Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добукварный период






Мы читаем по слогам

Комплекс игр и упражнений для детей 5 — 7 лет

Пособие для педагогов и родителей



Добукварный период Букварный период

Москва 2006


ББК74.3 К 59

Козырева Л.М.

К 59 Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5—7 лет: Пособие для педагогов и родителей / Л.М. Козырева. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 32 с.

ISBN 5-296-00636-4

Данное пособие входит в комплект «Мы читаем по слогам». В этом издании логопеды, педагоги и родители найдут методические рекомендации по работе с вышеуказанной серией пособий. Рабо­чие материалы данного комплекта помогут отработать и закрепить навык слогового чтения, привлечь внимание старших дошкольни­ков к слогу как к единице чтения.

Предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, гувернеров и родителей.

ББК 74, 3

© Козырева Л.М., 2006.
©Оформление. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
ISBN 5-296-00636-4


ПРЕДИСЛОВИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий серии «Мы читаем по слогам». В него входят:

- Комплекс игр и упражнений для обучения чтению детей

5 - 7 лет;

- «Слоговое домино»*;

- «Слоговые кубики»*;

- « Слоговое лото»*;

- рабочая тетрадь «Составь предложение»*.

Игровые пособия серии «Мы читаем но слогам» адресо­ваны педагогам, приступающим к обучению грамоте стар­ших дошкольников. Цель пособий — закрепить у детей навык слогового чтения, предупредить неправильную ус­тановку детей на побуквенное чтение, привлечь их внима­ние к слогу как единице чтения. Такая методика не про­тиворечит методике обучения чтению аналитико-синтети-ческим способом Эльконина Д.В., Горепкого В.Г., и не яв ляется альтернативной традиционным методикам обуче­ния грамоте.

Придерживаясь основных принципов системы обучения чтению Д.Б. Эльконина (продолжительный добукварный период работы над развитием навыков звукового и звукобук-венного анализа, использование игровых приемов, работа над развитием фонематического слуха), автор настоящих пособий хочет подчеркнуть значимость работы над развити­ем слогового анализа и синтеза. При обучении чтению имен­но развитый слоговой анализ сможет затормозить появление так называемого побуквенного чтения, избавиться от кото­рого детям бывает очень трудно.

Буквы как картинки ребенок может запомнить достаточ­но рано, но практического применения это знание не полу­чит до тех пор, пока у него не сформируется осознанное от­ношение к слову. Ребенок начнет читать только тогда, когда

* Отмеченные звездочкой материалы представлены в виде отдельных приложений (изданий).

3


звуковая оболочка слова перестанет быть прозрачной для него. У детей это происходит в разные возрастные сроки, но считается, что к 4 — 4, 5 годам у нормально развивающегося ребенка спонтанно возникает способность вычленять звук из слова. В это время, проводя игры на отработку навыков зву­кового и слогового анализа, можно показывать букву, соот­ветствующую выделяемому звуку в слове.

Самым ответственным моментом в обучении чтению яв­ляется начальный этап — этап слогового чтения. Дело в том, что алфавитное название букв, как гласных, так и соглас­ных, не всегда используется при чтении. В разных позици­ях в слоге буквы читаются по-разному. Одну ошибку можно сразу предупредить, если заучивать согласные буквы, не употребляя алфавитного названия, а называть буквы фоне­тически кратко: [М], [Л], [П] и т.д. Все эти трудности нужно осознавать и ответственно подойти к чтению слогов и слов с йотированными гласными.

Легче научить детей читать обратные слоги типа AM, УК, ЮР и т. д, в которых на первом месте стоит гласная буква, а за ней — согласная. Гласная произносится своим алфавитным названием, а к ней присоединяется соглас­ная, звучащая фонетически. Другое дело — прямой слог, то есть такой, в котором согласная буква стоит на первом месте, а за ней следует гласная. Даже если ваш ребенок знает только фонетическое название согласной буквы и не будет читать слог МА как МЭ — А, ему надо будет пока­зать образец чтения слога с йотированными гласными бук­вами, чтобы у него не получилось вместо МЯ — МЬЯ. Чте­нию прямых слогов обязательно надо учить с помощью сло­говых таблиц, в которых одна согласная буква последова­тельно прочитывается со всеми гласными, причем, глас­ные располагаются парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Э — Е. Дошкольники усваивают разницу в чтении твердых и мяг­ких слогов практически, проводить звуковой анализ слов с буквами Я, Е, Ю, Ё ни в начале, ни в середине слова не нужно. Задача родителей дошкольника — научить ребен­ка правильно читать слоги различной структуры с этими «опасными» буквами. В школе будет показано несоответ-

4


ствие между звуками и буквами и объяснено, почему нельзя читать МЬЯ, если слог МЯ.

Сформировать у ребенка внутреннюю мотивацию к чте­нию, желание читать самому, а не только слушать образцо­вое чтение взрослых, можно с помощью игровых приемов. Нужно создать такую игровую ситуацию, в которой чтение стало бы средством, необходимостью, органично включалось в игру. В этом Вам помогут материалы данного пособия.


ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Последовательность обучения навыкам слогового анализа и синтеза

Работа по развитию навыка слогового анализа слов состо­ит из нескольких этапов. Ребенка учат:

- правильно делить слова на слоги (произносить слова по слогам);

- выделять тот или иной слог из слова на слух;

- проводить звуковой анализ получившегося слога (из ка­ких звуков состоит, какой первый звук, какой второй);

- обозначать слоги буквами, то есть переходить к чтению.

Как видно, операции анализа (разъединения) и синтеза (соединения) используются неразрывно, так как обучение грамоте — процесс двуединый: письмо требует навыков ана­лиза (писать нужно букву за буквой в нужной последователь­ности), чтение — навыков синтеза, слияния звуков в слоги, а слогов — в слово. Секрет чтения состоит в том, чтобы про­износить звуки не изолированно, а слитно с остальными, со­ставляющими слово. Первоначальное слияние осуществля­ется на уровне слога.

Представленная далее система работы по обучению чте­нию с опорой на слоговой анализ требует соблюдения ука­занной последовательности в предъявлении заданий.

1.1. Деление слов на слоги с опорой на вспомогательные средства

Хотя слог является единицей артикуляции и произно­сится во время одного толчка выдыхаемого воздуха, скан­дированное произнесение слов в речевой практике не встре­чается. Нужно создать игровую ситуацию, требующую по-слогового произнесения слов. Для отработки данного навы­ка можно поиграть в игру «На стадионе», во время которой две группы болельщиков будут поддерживать свои коман­ды, выкрикивая по слогам их названия и одновременно от­хлопывая ритм: «Тор-пе-до!», «Ди-на-мо!» и т.д. Выиграет


та команда, болельщики которой дружнее и чётче выкри­кивали название.

Следующие игры сочетают речь с движением, что способ­ствует развитию двигательных навыков, координации дви­жений.

Игра «Друг за другом»

Цель. Отработка произношения слов по слогам, обогаще­ние словарного запаса по заявленной теме.

Ход игры

Играющие становятся друг за другом перед размеченной на квадраты дорожкой (до 5 квадратов). На старте берут кар­тинки и рассматривают их. По очереди слитно произносят название предмета, изображенного на картинке, а затем на­чинают шагать по квадратам вперед, делая один шаг в каж­дый квадрат и одновременно называя по слогам слово-назва­ние картинки. Если ребенок правильно разделил слово на слоги, он получает столько фишек, сколько слогов было у него в слове. Если на старте ребенок не знает названия кар­тинки, он берет следующую, но у него отнимается одна фиш­ка. Прошагав по квадратам и получив фишки, ребенок ста­новится в конец колонны и ждет своей очереди. Каждый уча­стник сможет пройти по квадратам несколько раз, в зависи­мости от количества приготовленных картинок и числа уча­стников. В конце игры подсчитывается количество набран­ных очков и объявляется победитель. Чтобы дети не расте­ряли фишки, можно изготовить табло и на него выставлять фишки или цифры (параллельно будет проходить закрепле­ние цифр и начало обучения первоначальному счету).

Игра «У кого длиннее дорожка»

Цель. Отработка послогового произношения слов, акти­визация словаря детей по заданной теме.

Ход игры

Дети становятся у старта и по очереди шагают по расчер­ченным квадратам вперед, делая один шаг-квадрат на каж­дый произнесенный слог слова. Ведущий предлагает детям


придумать и назвать слова по какой-либо лексической теме, например, «Цветы», «Птицы» и т. д. Разметка квадратов помогает определить победителя (выигрывает тот, кто смог произнести наиболее длинное слово и оказался впереди всех) и показывает, сколько слогов в произнесенном слове. Напри­мер, по теме «Цветы» выиграют те дети, которые вспомнят названия из 4 слогов: не-за-буд-ка, ко-ло-коль-чик, — и про­играют те, которые произнесут слова из 3 слогов: ро-маш-ка, ва-си-лек, или из 2 слогов: ро-за, пи-он.

Игра «Отхлопай слоги в слове»

Цель, Обучить детей делить слово на слоги с опорой на вспомогательные средства (отхлопывание).

Ход игры

Ведущий показывает картинку, произносит слово-назва­ние слитно, не деля на слоги. Играющий должен отхлопать это слово, не произнося его вслух. За каждое правильное выполнение дается очко (фишка). Выигрывает тот, у кого в конце игры будет больше очков (фишек).

Для игры следует подбирать слова из разного количества слогов, от 1 до 5. Подряд нельзя предъявлять слова с одина­ковым количеством слогов. С целью развития словаря стоит подбирать слова по определенной теме.

Примерный список слов по разным темам, которые мож­но использовать в описанных выше играх:

Деревья: акация, баобаб, береза, вяз, дуб, ель, ива, каш­тан, кедр, кипарис, клен, липа, лиственница, осина, ольха, рябина, саксаул, сосна, тополь, туя.

Цветы: алоэ, астра, василек, виктория, гвоздика, жасмин, ирис, кактус, календула, каллы, клевер, колокольчик, кувшин­ка, лаванда, ландыш, лилия, лотос, лютик, мак, мальва, марга­ритка, медуница, мимоза, настурция, незабудка, одуванчик, орхидея, пион, подснежник, резеда, роза, ромашка, сирень, тысячелистник, фикус, флокс, хризантема, черемуха, эдельвейс.

Овощи: баклажан, горох, дыня, капуста, картофель, ку­куруза, лук, морковь, огурец, перец, помидор, редиска, репа, редька, тыква, укроп, фасоль, чеснок.

8


Фрукты, ягоды, плоды: абрикос, авокадо, айва, ананас, апельсин, арбуз, брусника, виноград, вишня, голубика, еже­вика, желудь, земляника, киви, клюква, кокос, костяника, малина, морошка, облепиха, смородина, черника, черешня, шиповник.

Зоопарк: броненосец, варан, бегемот, барс, гепард, дель­фин, еж, енот, жираф, зебра, зубр, кенгуру, крокодил, лев, леопард, муравьед, носорог, нутрия, обезьяна, пони, слон, тапир, тигр, утконос, хамелеон, черепаха, шимпанзе, ягуар.

Дикие животные наших лесов: белка, бобр, бурундук, волк, горностай, заяц, кр*.." ", лиса, медведь, рысь, соболь, хорь.

Птицы: аист, воробей, вертишейка, ворон, ворона, выпь, галка, глухарь, голубь, горихвостка, грач, гриф, гусь, дро­фа, дятел, жаворонок, журавль, зимородок, иволга, киви, клест, колибри, кукушка, куропатка, ласточка, лебедь, орел,;.инлин, пеликан, петух, поползень, пингвин, рябчик, сини­ца, снегирь, сова, сойка, сокол, соловей, сорока, страус, сыч, тетерев, трясогузка, удод, утка, фазан, филин, фламинго, цапля, чайка, чибис, чомга, ястреб,

1.2. Различение на слух и по представлению односложных и двусложных слов

Настольная игра «Собери четыре»

Цель. Научить детей различать на слух односложные и дву­сложные слова.

Ход игры

Играют двое. У игроков цифры 1 или 2 (по одной у каждо­го). У ведущего картинки, названия которых содержат или один, или два слога. Ведущий показывает картинки каждо­му игроку по очереди. Игрок должен вслух произнести сло­во и определить, содержит ли слово нужное количество сло­гов. Если слово не подходит, картинка кладется вниз, для повторного предъявления. Выигрывает тот, кто первым со­берет четыре картинки с нужным количеством слогов. Примерный картинный материал для игры:

Рыбы: сом, линь, карп, карась, окунь, плотва, щука.

9


Птицы: гусь, чиж, стриж, выпь, чайка, сова, цапля, гал­ка.

Звери: лев, тигр, морж, еж, лиса, олень, кошка, зебра. Деревья: дуб, клён, ель, кедр, ива, сосна, тополь, ясень. Плоды: лук, гриб, боб, мак, арбуз, дыня, слива, орех. Игрушки: мяч, шар, танк, слон, кукла, мишка, совок, об-

РУЧ.

Мебель: стол, стул, шкаф, пуф. диван, кровать, кресло, комод.

Игра «Кто больше соберет картинок»

Цель. Научить детей различать на слух односложные и двусложные слова.

Ход игры

У игроков цифры 1 и 2 (у каждого по две цифры). У веду­щего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех сосчитал слоги в слове и поднял соответствующую цифру. Игра про­должается до тех пор, пока не закончатся картинки для предъявления. Затем подсчитывается количество картинок у каждого игрока. Выигрывает тот, кто собрал больше кар­тинок.

Игра «Наведи порядок»

Цель. Научить различать одно- и двусложные слова по представлению.

Ход игры

Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в назва­ниях, и цифры 1 и 2. Задача играющих — как можно быст­рее разложить картинки на две группы, в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигры­вает тот, кто быстрей и с меньшим количеством ошибок спра­вится с заданием.


1.3. Различение на слух и по представлению односложных, двусложных и трехсложных слов

Настольная игра «Собери четыре»

Цель. Научить детей различать на слух односложные, двусложные и трехсложные слова.

Ход игры

Играют трое. У игроков цифры 1, 2 или 3 (по одной у каж­дого). У ведущего картинки из одной лексической темы, на­звания которых содержат один, два или три слога. Ведущий показывает картинки по очереди каждому играющему. Иг­рок должен вслух произнести слово и определить, содержит ли слово нужное ему количество слогов. Если слово не под­ходит, картинка кладется вниз, для повторного предъявле­ния. Выигрывает тот, кто первым соберет четыре картинки с нужным количеством слогов.

Примерный картинный материал для игры.

Животные дикие: лось, волк, рысь, бобр, лиса, медведь, соболь, белка, куница, бурундук, горностай, ондатра.

Животные (зоопарк): лев, зубр, тигр, слон, зебра, жираф, тюлень, шакал, кенгуру, бегемот, носорог, леопард.

Животные домашние: кот, конь, як, мул, коза, овца, сви­нья, осёл, корова, собака, нутрия, верблюд.

Птицы: грач, дрозд, клест, выпь, аист, дятел, сова, галка, сорока, ворона, ласточка, воробей.

Деревья: кедр, дуб, клен, ель, сосна, ива, тополь, липа, береза, осина, рябина, баобаб.

Цветы и травы: мак, мох, флокс, рдест, роза, кактус, лан­дыш, астра, ромашка, гвоздика, василек, лилия.

Еда: сыр, торт, суп, хлеб, масло, сало, вафли, пирог, мо­локо, колбаса, конфеты, шоколад.

Одежда и украшения: плащ, шарф, бант, брошь, платье, шуба, бусы, брюки, рубашка, перчатки, сарафан, запонки.

Посуда: нож, ковш, таз, бак, стакан, ложка, чашка, вил­ка, солонка, кастрюля, тарелка, самовар.


Игра «Кто больше соберет картинок»

Цель. Научить детей различать на слух односложные, дву­сложные и трехсложные слова.

Ход игры

У игроков цифры 1, 2, 3 (у каждого по три цифры). У ве­дущего картинки (можно использовать набор из предыдущей игры). Ведущий показывает картинку и называет ее, а дети поднимают цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Картинка вручается тому, кто раньше всех определил количество слогов и поднял нужную цифру. Игра продолжа­ется до тех пор, пока есть картинки для предъявления. За­тем подсчитывается количество картинок у каждого игро­ка. Выигрывает тот» кто собрал больше картинок.

Игра «Наведи порядок»

Цель. Научить различать односложные, двусложные и трехсложные слова по представлению.

Ход игры

Каждому играющему выдается набор картинок из одной лексической темы, но с разным количеством слогов в назва­ниях картинок, и цифры 1, 2 и 3. Задача играющего — как можно быстрее разложить картинки на три группы под циф­ры в зависимости от количества слогов в словах-названиях картинок. Выигрывает тот, кто быстрей и с меньшим коли­чеством ошибок справится с заданием.

1.4. Различение односложных, двусложных, трехсложных и четырехсложных слов

Настольная игра «Один, два, три, четыре»

Цель. Учить делить слова на слоги и подсчитывать коли­чество слогов в каждом слове.

Ход игры

У игроков карточки с цифрами от 1 до 4 и карточки с кар­тинками (по 4 картинки на каждой карточке). Все картинки на карточках относятся к одной лексической теме, напри-

12


мер, цветы, и содержат разное количество слогов: 1, 2, 3 и 4 слога. У ведущего цифры от 1 до 4. В процессе игры ведущий поднимает цифру, а дети называют предметы, нарисованные на картинке, по слогам, считают количество слогов в каж­дом слове и закрывают карточкой-цифрой соответствующую картинку.

Выигрывает тот, кто быстрее закрыл свои картинки.

Примерные листы с картинками для игры:

Овощи: лук, репа, огурец, кукуруза.

Цветы: мак, роза, ромашка, колокольчик.

Деревья: вяз, липа, береза, акация.

Птицы: грач, дрофа, ворона, жаворонок.

Животные: волк, белка, горностай, броненосец.

Одежда: шарф, брюки, рубашка, комбинезон.

1.5. Выделение последнего слога из слова на слух

После того как ребенок будет уверенно произносить слово любой слоговой структуры по слогам, можно привлекать его внимание к отдельным слогам в слове. Легче всего выделя­ется последний слог в трехсложном или четырехсложном слове, так как имеющаяся опора из начальных двух или далее трех слогов помогает угадать, какое слово задумано, и пра­вильно его закончить. Данный вид работы легко предъявлять устно, в сочетании с движениями.

Игра «Закончи слово» (с перекидыванием мяча)

Цель. Выделение последнего слога из слова, расширение словарного запаса по заявленной теме, развитие слухового внимания, координации движений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал