских товаров и услуг, так и для продвижения политических фигур – кандидатов на различные выборные должности. Таким образом, можно сопоставить не два, а все три вида человеческой деятельности – в сфере Экономики, Политики и Идеологии (Религии), и показать, что во всех трех случаях люди примерно одинаково реагируют на одинаковые стимулы, ловятся на одни и те же крючки. Для нас же такое сопоставление будет полезным в качестве еще одной иллюстрации существования трех независимых сил, формирующих социальную триаду, – Экономики, Политики, Идеологии.
Заметка на полях. Не могу не отметить следующий психологический нюанс. В те редкие минуты, когда сижу перед экраном телевизора, во время очередной демонстрации рекламного блока я не ленюсь дотянуться до пульта и выключить звук. Однако, хотя со дня публикации обсуждаемой статьи прошло более десяти лет, ее приводимые ниже подзаголовки, представляющие собой куски рекламных речовок из давно прошедших рекламных кампаний, по-прежнему являются для меня легко узнаваемыми. И всякий раз, прочтя название главы – начало рекламного слогана, я непроизвольно слышу его услужливо всплывающую в моей памяти концовку.
Итак, опишем нехитрый набор приемов, которые «пушеры»[251] от бизнеса, политики и религии используют для того, чтобы поглубже залезть в наши многострадальные неглубокие карманы и/или мозги. Одни товары ненадолго появляются на рынке для того, чтобы быстро и незаметно с него исчезнуть, в то время как другие не только долго не сходят с прилавков, но порой даже дают толчок для появления у потребителей новых потребностей, ранее у них не наблюдавшихся. На планете существует более десятка тысяч религиозных движений. Помимо успешных проектов с узнаваемыми брендами есть те, что, едва появившись на свет, исчезли, не оставив следа. Есть и другие, после долгого периода забвения приобретающие широкую известность и популярность. Так же как среди политических лидеров есть настоящие динозавры, представители древнейших типов ментальности, и есть участники новой политической волны, круто идущие вверх в рейтингах политической популярности. Не так-то просто понять причины подъема популярности того или иного религиозного течения и объяснить падение к нему интереса. «Никто и никогда не приходил к вере через библиотеку, – утверждает Родни Старк, – хотя позднее люди могут утверждать, что так именно и было. Они не лгут, а просто заблуждаются, проецируя на прошлое свои более поздние занятия».
|