Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции, направления и отрасли прокурорской деятельностиСтр 1 из 17Следующая ⇒
НЕ ЧИТАТЬ ПО ДРУГОМУ УЧЕБНИКУ – ТОЛЬКО ПОД ред. ЕРГАШЕВА Функции – это ключевая правовая категория, раскрывающая и объясняющая содержание, структуру и пределы деятельности органов Прокуратуры РФ. В русском языке под функцией понимается – работа проводимая органом, обязанность или круг деятельности. Функция прокуратуры – это обусловленный публичным предназначением и установленный гос-вом круг ее специфической деятельности с определенным предметом ведения и способами воздействия. В соответствии с ФЗ о «Прокуратуре РФ» можно выделить неск.функийпр-ры. Ст. 1 – надзорная функция за исполнением закона. Т.о. 1 функция – надзорная функция прокурора за соблюдением КРФ и исполнением законов действующих на тер-ии РФ. 2 функция – ф-я содействия осуществлению правосудия. Практически 95% дел рассматривается с участием прокурора 3 функция – организационная ф-я – координация прокуратуры в деят-ти правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также организация работы в самой прокуратуре. Это основные 3 функции. Все остальные, указанные в различных учебниках, их нет. Защитной функции у прокуратуры нет – т.к. прокуратура не защищает, а содействует восстановлению прав. Функции подразделяются на направления деятельности, а направления на отрасли. Направления деятельности – форма выражений функций, ее составляющая часть, область деятельности прокуратуры, характерная определенным предметом и методом, определенными задачами, правомочиями и правовыми средствами. Направления деятельности по отношению к функциям носит вторичный характер. Направление может состоять из одной или нескольких отраслей. Отрасль – понятие более узкое чем направление. Отрасль – есть часть направления, участок деятельности прокуратуры с характерным предметом деятельности, методом, задачами, полномочиями и правовыми средствами. Отличительным признаком как направления так и отрасли может быть также поднадзорный субъект. По отношению к отрасли направление вторично и явл-ся ее составляющей. Разграничение данных понятий по признаку наличия или отсутствия структурного подразделения в органах прокуратуры неверно. По приведенным выше признакам можно выделить 10 направлений прокуратуры. 3 надзорных направления: 1- Общенадзорные 2- Уголовно-процессуальные 3- Исполнительные 3 направления содействия осуществлению правосудия: 1- Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел 2- Участие пр-ра в рассмотрении судами гр-х дел 3- Участие пр-рав арбитражных дел 4 организационных направления: 1. Координация правоохранительных органов по борьбе с преступностью 2. Участие пр-ров в правотворческой деятельности (оно происходит опосредованно, поскольку прокуратура не имеет законодательной инициативы) 3. Международное сотрудничество 4. Организационное обеспечение деятельности прокуратуры Все направления подразделяются на отрасли. К общенадзорным направлениям относятся отрасли: 1. надзор за исполнением законов 2. надзор за соблюдением прав и свобод ч-ка и гр-на В уголовно-процессуальном направлению: 1. надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД 2. надзор за органами дознания. 3. надзор за органами следствия. К исполнительному направлению: 1. Надзор за исполнением законов судебными приставами 2. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений исполняющих наказания и другие меры принудительного хар-ра назначенные судом и иными компетентными органами. К уголовно-процессуальному направлению функции содействия осущ-ю правосудия относятся след.отрасли: 1. Участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел 1-й инстанции 2. Участие прокуроров в рассмотрении дел кассационной инстанции 3. Участие прокуроров в рассмотрении судами дел в надзорной инстанции Деятельность органов прокуратуры состоит из надзорных и ненадзорных функций. 4.современная концепция пр-го надзора в РФ 11.09.13г. Тема 2. Правовые основы орг-иидеят-ти прокуратуры. В соответсвии со ст.3 ФЗ «О Прокуратуре РФ» - порядок деят-ти прокуратуры РФ, полномочия прокурора определяются КРФ, Законом о Пр-ре, другими ФЗ-ми, а также м/днымидоговорами ратифицированными РФ. В системе Правовых актов регулирующих деят-ть прокуратуры РФ, особое место занимает КРФ. Ее содержание и значение опр-ся тем, что КРФ регулирует важнейшие общ-е отношения, складывающиеся м/д гр-ном и гос-вом, закрепляет основы общественного строя, а также основополагающие положения орг-ии и деятельности гос-х органов. Правовой статус прокуратуры РФ в КРФ рег-ся ст. 129, устанавливающей, что Прокуратура РФ – есть единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген-му прокурору РФ, определяющий порядок назначения прокуроров на должность, а также закрепляющий положения о том, что полномочия, орг-я и порядок деят-ти прокуратуры РФ опр-ся специальным законом – ФЗ «О Прокуратуре РФ». В соответствии с ч.2 ст. 129 КРФ – Ген. Прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Прокуроры С РФ назначаются Ген. Прокурором РФ по согласованию с Субъектами РФ. В ч.4 ст. 129 КРФ – установлено, что иные прокуроры назначаются Ген. Прокурором РФ. К их числу относятся прокуроры возглавляющие специализированные прокуратуры, прокуроры городов и районов, а также прокуроры не являющиеся прокурорами С РФ. Анализ конституционных норм, регулирующих основы устройства и орг-ю деят-ти прокурорской системы РФ приводит к следующему выводу: КРФ посвятив регулированию орг-ии и деят-ти прокуратуры единственную статью 129, помещенную в главу 7 – Судебная власть – оставила неразрешенными многие вопросы, которые стали почвой для разнообразных дискуссий и мнений. Неопределенность конституционно-правового статуса прокуратуры влечет за собой несовершенство регулирующих ее деят-ть НПА, результатом чего явл-ся противоречащие порой друг другу полномочия органов прокуратуры РФ. Основным НПА в системе правового рег-я орг-ии и деят-т и прокуратуры явл-ся ФЗ «О прокуратуре РФ». Принятие данного з-на в период формирования гос-но-правовых институтов России, как независимого суверенного гос-ва, а также особенности эконом-х, полит-х и других преобразований в РФ обусловили ряд принципиально важных положений ФЗ «О Прокуратуре РФ». Так в тексте з-на: 1. Определено назначение и место прокуратуры в системе гос-х институтов РФ, как самостоятельного и независимого органа, осущ-го надзор за исполнением з-нов; 2. Впервые измененхар-р прокурорского надзора. Если ранее прокурорский надзор трактовался, как высший, что в полной мере соответствовало сущности социалистической системы права, то в период формирования Российской системы права – содержание прокурорского надзора, как всеобъемлющего противоречило бы демократическому принципу разделения властей, положенному в основу механизма построения правового гос-ва. 3. Особое внимание в законе уделяется деят-ти органов прокуратуры РФ в сфере защиты прав и свобод личности. Необходимость смещения центра тяжести в сторону защиты прав и свобод ч-ка и гр-на потребовало значительного законодательного расширения и укрепления деят-ти органов прокуратуры. 4. В законе нашли отражение основные принципы деят-ти органов прокуратуры. Они приобрели статус общеобязательных руководящих начал. 5. Прокуратура определена именно как надзорный орган. Основным ее предназначением явл-ся осущ-е и реализация надзорной функции. 6. Установлено важнейшее требование к органам прокуратуры. Их деят-ть должна осущ-ся строго в рамках КРФ, ФЗ «О Прокуратуре РФ» и других НПА, действующих на тер-ии РФ. Иными словами, получил правовое закрепление принцип ЗАКОННОСТИ, который в деят-ти любого гос-го органа, либо системы органов должен выступать как доминанта над всеми иными руководящими началами, т.е. это основной принцип. В ходе подготовки проекта ФЗ «О внесении изменений и доп-й в ФЗ о Прокуратуре РФ» от 17.11.1995 г. не прекращалась острейшая дискуссия о месте и роле прокуратуры РФ в гос-ве. Именно одним из важнейших оснований для подобного рода полемики и послужило помещение ст.129 КРФ в главу судебная власть.Дополнения внесенные в ФЗ «О Прокуратуре РФ» в 1995 г. сводятся к следующему: 1. Провозглашено приоритетное положение правозащитной направленности деят-ти прокуратуры.. 2. Более четко сформулированы и в ряде случаев расширены пределы прокурорского надзора по его отдельным отраслям 3. Получило распространение сила действия (общего надзора) на представительные (Законодательные) и исполнительные органы власти С РФ. 4. Восстановлена возможность осущ-я координационного рук-вадеят-тью правоохранительных органов направленная на осущ-е мероприятий по борьбе с преступностью 5. Усилены гарантии от политизации прокуратуры РФ. Закреплен принцип полит-й независимости прокуратуры. 6. Нашли отражение соц-е и иные гарантии прокурорским работникам. 7. Обозначены формы участия Ген. Прокурора РФ в рамках м\дного сотрудничества. 8. Уделено особое внимание защите прав и свобод ч-ка и гр-на, включая в закон о прокуратуре РФ соответствующие самостоятельную главы в которой определен предмет надзора и полномочия прокуроров. На момент принятия изменения в ФЗ «О Прокуратуре РФ» в 1999 г. в системе гос-го механизма РФ отсутствовал орган осущ-щий повседневный надзор за соблюдением КРФ. В настоящее время такой надзор осущ-т прокуратура РФ (ст.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ»). Суть изменений внесенных ФЗ-м от 10.11.1999г. «О внесении изменений и доп-й в ФЗ о Прокуратуре РФ» заключалась в следующем: 1) Прокуратура РФ стала органом осущ-щим надзор за соблюдением КРФ, поскольку отсутствие законодательно закрепленного прямого указания на такую обязанность вызывала на практике разногласия по этому вопросу в отношениях различных гос-х структур с ДЛ 2) Были исключены положения определяющие назначения прокуроров на опр-й срок 3) С принятие ФЗ «О судебных приставах» с созданием службы судебных приставов и активной реализацией этой службой своих полномочий, возникла необходимость включить эту службу в число гос-х структур на которых распространяется надзорная деят-ть органов прокуратуры РФ. Однако, изменения внесенные в ФЗ «О Прокуратуре» в 1999 г. предоставили прокурорам возможность осущ-ть надзор за исполнением з-нов судебными приставами не наделил их конкретными полномочиями, строго определенными правовыми ср-вами воздействия, т.е. не установил предмет надзора, надзорные полномочия, перечень актов прокурорского реагирования, которые вправе применять прокурор в случае выявления в деят-ти суд-х приставов нарушения з-на. 4) Был введен новый акт реагирования прокурора – предостережение прокурора о недопустимости нарушения з-на – ст. 25.1 ФЗ «О Прокуратуре РФ». Данным шагом, зак-ль попытался усилить авторитет профилактической деят-ти органов прокуратуры РФ. Тем самым обозначив широту их компетенции направленной на обеспечение законности и поддержание правопорядка. После февраля 1999 г. в ФЗ «О Прокуратуре РФ» продолжали вноситься изменения и дополнения. Наиболее существенные из них: 1. Внесение присяги Ген. Прокурора РФ 2. Выделение из Прокуратуры СК в отдельную структуру 3. Расширение содержания п.1 ст. 6 ФЗ «О Прокуратуре РФ», устанавливающий обязательный хар-р исполнения требований прокурора. 4. Предоставление прокурорам полномочия по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов, с последующим вынесением требования в кач-ве акта прокурорского реагирования – ст. 9.1. ФЗ «О Прокуратуре РФ». 5. Увеличение на 5 лет предельного возраста нахождения на службе в органах прокуратуры прокурорских работников (было 60 лет стало 65 лет) 6. Дополнение содержания ст. 40.2 ФЗ «О Пр-ре РФ» нормой о возложении на прокуроров и прокурорских работников обязанности по предоставлению сведений о своих доходах. Об имуществе и обязательствах имущ-гохар-ра, а также о доходах, имущ-ве, обязат-вахимущ-гохар-ра своего супруга и н\летних детей 7. Расширение кол-ва поднадзорных прокуратуре РФ объектов: полномочия прокуроров распространены на деят-ть по соблюдению КРФ, исп-ю з-нов, а также за законностью издаваемых правовых актов Субъектами осуществления общ-го контроля за обеспечением прав ч-ка в местах принудит-го содержания и о содействии лицам находящимся в местах принудит-го содержания. При этом следует отметить, что на сегодняшний день, безусловно, ФЗ «О Прокуратуре РФ» не отвечает в полной мере потребностям и реалиям общественной жизни. Кроме ФЗ «О Прокуратуре РФ» к правовым основам орг-ии и деят-ти прокуратуры РФ следует отнести: -процессуальное зак-во – это нормы УПК, ГПК, АПК. Особое место в системе нормативных источников правового рег-я орг-ии и деят-ти органов прокуратуры РФ занимают м\дныеп/а ратифицированные РФ. В соответствии со ст.3 ФЗ «О Пр-ре РФ» - орг-я и порядок деят-ти в прокуратуре РФ и полномочия прокуроров опр-ся МД-ми ратифицированными РФ. В соответствии с ч.4 ст. 15 КРФ – «Общепризнанные принципы и нормы МП, МД РФ явл-ся составной частью ее правовой системы». Данная конституц-я норма воспроизведена в преамбуле ФЗ «О Пр-ре РФ». 18.09.13г. Тема 3. Координация прокуратурой дет-ти правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 1.Организационные направления деят-ти прокуратуры. Понятие. Цели. Формы сотрудничества. Координация – важнейшее направление деят-ти прокуратуры, которое никакой другой орган «не потянет». Координация в переводе с лат-го означает – согласование, приведение в порядок, сочетание, соответствие. В русском языке под словом координация следует понимать – взаимосогласование, т.е. установление соответствующего соотношения между определенными действиями конкретных субъектов. Соотношение должно быть целесообразным. Применительно к совместным действиям правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью – координация представляет собой взаимную связь, взаимную поддержку и взаимной согласование, которые осущ-ся в пределах компетенции прокуратуры и правоохранительных органов. Достигается координация путем выработки (разработки) взаимосогласованных решений, мероприятий по совместному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению прест-й, устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечение виновных лиц к установленной законом отв-ти. О координации говорят опр-е положения, изложенные в КРФ, ФЗ «О пр-ре РФ», Положением «О координации деят-ти правоохранительных органов по борьбе с преступностью» утв-м Указом Президента РФ от 18.04.1999 г. № 567. Прокуратура РФ координирует органы: - правоохранительные органы по борьбе с преступностью. Так какие именно органы??? Ответ: те органы которые борятся с преступностью - т.о. это все органы где есть следствие, дознание, и которые поддерживают обвинение //полиция, ФСБ, МЧС (потому что есть органы дознания), ФСКН, суд.приставы, СК, СК при ОВД, таможенные органы, ФСИН. Координацию правоохранительных органов по борьбе с преступностью проводят все прокуратуры включая Ген.Прокуратуру. но каждая прокуратура координирует деят-ть по борьбе с преступностью на своем уровне. Т.е. Ген.Прокурор координирует высшее звено правоохранительных органов которые борются с преступностью. Прокуратура С РФ – осущ-т координацию правоохранительных органов уровня С РФ (областной, краевой, республиканский и т.д.) занимающийся борьбой с преступностью //мин-ва, управления, и т.д. Прокуратуры низового звена прокурорской системы (городов, районов) осущ-т координацию деят-типравоохр-х органов по борьбе с преступностью низового звена – районного, городского звена, но в том случае если город не явл-ся С РФ //ГФЗ – Москва и СПб. Выражение координации в практической деят-ти прокуратуры: Оптимальная модель координационных связей должна быть закреплена в Указе Президента РФ, и она должна обеспечивать: 1)совместный анализ состояния преступности на поднадзорной территории или обслуживаемой тер-ии. 2)разработка совместно с учеными с ФГОВ и ОГВ С РФ, ПО и ИО в С РФ и на местах, положений, мероприятий по борьбе с преступностью. Важнейшими ее организац-ми формами явл-ся: 1)Обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью на поднадзорной тер-ии, 2)Подготовка координац-х совещаний и контроль за исполнением принятых на этих совещаниях решений. Координация деят-типравоохр-х органов по борьбе с преступностью проводится на основе след-х принципов: 1)законности 2)равенства всех участников координации при постановке вопросов, внесения предложений, разработки рекомендаций и мероприятий; самостоятельности каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему зак-вом РФ полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий, а также гласности при условии не противоречия требованиям действующего зак-ва Практика прокурорской деят-ти сформировала основные формы такого взаимодействия: 1)Проведение координац-х совещаний, 2)обмен инф-й по борьбе с преступностью, 3)совместные выезды в регионы для проведения согласованных мероприятий, 4)изучение и распространение положит-го опыта, 5)создание следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования конкретных преступлений. 6)проведение совместных мероприятий по повышению квалификации лиц занимающихся борьбой с преступностью //дознаватели, следователи, рук-ли след-х групп и т.д. 7)оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безоп-ти в процессе деят-ти по борьбе с преступностью 8)издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и иных организационно-распорядительных документов, направленных на борьбу с преступностью. 9)выпуск совместных бюллетеней или сборников и других информационных изданий, 10)разработка и утверждение согласованных планов координационной деят-типравоохр-х органов по борьбе с преступностью. ЭКЗ!!!! Выбор форм координации определяется ее участниками исходя из существующей конкретной обстановки на обслуживаемой тер-ии. В большинстве регионов РФ постоянно действует следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования особо-тяжких, особо-опасных преступлений. Одним из основных форм координации явл-ся совместный анализ насущных проблем, которые, как правило, обсуждаются на координац-х совещаниях. Большое значение для координации имеет повышение квалификации работников занимающихся борьбой с преступность. 25.09.13г.
|