Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Проверка домашнего задания
1. Упр. 18 проверяется в классе у доски. Схемы рисуются на доске, примеры записываются под схемами: 1) суффиксальный: берез к а — береза, бел оват ый — белый, дуб — дуб ок (окончание нулевое); 2) приставочный (окончание не отмечено, значит, это может быть только наречие, так как деепричастия не образуются приставочным способом): не легко — легко, на верх — верх; 3) приставочно-суффиксальный. под оконник — окно, за городный — город; 4) сложение: златоглав ый, глаз о мер; 5) сложение: корн е плод, каш е вар; 6) сложение с одновременным присоединением суффикса: чист о плотн ый, сладк о ежк а. 2. Упр. 20 — взаимопроверка; формулировка правила правописания приставок пре- и при- — вслух. 3. Упр. 23 — взаимопроверка; выборочная проверка у доски (трудные случаи).
II. Повторение темы «Лексика и фразеология» 1. Теоретические вопросы: — Что такое лексика? — Что изучает лексикология? — Какие лексические разряды слов вы знаете? (Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, устаревшие слова, неологизмы. В сильных классах ученики знают, что такое паронимы, омофоны, омографы, диалектизмы, профессионализмы.) — На какие группы делятся устаревшие слова? (Архаизмы — устаревшие слова, вышедшие из общего употребления, обозначающие существующие понятия; применяются в поэтической речи: очи (глаза), ланиты — (щёки), чело (лоб). Историзмы — слова, обозначающие устаревшие понятия, отсутствующие в современном языке: конка (трамвай на конной тяге), ямщик (возница, кучер на ямских, почтовых лошадях), рядчик (наниматель рабочих).) — Что такое фразеологизм? На какие группы делятся фразеологизмы? (Книжные: датьслово, честь имею, держать ответ; разговорные: совать нос, набить карман, подложить свинью.) 2. Сообщения учеников о лексических разрядах слов. 3. Практические задания: 1) Упр. 24 — устно. 2) Определение лексического значения слов, многозначности — упр. 25. Можно дать задание по вариантам: каждому ряду (или варианту) — подготовить одно из трех заданий упражнения на 3-4 минуты, после чего проверить в классе. I часть. Слова, употребленные в переносном значении: ушла, глубокое (молчание), царствовало. II часть. Лексические значения: загорелись — здесь: ярко расцвели; озябли — замерзли; лепечут — здесь: шелестят. III часть. Идет — 1) выражение согласия; 2) выражение соответствия, гармоничности; 3) выражение протяженности; 4) выражение движения; 5) выражение стремления. Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными. Например, свежий — чистый (снег), яркий (цвет), бодрый (человек), последний (репортаж, материал в газете); оставить — лишить чего-нибудь (оставить без работы), удалиться, уйти (оставить пост), поделиться чем-либо (оставить кусочек торта сестре), прекратить, перестать (Ах, оставьте!).) 3) Закрепление понятия о неологизмах. Упр. 27: на выполнение задания 2-3 минуты, после чего обсуждаем примеры в классе и записываем лучшие. (Примеры слов, появившихся в языке в последние годы: саммит, спонсор, дискета, хакер, сканер. Примеры предложений: Спонсор — лицо или организация, финансирующее какое-либо мероприятие как с целью его поддержки, так и с целью саморекламы. Хакер — это человек, хорошо знакомый с компьютерными технологиями, он незаконно «взламывает» системы защиты секретных данных, иногда просто для «развлечения». Сканер считывает изображение и переводит его в память ЭВМ.) 4) Закрепление понятия о синонимах. Упр. 29 (устно; обратить внимание на стилистическую окраску слов), 30 (устно ответить на вопросы, записать предложения или словосочетания). 5) Закрепление понятия о фразеологической системе языка Упр. 31 (устно). Упр. 34 разобрать в классе, после чего выполнить письменно. Упр. 32 выполнить письменно по вариантам (по 4 предложения) с последующей взаимопроверкой и обсуждением в классе.
|