Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия и термины






Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

(1 час)

1. Предмет микроэкономики. Применение и границы микроэкономической теории.

2. Методы микроэкономического анализа.

Литература

С. 6-25; 6, с. 1-43; 7, с. 17-18; 26, с.6-18; 14, Т. 1, с. 13-35; 26, с. 6-16; 27, с. 5-15].

Темы рефератов и докладов

  1. Функции и графики в микроэкономическом анализе.

Литература для написания рефератов

1. (7, с. 33-37; 23, с. 25-30);

Ключевые понятия и термины

Микроэкономика, предмет микроэкономики, проблема выбора, рациональное экономическое поведение, рациональный выбор, предельный (маржинальный) анализ, функциональный анализ, равновесный подход, экономическая модель.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы цели микроэкономического анализа, и может ли он рассматриваться в качестве универсального средства исследования экономической жизни?

2. Проблема выбора в экономике – это следствие различий в предпочтениях или вопрос, касающийся целевой функции?

3. Если родители помогают своим детям, то можно ли отнести их поведение к рациональному?

4. В чем специфика предельного анализа, и какова его роль в и исследовании экономических явлений?

5. Модель – это отражение некоторых, но не всех, сторон реальной действительности, следовательно, модель никогда не отражает реальность во всей ее полноте. Допустимо ли в этом случае применение моделей? Возможно ли обойтись без них в теоретическом исследовании?

Тема 2. Теория поведения потребителя

Занятие 1 (1 час)

1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).

2. Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.

3. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства.

Занятие 2 (2 часа)

1. Графическая интерпретация равновесия потребителя.

2 Изменение цены товара и сдвиги бюджетной линии. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса.

3. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии. Кривая «доход-потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые Энгеля.

4. Эффект дохода и эффект замещения. Совокупный эффект изменения цены.

Литература

С. 26-58; 6, с. 120-157; 7, с. 103-160; 24, с. 426-449; 27, с. 20-47; 28, с. 41-65; 41, с. 71-120; 50, с. 370-376; ].

Темы рефератов и докладов

1. Классификация потребительского спроса по Х. Лейбенстайну.

2. Законы и кривые Энгеля.

3. Выбор потребителя и проблема риска.

Литература для написания рефератов

1. (21, с. 304-325); 2. (14, с. 125-128; 18, с. 115-126); 3. (8, с. 250-258, 13, с. 208-249).

Ключевые понятия и термины

Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, общая полезность, кардиналистский подход, ординалистский подход, равновесие потребителя, аксиома полной упорядоченности, аксиома рефлективности, аксиома транзитивности, кривая безразличия, карта кривых безразличия, предельная норма замещения, бюджетное ограничение, бюджетная линия, индивидуальный спрос, кривая «цена-потребление», кривая индивидуального спроса, кривая «доход-потребление», кривые Энгеля, эффект дохода, эффект замещения, совокупный эффект, рыночный спрос, кривая рыночного спроса.

Вопросы для обсуждения

1. Всегда ли реальный потребитель действует в рамках конкретного бюджетного ограничения?

2. Каковы основные цели и ограничения поведения потребителя в рыночной экономике?

3. Почему маржиналистский подход к проблеме полезности и ценности получил распространение только во второй половине 19 в., хотя идеи субъективного истолкования ценности появились гораздо раньше?

4. Объясните, почему кривые безразличия должны иметь отрицательный наклон. Что подразумевает положительный наклон кривых безразличия?

5. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?

6. Если кривые безразличия потребителя – прямые линии, имеющие такой же отрицательный наклон, как и бюджетная линия, существует ли единственная комбинация товаров, максимизирующая полезность?

7. Предположите, что вы потратили весь ваш бюджет на два товара. Используйте анализ кривых безразличия, чтобы показать невозможность того, чтобы оба товара были некачественными.

8. Как соотносятся эффект дохода и эффект замещения для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?

9. Почему эффект замещения всегда выражается в увеличении покупок подешевевшего товара?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал