Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 13. Общественные блага
(1 час) 1. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. 2. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага. 3. Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Предложение общественных благ через кооперацию товаропроизводителей. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Литература [5, с. 354-368; 6, с. 430-447; 7, 548-560; 24, с. 658-663; 27, с. 311-333; 28, с. 310-321; 33, с. 741-745; 43 с. 659-669; 44, с. 298-323; 48, с. 40-65, ] Темы рефератов и докладов 1. Городские улицы как пример перегружаемого блага. 2. Альтернативные издержки производства общественных благ. Литература для написания рефератов 1. (7, с.573-575); 2. (31, с.76-78). Ключевые понятия и термины Конкурентность (соперничество), исключаемость, чистое частное благо, чистое общественное благо, общее благо, исключаемое благо, кривая спроса на чистое общественное благо, проблема «безбилетника», социальное количество общественного блага, оптимальный объем общественного блага, перегружаемое общественное благо, величина перегрузки, клубные блага. Вопросы для обсуждения 1. Сопоставьте характерные особенности чистого частного блага и чистого общественного блага. Подтвердите свои рассуждения примерами. Все ли имеющиеся блага являются либо чистыми частными, либо чистыми общественными благами? 2. Чем различаются кривые спроса на чистое общественное благо и на чистое частное благо? 3. Почему в рыночной экономике объем выпуска общественного блага может быть меньше эффективного? При каких условиях производится эффективный объем выпуска общественного блага? 4. Производство каких общественных благ – перегружаемых или исключаемых – более вероятно отдельными фирмами? 5. Почему государство обеспечивает предложение некоторых благ, например, образования, которые не являются общественными? Тема 14. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА (2 часа) 1. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен. 2. Общественный выбор в условиях прямой демократии. Модель медианного избирателя. 3. Общественный выбор в условиях представительной демократии. Парадокс голосования. 4. Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм, логроллинг. 5. Модель бюрократии. Теория поиска политической ренты. 6. Политико-экономический цикл. Проблемы эффективности государственного вмешательства в экономику. Литература [ 5, с. 369-393; 6, с.448-467; 7, с. 560-570; 24, с.683-692; 27, с. 336-367; 28, с. 342-361; 43, с. 669-678; 48, с. 13-39, с. 86-140].
|