Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная политика России по преодолению неравенства доходов населения
Социальную политику можно понимать как законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях. Она предполагает наличие: 1) общественно поддерживаемой социальной доктрины (в идеале – сформулированной в официальных программных документах; 2) конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства; 3) институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства; 4) организационной структуры мониторинга и контроля; 5) ресурсов для реализации предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат, при этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. В настоящее время в РФ на эти цели оценивается 350 млрд. рублей. Большая часть этой суммы, а именно, 250 млрд. руб. расходуется по следующим конкретным направлениям: - по Федеральному закону " О ветеранах" - 25, 1% всей суммы; - по Закону РФ " О реабилитации жертв политических репрессий" - 1, 1%; - по Указу Президента РФ " О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей." - 0, 3%; - по Закону РФ " О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 2, 7%; - по Федеральному закону " О социальной защите инвалидов в РФ" - 19, 8%; - по Федеральному закону " О статусе военнослужащих" - 6, 9%; - по нормативным правовым актам, регулирующим льготы, пособия, компенсационные выплаты, предоставляемые на детей - 33, 6%; - по законам, регулирующим размеры пособий, компенсационных выплат, стипендий учащимся, студентам, аспирантам, докторантам, безработным, беженцам и др. - 9, 8%; - по законам, регулирующим предоставление льгот судьям и работникам правоохранительных органов - 0, 7%. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 месяц, час работы). В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Федеральным законом №106-ФЗ от 1.06.11г. по 31.12.12 гг. вводится новый минимальный размер оплаты труда – 4611 рублей. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы. В 2012 году трудовые пенсии в России получают 37 миллионов человек. С учетом февральского повышения (на 7 процентов) средний размер трудовой пенсии достигнет 9, 8 тысячи рублей. Социальные пенсии получают почти 3 миллиона человек. Ежемесячные денежные выплаты - 16, 6 миллиона льготников. С 1 апреля 2012 года трудовые пенсии выросли на 3, 41 процента. Социальные пенсии, которые назначаются тем, у кого нет пяти лет трудового стажа, увеличились на 14, 1 процент. Также Пенсионный фонд РФ сделал новый расчет по ежемесячным денежным выплатам (ЕДВ), которые получают инвалиды и другие федеральные льготники: ЕДВ проиндексированы на 6 процентов. Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров). В основе применяемого в России с 2007 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста. Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения. Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных. Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46, 1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13, 2, налоги и сборы – 2, 7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности. Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности: - I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума; - II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета; - III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета. - IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета; - V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения. Помимо централизованных законов о поддержке малоимущих слоев населения, существуют региональные программы. В Пермском крае, например, снижена плата за проезд для пенсионеров и инвалидов, надбавка к заработной плате (губернаторская премия), жилищные субсидии молодым семьям, выдача льготных кредитов семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим в селах, губернаторские надбавки к пенсии и др. Во многом помощь таким группам населения, как пенсионеры, студенты, инвалиды, матери-одиночки зависит от органов местной власти, заинтересованных и сочувствующих, либо наоборот, проявляющим равнодушие к малоимущим. Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.
|